Тема урока Местоимение. Морфологический разбор.
Цели урока Систематизировать знания учащихся о местоимении как самостоятельной части речи, обобщить знания о разрядах местоимения, о склонении личных, возвратных, вопросительных и относительных местоимении . Наблюдение за учениками АВС.
Результаты обучения для учащихся Умеют различать морфологические и синтаксические функции местоимения. Правильно употребляют формы местоимения.
Основные идеи, отработанные по теме урока Навыки самостоятельного обучения, обучения в группе и в паре, оценивание.
Предмет
Тема урока
Цели урока
для
Результаты
обучения
учащихся
Основные идеи,
отработанные по
теме урока
Урок №16 Класс 10
Местоимение. Морфологический разбор.
Систематизировать знания учащихся о местоимении как самостоятельной части речи, обобщить знания о разрядах
местоимения, о склонении личных, возвратных, вопросительных и относительных местоимении . Наблюдение за
учениками АВС.
Умеют различать морфологические и синтаксические функции местоимения. Правильно употребляют формы
местоимения.
Навыки самостоятельного обучения, обучения в группе и в паре, оценивание.
Задания
Вводная часть.
Приветствие.
Психологический
настрой
«Круг радости».
Распределение
обязанностей
членов группы.
Лексическая
работа
Время
3мин
3 мин
Действия учителя
Учитель приветствует учеников, проводит психологический
настрой на урок.
Почему образовали круг? У круга нет острых углов.
Поэтому все хорошие пожелания легко находят своего
адресата.
Так, что бы вы хотели пожелать друг другу?
Учитель предупреждает, что сохранит состав группы
предыдущего урока.
На уроке как всегда мы будем придерживаться наших
правил совмесной работы.
Урок мы проведем в форме популярного телевизионного
жанра – токшоу.
Каково, повашему, происхождение этого слова – токшоу?
Из какого языка оно к нам пришло?
Ток – англ. Talk «разговор, разговаривать, беседа»
Шоу – англ. Show «показывать, смотреть»
Словарь С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой:
Шоу 1. Яркое эстрадное представление. 2. Нечто показное.
Рассчитанное на шумный внешний эффект.
Постараемся, чтобы наш урок получился не столько
показным, сколько полезным и познавательным. Итак…
Действия учеников
Ученики приветствуют
учителя,
образуют круг и говорят друг другу
доброжелательные слова.
Учащиеся вместе с учителем проводят
лексическую работу.Почему местоимение имеет такое название?
Чем отличаются местоимения от этих частей речи?
Сколько разрядов местоимений в русском языке
Вызов
(пробуждение
имеющихся
знаний и интереса
к
получению
новой
информации).
3 мин Обратите внимание на экран. Какие самостоятельные части
речи здесь вы видите? Что вы заметили? Тема нашего урока
прячется здесь.
Да действительно тема нашего урока
местоимением.
Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.
Ответьте на вопросы. За каждый правильный ответ я буду
поощрять вас смайликами и в конце урока посчитаем,
количество смайликов для оценки.
Ребята, прокомментируйте термин «Местоимение».
Почему оно называется местоимением?
связана с
Коммуникативная
ситуация.
5 мин
Осмысление
(получение новой
информации).
10
мин
Какую синтаксическую функцию они могут выполнить?
Назовите разряды местоимений.
К нам на токшоу пришли актеры. Они разыграют для вас
сценку. Любое представление начинается с приобретения
билета. Давайте посмотрим, что творится у нас в кассе.
Внимание на сцену.
В этом диалоге, как вы заметили, не соблюдены правила
этикета.
Словарная работа (Этикет принятый порядок поведения).
Вопрос классу: какие правила нарушил покупатель билета?
Когда и кому мы обращаемся в речевом этикете на «вы»?
Какой мы сделаем вывод по этой сценке?
1группа: Представить особенности склонения личных
местоимений.
2группа: Рассказать о возвратных местоимениях.
Учащиеся по схеме определяют тему
урока.
Местоимение знаменательная часть
речи, объединяющая слова, которые не
называют лиц, предметов, признаков,
количеств, а только указывают на них или
спрашивают о них.
они
Местоимение получили название оттого,
что они употребляются вместо имени
сущ, прил, числ.
В предложении
бывают
подлежащими, дополнениями, как имена
существительные, или определениями,
как имена прилагательные
Разыгрывается диалог двумя учениками:
«У кассы!.
Ты, послушай, дай билет!
Ваше вежливое слово?
У меня такого нет.
Ах, у Вас такого нет?
Не получите билет!
Учащиеся отвечают на вопросы и делают
выводы по этой ситуации.
Спикер каждой группы защищает мини
проек.
Учащиеся внимательно слушают имини
Защита
проектов
стратегией
«Авторский стул».
3группа: Объяснить склонение относительных и возвратных
местоимений.
«Авторский стул».
Составление таблицы "Грамматические особенности
местоимений".
Вам необходимо ее заполнить. Среди выделенных
местоимений есть те, которые изменяются по падежам, есть
неизменяемые, есть те, которые изменяются по падежам, но
не имеют формы именительного падежа. Классифицируйте
их по этим признакам. Заполнив таблицу, сделайте вывод на
основе наблюдений.
Изменяются
по падежам
Неизменяем
ые
оценивают работу в лтстах для
взаимооценивания:
Полно
та
изло
жени
я
Дос
тупн
ость
изло
жен
ия
Офор
млен
ие
презе
нтац
ии
Зани
мат
ельн
ость
№
груп
пы
№1
№2
№3
Изменяются по
падежам, но не
имеют формы
именительного
падежа
При
склоне
нии
изменя
ются
до
неузна
ваемос
ти
(суппл
етивны
е
формы
)
Тебя,
ими
Их
Себе
Цифровой
диктант
5 мин Цифровой диктант
Внимательно прочитайте предложения и
напишите под каждой графой соответствующий
номер предложения.
