Тема: Союзы. Типология союзов. Омонимия союзов и других частей речи в роли союзных слов. Морфологический разбор
1. Цель урока: Образовательная: повторить, обобщить, систематизировать знания о союзах и правописании союзов.
2. Развивающая: развить навыки продуктивного типа мышления через разнообразные формы организации учебной деятельности.
3. Воспитательная: чувство локтя во время групповой работы
Дата: Класс: 3 урок 24
Тема: Союзы. Типология союзов. Омонимия союзов и других частей речи в роли союзных слов.
Морфологический разбор
1 Цель урока: Образовательная: повторить, обобщить, систематизировать знания о союзах и правописании
союзов.
2 Развивающая: развить навыки продуктивного типа мышления через разнообразные формы организации
нагляднос
ти
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную
цель.
Ученики отвечают
на вопросы
учителя.
учебной деятельности.
Деятельность учителя
3
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха.
5
мин.
20
мин.
II. Мотивация к изучению нового.
С помощью наводящих вопросов, учитель подводит учащихся к
теме нового урока.
1 группа: Дать определение союза. На какие группы делятся
союзы по значению, строению и происхождению?
2 группа: Как пишутся союзы?
Есть ли в русском языке союзысинонимы, союзыомонимы, союзы
антонимы?
( союзысинонимы – да=и, да=но, зато=но, или=то есть; союзы
омонимы –
« да» в значении «и», «да» в значении «но».)
3 группа: Какие союзы соотносятся с другими частями речи? Как
отличить союз от созвучных слов других частей речи? Составьте
алгоритм.
III. Актуализация знаний
Индивидуальная работа. Учитель раздает карточки. Задание:
По методу «ДЖИГСО» изучают
новый материал. Предлагает
ученикам выполнить упражнение.
Шумела полночная вьюга в лесной и глухой стороне (союз и связывает однородные
Дохнул сентябрь, и георгины дыханьем ночи обожгло (Фет) – союз и связывает простые
1. Союз – служебная часть речи, которая связывает как члены предложения, так и простые
предложения в составе сложного.
Например:
1.
определения);
2.
предложения в составе сложносочинённого предложения;
3.
будто связывает придаточное предложение с главным в составе сложноподчинённого).
2. Союзы, как и другие служебные части речи, не изменяются.
3. Союзы не являются членами предложения, а связывают члены предложения и/или части сложного
предложения.
4. По строению союзы делятся на разряды:
Лицо его улыбалось и морщилось, как будто ему было щекотно, больно, смешно(союз как
простые (состоят из одного слова) – и, а, но, да, если, что, когда и др.:
День и ночь; не день, а ночь; узнал, что опоздал;
составные (состоят из нескольких слов) – потому что, так как, как будто, вследствие того
что, с тех пор как, в то время как, для того чтобы и др.:
Он не пришёл, потому что заболел; Говорили, как будто его видели в Анапе; Для того
чтобы сдать экзамен, надо много заниматься;
повторяющиеся (состоят из двух или более одинаковых союзов) – ни – ни, то – то, не то –
не то:
Его не было ни в саду, ни в доме; На улице не то снег, не то дождь;
двойные (обязательно состоят из двух частей) – как – так и; не только – но и; не столько –
сколько; когда – то; если – то; едва – как; чем – тем:
Чем дальше в лес, тем больше дров; Летом он не только отдыхал, но и готовился к
поступлению в вуз; Если мы не поторопимся, то можем опоздать на поезд.
5. По значению союзы делятся на разряды:
а) сочинительные – связывают однородные члены и простые предложения в составе
сложносочинённого предложения:
соединительные (имеют значение соединения): и, да (в значении и), ни – ни, и – и, не только
– но и, как – так и, тоже, также:
Я не пришёл, и он не пришёл; Я не пришёл, он тоже не пришёл; Не только я не пришёл, но
и он не пришел; Ни я не пришёл, ни он не пришёл;
противительные (имеют значение противопоставления) – а, но, зато, да (в
значении но), однако (в значении но) и др.:
Не он, а я сделаю это; Говорил он тихо, но спокойно; Говорил он тихо, однако спокойно;
Говорил он тихо, затоспокойно.
