Русский язык 10 класс Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Название занятия "Лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля. Подстили научного стиля: собственно научный, научно-популярный, учебно-научный. Основные жанры научного стиля: научный проект, доклад, аннотация, рецензия, реферат, тезисы. Тип урока: Совершенствование знаний и способов деятельности. Общие цели: На теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие о роли научного стиля; формировать умение определять лексические, морфологические, синтаксические особенности научного стиля , работать с текстами разных типов речи, стилей и жанров.
Иконка файла материала урок 26.docx
Дата    ____________  Название  занятия Тип урока Общие  цели Результат обучения Предмет: русский язык 10 класс       Урок № 26 Лексические,   морфологические,   синтаксические   особенности   научного   стиля. Подстили  научного  стиля:  собственно  научный,  научно­популярный, учебно­ научный.   Основные   жанры   научного   стиля:   научный   проект,   доклад, аннотация, рецензия, реферат, тезисы. Совершенствование знаний и способов деятельности. На теоретическом материале и материале практических упражнений дать понятие  о  научного   стиля;   формировать   умение   определять  лексические, роли морфологические, синтаксические особенности научного стиля  , работать с текстами разных типов речи, стилей и жанров.  В   ходе   урока   учащиеся  будут   знать  об   условиях   различения   научного   стиля. Покажут умения правильно определять условия употребления . Покажут  навыки работы   индивидуально,   в   парах   при   определении   научного   стиля   и   подстилей. Закрепят  умения  свёртывания   текста   (доклада,   аннотации,рецензии,     реферата, тезисов); работать с учебником, выбирать главное, анализировать, делать выводы. Ключевые идеи Благодаря   применению   инструментов   критического   мышления,   групповой   работе при   изучении   темы,  учащиеся  будут  знать:  лексические,   морфологические, синтаксические   особенности   научного   стиля.   Подстили   научного   стиля. Основные жанры научного стиля   ­ как различать ; будут уметь: ­ давать сравнительный анализ текстов; ­ принимать новую информацию вдумчиво, преобразовывать; ­ ввести поисково­исследовательскую деятельность по материалам учебника; ­ передавать полученную информацию другим учащимся; ­ обобщать материал, полученный от других членов группы, анализировать, делать выводы; ­ составлять тонкие и толстые вопросы; ­ делать выводы и оценивать собственную деятельность через рефлексивную анкету. 1. Алматы «Мектеп»2014 год,З.С.Сабитова. Учебник, дополнительный материал с печатного листа, ИКТ. Источники Материалы и  оборудование Этапы  проведения  занятия Приветствие I.Орг. момент  Действия преподавателя  и действия участников Ход урока Психологический настрой. Находите время для игры – это секрет молодости. Находите время для чтения – это основа знаний. Находите время дружбы – это условия счастья.        Находите время для мечты – это путь к звездам. Находите время для размышлений – это источник силы. Находите время для работы – это условие успеха. Находите время для веселья – это муза души. Находите время для любви – это истинная радость жизни. Целевые  установки и Учитель сообщает тему и цели урока (учащиеся делают записи в тетрадь).  Орфографическая разминка (работа у доски)Элемент, периодическая система, прогрессивный, естествознание, диссертация,  профессор, член­корреспондент, исследование, классификация, интеллигенция,  фундаментальный, монография, эксперимент, эквивалент, объективность,  концепция, авторитет, рациональный. ­ Значение каких слов вам неизвестны? Эквивалент – нечто равноценное другому, вполне заменяющее его. Классификация – система, по которой что­либо классифицировано Концепция – система взглядов на что­нибудь; основная мысль. Естествознание – естественные науки. Науки о явлениях и закономерностях  природы Фундаментальный – основательный, глубокий Монография – исследование, посвященное какому­либо одному вопросу, теме.  Учитель ­ Обратите внимание на эпиграф к уроку (эпиграф записан на доске): “Знать в совершенстве язык – значит владеть его стилями” (Г. Солганик) ­ Как вы понимаете значение выражения “стили речи”? ­ Какие стили речи вам известны? ­ К какому стилю речи относятся слова нашей орфографической разминки?  1. Вызов «ИНСЕРТ».  Учащиеся изучают учебную информацию по теме и заполняют таблицу:   Что знаю о научном стиле? Какие   трудности   испытываю при   определении   научного стиля?   II.