Русский язык 10 класс Морфологические средства выразительности русской речи.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Морфологические средства выразительности русской речи. Цель урока: Образовательные формировать навыки определять виды морфологических средств выразительности; определять их роль в тексте; находить их в текстах художественных произведений, использовать средства выразительности в собственной речи Развивающие развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.
Иконка файла материала 20.docx
Тема: Морфологические средства выразительности русской речи.                 урок 20 Цель урока:  Образовательные    формировать навыки    определять  виды  морфологических средств выразительности;  определять их роль в тексте; находить их в текстах художественных произведений, использовать средства  выразительности в собственной речи Развивающие     развивать мыслительно­речевую деятельность учащихся, умения анализировать,  сравнивать, классифицировать, обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по  раскрытию творческих способностей; по развитию критического, образного мышления; создавать условия  для развития коммуникативных навыков. Деятельность учителя 3  мин. I. Организационный момент. Приветствует учеников,  проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Разделение на  группы по стратегии «Выбери меня» нагляднос ти Деятельность обучающихся Ученики  осмысливают  поставленную  цель. Дети  делятся на  группы с  помощью  наводящих  вопросов  учителя.  Ученики  демонстрируют  свои знания. 10  мин. 15  мин. II. Проверка пройденного материала.  По методу «Мрзговая атака» учитель организует проверку  домашнего задания. Предлагаю вам вспомнить их  А)  Была тишина, тишина, тишина. Вдруг грохотом грома сменилась она. И вот уже слышишь ты, слышишь ты, ты слышишь: Дождик закрапал. закрапал по крыше . Сейчас барабанить он станет, Уже барабанит, уже барабанит. (аллитерация) Б) Умный дурак опасней врага. (оксюморон) В) Они сошлись:     Волна и камень,      Стихи и проза,      Лед и пламень.. (антитеза) Г) Смотри, какой дом­ большой, огромный. громадный . прям­ таки грандиозный!  ( градация)  Д) Бахрома снегов сверкала на солнце  ( метафора) Е) Как змея своей чешуей сверкая, серебряной нитью вился  Аракс(сравнение) Ж) Море смеялось и плакало . ( олицетворение) III. Актуализация знаний Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться – обсудить»,  составить постеры и выступить с ним перед классом. Ученики работают над постером. Работа в группах Особое значение выразительности тексту   придают суффиксы оценки. Уменьшительно­ ласкательные значения обозначаются при помощи суффиксов:  ик:­чик: ­ок, ­ёк: ­к­: ­оч­к­а, ­еч­к­а:­ец, ­ц­о (­ц­е), ­иц­е, ­ец­о: ­еньк­а, ­оньк­а: ­ушк­а, ­юшк­а: ­ышк­о:      . Пренебрежительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:           ­ишк­о, ­ишк­а: городишко, человечишка, хвастунишка;           ­ёнк­а, ­онк­а: избёнка, шубёнка, клячонка.      3. Увеличительные оттенки существительных обозначаются при помощи суффиксов:           ­ищ­е, ­ищ­а: домище, ручища. Задание. Составить  предложения. 1 группа с суффиксами уменьшительно­ ласкательного значения 2 группа  с суффиксами пренебрежительного и увеличительного значения  Задание из практикума ( дополните ряд эпитетов примерами) Игровой момент Изобразите с помощью жестов и мимики  следующие   ситуации Восторг от вида собора    Нотр­Дам де Пари  Изумление перед красотой зведного неба  Умиление при виде животных                        Работа в группах .  Составить текст­описание известной вам картины В.М. Васнецова « Три богатыря» с помощью  следующих деепричастных оборотов: 1) всматриваясь в картину; 2) символизируя смелость и отвагу; 3) напряженно вглядываясь; 4) высоко поднимая сорокапудовую палицу; 5) готовясь вступить в смертельную схватку; 6) внушая страх противнику; 7) спокойно наклонив голову; 8) почуя врага; 9) лукаво улыбаясь; 10) поражая находчивостью; 11) держа в правой руке гусли; 12) не боясь вражеских полчищ; 13) как будто возвышаясь над землей; 14) мужественно защищая свое Отечество . Индивидуальная работа . Исправьте ошибки в употреблении местоимений. 1).Если кто­нибудь скажет мне что­либо против Белова, я дам ему по физиономии.. В доме царил беспорядок:   на   столе   лежал   молоток   без   никакой   пользы.   По   окончании   своей   школы   я обязательно останусь работать в родном для меня селе.. Заведующая обувной секцией, срочно подойдите к себе!. 2)Дубровский застрелил медведя. Троекуров велел с него снять шкуру. А.П.Чехов, он родился в  Таганроге.. Когда у ей получился фокус, Каштанка звонко залаяла. Мой любимый уголок у стола  всегда возле окна, за которым я делаю уроки. Все общество собралось на террасе, они любили там  отдыхать 3)Гусь среди их был самый старый и степенный.  