Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
(СРН) 5.4.3.1использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже
(СРН) 5.4.4.1использовать знаки препинания при прямой речи и обращении, тире в простом предложении, однородными членами, а также с обобщающим словом при однородных членах предложения.
Цели урока Учащиеся смогут:
Познакомиться с основными требованиями к культуре речи.
Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей культурой.
сформулировать правила общения в виде стихотворения;
написать комментарии в виде письма.
Краткосрочный план урока №11
Раздел долгосрочного плана: «Культура: язык и
общение»
Дата:
Школа:
ФИО учителя:
Класс: 5
Тема урока
которые
Цели обучения,
достигаются на данном уроке
(ссылка
учебную
программу)
на
Цели урока
Количество
присутствующих:
отсутствующих:
Культура речи
(СРН) 5.4.3.1
использовать именные части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже
(СРН) 5.4.4.1
использовать знаки препинания при прямой речи и обращении, тире в простом
предложении, однородными членами, а также с обобщающим словом при
однородных членах предложения.
Учащиеся смогут:
Познакомиться с основными требованиями к культуре речи.
Установить зависимость между речевой культурой человека и его общей
культурой.
сформулировать правила общения в виде стихотворения;
написать комментарии в виде письма.
Критерии оценивания
Учащийся:
Привитие ценностей
Межпредметные связи
составляет правила общения в виде стихотворения, соблюдая правила
написания не с именами существительными и прилагательными;
пишет комментарии в виде письма, соблюдая правила написания не с
именами существительными и прилагательными.
Привитие ценностей осуществляется через работу в парах и группах, а также
через изучение материалов урока: развивать уважение к людям,
толерантность, сотрудничество, любознательность, умение комментировать,
проявляя корректность, доброжелательность.
Связь с этикой осуществляется посредством работы в группах и через
создание стихотворения о правилах общения.
Навыки использования
ИКТ
Работа с интернетресурсами через различные гаджеты (при необходимости).
Например, поиск информации о том, что такое общение, правилах общения.
Предварительные знания
Этот урок основан на навыках слушания и говорения, сформированных в 4
классе, а также на личном опыте учащихся, связанном с имеющимися
навыками общения.
Ход урока
Запланированные
этапы урока
Начало урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Постановка целей урока, ожидаемых результатов.Середина урока
Разминка
Прослушайте стихотворение Бориса Заходера.
Приложе
ние
Побывал я однажды в стране,
Где исчезла частица не
Посмотрел я вокруг с доуменьем:
Что за лепое положение!
Но кругом было тихотихо,
И кругом была разбериха,
И на взрачной клумбе у будки
Голубые цвели забудки.
И погода стояла настная
И гуляла собака счастная
И, виляя хвостом уклюже,
Пробегала пролазные лужи.
Мне навстречу без всякого страха
Шел умытый причесанный ряха.
А за ряхой по травке свежей
Шел суразный дотепа и вежа.
И навстречу всем утром рано
Улыбалась ЦаревнаСмеяна.
Очень жаль ,что только во сне
Есть страна без частицы не.
И Задание. Выпишите все слова с не в два столбика.
Не
с существительными
К Беседа
Не
с прилагательными
Какие способы общения существуют?
Какие препятствия могут возникнуть при общении?
Как их можно преодолеть?
(Определение понятия «культура речи»)
Что мы вкладываем в понятие «культура речи»?
Вместе с учащимися на доске строим схему, определяем, что мы
должны узнать на уроке, чему должны научиться?
КУЛЬТУРА РЕЧИ
правильно произносить
слова
правильно общаться
правильно употреблять речь образная, живая
слова
Итак, делаем вывод, культура речи – это владение правилами (нормами)
устного и письменного литературного языка. Но мы с вами выделили ещё и
образность речи, значит, мы должны научиться использовать выразительные
средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и
содержанием речи. Большое значение имеют темп речи, интонация, владение
мимикой и жестами, которые помогают передать эмоциональную окраску,
смысл сказанного. Великий французский философ Вольтер говорил:
Презента
ция
Приложе
ние«Прекрасная мысль теряет всю свою цену, если дурно выражена». Речевая
культура – это показатель нашей культуры. Культура речи и культура в
целом не передаются нам по наследству, а приобретаем только в результате
определённой учёбы, определённого труда. Сегодня мы с вами сделаем
только первый шаг в постижении правил (норм) устной и письменной речи. И
начнём с первой составляющей – с умения правильно произносить слова
Работа в группах
Задание. Составьте основные правила общения
в стихотворной форме. Включите в них пункты о том, что может улучшить
общение и что навредить ему.