Актуализаци я опорных знаний. Вызов «ИНСЕРТ» (КМ)   III. Формирование новых   понятий и способов действий. РАБОТА   В ГРУППАХ. IV. Применение. Формирование основных навыков   умений.    и 2. Работа с учебником. Изучение теоретического материала на стр. 267 §36. «Научный стиль». 1.   ­ Составление учебного конспекта.  2.         РАБОТА В ГРУППАХ (на постерах). 3. Лингвистическое наблюдение на ст. 271, упражнение 473.  Учитель: Чтобы закрепить этот теоретический материал, важно применить его на практике.   Перед   вами   текст   о   Д.И.   Менделееве   –   великом   русском   ученом   – естествоиспытателе.   Вам   необходимо   доказать,   что   он   принадлежит   к   научному стилю, то есть выявить его отличительные признаки, опираясь на ранее полученные знания   и   схему,   предложенную   в   начале   урока.   Запишите   их   в   тетради   (Текст, спроецирован на доску) Дмитрий Иванович Менделеев – русский ученый. Открыл периодический закон  химических элементов. В 1955 году американские физики во главе с Г. Сиборгом синтезировали химический  элемент с порядковым номером 101. Они дали ему название “менделевий” ­ в знак  признания заслуг выдающегося русского ученого. Периодическая система, созданная им уже более 100 лет назад, служит ключом к открытию новых элементов.Периодический закон и периодическая система стали важнейшим вкладом Д.И.  Менделеева в развитие естествознания. Но они составляют лишь часть огромного  творческого наследия ученого. Полное собрание его сочинений – 25 объемистых  томов, настоящая энциклопедия знаний. В научной деятельности ученый видел, по его словам, “первую службу Родине”. Вторая служба – педагогическая деятельность. Многогранной и полезной была “третья служба Родине” ­ на ниве промышленности и  сельского хозяйства. “Посев научный взойдет для жатвы народной” ­ таков был девиз всей деятельности  ученого. Усвоение новых знаний Учитель:   В   научном   стиле   речи   можно   выделить   несколько   подстилей,   или разновидностей. Ознакомьтесь с ними самостоятельно на странице учебника 268 и законспектируйте в виде схемы. (Один ученик выполняет задание на доске, остальные в тетрадях) Учитель: Перед вами на парте тексты. Определите, к какой разновидности научного стиля они относятся, сферу применения, аргументируйте свой выбор. 1. Научная деятельность Менделеева чрезвычайно обширна и многогранна. Среди его печатных   трудов   (более   500)   –   фундаментальные   работы   по   химии,   химической технологии,   физике,   метрологии,   воздухоплаванию,   метеорологии,   сельскому хозяйству, по вопросам экономике, народного просвещения и многим другим. “ Сам удивляюсь, чего только я не делывал на своей научной жизни. И сделано, думаю, недурно”,­ писал в 1899 году М. (Соч., т.25,1952,с.714)   2.Первое   сообщение   об   открытии   закона   и  первое   отражающая   его   таблица были   опубликованы   Д.И.  Менделеевым   в   1869г.   Этот   год   и   считается   годом открытия закона. К   этому   времени   было   достоверно   установлено   существование   63   химических элементов   (какую   часть   это   составляет   от   известных   сейчас?).   И   вопрос   об   их систематике   стоял   очень   остро.   Ученые   разных   стран   искали   закономерности, которые позволили бы объяснить и многообразие элементов, и существование групп сходных по химическим свойствам элементов. 3. Сто пятьдесят лет назад, когда Д.И. Менделеев создал Периодическую систему химических   элементов,   самым   тяжелым   из   них   был   уран.   Радиоактивный   уран присутствует в природе в заметных количествах, его распространенность в земной коре выше распространенности многих “обычных” химических элементов, например, йода.  Химические  свойства урана изучают  уже более 200 лет,  и о них известно, пожалуй, больше, чем о свойствах почти всех остальных металлов и неметаллов с большой периодической системы. Долгое время верхняя ее граница проходила  через уран. Тест (Презентация) Устная самооценка собственной деятельности на уроке. V. Закрепление и проверка знаний. Самостоятельн ая работа. ОцениваниеРефлексия   и оценивание Отвечают на вопросы:  ­ Какая группа работала более эффективно? ­ По каким параметрам вы это определили? ­ В полную ли силу ты сегодня поработал(а)? ­ Кто из членов твоей группы  работал более продуктивно? Почему ты дал такую  оценку?  Этап подведение итогов урока и выставление оценок Учитель: Подводя итог, оцените самостоятельно свою работу и на полях выставьте  оценки за каждый этап нашего урока, подсчитав затем средний балл. Это оценка  результативности нашего урока. Домашнее  задание § 36, упражнение 462, стр. 276 (по заданию)

Посмотрите также