Русский язык 5 класс Тема : "Звездное небо" (2 урок)

  • Разработки уроков
  • docx
  • 03.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели обучения, которые помогают достичь данный урок (Ч) 5.2.2.1определять основную мысль на основе содержания и композиции (Ч) 5.2.8.1сравнивать темы и композиции различных текстов (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка) Цели урока - писать творческие работы, используя жизненный опыт - использовать синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, эмоционально-окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения и т.д.; - использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже - использовать знаки препинания при прямой речи и обращении, тире в простом предложении, однородными членами, а также с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Иконка файла материала Краткосрочный план урока 80.docx
Краткосрочный план урока № 80 Раздел долгосрочного плана:  Раздел  8:  Астрономия:   звезды   и созвездия Дата: Школа:  Имя учителя: Класс: 5 Количество присутствующих:  отсутствую щих:   Тема урока  Цели обучения, которые   помогают достичь данный урок Звездное небо (Ч)   5.2.2.1 определять основную мысль на основе содержания и композиции  (Ч)   5.2.8.1 сравнивать темы и композиции различных  текстов (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка) Цели урока Предыдущее обучение Навыки использования  ИКТ План Запланированн ые этапы урока Начало урока 5 мин ­ писать творческие работы, используя жизненный опыт ­ использовать синонимы, антонимы,  омонимы, заимствованные слова, эмоционально­окрашенные слова; гиперболы, эпитеты, сравнения и т.д.; ­   использовать   именные   части   речи,   согласуя   слова   в   роде,   числе   и падеже ­ использовать знаки препинания при прямой речи и обращении, тире в простом предложении,  однородными членами, а также с обобщающим словом при однородных членах предложения. Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных при изучении предыдущих   разделов.     Он   развивает   навыки   слушания,   говорения, чтения и письма. На уроке используется презентация.  Ресурсы Презентация, подготовлен ная учителем Запланированная деятельность на уроке Организационный момент.  Приветствие.   Создание   положительной   психологической атмосферы. Стратегия «Солнышко».  Детям   предлагается   закончить   предложение:   «Моѐ настроение похоже на: солнышко; солнышко с тучкой; тучку; тучку с дождиком; тучку с молнией. Деление на группы по цветам звездочек. Учитель готовит по количеству   учащихся   звездочки   разного   цвета,   например, красного,   желтого,   зеленого,   синего.   Затем   учащиеся получают звездочки и делятся на группы по их цветам.  Знакомство с целями урока, критериями оценивания.http://megapo isk.com/kak­ nauchitsja­ pisat­stihi­ sovety­ nachinajuschi m Середина урока  5 мин 10 мин 10 мин СТАДИЯ ВЫЗОВА  Стратегия   «Мозговой   штурм».   Тема   «Как   писать стихотворение?» 1.Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале этого этапа проблема должна быть четко сформулирована.  2. Генерация идей.   Главное   —   количество   идей.   Не   делайте   никаких ограничений.  Полный   запрет   на   критику   и   любую   (в   том   числе положительную)   оценку   высказываемых   идей,   так   как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.  Необычные идеи приветствуются.  Комбинируйте и улучшайте любые идеи. 3. Группировка,   отбор   и   оценка   идей.   Этот   этап   часто забывают,   но   именно   он   позволяет   выделить   наиболее ценные   идеи   и   дать   окончательный   результат   мозгового штурма.  СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ И Учащимся предлагается словарь терминов по теме «Звезды и созвездия». (Приложение 1).   Учащиеся отмечают слова, которые могут быть использованы ими   для   написания   собственных   стихов   о   звездах   и созвездиях.  Г Учащимся   предлагается   ознакомиться   с   памяткой   по написанию стихов.  Работа с памяткой. (Приложение 2) Стратегия «Инсерт» 1.   Учащиеся   читают   текст,   маркируя   его   специальными значками: V — я это знаю; + — это новая информация для меня; ­ — я думал по­другому, это противоречит тому, что я знал; ? — это мне непонятно, нужны объяснения, уточнения. Совет:   маркировки   в   тексте   удобнее   делать   на   полях карандашом.  2. Заполняется таблица V + — ? Здесь   тезисно записываются термины   и понятия, встречающиес я   в   тексте, которые   уже Отмечае тся   все новое, что стало известно из текста Отмечаются противореч ия. То есть, ученик отмечает то, что идет вразрез   с Перечисляются непонятные моменты,   те, что   требуют уточнения   или вопросы, возникшие   побыли известны. его знаниями   и убеждениям и. мере   прочтения текста. Взаимопроверка   в   группах   по   критериям   оценивания, наблюдение учителя.  И Учащиеся   будут   писать   стихи   о   звездах   и   созвездиях, руководствуясь   предложенной   памяткой.   