Тема: «Мягкий знак – показатель мягкости согласного звука».
Цель: уточнить представление учащихся о мягком знаке как знаке обозначения мягкости согласного на письме, формировать умение различать твердые и мягкие согласные звуки, совершенствовать навыки звуко-буквенного анализа слов.
Задачи урока:
Образовательная: закрепить представления учащихся о способах обозначения на письме мягкости согласных звуков; формировать навык смягчения согласного звука мягким знаком в конце слова.
Развивающая: развивать речь учащихся, орфографическую зоркость, образное и логическое мышление, слуховую память, внимание.
Воспитательная: создать условия для формирования необходимых учебных навыков: дисциплинированности, усидчивости, умения работать в парах; воспитывать чувство товарищества, аккуратность при выполнении работы.
УУД:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.
Познавательные: общеучебные – владеют начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»;
логические – умеют осуществлять сравнение, анализ, синтез, обобщение; устанавливать аналогии и причинно-следственные связи; строить рассуждения.
Коммуникативные: учитывают разные мнения и стремятся к координации различных позиций в сотрудничестве
Тип урока: открытие нового знания
Оборудование: ноутбук, проектор.
Раздаточный материал: карточки для работы в парах, листы для самооценки.
Ход урока.
1. Эмоциональный настрой
Мы спокойны,
Мы внимательны,
Мы активны!
-Мы вместе и у нас всё получится!
- У вас хорошее настроение? Вы готовы к работе? Тогда – в путь, за знаниями.
2. Актуализация знаний
1) –Какое время года наступило? Почему? (Стало холодно)
Трудно зимой лесным жителям.
Я приглашаю вас на лесную поляну, в гости к нашим героям … А как их зовут вы догадайтесь сами (загадки)
· Он из леса вышел снова,
Не олень и не корова.
Повстречаться нам пришлось,
Познакомтесь это... (Лось)
· Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето. (Заяц)
Лось и заяц очень любят играть в слова, давайте и мы поиграем (на доске заготовлены карточки со словами).
2) На доске слова: мёд, ряд, рис, люк, мел
- Что общего во всех этих словах? (Слова односложные, обозначают предмет, первый согласный звук мягкий).
- Ребята, а почему же у нас в словах первые согласные звуки мягкие (после них следуют гласные, указывающие на мягкость предшествующего согласного звука)
3) Чистописание
- Запишите из этих слов буквы, которые указывают на мягкость этих согласных на письме? (ё, я, е, и, ю появляются на доске).
- Какая еще буква обозначает мягкость предшествующего согласного звука?(ь)
3. Постановка учебной задачи
- Вот какие слова записали наши герои на снегу
лос сол пен (под словами картинки)
- С какой проблемой они столкнулись? (не знают мягкого знака; не знают, что смягчить согласную можно и мягким знаком)
-Давайте вспомним, зачем в словах пишется мягкий знак? (для обозначения мягкости согласного)
— Как вы, ребята, думаете, какая тема сегодняшнего урока
— Опираясь на тему, сформулируйте цели нашего урока. Используйте слова, записанные на экране:
Вспомним: (что мы знаем о букве мягкий знак?)
ь – показатель мягкости согласного звука, звука не обозначает
-
для
чего служит Ь (ь указывает на мягкость предшествующего согласного звука)
Познакомимся:
-может менять смысл слова.
-пишется в середине слова между двумя согласными
Научимся: писать слова с Ь
4. Планирование достижения цели
— Чтобы достичь этих целей, нам нужно будет пройти нелёгкий путь.
-По какому маршруту мы пойдём?
— Чтобы вам было легче запомнить путь, перед каждым из вас лежит маршрутный лист (дублируется на доску). На нем вы будете отмечать свои достижения.
-Как вы отметите свою работу? (на доску вывешиваются смайлики)
5. Решение учебной задачи.
-Итак, вы готовы подняться на первую ступеньку.
- Мы будем исследовать слово. Послушайте, какое описание составила я:
«Это вещество белого цвета, сыпучее, необходимо для приготовления супов, салатов. Это лакомство любит есть лось» (соль)
- Проведём исследование слова - соль по плану (звуко-буквенный анализ слова).
1. Назовите слово
2. Запишите это слово так, как мы его слышим (у доски записывает слово Казанцев Костя).
Как обозначить мягкость согласного звука на письме, если после него нет гласных е, ё, ю, я, и? Какие есть предположения? (написать мягкий знак)
3. Запишите слово правильно в тетрадь (соль).
4. Укажите, сколько букв в слове соль, сколько звуков. Почему?
(ь звука не обозначает)
Аналогично запишите в тетрадь: пень, лось (в тетради)
· На доске и в тетради: [сол’] соль, 3 зв, 4 б.
[пен’] пень, 3 зв, 4 б.
[лос’] лось, 3 зв, 4 б.
Возврат к словам зверей (с ошибками).
Вывод:
-Для чего же нужен мягкий знак?(для обозначения мягкости согласного)
- Почему звуков меньше, чем букв? (ь звука не обозначает)
- Откройте учебник на стр. 124 и прочитайте правило. Наши выводы верны?
— В маршрутном листе на первой ступеньке оцените свою работу по анализу слова (смайлики)
6. Физкультминутка
- А теперь давайте отдохнём. Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.
Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, хор.
7. Закрепление. (Работа в паре)
1)- У вас на столах лежит кроссворд. Вставьте правильно слова, которые обозначают такие предметы (картинки на слайде: 1-Галка, 2-галька, 3-угол , 4-уголь)
-Какие слова получились? Что заметили? (слова различаются звучанием, написанием)
Когда мы добавляем к словам угол, галка - ь, то что меняется.
Вывод: мягкий знак может изменить лексическое значение слова,
пишется в середине слова между двумя согласными
2) Давайте поиграем! У меня на доске слова (+ картинки для помощи), попробуйте изменить их значение, добавив ь (ел – ель, банка – банька, мел - мель)
Вы молодцы! У вас всё получилось. Я думаю, что это потому, что вы были с товарищем.
В маршрутном листе оцените свою работу.
8. Работа по учебнику.
- Ребята, вернемся к нашему учебнику. Стр. 124, упр. 202.
Рассуждения ребят на тему «хорошие качества».
- Запишите пословицу «Скромность всякому к лицу» по памяти. Что еще нам нужно сделать по заданию? (отметить букву, не обозначающую звука). Мы уже знаем, что это… (ь)
Посмотрите на свою классную работу в тетради. Грамотно ли вы все сделали, были допущены ошибки? Оцените её в маршрутном листе.
9. Рефлексия
По какой теме мы работали?
-Каков результат нашей деятельности?
-Какой звук обозначает буква ь?
-Что показывает буква ь?
-В маршрутном листе напишите букву ь на вершине знаний.
- Оцените свою работу. Нарисуйте на маршрутном листе в окошке ИТОГ тот смайлик, который соответствует вашему знанию (пояснение на доске).
-Поднимите руку, кто не понял (грустный смайл);
-Кто понял, но допусти ошибки, проанализировал и исправил (нейтральный смайл);
-Кто понял (весёлый смайл).
-Молодцы, ребята! Мы были вместе и у нас всё получилось. Спасибо за работу!
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.