Тема: Наречие. Морфологический разбор. Омонимия наречия и деепричастия
Цель урока:
повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль;
воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности; расширение кругозора учащихся;
развитие наблюдательности и внимательности
Дата: Класс: 10 урок 21
Тема: Наречие. Морфологический разбор. Омонимия наречия и деепричастия
Цель урока: повторить общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль наречий;
формировать умения находить наречия в тексте; определять их синтаксическую роль;
наглядност
и
Пазлы
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную
цель.
Ученики
отвечают на
вопросы
учителя.
3
ми
н.
10
ми
н.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха. Разделение на группы по
приему «Зоопарк»
5. Я, наверное, паша –
Говорил он …,–
Я отец государю,
Вам приказ я отдаю.
(не спеша)
6. Жила царевна
припеваючи,
С делами, справившись…
(играючи)
7. Вот милое дитятя
Шагнул назад …
И, опрокинувшись, упал.
(не глядя)
II. Мотивация к изучению нового.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к
теме нового урока.
Игра «Кто, что и как?»
– Вставьте наречия, похожие на деепричастия, в данные строчки.
1. Что я? Царь или
дитя? –
Говорит он не …
(шутя)
2. Конями, крытыми
ковром,
В санях он … правит,
И гонит всех, и давит.
(стоя)
3. Вот … с ума свела
Такого молодца, –
Подумала Овца.
(нехотя)
4. Мы долго …
отступали,
Досадно было, боя
ждали.
(молча)
– Что можно сказать о знаках препинания при таких наречиях? (Они
не обособляются, как деепричастия).
. Игра «Перевертыши»
Задание. Вставить деепричастия во фразеологизмы и заменить их
наречиями либо словосочетаниями с другими частями речи.
Слушать … рот
Кричать …
дыхания
Мчаться … язык
Работать …
рукава
Работать …
рукава
Работать … рук
Трудиться …
спины
Решать … головы
(раскрыв) –
(не переводя)
–(высунув) –
(спустя) –
(засучив) –
(не покладая)
–
(не разгибая)
–
(не теряя) –
(хлебавши) –
(сломя) –
слушать внимательно.
кричать, не переставая.
мчаться быстро.
работать плохо.
работать хорошо
работать усердно.
трудиться усердно.
решать ответственно.
уйти без пользы для себя.
бежать, не думая о последствиях,
внезап15
ми
н.
Уйти не солоно
…
Бежать … голову
III. Актуализация знаний
Учитель объясняет новую тему. Раздает ученикам семантические карточки.
Игра «Кто быстрее?»
На доске два столбика предложений для двух вариантов.
Задание. Преобразовать предложения, используя в них деепричастные обороты. Побеждают самые
«быстрые».
1 группа
Ответы:
1. Когда выпьешь воду, вспомни об источнике.
1. Выпив воду, вспомни об источнике.
2. Друзьям и смерть не страшна, когда они верят
друг другу.
2. Веря друзьям, и смерть не страшна.
3. Когда идешь за плохим, плохое и найдешь.
3. Идя за плохим, плохое и найдешь.
4. Если солгал один раз, будешь весь век лгуном.
5. Если вытянулся на диване, денег не
заработаешь.
4. Солгав один раз, будешь весь век
лгуном.
5. Вытянувшись на диване, денег не
заработаешь.
2 группа
Ответы:
1. Он стоял в надменной позе и свысока
смотрел на всех.
1. Стоя в надменной позе, он свысока
смотрел на всех.
2. Мы обходим рубежи родных морей и с
ветром спорим.
2. Мы обходим, с ветром споря, рубежи
родных морей.
3. Когда путешествуешь, приобретаешь много
знаний.
3. Путешествуя, приобретаешь много
знаний.
4. Когда грачи укладываются на ночлег, они
шумно кричат.
4. Укладываясь на ночлег, грачи шумно
кричат.
5. Мы подошли ближе к реке, так как желали
сделать интересные фотографии.
5. Желая сделать интересные фотографии,
мы подошли ближе к реке.
Переход деепричастий в наречия
– Сегодня мы поговорим об очень интересном явлении в русском языке, связанном с деепричастием
как самостоятельной частью речи. А что это за явление, вы узнаете, разгадав ребус. Он необычный:
кроме русских букв, в нем содержатся и английские буквы. Как нужно разгадывать ребус, вы должны
догадаться сами. Одна подсказка – английские буквы не содержат в себе ни одного звука.
В русском языке
имеются
H L A Q Р D Е W
Ч R И L Я
,
G П Z
О S Х Z О L Ж R
И I Е U Н R А S
Д D Е J Е W П L(
Р W И W Ч L А I
С U Т S И Z Я U
Задание. Определите, верно ли объяснено выражение; если неверно, то дайте свое объяснение.
Заданное выражение:
1) Звезд с неба не
схватив
Предлагаемое объяснение:
– не достав рукой до неба;
2) Попав впросак
– попав в какуюнибудь расщелину;
3) Убив двух зайцев
– результат удачной охоты;
4) Прогоняв лодыря
– бегать и выгонять лодыря;
5) Попав в переплет
– заклеить или зашить чтолибо в переплет книги или
журнала;
6) Пустив козла в
огород
7) Вставив палки в
колеса
– открыв козлу туда калитку;
– сделать тормозное устройство для колес.
Предлагаемые объяснения неверны, так как основаны на прямом значении слов, а не на переносном.
Верные ответы:
Заданное выражение:
1) Звезд с неба не
схватив
Верное объяснение:
– не став удачливым;
2) Попав впросак
– попав в неловкое положение;
3) Убив двух зайцев
– сделав два дела одновременно;
4) Прогоняв лодыря
– пробездельничав;
5) Попав в переплет
– попав в очень трудное положение;
6) Пустив козла в
огород
– дав человеку такое дело, которое он загубит;
7) Вставив палки в
колеса
– учинив препятствия в выполнении какоголибо
дела.
10
ми
н.
I.
Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит
закрепление урока.
Самостоятельное упражднение для группы
а) Задание для для группы: найти в уже разобранном
предложении наречия и образовать от них все формы степеней
сравнения.
б) Четыре наиболее слабых ученика получают карточки с
индивидуальным заданием: образовать от наречий форму
Ученики
закрепляют
полученные
знания.простой сравнительной степени.
Определите, какой частью речи является слово «интереснее».
(Ответить однозначно на этот вопрос нельзя, т. к. определить
принадлежность данного слова к той или иной части речи можно
только в контексте.
Слово «интереснее» в зависимости от контекста может быть
или прилагательным, или наречием. ) При каком условии это
слово будет наречием?
(Если в предложении оно зависит от глагола и отвечает на
вопрос «как?», выполняя при этом функцию обстоятельства. )
Когда слово «интереснее» будет прилагательным? (Если будет
относиться к существительному, отвечать на вопросы «каков?
какова? каково? каковы?» и выполнять в предложении роль
сказуемого.
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Чему научил вас урок?
Какое впечатление осталось у вас от урока?
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
5
ми
н.
2
ми
н.
светофор
стикеры
Оценивают
работу своих
однокласснико
в, пишут
телеграммы.
Записывают
домашнюю
работу.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________