Они   должны написать   не   менее   10­12   строк   поэтического   текста,   не учитывая количество слов. Стихи можно дополнить иллюстрациями, рисунками.   Учитель   может   предложить   учащимся   использовать обращения, однородные члены, прямую речь, подлежащее и сказуемое,   выраженные   именами   существительными, неопределенными формами глаголов и др. Учитель   должен   обратить   внимание   учащихся   на предупреждение ошибок при согласовании слов в роде, числе и падеже. Задание 1) Напишите стихи о звездах и созвездиях. Определитесь с   темой   стихотворения.   Количество   строк   стиха   должно быть не менее 10­12. 2) Подберите рифмовку.  3) Используйте художественно­поэтические средства.  4) Старайтесь   писать   без   ошибок.  При   использовании именных частей речи, правильно согласуйте слова в роде, числе и падеже. 5) Обращайте   внимание   на   правильное   использование знаков препинания  при  прямой речи и  обращении, тире  в простом   предложении,  однородными   членами,   а   также   с обобщающим словом при однородных членах предложения. 6) Дополните стихи иллюстрациями, рисунками.   Критерий оценивания Дескриптор 30 мин 15 мин стихотворение   в  иллюстрациями, П 6 Творческое письмо СРН   2   Соблюдение лексических норм Учащийся пишет   соответствии с темой подбирает рифмовку дополняет рисунками использует тропы  ­ гиперболы ­ эпитеты ­ сравнения ­ метафору ­ олицетворение.СРН   3   Соблюдение грамматических норм СРН   4   Соблюдение пунктуационных норм использует   лексические   средства языка: ­ синонимы ­ антонимы ­ омонимы ­ заимствованные слова ­ эмоционально­окрашенные слова. использует   именные   части   речи, согласуя   слова   в   роде,   числе   и падеже. использует   знаки   препинания   при прямой   речи   и   обращении,  при однородных членах предложения; использует   тире   в   простом предложении,  с   обобщающими словами   при   однородных   членах предложения. Для   менее   успешных  в   качестве   поддержки   можно предложить Буриме. _________________________________ мгла, _________________________________ зажгла. _________________________________ лучи! _________________________________ в ночи. __________________________________ небосвод! __________________________________ хоровод. __________________________________ звездочёт ­ __________________________________ учёт. __________________________________ ученик. ___________________________________ дневник. ___________________________________ маршрут ___________________________________ тут. Возможно подобрать другие варианты буриме. Взаимопроверка в парах.  Учащиеся   в   парах   проверяют   работы   друг   друга   по предложенным   критериям   оценивания,   пишут   свои рекомендации пастой зеленого цвета. Взаимопроверка в группе.  Учащиеся   проверяют   работы   друг   друга   в   группах,   дают рекомендации. Взаимопроверка.  Стратегия «Авторский стул».  Учащиеся   будут   выбирать   понравившуюся   работу   и комментировать свой выбор.  Учащиеся в «Кресле читателя» читают вслух написанное ими стихотворение.Конец урока 5 мин РЕФЛЕКСИЯ Анкета самоанализа  Цель: самоанализ, качественную и количественную оценку  уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое  внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой  ответ.  • На уроке я работал  • Своей работой на уроке я  • Урок для меня показался  • За урок я  • Мое настроение  коротким / длинным  не устал / устал  стало лучше / стало хуже  понятен / не понятен  интересно / не интересно  Домашнее задание: учащимся   предлагается   дописать   стихотворение   с   учетом всех рекомендаций (используется паста зеленого цвета). Междисциплинарные связи Проверка здоровья и безопасности Связи с ИКТ  Связи с ценностями Оценивание   –   как Вы   планируете проверить   уровень усвоения материала учащимися? Дополнительная информация Дифференциаци я   –   как   Вы планируете оказать   больше поддержки? Какие задачи Вы планируете поставить   перед более способными учащимися? Рефлексия Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на вопросы о Вашем уроке из левой колонки.Общая оценка Какие   два   аспекта   урока   прошли   хорошо   (подумайте   как   о   преподавании,   так   и   об обучении)? Какие   две   вещи   могли   бы   улучшить   урок   (подумайте   как   о   преподавании,   так   и   об обучении)? Что я узнал(а) о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к следующему уроку? Приложение 1 СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ Галактика – гигантская система из звезд и газо­пылевых облаков. Слово «галактика» происходит от греч. galakticos молочный; так называли в древности Млечный Путь. Галактический   экватор –   большой   круг   небесной   сферы,   проходящий   вдоль   Млечного   Пути   и равноотстоящий от галактических полюсов. Двойная звезда – две звезды, видимые на небе близко друг к другу.  Двойная система – система из двух звезд, обращающихся по орбитам вокруг общего центра масс. Диск галактики – плоская звездно­газовая подсистема вращающейся галактики.  