Русский язык 5 класс Тема: "Русский язык в Казахстане"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 01.04.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цели обучения: 5.Ч1: понимать основную информацию сплошных и несплошных текстов, определяя тему; 5.СРН3: Использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже; Цели урока: Все ученики смогут: познакомиться с некоторыми особенностями развития русского языка; дать представление о социальной сущности языка; создать условия для формирования умения оперировать терминами при анализе языкового явления. .Большинство учеников смогут: cовершенствовать культуру устного и письменного речевого общения, навыки работы в группах; развивать творческое мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся Некоторые ученики смогут: отвечать на открытые вопросы по содержанию сплошных и несплошных текстов; редактировать текст, находя ошибки в употреблении падежных окончаний именных частей речи.
Иконка файла материала Краткосрочный план урок16.docx
Раздел:  Тема:  Дата:  Класс: 5 Цели обучения:  Цели урока:  Языковая цель: Предыдущее  обучение: Планируемое время Начало  Краткосрочный план урока №16 Школа:  Культура: язык и общение Русский язык в Казахстане Количество отсутствующих: 0 ФИО учителя:  Количество Присутствующих: 5.Ч1: понимать  основную  информацию  сплошных  и несплошных текстов,  определяя тему; 5.СРН3: Использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже; Все   ученики   смогут:  познакомиться   с   некоторыми   особенностями   развития русского   языка;   дать   представление   о   социальной   сущности   языка;   создать условия   для   формирования   умения   оперировать   терминами   при   анализе языкового явления. .Большинство учеников смогут: cовершенствовать  культуру устного и  письменного речевого общения, навыки работы в группах; развивать творческое  мышление; активизировать и пополнять словарный запас учащихся  Некоторые ученики смогут: отвечать на открытые вопросы по содержанию  сплошных и несплошных текстов; редактировать текст, находя ошибки в  употреблении падежных окончаний именных частей речи. Учащиеся могут: Использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже. Ключевые слова и фразы: имя прилагательное, имя существительное, падеж,  окончание, текст, тема текста, язык, общение, коммуникация. Полезные фразы для диалога/письма: «Перед нами текст, так как…» «В  данном тексте речь идет о…», «Тема этого текста ­ …», «На диаграмме  показано…» Вопросы для обсуждения: Письменные подсказки: Учащимся известно, что язык является средством общения, имена прилагательные согласуются с именами существительными в роде, числе и падеже Запланированная деятельность на уроке План Эмоциональный настрой. К. Учащимся предлагается просмотреть видеоролик «Приветствия на разных языках мира» и ответить на вопросы: ­ О чем шла речь в ролике, который вы только что посмотрели? (о том, как здороваются на разных языках, в разных странах) Вызов. Выход на тему урока. К. – На территории какой страны используются все эти приветствия? Почему?   (в   Казахстане,   потому   что   это   многонациональное государство) ­ Как вы  думаете,  о чем пойдет речь сегодня на уроке?  (о языках Казахстана) Ресурсы  Видео «Приветствия на разных языках»Середина  Запись темы урока в тетрадь. ­   На   каком   языке   Казахстана   не   прозвучали   приветствия   в видеоролике? (на казахском) Деление на группы. Учитель   предлагает   ученикам   подойти   к   объявлениям,   висящим   на стене   и   оторвать   листочек   с   приветствием   наказахском   языке. Учащиеся называют приветствия и делятся по ним на 4 группы по 4 человека, распределяют роли в группе. . Сколько же людей в мире говорит по­русски? Вот несколько цифр, свидетельствующих о распространении русского языка в наше время: русский язык является родным для 170 миллионов человек, и 350 миллионов человек его понимают. Большинство говорящих по­русски живёт, конечно же, в России, остальные — за её пределами. Кто эти люди? Это те, кто живёт на территории стран СНГ и Балтии, а также те,   кто   проживает   в   странах   традиционного   зарубежья.   Для   них специально   издаются   журналы   и   книги   на   русском   языке,   ведётся обучение в школах, между собой эти люди продолжают общаться по­ русски. Однако русский язык изучают и те, для кого он не является родным (около 180 миллионов человек). Так, в Германии, Австрии и Швейцарии   русский   язык   в   первую   очередь   интересует   тех,   кто занимается   или   будет   заниматься   бизнесом.   В   Израиле   русский изучают дети из многочисленных русскоговорящих семей. Японцев и многие другие народы привлекает удивительная русская литература. а   в   последнее   время   появился   и   чисто   «спортивный   интерес»   к изучению русского языка — ведь зимние Олимпийские игры будут проходить на территории России — в черноморском городе­курорте Сочи.   В   общем,   мотивы   изучения   русского   языка   в   зарубежных странах   самые   разные.   Ясно   одно:   русский   язык   активно распространяется   в   мире   и   по   праву   входит   в   «клуб   мировых языков». Изучайте же и оберегайте русский язык!             ­    Объявления   с отрывными приветствиям и на казахском языке (приложение 1). Карточка с  вопросами.  (приложение ) видеоролик  об Ассамблее  народа  Казахстана Листы  заданий для  работы с  текстом  (приложение  5)﷒                                                    Работа в группах.  А)  Прочитать  высказывания   известных  писателей  о  языке,  сделать вывод о богатстве, красоте, выразительности и развитости русского языка. Объяснить постановку тире в первом предложении. 1. «Что русский язык – один из богатейших языков в мире, в этом нет никакого сомнения». (В.Белинский) 2. «Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье ещё драгоценней самой вещи». (Н.Гоголь) 3. «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние,   переданное   нам   нашими   предшественниками,   в   числе которых блистает опять­таки Пушкин! Обращайтесь почтительно с этим   могущественным   орудием;   в   руках   умелых   оно   в   состоянии совершить чудеса!» (И.Тургенев) 4.   Язык   –   это   история   народа.   Язык   –   это   путь   цивилизации   и культуры…   Поэтому­то   изучение   и   сбережение   русского   языка является   не   праздным   занятием   от   нечего   делать,   но   насущной необходимостью.  (А.Куприн) В)   Практическая   работа.   Списать   упражнение   5,   расставляя пропущенные знаки препинания и объясняя их постановку. Объяснить правописание   личных   окончаний   глаголов   2­го   лица   ед.   числа. Обозначить грамматическую основу каждого предложения. Г) Упражнение7. Прочитать пословицы, объяснить их смысл. Списать, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Демонстрируют   знания,   умения.     Осмысливают   значимость   языка   вжизни человека. Ф (наблюдение учителя) Учащиеся   в   парах   будут   пересказывать   текст   по   плану,   используя выписанные словосочетания.  При взаимооценивании учащиеся должны обратить внимание на: ­передачу основного содержания прочитанного текста; ­ соответствие пересказанного текста плану; ­ использование словосочетаний из текста, содержащих именные части речи. П Ф (взаимооценивание) Учитель и учащиеся открыто оценивают друг друга и обосновывают оценку, также дают обратную связь. Предлагает разноуровневые задания учащимся. Работа в группах. Выводится на экран: Конец  1. В каком слове первый звук звонкий? – причина – шестидесятые – всё – юмор 2. Определить связь словосочетаний: – творческое начало – элементы рекламы – языковая игра – заимствование элементов – воспринимается как явление Рефлексия: ­ что узнал, чему научился? ­ что осталось непонятным? ­ над чем необходимо работать? Плакат с  изображением разделенной  на 3 части  пирамиды  (приложение  7), стикеры  красного,  желтого и  зеленого  цветов Стикеры трех  цветов  (красные,  желтые,  зеленые),  магнитная  доска,  магниты. Оценивание Дополнительная информация Дифференци­ ация По уровням  мыслительной  деятельности в соответствии с  таксономией  Блума  (стратегия  «Пирамида»). В   течение   всего   урока используется формативное оценивание учителем   в   форме похвалы, взаимооценивание   по стратегии   «Светофор». Задание для индивидуальной   работы предусматривает критериальное оценивание   по   Межпредметные связи, проверка безопасности  здоровья, ИКТ, ценности Межпредметные связи с математикой (числовые данные  диаграмм), казахским языком (деление на группы при  помощи приветствий на казахском языке), историей  (видеоролик об ассамблее народа Казахстана). ИКТ используются при демонстрации видеороликов. Основная ценность – формирование казахстанского  патриотизма, толерантности, уважительного отношения к  культуре и языку других народов. Здоровьесбережение обеспечивается благодаря  двигательной активности учащихся во время урока  (подходят к отрывным объявлениям, к доске, делятся  сначала на 4, затем на 3 группы).дескрипторам (самооценивание учащихся).Формативное оценивание приложение 2 Предмет: русский язык Класс: 5 Раздел   Тема Цель обучения Язык: культура и общение Языки Казахстана 5П3 – Представлять информацию в виде рисунков. Уровень мыслительных навыков Критерий оценивания Применение Представляет информацию в виде рисунков. Задание на исследованиеПредварительная подготовка (Д/з): проведите среди своих родных, знакомых, соседей (не менее 10 человек) опрос: Какой язык для вас  родной? А) русский язык; Б) казахский язык; В) другой язык (укажите, какой).  Представьте результаты опроса в виде диаграммы, заполните таблицу для варианта «Другой язык».  Другой язык Язык  Количество человек Количество 10 9 8 7 6 5 4 3 2 1 0 русский язык казахский язык другой язык Варианты ответа Критерий оценивания Представляет информацию в виде рисунков. Опросил родных и близких о количестве языков, которыми они владеют. Определил количество выбравших варианты А, Б, В. Изобразил результаты опроса в виде диаграммы. ДескрипторОтветьте на вопросы в группах:  Слова каких частей речи вы вставляли в шаблон?   Выделите окончания имен прилагательных. Одинаковы ли они?   