русский язык 10 класс Сочинение публицистического стиля

  • Разработки уроков
  • docx
  • 22.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Сочинение публицистического стиля Цель урока: обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи»; закрепить навыки правописания самостоятельных и служебных частей речи Задачи урока: повторить сведения об изученных ранее стилях речи; повторить основные признаки публицистического стиля ; узнавать высказывания публицистического стиля; совершенствовать навыки анализа текста публицистического стиля.
Иконка файла материала урок 29.docx
Дата:                                                                                            Класс: 10 Тема:  Сочинение публицистического стиля  Цель урока: обобщить  и углубить знания  по теме «Публицистический  стиль речи»; закрепить навыки правописания самостоятельных и служебных частей речи Задачи урока: повторить сведения об изученных ранее стилях речи; повторить основные признаки  публицистического стиля ; узнавать высказывания публицистического стиля; совершенствовать   навыки  анализа текста публицистического стиля. урок 29 3 мин. 5 мин. 30 мин. Деятельность учителя I. Организационный момент.  Приветствует учеников, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха.  II. Мотивация к изучению нового.  С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к теме нового урока. III. Актуализация знаний наглядности Деятельность обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель.  Ученики отвечают на вопросы  учителя. Под диктовку учителя  записывают с/диктант.  Сборник диктантов 1. Словарный диктант Деструктивный,  парламент, аплодисменты, цивилизация,  консенсус, полемизировать,  дискуссия, оппонент, оратор,  мировоззрение, прогресс, симпатия,  коммуникативный, публицистика. Проверка понимания значений  слов       Деструктивный –   разрушительный, 2  Работа   над   лексическим   значением незнакомых слов (проверка индивидуальной домашней работы).   Консенсус –   принятие   решения   по    спорным   вопросам   на   основе   общего согласия.    неплодотворный.      Коммуникативный –   относящийся   к коммуникации   (общению)   людей   друг   с другом.      Парламент – высшее государственное законодательное представительное собрание.       Оппонент   – лицо,   выступающее   с возражениями   кому­нибудь   в   публичной беседе, диспуте.     Мировоззрение – система взглядов на природу и общество.    общественно­политическим   современности.       Публицистика   – литература   по вопросам    Экспрессия   – выражение   чувств,переживаний, выразительность.   Составьте   словосочетание   со 3 задание: ­   Подберите   однокоренные   слова   к слову публицистика.           ( публицист, публицистический) ­ словом публицистический.                      (публицистический стиль) ­   Какие   стили   речи   вы   еще   знаете?   К какому стилю речи принадлежат слова из словарного диктанта?     Какие   выполняет  (информировать, 4. Повторение изученного. Особенности публицистического   стиля.   (Учащиеся работают   с   таблицей   «Особенности публицистического стиля». ­   Назовите   сферу   употребления (использования)   публицистического стиля.  (общественно   –   экономические,    политические, культурные отношения или средства   массовой информации, публичные выступления) ­ задачи   публицистический стиль?      одновременно воздействуя   на   читателя,   слушателя, убеждать   его   в   чем­то,   внушать   ему определенные   идеи,   взгляды,   побуждать его   к   определенным   поступкам, действиям). ­ Назовите характерные черты стиля.    эмоциональность, призывность, общедоступность). проблемы, ­ Назовите в рассматриваемые публицистике. (проблемы семьи, детства, развития и сохранения русского языка,   влияния   человека   на   природу, свободы личности и др.) Вывод: публицистика   во   всей   полноте отражает текущую историю, обращена к злободневным   проблемам   общества: политическим,   социальным,   бытовым, философским т.д.   образность, оценочность, страстность, (логичность,невыдержанна, 5.   На   экране   мини­тексты. Читает (эмоционально!) подготовленный ученик. 1.   Наша   молодежь   любит   роскошь,   она дурно   воспитана,   она   насмехается   над начальством   и   нисколько   не   уважает стариков.   Наши   нынешние   дети   стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря,   они очень плохие.                                              