Тема: Лексические, морфологические, синтаксические особенности официально-делового стиля.
Цель урока: продолжить изучение стилей речи; обобщить, систематизировать и углубить знания обучающихся об официально-деловом стиле речи и его подстилях.
Задачи: показать необходимость владения официально-деловым стилем в
повседневной жизни;развивать умение пользоваться этим стилем на практике;
формировать умение определять признаки официально-делового ,стиля и доказывать принадлежность текста к данному стилю;
совершенствовать умение создавать тексты обиходно-делового
подстиля различных жанров;
Дата: Класс: 10 урок 27
Тема: Лексические, морфологические, синтаксические особенности официальноделового стиля.
Цель урока: продолжить изучение стилей речи; обобщить, систематизировать и углубить знания
обучающихся об официальноделовом стиле речи и его подстилях.
Задачи: показать необходимость владения официальноделовым стилем в
повседневной жизни;развивать умение пользоваться этим стилем на практике;
формировать умение определять признаки официальноделового ,стиля и доказывать принадлежность текста
к данному стилю;
совершенствовать умение создавать тексты обиходноделового
подстиля различных жанров;
3
ми
н.
5
ми
н.
20
ми
н.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха.
II. Мотивация к изучению нового.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к
теме нового урока.
наглядност
и
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную цель.
Ученики отвечают
на вопросы
учителя.
1. Официальноделовой стиль, сфера его функционирования,
жанровое многообразие. Дайте определение официально –
деловому стилю.
2. Назовите лексические и морфологические особенности
данного стиля.
3. Расскажите о синтаксических особенностях официально
делового стиля.
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки.
По методу «Снежный ком» изучают новый материал. Предлагает ученикам выполнить упражнение.
Лексические особенности официальноделового стиля
Основу любого стиля составляет стилистически маркированная или стилеобразующая лексика.
Стилистически маркированная лексика это лексика, закрепленная за определенным стилем.
Основу официальноделового стиля составляет: а) специфическая канцелярская лексика это слова и
словосочетания, употребляющиеся преимущественно в официальных документах и закрепляющиеся в
административноканцелярской речи. Примерами такой лексики могут служить: ответчик, неустойка,
накладная, надлежащий, должный, вышеуказанный, нижеподписавшийся, неисполнение, препроводить,
податель, получатель, охранять права и свободы, за отчетный период, принимая во внимание,
обеспечивать равноправие и т.д.; б) термины, профессионализмы и словосочетания терминологического
характера, что обусловлено содержанием служебных документов (наиболее частотными являются
термины юридические, дипломатические, бухгалтерские: акт, взимание, законодательство, ответчик,
истец, отзвать (посла), заявитель, исходатайствовать, завизировать, заслушать и т.п. Данная лексика
малоупотребительна в других стилях языка. Кроме того, если в официальноделовом стиле данная
лексика уместна, то в употребление ее в других стилях считается стилистической ошибкой.
Ограничения на употребление касаются в большей степени официальноканцелярских штампов, чем
терминологии. Во всяком случае, общение, допустим на юридические темы, не возможно без
употребления юридической терминологии, хотя и желательно не перенасыщать ею речь. При
использовании терминов не допускается искажение их формы или замена профессионализмами,
жаргонизмами и т.п. Канцелярских же штампов всегда можно и нужно избежать, заменяя их
нейтральными синонимами. «Особенно недопустимо, пишет М.Н. Кожина, вводить канцеляризмы в
речь без всякой тематической мотивации, на правах чуть ли не экспрессивных средств с целью
щегольнуть «образованностью». Именно о таких случаях коверканья языка с болью за его судьбы писали
К. Паустовский, К.Чуковский и другие мастера слова» (5, с.181). К.Чуковский для обозначениянеуместного употребления канцеляризмов ввел своеобразный термин «канцелярит».
Однородность стилистической окраски лексики деловой письменной речи достигается и за счет высокой
частотности так называемой процедурной лексики ( лексики с обобщенным значением), представляющей
в тексте документа конкретное действие, предмет или признак в официальноправовой
интерпретации:нарушение трудовой дисциплины (это может быть опоздание, прогул, явка на работу в
нетрезвом виде и т.д.), срыв графика поставок (задержка в пути, несвоевременная отгрузка товара и
т.д.), нести ответственность (подвергаться в случае нарушения штрафам, материальным взысканиям,
уголовному преследованию и т.д.).
Задания:
1) заполните таблицу:
Официальноделовой стиль
Лексические
особенности
Морфологические
особенности
Синтаксичес
кие
особенности
2) Укажите все особенности официальноделового стиля в данных текстах
заявление;
доверенность;
докладная;
автобиография;
резюме
расписка;
Рассмотрите таблицу. Изучите особенности литературной автобиографии.