При составлении правил общения обратите внимание на правописание
частицы НЕ с существительными и прилагательными.
Учитель дает пояснение о том, как писать стихотворение, как составлять
рифмы.
Начинающим авторам необходимо обратить внимание на важный
признак поэзии — рифму. «Тривиальные рифмы».
Такие созвучия чаще всего употребляются среди новичков, обычно с них
все начинают. Например, «мне — себе», «любовь— вновь»,«розы — слезы» и
другие. Тривиальные рифмы употребляются чаще всего.
«Глагольные рифмы». Например, «придет — найдет», «читать — знать».
Выступление участников групп.
Ф Комментарии групп
Комментарии учащимся предлагается написать в виде письма. При этом они
должны обратить внимание на грамотность (правильное написание НЕ с
разными частями речи).
П Задание. Напишите комментарии группам в виде письма.
Предварительная работа.
Назовите слова, без которых не обходится ни одно письмо.
(Здравствуйте. До свидания)
План письма:
Заключение
• Подпись
•
• Приветствие и обращение
• Дата
• Изложение того, что хочешь написать, и вопросы о том, о чем хочешь
узнать.
Г Задание.
Задание №1. Расставить ударение в словах. (Работа в парах)
На доске записаны слова:
Портфель, статуя, щавель, позвонишь (по телефону), торты,
осужденный, алфавит, свекла, творог, кулинария, деповская.
(Учащиеся работают в парах: записывают слова, расставляют ударение. На
задания отводится 3 минуты, далее выполняем проверку: один ученик у
доски).
Задание №2. Произнеси правильно (устная коллективная работа)
На доске записаны слова:
1. ГРУСТНЫЙ
2. КОНЕЧНО
3. НАРОЧНО
5. СЧАСТЬЕ
6. ТЕМА
7. ЯИЧНИЦА
10. МУЗЕЙ
11. ПОМОЩНИК
9. ЧТО8. МЯГКИЙ
4. ОДЕКОЛОН
Следующая ступенька в постижении грамотной речи – это правильное
употребление слов. Я вам предлагаю поиграть. Давайте посчитаем, я буду
называть слова в единственном числе, а вы во множественном, а чтобы вам
было легче просто добавьте слово МНОГО. Приготовьтесь записывать слова
и выделять окончания.
12. ЛУЧШЕ
Ф Взаимооценивание, комментарии групп
Дескрипторы для оценивания стихотворений.
Критерий оценивания
Дескрипторы
Учащийся
соблюдает жанр стихотворение;
• Составляет
правила общения
в
виде
стихотворения,
соблюдая правила
написания не с
именами
существительным
и
и
прилагательными.
соответствие теме пишет о правилах
общения;
уместно использует лексику по теме;
соблюдает нормы речи;
правильно пишет не с именами
существительными и прилагательными.
Ф Взаимооценивание по дескрипторам
Дескрипторы для оценивания писем.
Критерий оценивания
Пишет комментарии в
виде письма, соблюдая
правила написания не с
именами
существительными
прилагательными.
и
Дескрипторы
Учащийся
соблюдает жанр письма и правила его
оформления;
в письме содержатся пишет
комментарии к стихотворению;
строит предложения в соответствии с
нормами речи;
соблюдает нормы речи, правильно
используя
именами
существительными и прилагательными.
не
с
Конец урока
Рефлексия.
Что узнал, чему научился?
Что осталось непонятным?
Над чем необходимо работать?
Дифференциация.
Каким образом вы планируете
оказать больше поддержки?
Какие задачи вы планируете
поставить
более
способными учащимися?
перед
Оценивание.
Как
планируете
проверить уровень усвоения
материала учащимися?
вы
Здоровье и соблюдение техники
безопасностиДифференциация: группирование,
оказание
индивидуальной
поддержки учащимся.
Комментарии
учителя,
взаимооценивание в группах.
Наблюдение учителя.
применяемые из
Здоровьесберегающие технологии.
Кабинет проветрен и подготовлен для
групповой работы.
Правил
Пункты,
техники безопасности на данном уроке.
Парты и необходимое оборудование
расположены так,
что учащимся
обеспечен свободный выход из
аудитории.
Рефлексия по уроку
Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на самые важные
вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
учащиеся
Были ли цели урока/цели
обучения
реалистичными?
Все
ли
достигли ЦО?
Если нет, то почему?
Правильно ли проведена
дифференциация
на
уроке?
Выдержаны ли были
временные этапы урока?
Какие отступления были
от плана урока и почему?
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на что
необходимо обратить внимание на последующих уроках?