Тема: Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Изменения звуков в потоке речи. Графика. Звук и буква. Слоговой принцип русской графики. Ударение. Орфоэпия. Правописание безударных гласных в корнях, в приставках, суффиксах.
Цель урока: Знать различие между звуками и буквами, между гласными и согласными звуками.
Показать соотношение звукового и буквенного облика слова.
Попутно повторить синтаксис и пунктуацию.
урок 2.docx
Дата: Класс: 10 урок 2
Тема: Звуки речи. Гласные и согласные звуки. Изменения звуков в потоке речи. Графика. Звук и буква. Слоговой принцип
русской графики. Ударение. Орфоэпия. Правописание безударных гласных в корнях, в приставках, суффиксах.
Цель урока: Знать различие между звуками и буквами, между гласными и согласными звуками.
Показать соотношение звукового и буквенного облика слова.
Попутно повторить синтаксис и пунктуацию.
Деятельность учителя
3 мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников. Для создания
психологической атмосферы проводит игру «Путаница».
10 мин.
II. Проверка пройденного материала.
По таксономии Блума осуществляет проверку домашней работы.
20 мин.
III. Актуализация знаний
Постановка цели урока. Мотивация изучения материала. По методу
«Кластер» осуществляет усвоение нового материала.
Наша устная речь состоит из потока звуков, которые образуют слова.
Изучает звуки речи раздел науки о языке – фонетика.Запишем на доске и
в тетрадях:
Фонетика, фонетический ( фонфоно – греч.звук, голос) Вспомните и
назовите слова, в состав которых входит корень фон. Объяснитезначение
этих слов. Являются ли однокоренными слова: фон (неба или картины) и
телефон?
4. На какие две основные группы делятся звуки речи по способу
образования? (Гласные и согласные).
Чем они отличаются? Какие звуки способны петь?
Действительно, гласные звуки «поют».От какого слова произошло
название «гласные»? (От слова «голос»).
Гласные тянутся в песенке звонкой
Наглядности
Кубик Блума
Плакат
Учебник
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся на
группы. Осмысливают
поставленную цель.
Демонстрируют свои
знания, умения по
домашней работе.
Работая в группах,
ученики самостоятельно
изучают новый материал.
Ученики самостоятельно
выполняют 12е
упражнение.
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.(В.Берестов)
А что можно сказать о согласных звуках?( На доске открывается
запись предложения, знаки препинания не расставлены).
А согласные согласны даже фыркать и шипеть шелестеть
шептать скрипеть но не хочется им петь.( В.Берестов)
Какую характеристику даётся согласным звукам в этом
стихотворении? (Согласные звуки образуются с помощью шума или с
помощью голоса и шума).Запишем предложение, расставим знаки
препинания и объясним их постановку. ( упр. 390).
5. Проведём эксперимент: поменяйте гласный в слове сом на а, какое
получим слово(сам). А в слове дом заменим согласный на т, затем
гласный на ы.(том, дым). Какой вывод можно сделать?
Звуки–смыслоразличители в словах.
Как вы это объясните? (Изменился звук, изменилось значение
слова). Запишем это предложение, выделим грамматическую
основу. Чем интересно для нас это предложение с точки зрения
синтаксиса?
Сова рассказала мне историю, она произошла с её друзьями – Сашей и
Денисом. Послушайте её.
«Саша написал своему другу Денису записку: «Приходи сегодня вечером
с мечом, сыграем».
Денис записку прочитал и пообещал прийти. Собрались ребята после
уроков.
Мяч будет, сказал товарищам Саша – Денис принесёт. Пришёл Денис,
а в руках у него вместо мяча был деревянный меч. Ребята расстроились,
что не придётся поиграть в футбол».
Почему так получилось?
Какое правило не знал Саша? Как правильно записать это слово?
с м…чом – мяч – с мячом
Исходя из этой проблемы, назовите тему нашего урока?
(Правописание безударной гласной в корне слова.)
Какую цель мы поставим перед собой?
(учиться писать слова с безударной гласной в корне слова)
Я вам предлагаю ответить на вопросы: (
Что
Где надо проверять?
Как
Чем
Задание для группы
Используя алгоритм, выполните упражнение Выб…гать, бл…стеть,
сп…шить, пос…дить, закр…чать, засв…стеть, уд…вить, забл…стеть,
дот…щить, просл…дить, зал…вать.
Работа с текстом.
Сова приготовила для вас новое задание – текст. Прочитайте. О чём
говорится в тексте? Какая главная мысль текста? Восстановите его и
вставьте пропущенные орфограммы.
Кр…сив русский лес з…мою! Поб…лели п…ля и луга. Льдом
покрылась р…ка. Глубокие, чистые л…жат под д…ревьями сугробы.
IV.Итог урока. Самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности.
Организует систематизацию и обобщение совместных достижений.
Организует индивидуальную работу по личным достижениям.
А) В каком варианте допущена ошибка в подборе проверочного
слова?
2) похвала – хвАлить
В) В каком слове допущена ошибка?
3) посодить
С) В каком случае перестановка ударения изменит смысл слова?
3) стрелки
Проводит рефлексию.
Понравился ли вам урок?
Что было трудным для вас?
Что вам больше понравилось?
10 мин.
Оценивают работу своих
одноклассников.
На стикерах записывают
свое мнение по поводу
урока.
Дерево Блоба
Стикеры
2 мин. Объясняет особенности выполнения домашней работы.
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________
______________________________________________________________________
Русский язык 10 класс Повторение фонетики
Русский язык 10 класс Повторение фонетики
Русский язык 10 класс Повторение фонетики
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.