разделительные (имеют значение разделения) – или, либо, то – то, не то – не то, или –
или и др.:
Или дождь идёт, или снег сыплет; То дождь идёт, то снег сыплет; Не то дождь
идёт, не то снег сыплет;
б) подчинительные – связывают простые предложения в составе сложноподчинённого предложения:
временные (указывают на время) – когда, пока, едва, лишь, лишь только, как только и др.:
Когда мы вернулись, было уже темно; Как только мы вернулись, пошёл дождь;
причинные (указывают на причину) – потому что, оттого что, так как, ибо и др.:
Мы остались дома, потому что пошёл дождь; Мы остались дома, так как пошёл
дождь;
целевые (указывают на цель) – чтобы (чтоб), для того чтобы, с тем чтобы и др.:
Пришлось поспешить, чтоб не опоздать к ужину;
условные (указывают на условие) – если, раз и др.:
Если не хочешь опоздать, поспеши; Раз не хочешь опоздать, поспеши;
уступительные (указывают на противоречие одного события другому) – хотя; несмотря на
то, что; пускай и др.:
Хотя было ещё темно, на улице было много народу; Пускай погода тёплая, всё равно
можно простудиться;
сравнительные (указывают на сравнение) – как будто, словно, точно, как, будто, что (в
значении как, будто) и др.:
Птица кричала протяжно, будто плакала;
следственные (указывают на следствие) – так что:
На поезд мы опоздали, так что ночь пришлось провести на вокзале;
изъяснительные (указывают на то, о чём говорят) – что, будто, чтобы и др.:
Я знал, что приехал не вовремя; Говорят, будто он собирался уехать в деревню; Я
хочу, чтобы он остался дома.
Примечание. Некоторые разряды союзов в школьной грамматике не рассматриваются. Обычно их
включают в состав сочинительных союзов:
а) пояснительные союзы – то есть, или (в значении то есть) и др. (Мы пели, смеялись, тоесть веселись во всю; Лингвистика, илиязыкознание, – это наука о языке);
б) присоединительные союзы – да и (Я говорил шёпотом, да и дед отвечал вполголоса).
Работа в группах для самостоятельных работ
I группа: Определите стиль и тип речи текста. В предложениях 1220 найдите метафору.
II группа: Выпишите все союзы, дайте их характеристику.
III группа: Найдите в тексте производные союзы. Придумайте предложения с омонимичными
частями речи.
Каждая группа работала очень хорошо. Задания были выполнены в полном объёме.
Работа в парах.Данные предложения поделить на 2 группы: с союзами и омонимичными ч/р.
1 Выписать предложения с союзами.
2 Выписать предложения с омонимичными ч/р.
Проверить работу соседа и оценить.
Что(бы) ни г…ворили, а я выполню эту работу.
Мои спутники то(же) осматривали берег, но (в)виду имели совсем другое.
Что сходит с рук в…рам, за(то) в…ришек бьют.
Ружье – вещ… благ…родная, при(том) и укр..шение в комнате приятное.
Все громко заг..ворили, при(чем) старались перекричать друг друга.
При(том) материале прил..гается справка.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
10
мин.
Ученики делают
внутренний и
внешний круг.
Демонстрируют
свои знания.
Задание «Проверь себя». Запишите
предложения под диктовку, а затем сверить с предложениями на экране.
1.О людях надо судить по тому, сколько и как они в жизни сделали.
2.Истина необходима человеку так же, как слепому поводырь.
3.Мне хотелось бы, чтобы счастье пришло, как заслуга.
4.Труд необходим человеку так же, как пища, он должен быть регулярным, систематическим.
5.Не будьте равнодушны, потому что равнодушие смертоносно для души человека.
Закрепление урока. По методу «Броуновское движение»
проводит закрепление урока.
. Тест.
Укажите предложение с союзом зато:
1.За(то) сестра Таня всегда отличалась на сцене, играя на разных
любительских спектаклях.
2. Не за(то) волка бьют, что сер, а за(то), что овцу съел.
3. Спрячься за(то) дерево.
Укажите предложение с местоимением и частицей бы:
1. Все их усилия направлены были на то, что(бы) посеять пшеницу.
2. И что(бы) она ни делала, за что(бы) она ни принималась всё
выходит у неё красиво.
3.Что(бы) вода текла – камень сдвинь руками.
Укажите предложение с союзом также:
1. Не уметь ценить своё время так(же) неудобно, как и не уметь
читать и писать
2. Молод тот, кто вечером чувствует себя так(же), как утром.
3. Учился он так(же) хорошо.
В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?
1. Что(бы) воспитать щенка, необходимо много усилий, за(то)
сколько радости он вам доставит!
2. Младший сын так(же) любит книги, как и все в нашей семье,
по(этому) у нас не возникло сомнения в том, что подарить ему в
день рождения.
3. Что(бы) рыбка клевала так(же) хорошо, как вчера, я накопал
свежих червей.
4. Я благодарю Вас, а так(же) Вашего секретаря за(то), что мне
дали возможность изучить этот проект.
5
мин.
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями
соседу по парте и отправить.
Чему научил вас урок?
Какое впечатление осталось у вас от урока?
Оценивают работу
своих
одноклассников,
пишут
телеграммы.
фишки
стикеры2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу
в дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________