Учащиеся выполняют задание в тетради,
заполняя таблицу:
С
вопросите
Предложе
ния
с
С
относитСамооценивание
по критериям
2 мин
Работа по тексту
5мин
Критерий:
«5» 79 правильных ответов.
«4» 56 правильных ответов
«3» 4 верных ответа
Менее
внимательно
Записаны высказывания, вам необходимо отметить плюсом,
если высказывание верно или неверно или об этом
высказывании нет информации в этом тексте.
3 верных ответов – изучи тему еще раз
льными
ельными
личными
местомен
иями
Проверяют свою работу по критериям.
Учащиеся читают текст и
плюсом столбики.
отмечают
1.
Высказывания
Вер
но
Нев
ерно
Нет
инфо
рмаци
и
2. Ты – личное местоимение,
подлежащее.
Высшее наслаждение жизни – в
творческом труде.
3. Любить можно то, чему уже
отдал частицу своей души. Чему
– вопросительное местоимение.
4. Стремительными темпами не
развивается сегодня наука.
5. Ежедневно прочитывать книги о
радиофизике.
6. Я хочу тебе посоветовать. Тебе
личное местоимение, дательный
падеж, дополнение.
7. Установи себе правило. Себе –
личное местоимение.
+
+
+
+
+
+
+8. Человек – хозяин своего
призвания.
+
9. Ум дается от природы.
10.Интернет заменяет чтение книг.
3 мин Морфологический разбор местоимений
+
+
Взаимооценивание
(парная работа)
Проверяют работу по критериям.
МОЙ СЕБЯ ОН КАКОЕ
…. Подумайте
Задание 1 группа : Поставьте возвратное местоимение себя
в нужной форме. Обозначьте падеж. Из каких стихотворений
взяты строки?
1. Я памятник воздвиг … нерукотворный…
2. Она кругом… взирает
3. И мне порукой ваша честь,
И смело ей… вверяю…
( ключ: 1. «Памятник» себя Д.п)
2. «Красавица» себя Р.п)
3. отрывок из письма Т.к Онегену себя Р.п)
« Пропавшие Местоимения».
Задание2 группа : Какие местоимения выпали из
текста? Из каких произведений эти строки? Просклоняйте
местоимения по падежам.
1) … друг, Отчизне посвятим Души прекрасные порывы!
2) И я забыл… голос нежный…небесный черты.
3) Друзья…! Прекрасен… союз!
( ключ: Притяжат. Местоимения
1. «К Чаадаеву» мой;5 мин
Игровой момент
Шутке – минутка:
делаем рекламную
паузу, отвечаем на
вопросышутки.
2. «К» твой, твои
3. «Друзьям лицеистам» мои, наши.
Задание 3 группа : Ответьте на вопросы. Переделайте
вопросительные предложения так, чтобы вопросительные
местоимения превратились в относительные. Какие
предложения получились? Синтаксический разбор.
1. Кто написал роман «Евгений Онегин?»
2. Как начинается письмо Татьяны?
Какие произведения Пушкина были переведены Абаем на
казахский язык?
( ключ:1. Мы узнали, кто написал роман « Евгений Онегин)
2. (Вспомните, как начинается письмо Татьяны)
3. Учитель рассказал нам о том, какие произведения
Пушкина были переведены Абаем на казахский язык.
Ребята, вы любите играть?
Чтобы развеяться, давайте поиграем в игру. Только играть
надо с пользой.
1. Какие местоимения читаются одинаково слева направо и
справа налево? (Оно, тот)
2. Какое местоимение, если его прочитать наоборот станет
союзом? (Он – но.)
3. Из какого указательного местоимения можно испечь пирог,
если прибавить 100? (Тесто.)
4. Сын моего отца, но не мой брат. Кто это? (Я сам.)
5. Какие два личных местоимения портят дороги? (Ямы.)
6. Какой газ отрицает личное местоимение? (Неон.)
7. К какому личному местоимению надо добавить не один
год, а года, чтобы получился синоним слова польза? (Вы
года.)
8. Какие местоимения чистые? Вымыты.
9. Какое местоимение требует чистоты? Мой.
А теперь давайте подведём итог нашего урока. Только я хочу
знать мнение вас всех и поэтому предлагаю воспользоваться
Учащиеся отвечают на вопросы.Итог урока.
сигнальными карточками.
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
1.Понравился ли вам урок? (использование сигнальных
карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину; красный – нет.
3.Хотелось бы вам чаще проводить такие уроки?
(использование сигнальных карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
4. Был ли ты на уроке активным? (использование сигнальных
карточек)
Зелёный – да, жёлтый – наполовину, красный – нет.
Учитель обращает внимание ребят на дерево:
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из
вас есть цветы на столе, они разного цвета. Помогите нашему
дереву расцвести разными цветами.
Зеленый – Какая форма работы вам понравилась больше?
Красный – Что вызвало затруднения?
Желтый – О каких местоимениях вы бы хотели узнать на
следующих уроках?
ИКТ, учебник. Карточки с заданиями.
Прочитать правила, выполнить упражнение 176
Рефлексия
«Дерево
достижений» .
и
Источники
оборудование
Последующие
задания и чтение
Учащиеся отвечают на вопросы с
помощью сигнальных карточек.
Учащиеся прикрепляют стикеры на
дерево.