Звезда –   небесное   тело,   светимость   которого   поддерживается   протекающими   в   его   недрах термоядерными реакциями. Зодиак –   зона   на   небе   шириной   по   в   обе   стороны   от   эклиптики,   содержащая   видимые   пути Солнца, Луны и основных планет. Она проходит через 13 созвездий и делится на 12 знаков зодиака. Комета – малое тело Солнечной системы, состоящее изо льда и пыли, у которого обычно образуется длинный газовый хвост, когда оно приближается к Солнцу. Космические лучи – поток стабильных частиц высокой энергии, приходящихся на Землю из мирового пространства (первичного излучения), а также рожденных при взаимодействии с веществом атмосферы (вторичное излучение).Межзвездная пыль – твердые микроскопические частицы, входящие в состав межзвездной среды и в основном ответственные за межзвездное поглощение света.  Метеор –   вспышка   или   светящийся   след,   остающийся   на   мгновение   после   разрушения   небольшого космического тела (метеороида), влетевшего в атмосферу Земли. Метеорит (греч. «камень с неба») – твердое тело естественного происхождения, упавшее на поверхность Земли из космоса. Обычно различают каменные, железо­каменные и железные метеориты. Млечный Путь – светлая клочковатая туманная полоса, опоясывающая ночное небо по большому кругу, образованная светом миллионов далеких звезд диска Нашей Галактики. В западной литературе Млечным Путем называют и саму нашу Галактику. Новая звезда ­  звезда, увеличивающая свой блеск в тысячи (иногда – в миллионы) раз за несколько часов, а затем в течение нескольких недель тускнеющая и возвращающаяся к своему исходному блеску.  Переменная звезда – звезда, изменяющая свой видимый блеск.  Планета – небесное тело, достаточно массивное для того, чтобы собственная гравитация придавала ему сфероидальную   форму,   но   недостаточно   массивное   для   того,   чтобы   в   его   недрах   протекали термоядерные реакции. Планета­гигант   – крупная   планета,   по   массе   близкая   к   Юпитеру   или   Сатурну,   имеющая   низкую среднюю плотность, состоящая в основном из водорода и гелия. Планета земной группы – одна из  4 ближайших к Солнцу планет, по своим размрам, плотности и внутреннему строению сходна с Землей. В эту группу входят Меркурий, Венера, Земля и Марс. Планетарная   туманность –   светлая   туманность   вокруг   старой   звезды,   образованная   верхними истекающими слоями ее атмосферы; обычно это оболочка, сброшенная звездой – гигантом. Радиогалактика – галактика, отличающаяся необычно сильным радиоизлучением.  Рефлектор – телескоп, в котором в качестве объектива применяется линза. Светимость – мощность излучения небесного тела. Световой год – расстояние, которое свет проходит в вакууме за 1 земной год. Созвездия – участки звездного неба, на которые его условно разделили еще в глубокой древности.  Элементарная частица – частица, которая считается неделимой. Приложение 2 ПАМЯТКА КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ 1) Определитесь с темой Темой вашего стихотворения может стать окружающая жизнь, какое­то событие, абстрактное понятие или чувство. Запишите в столбик какие­то ключевые понятия, ряд ассоциаций к вашей теме, они помогут ее раскрыть. Например, к стихотворению о весне: «капель», «подснежники», «новая жизнь», «тепло», «расцвет».  2) Какую рифмовку выбрать Рифмы должны быть точными. В хорошей рифме совпадает и ударная гласная, и следующие за ней согласные. Если поначалу вам сложно их придумывать, обратитесь к электронным словарям рифм.  3) Используйте художественно­поэтические средства Насыщайте   свое   стихотворение   интересными   поэтичными   образами,   красочными   описаниями.   Не забывайте   про   выразительные   средства   и   стилистические   приемы:   метафоры,   гиперболы,   эпитеты   и многие другие. Но не перестарайтесь и не перегрузите стихотворение. Каждая строка должна иметь смысловую нагрузку. Тропы эпитет ­ художественное определение; сравнение – сопоставление предметов и явлений; гипербола ­ художественное преувеличение; олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;метафора ­ скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»); Использование   лексических   средств (синонимы,   антонимы,   омонимы, эмоционально­окрашенные слова). 4) Старайтесь писать без ошибок.  Ваши   стихи   вызовут   смех,   если   в   них   будут   нарушения   согласования   членов   предложений   и   тому подобные ошибки. Исправить их в стихотворениях зачастую невозможно, поэтому используйте именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже 5) Пишите обращения.  А   знаете ли   вы,   что   послания —   это   целый   жанр   литературных   произведений,   поэтому  используйте обращения, однородные члены, прямую речь. Не забывайте о знаках препинания при   использовании прямой речи и обращения, тире в простом предложении, однородными членами, а также с обобщающим словом при однородных членах предложения.  заимствованные   слова,

Посмотрите также