От чего зависит выбор окончания имен прилагательных? (от рода, числа и падежа)  Как определяется род, число и падеж имен прилагательных? (по роду, числу и падежу имен существительных) Сделайте вывод, над какой грамматической темой мы сегодня работаем? Приложение 4 Ответьте на вопросы в группах:  Слова каких частей речи вы вставляли в шаблон?   Выделите окончания имен прилагательных. Одинаковы ли они?   От чего зависит выбор окончания имен прилагательных? (от рода, числа и падежа)  Как определяется род, число и падеж имен прилагательных? (по роду, числу и падежу имен существительных) Сделайте вывод, над какой грамматической темой мы сегодня работаем? Ответьте на вопросы в группах:  Слова каких частей речи вы вставляли в шаблон?   Выделите окончания имен прилагательных. Одинаковы ли они?   От чего зависит выбор окончания имен прилагательных? (от рода, числа и падежа)  Как определяется род, число и падеж имен прилагательных? (по роду, числу и падежу имен существительных) Сделайте вывод, над какой грамматической темой мы сегодня работаем? Ответьте на вопросы в группах:  Слова каких частей речи вы вставляли в шаблон?   Выделите окончания имен прилагательных. Одинаковы ли они?   От чего зависит выбор окончания имен прилагательных? (от рода, числа и падежа)  Как определяется род, число и падеж имен прилагательных? (по роду, числу и падежу имен существительных) Сделайте вывод, над какой грамматической темой мы сегодня работаем?Ответьте на вопросы в группах:  Слова каких частей речи вы вставляли в шаблон?   Выделите окончания имен прилагательных. Одинаковы ли они?   От чего зависит выбор окончания имен прилагательных? (от рода, числа и падежа)  Как определяется род, число и падеж имен прилагательных? (по роду, числу и падежу имен существительных) Сделайте вывод, над какой грамматической темой мы сегодня работаем? Ответьте на вопросы в группах:  Слова каких частей речи вы вставляли в шаблон?   Выделите окончания имен прилагательных. Одинаковы ли они?   От чего зависит выбор окончания имен прилагательных? (от рода, числа и падежа)  Как определяется род, число и падеж имен прилагательных? (по роду, числу и падежу имен существительных) Сделайте вывод, над какой грамматической темой мы сегодня работаем? Ответьте на вопросы в группах:  Слова каких частей речи вы вставляли в шаблон?   Выделите окончания имен прилагательных. Одинаковы ли они? От чего зависит выбор окончания имен прилагательных? (от рода, числа и падежа)  Как определяется род, число и падеж имен прилагательных? (по роду, числу и падежу имен существительных) Сделайте вывод, над какой грамматической темой мы сегодня работаем? Предмет: русский язык Класс: 5 Раздел   Тема Цель обучения Уровень мыслительных  навыков Критерий оценивания Формативное оценивание Приложение 5 Культура: язык и общение Языки Казахстана 5.Ч1: понимать  основную  информацию  сплошных  и несплошных  текстов, определяя тему; 5СРН3: использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и  падеже. Понимание, анализ, оценка Понимает основную информацию сплошных и несплошных текстов,  определяет тему; использует именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже. Задание для работы с текстом. Прочитайте текст, выполните задания по стратегии «Пирамида» (чем ближе к вершине, тем  сложнее) Ким М., ученик 5 класса Членам Научно­экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана пишет Вам ученик 5 класса, Максим Ким. Хочу рассказать Вам о нашем классе и попросить совета в одном из вопросов, связанном с изучением языков.  Уважаемые члены Научно­экспертного совета, Наш класс – это небольшая  многонациональн__ Казахстан, потому что в нем учатся дети разн__ национальностей: казахи,  русские,  корейцы,  татары,  уйгуры  и украинцы.  В школе мы  все изучаем  казахский, русский и  английский языки. Мы  благодарим вас за работу, которая ведется  в Ассамблее по развитию и возрождению культуры и языков этнических меньшинств. Мы уже делаем кое­ что для изучения родн__ языка: выписываем и читаем журналы на национальн__  языке, участвуем в фестивалях народн__ творчества.  Но пока наши усилия не дают большого результатов, а знание родного языка у многих моих одноклассников   не   выходит   за   рамки   общения   в   семье.   Так,   например,   лишь   малый   часть   моих одноклассников­украинцев владеет родн__ языком. А ребята­корейцы, и я в их числе, вовсе не говорят на языке предков.Критерий оценивания Понимает содержание текста; использует именные части речи,  согласуя слова в роде, числе и  падеже. Уровень Понимание Анализ Оценка Дескриптор 1. Определяет тему текста. 2. Выписывает выделенные словосочетания. 3. Правильно вставляет окончания имен  прилагательных. 1. Формулирует  проблему, волнующую автора  текста. 2. Составляет 2­3 предложения, используя  выделенные словосочетания. 3. Правильно согласует имена прилагательные  с именами существительными в роде, числе и  падеже. 1. Предлагает свой способ решения проблемы,  волнующей автора письма. 2. Находит в тексте 3 ошибки в употреблении  падежных окончаний имен прилагательных. 3. Исправляет найденные ошибки, правильно  согласуя имена прилагательные с именами  существительными в роде, числе и падеже.

Посмотрите также