«Русский национальный герой Иван Сусанин»
Оценка 4.7

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

Оценка 4.7
Разработки уроков
doc
музыка
3 кл
21.02.2018
«Русский национальный герой Иван Сусанин»
Разработка урока музыки для 3 класса на тему:«Русский национальный герой Иван Сусанин» по программе В.В. Алеева, Т. Н. Кичак. Цель урока: Формирование умений раскрывать образы Защитников Родины в опере Задачи: Образовательные - познакомить учащихся с содержанием оперы М.И.Глинки «Иван Сусанин» Развивающая – развитие музыкального мышления у учащихся; ладо- высотного слуха, чувства ритма. Воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине, уважительно относиться к творчеству русских композиторовЦель урока: Формирование умений раскрывать образы Защитников Родины в опере
attachment_1389765194.doc
Муниципальное бюджетное  общеобразовательное учреждение             "Средняя общеобразовательная  казачья  школа"                с. Знаменка, Нерчинский район, Забайкальский край                 Разработка урока музыки                                     для 3 класса на тему:             «Русский национальный герой Иван Сусанин»                      по программе  В.В. Алеева, Т. Н. Кичак.                                                                                                                            Составила:                                         Учитель музыки:                                       Трушина Светлана Юрьевна Цель урока:              Формирование  умений   раскрывать образы Защитников  Родины в опере Задачи:   Образовательные ­  познакомить учащихся с   содержанием оперы   М.И.Глинки «Иван Сусанин»  Развивающая –  развитие музыкального мышления у учащихся; ладо­ высотного слуха, чувства ритма.  Воспитательная – воспитание у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине, уважительно относиться  к творчеству русских композиторов Термины урока:  тенор , контральто , бас, эпилог ,  Мариинский театр , речитатив,  либретто.  Ход урока “За отчизну не жаль и жизни отдать…” К. Ф.Рылеев. Иван Сусанин. Организационный момент ­Сегодня на уроке, мы продолжим знакомиться с творчеством великого русского композитора  М.И. Глинки. Вспомните, с какими произведениями композитора мы познакомились на прошлом уроке?  (Ответы детей)  Актуализация знаний.  Что же такое опера?  Ответы детей.  Показ на слайде презентации ­  Опера­ род музыкально­драматического произведения, основанный на синтезе  слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где  музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем  действия. Литературной основой оперы является либретто... Открытие  нового знания.  Работа по теме урока.  Как же появилась самая  патриотичная опера нашей страны? Сообщение  1 ученика­ Опера "Иван Сусанин" Другое   название   оперы   "Жизнь   за   царя"   (под   таким   названием   состоялась премьера оперы), ее первоначальным названием было все же "Иван Сусанин". Оно   сохранялось   весь   репетиционный   период   и   только   за   неделю   до представления   оперы   по   просьбе   Глинки   и   с   высочайшегo  е.и.в.   Николая  I соизволения   была   переименована   в   "Жизнь   за   царя"   (название   это   было придумано   поэтом   Нестором   Кукольником).   Фигурировало   еще   одно   ее название ­ "Смерть за царя". Опера в четырёх действиях  с эпилогом (семи картинах); либретто Г. Розена (в советский период по идеологическим соображениям С.М. Городецким либретто было искажено с полной утратой исторической правды). Первая постановка:  Петербург, 9 декабря 1836 года, Мариинский театр. Действующие лица: Иван Сусанин, крестьянин села Домнина (бас), Антонида, его   дочь   (сопрано),   Ваня,   его   приемный   сын   (контральто),   Богдан   Собинин, ратник, жених Антониды (тенор), Начальник польского отряда (бас), Вестник (тенор), Начальник русского отряда (бас). Крестьяне и крестьянки, ополченцы, польские паны и паненки, рыцари.  Место   действия:   село   Домнино,   Польша,   Москва   (в   эпилоге).   Время действия: 1612­1613 годы. Опера посвящена подвигу Ивана Сусанина, ценой своей жизни спасшего  юного царя Михаила Романова.  Запись в тетради терминов­  тенор , контральто , бас, эпилог , Мариинский театр Сообщение  2 ученика­ Краткое содержание Крестьянин Иван Сусанин узнает, что его боярина Михаила Романова собор ставит   на   Царство.   Тем   временем   поляки   вынашивают   коварный   план покорить   Россию,   захватив   царя   Михаила   Романова   в   плен.   