2.   Я   утратил   всякие   надежды относительно   будущего   нашей   страны, если   сегодняшняя   молодежь   возьмет бразды   правления,   ибо   эта   молодежь невыносима,   просто ужасна.                                                  3. Наш мир достиг критической стадии. Дети   больше   не   слушаются   своих родителей.   Видимо,   конец   мира   уже   не очень далек.                4.   Эта   молодежь   растлена   до   глубины души.   Молодые   люди   злокозненны   и нерадивы.   Они   никогда   не   будут походить   на   молодежь   былых   времен. Молодое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру.                      6. Беседа.  Учитель. Все   эти   высказывания   были встречены в парламенте аплодисментами. Однако   вы,   я   вижу,   и   не   думаете аплодировать. Согласны   ли   вы   с   прозвучавшими мнениями? Ответы (предполагаемые) детей: ­ Я не согласна, так как думаю, что не все молодые люди такие плохие; есть в наше время   нормальная   молодежь,   которая стремится к чему­то хорошему. ­   Я   не   согласен.   Это   слова   людей, которые видят в молодых только плохое и не замечают хорошего. ­ Я не согласен. Это слова пессимистов, видящих   все   в   черном   цвете   и пытающихся   навязать   свое   черное мнение. Какой   стиль   вы   использовали, высказывая свое мнение?    необходимо было выразить свое   мнение,   проявив   эмоциональность,   (публицистический,   т.к.   намвсех   тема  Итак,   в   парламенте   дать оценку высказываниям). Какова высказываний? (Молодежь) Какова   основная   мысль? (Авторы текстов пытаются доказать, что молодежь плохая,   ужасная;   не   сумеет   продолжить дело отцов, погубит страну, не сохранит культуру). Как   вы   думаете,   кто   мог   быть авторами этих слов?         (какие­то политики; пожилые люди; люди старой закалки; люди, которые не общаются с молодежью, не знают, какая она на самом деле). Кто  же  действительно  автор  каждого из этих 4­х высказываний?    звучат аплодисменты.   Блестящее   выступление. Тогда оратор раскрыл карты. Он объявил, что…    На экране те же мини  ­ тексты только с именами авторов высказываний.       первое изречение   принадлежит   Сократу (470­399гг до нашей эры);  второе – Гесиоду (720год до нашей эры); третье ­ египетскому жрецу (2000лет до нашей эры);  четвертое найдено в глиняном горшке в развалинах Вавилона, а возраст горшка – 3000лет. Как   вы   думаете, преследовал парламенте? Показать,   что   и   в   давние   времена,   и   в сегодняшние   поколение оценивало   молодежь   одинаково,   тем   не менее продолжало развиваться   и   процветать;   проблема «ужасной молодежи» не нова. Какая   проблема   была   поднята выступавшим?    (Проблема отцов и детей). 7.   Составьте   из   высказываний предложения с прямой речью. Объясните знаки препинания. 8.   По   вашему   мнению,   добился   ли выступивший цели?  (Да.   Слушатели   наверняка   задумались. Это было эффектно.)   какую   цель в выступавший   старшее   человечество(Цитирование,   использование Какое   средство   сделало   выступление успешным?    высказываний известных людей.) Вывод: цитирование является одним из эффективных   средств   воздействия   на аудиторию. К   какому   стилю   принадлежат   все высказывания?              (к   публицистическому,   т.к.   в каждом из них можно увидеть признаки данного стиля: оценочность, страстность, призывность).  Вывод: Публицистический стиль возник очень давно.  Необходимость поделиться наболевшим, на слушателей,   очевидно,   возникла   как только человек научился говорить. воздействовать       но   молодежь 9. Работа над языковыми средствами. Какие   же   языковые   средства, использованы   авторами   в   этих небольших глубоких   высказываниях?   Экспрессивная   лексика: дурно ­   невыносима, воспитана, невыдержанна,   просто   ужасна.   Молодые люди злокозненны, нерадивы.    (Она создает эмоциональный фон). ­ вводное слово «видимо»   указывает  на субъективность мнения, ­ метафора  «молодежь   растлена   до глубины   души»   используется   с   целью выражения своего негативного отношения к молодежи; ­ устойчивые   словосочетания: бразды правления, критическая стадия. ­ градация «молодежь невыносима, невыдержанна,   просто   ужасна,   любит роскошь,   дурно   воспитана,   насмехается над начальством, и нисколько не уважает стариков» используется для того, чтобы подчеркнуть   отрицательные   черты, присущие   молодежи,   заострить   на   них внимание, показать ужас ситуации.   