Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..
Оценка 4.6

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
русский язык
10 кл
20.03.2018
Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..
Тема: Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь.. Цель урока: Создать условия для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для отработки практических навыков. Содействовать развитию самостоятельности при обобщении материала. Развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем) Задачи: а) обобщить основные сведения по словообразованию, б) отметить связь словообразования с другими разделами языка, в) обратить внимание на стилистические функции словообразования, г) выполнить тренировочные упражнения по теме.
урок 6.docx
Дата:                                                                            Класс: 10                                                       урок 6 Тема: Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь.. Цель урока:  Создать условия для повторения и обобщения материала по теме «Словообразование», для отработки практических навыков. Содействовать развитию самостоятельности при обобщении материала. Развивать умение излагать материал кратко, обобщённо (в виде схем) Задачи: а) обобщить основные сведения по словообразованию, б) отметить связь словообразования с другими разделами языка, в) обратить внимание на стилистические функции словообразования,  г) выполнить тренировочные упражнения по теме. 3  мин. 10  мин. Деятельность учителя I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для  создания психологической атмосферы проводит игру  «Рисунока на спине». II. Проверка пройденного материала. С помощью метода  «Ромашка Блума» проверить домашнюю работу. Фронтальный опрос по словообразованию.   Что изучается в разделе «Словообразование»?  Расскажите о классификации способов  словообразования.  Назовите морфологические способы образования слов,  приведите примеры.       _   Какие неморфологические способы образования слов вы знаете. Приведите примеры. Вставьте   буквы   и   вспомните   правило:     (на   интерактивной доске)                      Ж..ЛТЫЙ, Ш..ЛКОВЫЙ, Ш..ПОТ;                      КРЫЖ..ВНИК, Ш..В, Ш..РОХ;        Ш..КОЛАД, Ш..РТЫ, Ш..КИРОВАТЬ;        ДУРАЧ..К, КАЗАЧ..К, ЛУЧ..М;        ПТИЦ..Й, ТУЧ..Й, СИТЦ..ВЫЙ. Вставьте буквы и вспомните правило: (на обычной доске)        КУЗНЕЦ.., ПЛОВЦ.., БЛЕДНОЛИЦ..Й;        СИНИЦ..Н, КУНИЦ..Н, СПИЦ..Н;        Ц..СТЕРНА, Ц..РКУЛЬ, Ц..ФЕРБЛАТ;        Ц..ГАН, НА Ц..ПОЧКАХ, Ц..ПЛЁНОК;        ТУРЦ..Я, ПОЛИЦ..Я, ГРАЦ..Я 20  мин. III. Актуализация знаний Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По  методу «РАФТ» осуществляет усвоение нового материала. Деятельность обучающихся Ученики делятся на группы.  Осмысливают  поставленную цель. Демонстрируют  свои знания,  умения по  домашней работе. Наглядности Бумага А4 Маркер Ромашка  Блума Учебник Работая в группах,  ученики  самостоятельно  изучают новый  материал. Задание для группы 1   словообразовательной цепи. группа  Распределите   слова   в   виде 1.   Проветривать,   проветриваться,   ветер,   проветриться, проветривание. 2   .   Остекленелый,   стекло,   остекленеть,   стекленеть, остекленелость. 2 группа .  Запишите словообразовательную цепочку,  восстановив недостающие звенья, укажите  словообразовательные аффиксы. 1) Вода                      водянистость 2) Юбилей                  предъюбилейный 3) Резать                изрезаться Частная дидактическая цель (ЧДЦ): проверить уровень  подготовки учащихся к ЕГЭ по данной теме. 3 группа  1) В каком ряду во все слова образованы  неморфологическим способом? 1. пароходный (гудок), тяжелораненый (боец), летящий  (шар) 2. блестящие (способности), (вкусное) мороженое, (идти)  наудачу 3. благодаря (подруге), умалишённый (старик),  занимательный (материал) 4. скошенная (трава), сильнодействующее (лекарство),  (заводская) столовая. 2) Укажите способ образования выделенных слов в  предложениях. 1. После обеда государь, по русскому обыкновению, пошёл  отдохнуть. 2. Скорыми и неровными шагами ходил Мазепа из угла в угол. 3. «Слово о полку Игореве»­настоящая жемчужина  древнерусской литературы. 3) Из  данных предложений  выпишите слово, образованное приставочным способом. Настя присылала Катерине Ивановне деньги, но и то  бывало с перерывами. Как Катерина Ивановна жила во время  этих перерывов, никому не известно. 4) Из  данных предложений  выпишите слово, образованное суффиксальным способом.       Птица подаёт голос из­за прогалины, где всё ещё зеленеет  трава от закравшихся лучей солнца. 5)Из  данных предложений  выпишите слово, образованное  бессуффиксным способом.  