Тема: Общие сведения о стилях и типах речи.
Цель урока:
сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять стилистическую окраску слов и выражений.
Задачи урока:
Образовательные: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении стиля текста.
Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическое мышление, аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.
3
мин.
Деятельность учителя
Дата: Класс: 3 урок 34
Тема: Общие сведения о стилях и типах речи.
Цель урока:
сформировать умения определять стиль текста, распознавать характерные языковые средства, определять
стилистическую окраску слов и выражений.
Задачи урока:
Образовательные: повторение и углубление знаний по теме, овладение умениями и навыками в определении
стиля текста.
Развивающие: с помощью разнообразных упражнений развивать у учащихся логическое мышление,
аналитические способности; овладение приёмами языкового анализа, сравнения, классификации.
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную
цель. Дети
делятся на
группы с
помощью
наводящих
вопросов
учителя.
Ученики
демонстрируют
свои знания.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха. Разделение на группы по
стратегии «Выбери меня»
II. Проверка пройденного материала.
По методу «Попкорн» учитель организует проверку домашнего
задания.
Прием работа с текстом «Insert»
Ведение активного чтения параграфа 2 учебника прием Insert
(работают простым карандашом, на полях выставляют знаки)
Заполнение таблицы
наглядн
10
мин.
ости
V (уже знал)
+ (новое)
(думал
иначе)
?(не
понял,
есть
вопросы)
Ведется обсуждение. Дети должны вписывать в таблицу
только ключевые слова, по мере обсуждения в таблицу могут
вписываться дополнения.
Задание 1 Узнайте стили по их характеристикам:
1. Логично
(последовательно
аргументировано),
точно (исключая приблизительность)
беспристрастно,
передаётся информация для сообщения знаний.
и
2. Точно (исключая двусмысленность),
по
общепринятому стандарту, в виде документа излагается что
либо.
официально,
3. Непринуждённо,
без особых забот о литературной
правильности речи выражается личное отношение к чемулибо
или сообщается чтолибо в процессе общения людей.
4. Прямо и призывно, с целью воздействия на читателя
(слушателя) выражается гражданская позиция автора в связи с
чемлибо.
5. Опосредованно, через систему художественных образов вотшлифованной форме речевого произведения как вида
словесного искусства повествуется о чёмлибо для
воздействия авторской поэтической мыслью на читателя.
Задание 2. Определите, в каком функциональном стиле могут быть
использованы приведенные ниже слова и словосочетания. Найдите
слова и словосочетания, которые в равной степени могут быть
употреблены во всех стилях. Выпишите их по группам (научные,
официальноделовые, разговорные). Составьте небольшой текст с
использованием слов и сочетаний одной стилистической группы.
1. Уведомление,
дубликат,
симпозиум,
ингредиент, иммунитет, экологический, бестия, книжка,
пятый, ворчун, дрыхнуть, явление, нижеподписавшийся,
синий, сорвиголова, строить, конституция.
рефлекс,
город,
Ученики
работают над
постером.
учебник
постеры
маркеры
15
мин.
2. Уполномочен сообщить, обоснованный вывод, вкалывать без
обеда, обобщить сказанное, обвинительная речь, замотанный
вконец, в соответствии с вышеизложенным, развалился на
стуле,
настоящий закон,
коммуникативная компетенция, культура речи, без царя в
голове.
привести в соответствие,
III. Актуализация знаний
Группе дается задание: Стратегия «Послушать – сговориться –
обсудить»,
составить постеры и выступить с ним перед классом.
Стратегия Жигсо 1 (текст сказки делится на 4 части, каждая
группа ведет рассчёт на 14, учащиеся пересаживаются по столам, где
указаны номера с 1 по4. Группа под 1 номером изучают в группе 1
частьтекста, 2 группа –вторую часть и т.д. Затем все учащиеся
возвращаются после обучения в свою первичную группу , где каждый
учащийся обучает остальнвх членов группы по той части текстаи,
которую он изучил в «».)
Задание 3. К каким стилям относятся данные жанры речи (заполните
таблицу по образцу).
СТИЛЬ
книжный
научный
тезисы
деловой
протокол
публицистиче
ский
очерк
разгов
орный
Стиль
художес
твенной
литерат
уры
реплик
а
повесть
Диссертация, реферат, отчёт, роман, рассказ, репортаж, поэма,
повестка, заявление, акт, открытое письмо, конспект, докладная,
сопроводительное письмо, обвинительное заключение, диалог, басня,
фраза,
анкета,
характеристика, ода, сказка, статья, заметка, объявление, договор,
указ, речь (выступление).
Задание для группы:
постановление,
листовка,
лозунг,
закон,И одним из таких художников был Василий Суриков, который
написал картину «Взятие снежного городка». Сегодня мы
будем подбирать и готовить материал к написанию сочинения
по этой картине.
1 группа. Какой момент игры изобразил художник на картине?
( самый главный, напряженный, кульминационный, всадник в полете,
разбивает стену).
2 группа. Удалось ли художнику передать эмоции людей, какая игра.