5 мин. V. Итог урока. На экране текст. Работа с  текстом публицистического стиля Ученики читают текст. Один  ученик или учитель читает  выразительно фишки стикеры Щемит сердце, хоть кричи… Сева – нашдомашний   ясный   взгляд.     сын, единственный сын в благополучной семье.   Я   держу   в   руках   фотографию, которую   сделал   несколько   лет   назад   на нашей даче: там ему двенадцать. У него   аккуратная   чёлка, светлые   волосы, открытый,   Милый, ласковый, мальчик, послушный,   почти   отличник.   Нам   было  так хорошо вместе в то лето!     Но   для   подростка   наступает   такое время,   когда   каждая   семья   начинает казаться   ему   неблагополучной.   Каждая, даже   самая   идеальная!   В   её   рамках становится тесно, внешний мир манит к себе,   опека   матери   и   отца   угнетает, хочется   свободы   и   самостоятельности. Становление человека неизбежно создаёт этот неисключительный кризис. У одних он   проходит   незаметно,   у   других перерастает в трагедию. Сева стал чаще пропадать из дома…     Он отпустил волосы, наотрез отказался стричься,   сразу   утратил   ухоженный, домашний вид. В какой­то женской кофте с  бубенчиками,   в  потёртых,  с  бахромой джинсах,   с   неопрятными   жиденькими косицами,   падающими   на   плечи   – странная,   однако,   забота   о   собственной внешности:   стараться   не   нравиться другим,   походить   на   огородное   пугало. Наш сын…       Вряд   ли   он   ждал,   что   мы   станем умиляться, но наше недоумение, досаду, презрительность воспринимал болезненно, повышенно   раздражительным.   Теперь   любая   мелочь выводила   его   из   себя:   неодобрительный взгляд,   горькая   ухмылка   на   моём   лице, просьба матери вынести мусорное ведро – всё воспринималось как посягательство на его достоинство. И самые простенькие вопросы   для   него   вырастали   в мучительнейшие   –  праздновать   или   не   праздновать   дома день рождения, ехать ли вместе с классом на экскурсию в Коломенское, просить ли у   матери   денег   на   покупку   новой пластинки?       Сакраментальный   конфликт   отцов   и детей   родился   не   вчера.   «Я   утратил всякие   надежды   относительно   будущего   если   сегодняшняя нашей   страны,   проблемы   сталэта   ибо     невыдержанна, молодежь   возьмет   в   свои   руки   бразды правления,   молодежь невыносима,   просто ужасна». Эти слова произнес Гесиод еще в седьмом веке до нашей эры. Но отцам последующих   поколений   от   столь древнего признания легче не становится. Беседа. ­   Что   объединяет   эти   тексты? (проблема)    ­ Какую проблему поднимает автор в своем тексте?                (Проблему отцов и детей) ­   Каким   эпитетом   обозначает   автор поднятую проблему?                     (Сакраментальный)  ­ Объясните значение слова. Сакраментальный   – 1)   связанный   с религиозным обрядом, ритуальный; 2)   перен.   Закрепившийся   в   традиции, ставший обычаем. ­   В   каком   из   этих   значений употреблено слово в тексте?            (   в   переносном,   т.е.   в   значении «традиционный») ­ Назовите основные мысли:    проблема отцов и детей – вечная;    проблема коснулась и его семьи;    автор не знает, как поступить в данной ситуации, он находится в растерянности;    автора совсем не утешает тот факт, что Гесиод согласился с ним еще в 7 веке до нашей эры.  автору   больно   сознавать,   что   эта VI. Домашняя работа.  Напишите сочинение – размышление о проблеме   отцов   и   детей,   опираясь   на материалы текстов, материалы урока, сделанные выводы, а также используя любое   из   высказываний   царя Соломона. Дело   в   том,   что   у   него   был сын,   и   мудрейшего   из   царей   не   обошла стороной   проблема   отцов   и   детей.   Об этом   свидетельствуют   его   обращения   к сыну.   Перестань,   слушать внушения   об   уклонении   от   изречений разума;   сын   мой,  2 мин. Записывают домашнюю работу в дневниках.Глупый   сын   –   досада   отцу   своему   и огорчение для матери своей;  Венец стариков – сыновья сыновей, и слава детей – родители их;  Кто   злословит   отца   своего   и   мать свою, того светильник погаснет среди глубокой   тьмы (светильник   у   древних израильтян   означал   вечную   жизнь,   а потухший       символ   страшнейшего наказания). ­ Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Посмотрите также