Параметры
сравнения
1. Цель
2. Стиль
Служебная
автобиография
Сообщение точных данных о себе
Официально – деловой стиль
Литературная автобиография
Осмысление своего прошлого
Элементы официальноделового
и художественного стиля
Осложненные простые
предложения различной
структуры; обособленные
обороты
Эмоциональность,
экспрессивность,
изобразительные средства языка
Стандартные обороты
Отсутствие эмоциональности и
экспрессивности
Особенности
синтаксических
конструкций
Эмоциональность
Изобразительные
средства
3. Форма
4. Время
Стандартное расположение частей
текста
По мере необходимости
Возможны отступления от
стандартов
Время неограниченное, может
быть, в течение всей жизни
б) Докажите, что текст карточки №1 литературная автобиография. (Все ответы записывайте
на свободной строке рабочего листа). Работайте по следующему алгоритму:
определите цель создания текста;________________________________________________
определите стиль текста; ______________________________________________________
выявите особенности синтаксических конструкций и приведите конкретные примеры из текста,
доказывающие ваши наблюдения;_________________________________________
_________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________
выявите языковые особенности текста, которые придают эмоциональность и экспрессивность(метафоры____________________________________________________,
сравнение______________________________________,олицетворение_________________________,
метафорическое обращение____________________); найдите устаревшие и разговорные
слова_____________________________________________________________
обратите внимание на форму подачи материала, объясните, почему именно так автор расположил
текст______________________________________________________________;
согласны ли вы с тем, что события в жизни страны определили судьбу поэта, нашло ли это отражение в
его биографии
_____________________________________________________________________________.
2.
автобиография литературная.
Подготовьте четкий ответпредставление ваших наблюдений.
Убедите, что данная
Автобиография как жанр официальноделового стиля речи
а) Рассмотрите таблицу. Изучите особенности служебной автобиографии.
2 группа
Параметры
сравнения
1. Цель
2. Стиль
Служебная
автобиография
Сообщение точных данных о себе
Официально – деловой стиль
Литературная автобиография
Осмысление своего прошлого
Элементы официальноделового
и художественного стиля
Осложненные простые
предложения различной
структуры; обособленные
обороты
Эмоциональность,
экспрессивность,
изобразительные средства языка
Стандартные обороты
Отсутствие эмоциональности и
экспрессивности
Особенности
синтаксических
конструкций
Эмоциональность
Изобразительные
средства
3. Форма
4. Время
Стандартное расположение частей
текста
По мере необходимости
Возможны отступления от
стандартов
Время неограниченное, может
быть, в течение всей жизни
б) б) Докажите, что текст карточки №2 служебная автобиография. (Все ответы записывайте
на свободной строке рабочего листа). Работайте по следующему алгоритму:
определите цель создания текста;________________________________________________
определите стиль текста; ______________________________________________________
выявите особенности синтаксических конструкций и приведите примеры стандартных оборотов из
текста, доказывающие ваши
наблюдения;__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
определите, есть ли в тексте языковые средства выразительности, которые придают эмоциональность и
экспрессивность (метафоры, олицетворения, сравнения; ___________
обратите внимание на форму подачи материала, объясните, почему в данном тексте четкое деление на
абзацы ______________________________________________________;
обратите внимание на то, что служебная автобиография пишется по мере необходимости
_____________________________________________________________________________.10
ми
н.
Закрепление урока. По методу «Аквариум» проводит
закрепление урока.
^ Фронтальная беседа с элементами дискуссии
Есть ли у вас привычка читать объявления?
Какие объявления вы прочитали вчера или сегодня?
В каком стиле они написаны?
Ученики делают
внутренний и
внешний круг.
Демонстрируют
свои знания.
Всегда ли и все ли объявления пишутся в официальноделовом
стиле?
Как называется объявление о фильме, спектакле, концерте?
Практическая работа
Учебник Е.И.Никитиной, страница 45: «В объявлении называют
адресата; кратко излагают деловую информацию; указывают, от
чьего имени она даётся».
1задание. Найдите объявления в газете «Лискинские известия».
Докажите принадлежность найденного вами текста к официально
деловому стилю.
2 задание. Составьте и запишите объявление о дне здоровья,
олимпиаде, дискотеке.
Индивидуальная работа обучающихся с раздаточным материалом.
«Вспомните, когда и для чего вам приходилось получать и
предъявлять справку. А сумеете ли вы её написать? Заполните
данную основу справки: напишите вашу фамилию, имя, отчество;
название того учебного заведения, в котором вы учитесь».
Справка
Дана_______________________________________________
в том, что он(а) действительно является учеником (ученицей) ____
класса_________________________________________ .
Справка выдана для предъявления в спортивную школу.
директор
^ Самостоятельная работа.
«Когда вы поступали в школу, родители писали заявление о вашем
приёме. Заявление в 10 класс вы уже писали самостоятельно».
(Учитель демонстрирует на проекционном экране заявления из
Личных дел обучающихся). «Напишите сейчас заявление на имя
директора школы, какой кружок или спортивную секцию вы
хотели бы посещать».
5
V.Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Оценивают работу фишкими
н.
2
ми
н.
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями
соседу по парте и отправить.
Понравился ли вам урок?
Какое впечатление осталось у вас от урока?
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
стикеры
своих
одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________