Поляки появляются у дома Ивана Сусанина и требуют, чтобы их проводили к царю. Иван Сусанин притворно соглашается. А про себя думает: "Пойду, пойду. Их заведу в болото, в глушь, в трясину, в топь". Среди болот, когда поляки поняли, что их обманули, они забили Ивана Сусанина до смерти, но и сами не смогли выбраться. Эпилог.  Толпы   народа   в   праздничных   платьях   медленно   проходят   по сцене. Звучит знаменитый гимн "Славься, славься, Святая Русь". Михаил   Романов   находился   как   раз   в   Костроме   в   Ипатьевском монастыре,   а   погубил   Иван   Сусанин   захватчиков   в   костромских   болотах. Теперь это Сусанинский район Костромской области. Слайд презентации­ "­Как бы по волшебному действию вдруг создался план целой оперы, и мысль противопоставить   русской   музыке   ­   польскую;   наконец,   многие   темы   и   даже подробности разработки ­ всё это разом вспыхнуло в голове моей". М.И. Глинка. Слушание: Ария Сусанина из оперы «Иван Сусанин» М. И. Глинка Анализ произведения. Разбор текста арии.          (Речитатив. Величественно.)  Чуют правду!  Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести! (Певуче.) Ты взойдёшь, моя заря!  Взгляну в лицо твоё, последняя заря. Настало время моё! Господь, в нужде моей ты не оставь меня!  Горька моя судьба!  Ужасная тоска закралась в грудь мою, терзает сердце скорбь…  Как страшно тяжело на пытке умирать… Ты придешь, моя заря!  Взгляну в лицо твоё, последний раз взгляну… Настало время моё!  В тот горький час!  В тот страшный час!  Господь, меня ты укрепи, ты укрепи!  Мой горький час, мой страшный час, мой смертный час!  Ты укрепи меня!  Мой смертный, мой смертный час! Ты укрепи меня! ­ Русские композиторы нередко использовали в своих сочинениях колокольные звоны. Михаил Иванович Глинка не исключение.  ­Вспомните,     в   конце   его   оперы   "Иван   Сусанин",   которая   заканчивается   на Красной   площади   праздником   победы   над   врагом,   звучит   хор.   Мы   с   вами   его слушали  на прошлом уроке. Назовите его название. Ответы детей. (Хор. «Славься») Слушание:  хор "Славься" из оперы М.Глинки "Иван Сусанин" Как вы думаете, с какой целью композитор использовал колокольный звон? Дети:   Хотел   показать   могущество,   силу,   величественность   России, непокорный дух русского народа, а также гордость за русских людей. Показ на слайде презентации. ­Колокола нередко подвергались суровым испытаниям. В 1591 году по приказу русского царя Бориса Годунова был снят и лишен "языка" Угличский колокол, оповестивший народ о гибели его сына царевича Димитрия. В 1771 году по указу Екатерины второй та же участь постигла набатный колокол Московского Кремля за то, что призвал народ к восстанию.  У колоколов тяжелая судьба, как и всего русского народа ­ колокола истязали, вырывали им "языки", брали в плен, переплавляли на оружие. На Руси колокольным звонам приписывалась способность изгонять нечистую силу, отводить грозу, исцелять болезни. Не случайно в доме у многих из вас можно встретить небольшие колокольчики. Музыкально ритмическая разминка. Имитация движений звонаря. (под звуки колокола) ­ В начале урока мы познакомились с новым термином­ либретто. Литературной основой оперы   и является либретто.  Показ  на слайде Либр тто  большого вокального (и не только) сочинения, светского или духовного характера,  например, оперы, балета, оперетты, оратории, кантаты, мюзикла. Это же краткое содержание.   (запись в тетради)  (из итал. libretto «книжечка», «книга») — литературная основа  ее Распевание Разучивание русской народной песни «Сусанин» Исполнение песни:  «Защитники Отечества» ­ повторение      Рефлексия. Составление синквейна на слово­ патриот ,  патриотизм , герой. Примеры­  Патриот Смелый, отважный  Любит, защищает,  охраняет свою страну Патриотом должен быть каждый! Защитник Герой храбрый, решительный Защищает, не боится, любит Отчизну Достоин  уважения и  наследования Верноподданный Итог:  Что нового узнали на уроке? Как вы понимаете, что такое патриотизм? В чем патриотичность   русского   крестьянина   Ивана   Сусанина?   В   чем   патриотичность музыки М.И. Глинки?  Д/З  поучить слова песни ,найти примеры подвига И. Сусанина в разных видах искусства                                             Источник: Музыка . 3 класс. Учебник / В. В. Алеев. ­8­е изд, стереотип.­  М. :Дрофа.  2014 г.

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»

«Русский национальный герой Иван Сусанин»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.02.2018