Групповая работа на уроке русского языка в 10 классе по теме "Средства художественной выразительности"
повторить известные учащимся средства языковой выразительности и продолжить работу по распознаванию их в тексте; выявить их роль в организации художественного текста; продолжить работу по комплексному анализу текста.
Образовательные:
Учащиеся должны знать средства языковой выразительности.
Учащиеся должны уметь: распознавать средства художественной выразительности, а также стилистические фигуры, определять их функции и использовать средства языковой выразительности в своей речи.
Групповая работа на уроке русского языка (10 класс)
Работа с текстом для групп
1 группа
«Русские таланты».
Ю. Васильеву
Таланты русские,
откуда вы берётесь?
Оттуда, где весной, припав к берёзе,
не зная ещё этому цены,
пьют сок земли российской пацаны…
И летом, благодатным красным летом,
когда проходят с туесками лесом,
то силу им через ступни босые
передаёт их мать – земля – России.
А эта сила вдруг рождает Разина,
и создаёт «Войну и мир» и радио, и революцией
к дворцам господ
приценивается, и по луне, прищурив глаз, прицеливается!
Таланты русские –
вы гордые таланты.
А гордые таланты –
как тараны.
Они любые стены
Прошибут.
Они в любые беды проживут.
Нам горько – веселим тебя тальянками,
а пляшем так, что боже упаси!
От века дело делают талантливо,
талантливо гуляют на Руси!
Какие б годы ни прошли суровые,
из вас, поля, из вас, леса густые,
к нам будут приходить таланты новые,
и это вечно, как сама Россия.
Е. Евтушенко
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Тема текста.
3. Выпишите художественные средства выразительности, их роль в тексте.
4. Разберите словосочетания:
русские таланты;
припав к берёзе;
красным летом;
прошибут стены;
делают талантливо.
5. Сколько букв и звуков в словах:
берёзе; пьют; босые; земля; любые; себя.
6. Сделайте различные виды разбора:
СЕБЯ1, (К) БЕРЁЗЕ3, ПРОХОДЯТ2, ПРОЖИВУТ3.2 группа
Будь прост, как ветр, неистощим, как море,
И памятью насыщен, как земля.
Люби далёкий парус корабля
И песню волн, шумящих на просторе.
Весь трепет жизни всех веков и рас
Живёт в тебе. Всегда. Теперь. Сейчас.
М. Волошин
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Определите тему текста.
3. Выпишите рифмующиеся слова парами.
4. Расскажите о средствах художественной выразительности и их роли в тексте.
5. В каких словах все согласные звуки звонкие:
а) парус
б) земля
в) море
г) память
6. Разберите словосочетания:
песня волн;
далёкий парус;
шумящих на просторе;
люби парус.
7. Укажите односоставные предложения, их тип и роль в тексте.
3 группа
Каждый год
Говорят, что она каждый год приезжает сюда,
На могилу солдатскую в городе этом неблизком.
И положит цветы, и стоит, вспоминая года,
Что лежат непробудно, как мертвые под обелиском.
Говорят, что покоится тут молодой лейтенант –
Фронтовая любовь, ослепившая сердце когдато.
Он был весел и смел, он имел неуёмный талант...
Летней ночью в округе победно поют соловьи,
Зимней ночью метель дышит с болью, как наша эпоха,
Говорят, ничего нет на свете дороже любви,
А они её отдали всю – до последнего вздоха!
1980 Ю. Поляков
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Тема текста.
3. Укажите художественные средства выразительности, их роль в тексте.
4. Из первой строфы выпишите рифмующиеся слова парами, укажите части речи.
5. Укажите в тексте антонимы.
6. Подберите синонимы к слову ибо.
7. Объясните значение фразеологизма не укладывалась в рамки.
8. Разберите словосочетания:
неуёмный талант; чувство недосказанности;
вспоминая года;
лирическое отступление;
приезжает сюда.
4 группа
Ответ фронтовику
Не обожжённые сороковыми,
Сердцами вросшие в тишину,
Конечно,
мы смотрим глазами другими
На вашу большую войну.
Мы знаем по сбивчивым,
трудным рассказам
О горьком победном пути,
Поэтому должен хотя бы наш разум
Дорогой страданий пройти.
И мы разобраться
обязаны сами
В той боли,
что мир перенёс…
Конечно,
мы смотрим другими глазами.
Такими же,
полными слёз.
1981 Ю. Поляков
1. Выразительно прочитайте текст.
2. Тема текста.
3. Выпишите средства художественной выразительности, определите их роль в тексте.
4. Объясните значение фразеологизма смотреть другими глазами.
5. Подберите синоним к слову конечно.
6. Разберите словосочетания:
знать по рассказам;
победный путь;
дорога страданий;