Даже белоствольные берёзы кажутся какими­то серыми,  потускнела зелень ёлок, а огромные дубы сделались похожими  на чудища, протянувшие во все стороны свои корявые лапы. 6) Из  данных предложений  выпишите слово, образованное способом перехода одной части речи в другую.   На набережной озабоченно хлопотали стайки голубей, то  поднимаясь в воздух, то снова опускаясь на тёплый, не  успевший остыть за ночь асфальт. 4 группа 1) В каком ряду нет слов, образованных  неморфологическим способом? 1. учёный, мороженое, будущее 2. ответственный, плащ­палатка, быстрорастворимый 3. пароход, заплыв, ответственность 4. многообещающий, диван­кровать, выход  2) Укажите способ образования выделенных слов в  предложениях. 1.Через неделю было окончено расследование происшествия  на заводе. 2.Мягкий сумрак покрывал всё кругом, придавая предметам  причудливые формы. 3) Вечером вся семья собралась в гостиной. 3) Из  предложения  выпишите  слово,  образованное   приставочно­суффиксальным способом.  Тропинка вначале петляла среди невысоких холмов, затем  прямо и смело тянула вверх, сквозь густой, пахучий ореховый  лес. 4)  Из  предложения  выпишите  слово, образованное   приставочным способом Жизнь не бывает и не должна быть безоблачным счастьем­  уже сама по себе она великий дар. 5)   Из  предложения  выпишите  слово, образованное   суффиксальным способом. Задумав картину, наполни ею сердце, только тогда увидят её и  твои глаза. 6) Из  предложения  выпишите  слово, образованное   неморфологическим способом.  Ольга Ивановна в гостиной увешала все стены сплошь своими  и чужими этюдами. IV.Итог урока. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Организует систематизацию и обобщение совместных  достижений. Организует индивидуальную работу по личным  достижениям.                 Самостоятельное работа группы  10  мин. Оценочные  листы Стикеры Оценивают работу  своих  одноклассников. На стикерах  записывают свое  мнение по поводу  урока.   слов:   направо. способ     лисонька, 1   группа    (часть   дом.задания)  Приведите   свои   примеры стилистически окрашенных и стилистически нейтральных слов, обратите внимание на суффиксы в этих словах. словообразования   1.   Определите объективность,   подоконник, (Продолжите эту работу самостоятельно, упр.127) 2.   Определите,   новые   слова   или   формы   слов:  рисующий, проехала, красивее, переходя. 2 группа  1.Приведите   примеры   стилистически   окрашенных   и стилистически   нейтральных   слов,   обратите   внимание   на суффиксы в этих словах. 2. Сделать морфемный и словообразовательный анализ слов: впятером, замечтаться, пробег, привлекательность.  3. Подготовить выступление на тему: Образование сущ.,  прил.,  глаголов,  наречий.  Словообразовательные ряды.  Основные изменения в словообразовательной системе. 3 группа  1.Вставьте пропущенные буквы и расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы предложений. 2. Обозначьте орфограммы в первом абзаце. 3. Укажите морфемный состав выделенных слов. 4. Выпишите слово с формообразующим суффиксом. 5. Укажите способ образования слова лучисто­веселое Осл__пительно   ярк__м   утром   мы   с   отцом   шли росистой луговой стё(ж,ш)кой затем свернули к льняному полю.   Босые   ноги   т__нули   в   сыровато­тёплой   траве. Впереди темнел лес. Утро было погожим и ласковым  небо лучисто­весёлое.   И   вдруг   прямо   перед   нами   разл__лась синяя   морская2  волна.   От   набежавшего   ветерка   синева ст__новилась то тёмной то совсем светлой. Подходим2.   Я   уже   различаю   в   этой   с__неве о__дельные   тонкие   стебельки   льна.   Это   от   них получает(?)ся такая красивая морская волна. Син___   волны  пробегали  по   всему   полю   и   у   самой опушки   леса   разбивались   словно   о   крутой2  берег.   Стою   с отцом замер от неожида(н, нн)ост__ от радост__ такое я увид__л впервые. Сколько   Не   живи   природа   всегда   открывает   для человека что (то) новое неизвес(т)ное красивое. И каждое поколение   буд__т   дивит(?)ся   извечному   чуду   пр__роды заново. Проводит рефлексию. ­ Понравился ли вам урок? ­ Что было трудным для вас? ­ Что вам больше понравилось? . Что нового узнали? 3. Какие трудности и на каких этапах урока испытывали? 4. Какие задания вызвали наибольший интерес? 5. Оцените свою успешность на уроке. Y. Проверка домашней работы. Объясняет особенности  выполнения домашней работы.  2  мин. Записывают  домашнюю работу в дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..

Русский язык 10 класс Неморфологическое словообразование. Словообразовательная цепь..
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.03.2018