"Русский язык может быть интересным."
Оценка 4.8

"Русский язык может быть интересным."

Оценка 4.8
Документация
docx
русский язык
5 кл—9 кл
03.11.2023
"Русский язык может быть интересным."
Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится 20-50% времени. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета. Методика русского языка в коррекционной школе VIII вида широко опирается на данные психологии умственно отсталого ребенка. Психологические исследования познавательных процессов и особенностей речевого развития учащихся помогают определить оптимальные пути обучения русскому языку, предусмотреть возможные трудности, отобрать материал, дифференцированно спланировать приемы работы, виды заданий. Цель данной статьи – показать возможности использования занимательности на уроках русского языка как средства, обеспечивающего мыслительную, эмоциональную и поведенческую активность учащихся.
статья.docx

«Русский язык может быть интересным».

 (Эффективные формы образовательной работы с детьми с ОВЗ).

Автор: Брысина Светлана Владимировна учитель русского языка МБОУ школы «Надежда» г. Коломны Московской области.

Аннотация.

Русский язык является одним из основных предметов в специальной коррекционной школе VIII вида. В зависимости от года обучения на овладение навыками письма, чтения, устной речи учебным планом отводится 20-50% времени.

Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Методика русского языка в коррекционной школе VIII вида широко опирается на данные психологии умственно отсталого ребенка. Психологические исследования познавательных процессов и особенностей речевого развития учащихся помогают определить оптимальные пути обучения русскому языку, предусмотреть возможные трудности, отобрать материал, дифференцированно спланировать приемы работы, виды заданий. Цель данной статьи – показать возможности использования занимательности на уроках русского языка как средства, обеспечивающего мыслительную, эмоциональную и поведенческую активность учащихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимание к занимательности я объясняю тем, что она зажигает «огонёк любознательности» (Сухомлинский В.А.), делает учение увлекательным, приносящим радость, а, следовательно, эффективным.  Занимательность я вижу не в развлекательности, а в подборе таких заданий и дидактического материала, которые своей необычностью, новизной стимулируют познавательную деятельность.

Учить светло, радостно, без принуждения и надрыва. Возможно ли это? Ведь ещё древние римляне говорили, что корень учения горек. Но зачем же учить с горькими слезами тому, чему можно выучиться с улыбкой? Если интересно построить урок, корень учения может изменить свой вкус. Попробовала я прежде всего изменить стиль общения со школьниками. Убедилась, что почти всегда можно найти способ перехитрить этих упрямцев: не строгостью, а лаской, уместной шуткой, сказкой, не повышая голоса, а переводя их шалости в нужное русло.

Итак, терпение + терпимость + безусловное приятие любого ребёнка. Работа в коррекционной школе заставила меня глубже изучать психофизические особенности учеников. Внимание и запоминание слабые, особенно, если учение не захватывает. Значит, надо вводить в урок игры, игровые ситуации, занимательные задания. Всегда легче запомнить то, что интересно. Игра необходима и для снижения психических и физических перегрузок. Если ученик очень эмоционален и впечатлителен, не может переносить с достоинством даже маленькое поражение – не надо злоупотреблять разного вида соревнованиями, а главное – двойками. Воля и сознательность у детей развиты слабо. Но стоит ли их обвинять в этом? Даже если все вокруг – и учителя, и родители – будут твердить: «Ты должен!», - всё равно очень скоро наступит или охранительное торможение (будет дремать), или возбуждение (будет тормошить соседа, вертеться). Тут надо сменить вид работы, провести игру, физминутку. Дети чрезмерно подвижны, не могут спокойно высидеть на уроке и десяти минут – значит, надо давать выход их энергии в физминутках.  У них повышенная утомляемость – не перегружать беседами, однообразными заданиями, чаще менять виды деятельности.

Учителя коррекционной школы знают, что приходится иногда по многу раз повторять с учащимися один и тот же материал по грамматике и всё же он остаётся неусвоенным. В чём же причина? Одна из причин просматривается очень хорошо. Дети не видят опасности.  Для того чтобы научить видеть, где возможная ошибка, нужна строгая научная основа преподавания (языкознание + психология + методика). Нужны знания и понятия фонемы и умение различать её сильные и слабые позиции в слове. Но – увы! – нам бы разобраться со звуками и буквами…  О научной методике остаётся только мечтать.

Например, выработка навыка правописания безударных гласных: не чувствуя ударения, ученики не обнаруживают безударную гласную и не видят опасности (при которой надо искать проверочное слово). Вспоминается шутка:

- Вова, сколько раз мы говорили, что если сомневаешься, какую гласную писать, ставь её под ударение. Почему слово река ты написал через и?

 - А я не знал, что именно в этом месте надо сомневаться.

Несколько минут тренировок на каждом уроке русского языка позволят в дальнейшем развить навык обнаружения безударной гласной. Необходимо использовать и различные приёмы, рассчитанные на механическое запоминание зрительного образа слова.  Из своего школьного детства помню несколько рифмовок, помогающих усвоить грамматические правила, и не стыжусь, что порой до сих пор пользуюсь ими на практике. (Если гласная вызвала сомнение, ты её немедленно ставь под ударение). Мнемоника (система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти за счёт искусственных ассоциаций) была раньше очень популярна. Но потом её как-то забыли. А жаль! Ну какой вред может принести предложение, взятое из старого учебника: КОСтя пришёл в КОСтюме, а ПАвел в ПАльто.   Пусть мнемоника служит орфографии, помогая детям в усвоении правил и трудных слов. Почему бы не использовать на уроках рифмованные упражнения, грамматические сказки? Вообще при изучении слов, правил хорошо использовать и слух, и зрение, и руку (т.е. письмо).

Стихотворная форма словарного материала (весёлые стихи, рифмованные упражнения, правила в стихах и т.д.) хорошо влияет на выработку оптимального темпа и ритма речи, исподволь развивая интерес к стихам, поэзии, русскому языку. Орфографически насыщенные рифмованные упражнения могут служить фоном для более сложной работы (выписать в два столбика существительные и глаголы, написать письмо по памяти).

Психологами доказано, что знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными – это мёртвый груз.

Ученик на уроке пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их. Занимательность может быть задана неожиданной для учащихся постановкой или формулировкой вопроса, созданием проблемной ситуации, необычной формой ведения урока (путешествие в сказку, опрос в виде интервью и т.д.) Надо только найти золоту середину: не усложнять – дети не поймут, не упрощать, облегчая учение – дети будут искать лёгкие пути.

Одним из наиболее эффективных путей снятия нервной и физической перегрузки учащихся является введение яркого, эмоционального учебного материала. Таким материалом могут быть русские народные и авторские загадки. Воспитательные и образовательные возможности загадок неисчерпаемы: загадки формируют любовь к родному языку, развивает находчивость, пробуждают интерес к меткому народному слову. Воспитывать любовь к учебному предмету – значит воспитывать интерес к нему. А когда учиться интересно – легко учиться, хочется учиться.


 

Русский язык может быть интересным»

Русский язык может быть интересным»

Внимание к занимательности я объясняю тем, что она зажигает «огонёк любознательности» (Сухомлинский

Внимание к занимательности я объясняю тем, что она зажигает «огонёк любознательности» (Сухомлинский

Почему бы не использовать на уроках рифмованные упражнения, грамматические сказки?

Почему бы не использовать на уроках рифмованные упражнения, грамматические сказки?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.11.2023