Назовите глаголы, которые отражают действия людей. ( игра живая,
захватывающая, оживленная, всадник в стремительном полете, конь
копытом сбивает преграду; глаголы провожают зиму, смеются,
радуются, веселятся, приглашают).
3 группа. А как ведут себя другие участники игры? ( ведут по
разному: ктото кричит, ктото машет хворостинкой, ктото свистит).
4 группа. А как вы думаете интересна ли игра зрителям? ( конечно,
ведь собралось много людей, стоят близко к крепости, с интересом
10
мин.
наблюдают, переживают, равнодушных нет).
Закрепление урока. По методу «Броуновское движение» проводит
закрепление урока.
По методу «Ассоциативная карта» закреплчяет материал.
Стиль и тип речи
1 группа. Работа со словарем фразеологизмов и эпитетов.
От мала до велика все без исключения
Очертя голову стремительно, напролом
Как пить дать наверняка
С минуты на минуту вот вот
Работа с эпитетами
2 группа. Составьте словосочетания, которые будете использовать
в сочинении. ( красивые сани, удивительное зрелище, радостная
детвора, громкий свист).
3 группа. Продолжите ряд определений:
Конь смелый, горячий
Молодцы сильные, отважные
Девицы нарядные, скромные.
Ученики делают
внутренний и
внешний круг.
Внутренний
обсуждают тему,
а внешний
наблюдает за их
действиями.4 группа. Составьте предложения, используя слова в переносном
значении.
( у всех людей на морозе щеки горят; от восторга праздника глаза
блестят; у всадника железная воля к победе).
Самостоятельная письменная работа (можно предложить
учащимся тексты различных стилей)
1 вариант.
Доказывать, что грамотность наших школьников сильно
понизилась, значило бы ломиться в открытую дверь. Это
обнаруживается на приёмных экзаменах в высшие учебные заведения
и техникумы; на уровне грамотности машинисток и переписчиц,
недавно окончивших школу; при обследованиях школ, и вообще
везде, где приходится наблюдать людей, обучавшихся письму
последнее время. Не надо, конечно, думать, что в прежнее время по
этой части всё обстояло благополучно; вопрос о поднятии
грамотности всегда стоял на очереди. Но надо откровенно признать,
что сейчас этот вопрос приобрёл совершенно необычную остроту и
что вопли о недопустимой безграмотности питомцев нашей школы
отнюдь не преувеличены. Надо откровенно признать, что это пробел в
нашем школьном деле дошел до размеров общественного бедствия,
что об этом надо кричать и изыскивать меры для его изживания.
Л.Щерба. Безграмотность и её
причины
2 вариант.
У каждого из нас «своя речка». Неважно какая, большая Волга
или малютка Усманка. Все ли мы понимаем, какое это сокровище –
речка? И как оно уязвимо, это сокровище?! Можно заново построить
разрушенный город. Можно посадить новый лес, выкопать пруд. Но
живую речку, если она умирает, как всякий живой организм,
сконструировать заново невозможно.
Последние годы во всем мире идет озабоченный разговор о
воде. Вода становится одной из главных ценностей на земле. Но когда
говорят: «Миссисипи мелеет» или: «Мелеет Дон», не все понимают,
что корень проблемы лежит на берегах маленьких усманок и даже
безымянных речек и ручейков. Жизнь зародилась, осела и развивается
около рек. Толькотолько пробившийся из земли ключик без пользы
уже не течёт. Но, кроме благ и радостей, отдаваемых всему
живущему на её берегах, речонка упорно несёт свою воду в «общий
котёл», из которого пьют сегодня огромные города и крупные
промышленные центры. А если какойнибудь город начинает страдать
от жажды, если мелеют большие реки, первую из причин надо искать
там, где расположены «капилляры» водной системы, на малых
речках.
В.Песков.
Отечество
Задания
Проанализируйте тексты публицистического стиля:
1) примерами из текстов подтвердите, что они: а)
написаны на общественно значимую, злободневнуютему; б) адресованы массовому читателю;
в) призваны воздействовать на рассудок и чувства
читателей с целью
воспитания у них высоких, благородных гражданских
чувств;
2) докажите, что для текстов характерна прямая и
обращения к
открытая оценочность
художественным образам), в которой ярко выражена
позиция автора, его страстное желание убедить
читателя в своей правоте;
(без
3) найдите языковые средства, создающие общую
экспрессивность текста: специальные выразительные
метафоры,
средства – эпитеты,
риторические
восклицания,
противопоставления и т.п.; найдите характерные для
публицистического стиля слова и словосочетания,
обозначающие обобщённые и общественнозначимые
понятия – политики,
нравственности,
культуры, социальных чувств и т.п.
сравнения,
вопросы
морали,
или
5
мин.
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями
соседу по парте и отправить. Написать пожелание себе с точки зрения
изученного на уроке.
Что нового я узнал на уроке?
За что я могу похвалить себя?
Что мне не удалось сделать? Над чем надо поработать?
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
фишки
стикеры
Оценивают
работу своих
одноклассников,
пишут
телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по
поводу урока.
Записывают
домашнюю
работу в
дневниках.
Итог урока:_____________________________________________________________________
Положительные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:____________________________________________________
_______________________________________________________________________