Мы ходили на пруд, на нём росло много лилий и  плавали лебеди. Мы сплели из них красивый венок. Из ихнего окна раздавались звуки знакомой  мелодии. Девочка теперь сирота; мать умерла, когда ей было пять лет.  4). Многие школьники поехали на каникулы в лагеря. Они их ждали, чтобы хорошо отдохнуть..10  мин. Позади его ехала машина. Приезжий велел носильщику отнести вещи к себе.. Учитель попросил  ученика прочитать свой доклад. У соседей есть собака. У ихней собаки очень смирный характер.  Отец умер, когда ему было шесть лет. Групповая работа Используя  междометия и звукоподражательные слова, составить  рассказ о животных  Звуки, издаваемые человеком Звуки, издаваемые Звуки, издаваемые животными предметами Мяу, хрю­хрю, ку­ку, гав­гав, ква­ква Бах, хлоп, щелк, тресь Апчхи, ха­ха­ха, хо­хо­хо, гы­гы­гы батюшки, матушки. беда, дудки, крышка, пропасть, страсть, каюк, добро, караул, шабаш,  марш ,: хватит, будет, брось, поди, помилуй, здравствуй, смотри, скажи, извините,  подумаешь, будет, прости,: вон, вперед, горько, полно, прямо, довольно ; Закрепление урока. По методу «Броуновское движение»  проводит закрепление урока. Группа 1 2.  В стихотворении С. Есенина найдите эпитеты (экспрессивно  окрашенные и нейтральные,  общеупотребительные). Какую роль  играют прилагательные в художественном тексте?  ­ Прилагательные  помогают отразить красоту природы и  эмоций, испытываемых влюбленным человеком. С этим связано и смысловое разграничение используемых автором  прилагательных: 1)Нейтральные­  обозначающие цвет: кустах багряных, волос  овсяных, алым соком, закат розовый, ты лучиста, светла, синий  вечер; 2) эмоционально окрашенные: ты нежная, красивая, имя тонкое,  невинных рук, говор кроткий, светлой тайне. Два прилагательных в краткой форме. Оставшиеся прилагательные "гибкий стан», "водяных сот» также  служат описанию пейзажа и возлюбленной. Ученики делают  внутренний и  внешний круг.  Внутренний­  обсуждают тему, а внешний­  наблюдает за их  действиями. Группа 2 Задание: Какую роль играют глаголы в стихотворении Есенина. Нужно заметить, что в стихотворении довольно много глаголов  прошедшего времени с суффиксом ­ л ­ (отоснилась, была,  осыпались, завяли, растаяло, остался, была, выдумал, приложил,  отоснилась), подчеркивающих законченность, неизбежность. Кроме того, в тексте встречаются инфинитивы (не бродить, не  мять, не искать) в значении будущего времени. Повтор этой  формы и отрицательных частиц показывают, что все переживания в прошлом. Группа 3     Задание: Какую роль играют наречия  в стихотворении  Есенина. Наречие "навсегда» в соответствии с принципом кольцевой  композиции повторяется в начале и в конце стихотворения.  Несмотря на это, воспринимается это слово по­разному. Если в  первой строфе оно подчеркивает окончательность расставания,то в последней несет другой смысл. Складывается ощущение,  что, растворившись в природе и в поэзии, дорогой поэту образ  остался с ним навсегда. Группа 4 Какую роль играют существительные в художественном тексте? Автор использует существительные. Большинство из них  конкретные: куст, лебеда, след, сноп, волосы, сок, ягода, кожа,  снег, зерна, глаза, складки, шаль, руки, котенок, лапка, рот, соты,  стан, плечи. Их по смыслу можно разделить на две группы:  называющие черты внешности и явления природы. Это  закономерно и соответствует замыслу автора. Среди существительных есть несколько отглагольных: закат,  запах, говор, песня, мечта, тайна. Они абстрактные и соединяют в себе смысл глагола и существительного и позволяют передать  неосязаемость, воздушность образа возлюбленной, ее  таинственную суть.  Обращают на себя внимание личные и притяжательные  местоимения ("твоих», "ты», "мне»), создающие эффект  разговора автора со своей любимой, обращения к природе, в  которой все напоминает ему о возлюбленной, дышит ею. Составление синквейна. (Учащиеся работают в группах )  ­ Подводя итог изучению темы, составим синквейн «Средства  выразитедльности». Как это делать:  Тема  (существительное)_______________________________________ _____  Описание (два  прилагательных)______________________________________  Действие (три  глагола)______________________________________________  Чувство (фраза из 4­х  слов)__________________________________________  Повторение сути (синоним  темы)_____________________________________  Оценки: у вас на столах  разноцветные листочки, оцените свою  работу самостоятельно: Возьмите оранжевые, если вы считаете, что вы работали на  отлично. коричневые­  4 Синие – 3  Обсудите ваше решение с группой. V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»  Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с  пожеланиями соседу по парте и отправить. Написать пожелание  себе с точки зрения изученного на уроке. ­ Что нового я узнал на уроке? ­ За что я могу похвалить себя? ­ Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать? 5  мин. фишки стикеры Оценивают  работу своих  одноклассников,  пишут  телеграммы. На стикерах  записывают свое  мнение по  поводу урока.2  мин. VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения  домашней работы. Записывают  домашнюю  работу в  дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________ :

Посмотрите также