Цели обучения, которые достигаются на данном уроке (ссылка на учебную программу)
(П) 5.3.6.1писать творческие работы (120-150 слов), представляя себя на месте героя, используя жизненный опыт
(П) 5.3.7.1корректировать текст, исправляя орфографические ошибки с помощью словаря, редактируя предложения
Цель урока: познакомить учащихся с наиболее памятными местами Казахстана;
Критерии успеха: Обучающийся достиг успеха, если он:
формулирует вопросы анкеты;
анализирует ответы, представляя их в виде схем, таблиц, диаграмм.
Краткосрочный план урока №9899
Раздел 9: Чудеса света
Дата
Класс:
Школа:
ФИО учителя:
Количество
присутствующих:
отсутствующих:
Тема урока
Цели обучения,
которые
достигаются на
данном уроке
(ссылка на учебную
программу)
Семь чудес Казахстана
(П) 5.3.6.1
писать творческие работы (120150 слов), представляя себя на месте героя,
используя жизненный опыт
(П) 5.3.7.1
корректировать текст, исправляя орфографические ошибки с помощью
словаря, редактируя предложения
Цель урока
познакомить учся с наиболее памятными местами Казахстана;
Критерии успеха
Обучающийся достиг успеха, если он:
формулирует вопросы анкеты;
анализирует ответы, представляя их в виде схем, таблиц, диаграмм.
Языковые цели
Привитие
ценностей
Межпредметные
связи
Навыки
Стремление к знаниям, повышение мотивации к изучению языков
Информатика
использования ИКТ
Предварительные
знания
Запланированны
е этапы урока
Начало урока
5 минут
Этот раздел построен на знаниях и навыках, приобретенных учащимися в
предыдущих классах, в том числе на тех, которые сфокусированы на
восприятии и оценке аудио/визуальных материалов, на анализе
прочитанного текста, на написании творческих произведений с учетом
языковых норм.
Ход урока
Запланированная деятельность на уроке
Ресурсы
Приветствие.
Учащимся предлагается разделиться на группы по
принципу «Pazzle» (каждый ученик выбирает часть
картинки, из которых составляется целая картинка)
Формулировка темы урока,
критериев успеха и цели урока.
целей обучения,20 минут
Учащимся предлагается изучить информацию о семи
чудесах света и заполнить таблицу.
https://1chudo.ru/7
chudes.html
тексты о 7
чудесах света
https://putidorogi
nn.ru/7chudes
sveta/501sem
chudesdrevnego
mira
тексты с
иллюстрациями
5 минут
Почему так5 минут
ие Учащиеся рассказывают, опираясь на иллюстрации, на
интерактивной доске.
1 чудо «Золотой человек».
Замечательный памятник сакской эпохи (ранний
железный век). Это захоронение сакского царя. Курган
Иссык расположен в северной окраине города Иссык.
Саки отождествляли царя с солнечным божеством. У них
солнце было владыкой. Изображения на головном уборе
имели символическое значение. « Золотые горы» и
«деревья», нашитые по окружности шапки, представляют
картину мира. Считалось, что вождь находится в центре
Вселенной, как и солнце. Но «Золотой человек» еще и
воин, защищающий этот мир. Спереди на шапке – пара
золотых коней с козлиными рогами. Из их спин
вырастают четыре золотые стрелы. Это эмблема –
«царский знак», олицетворяющий власть вождя над
миром. Яркое явление в искусстве саков – звериный
стиль в орнаменте.
Он заключался в изображении зверей и мифических
чудовищ. В зверином стиле саки украшали не только
одежду, но и котлы, конскую сбрую, оружие. Конь в
мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан –
с культом бога и грома. Одежда украшена золотыми
бляхами. Их три тысячи штук. Большинство мелких
бляшек имели бронзовую основу. Обувь также украшена
золотыми бляшками. Рядом лежал меч из железа,
украшенный золотом. По остаткам установлено, что меч
находился в деревянных ножнах, обтянутых кожей.
Слева находился железный кинжал, сверху украшенный
головами грифонов. Также в захоронении найдена
посуда: подносы, миски, черпаки. Это захоронение
относится к 5 – 4 веку до н. э.
( электронный учебник по истории Казахстана – 6 кл.,
рисунки).
2 чудо – Боровое.
Государственный национальный природный парк
«Бурабай» (Боровое) создан в 2000году с целью охраны
озерно – горнолесных ландшафтов, упорядочениятуризма и организации отдыха населения на его
территории. Расположен парк на территории
Щучинского района Акмолинской области. Его площадь
83511 га. В настоящее время парк находится в ведении
Управления делами Президента Республики Казахстан.
Национальный парк занимает Боровской горнолесной
массив, расположенный в восточной части
Кокшетауской возвышенности (северозападная часть
Казахского мелкосопочника). Наибольшая высота хребта
Кокшетау 887 м. (г. Синюха).
В Боровском массиве много живописных озер –
Боровое, Щучье, Котырколь, Большое и Малое Чебачье,
Карасье, Светлое и др. большинство озер пресные,
некоторые – солоноватые.
Здесь насчитывается 757 видов растений, в том числе 95
редких и находящихся под угрозой исчезновения. Из
древесных пород наибольшую площадь занимает сосна.
В фауне позвоночных насчитывается 305 видов, в том
числе 87 редких и исчезающих. Из копытных обитают
сибирская косуля, кабан, лось.
Из хищных встречаются волк, лиса, корсак, барсук,
горностай, ласка, степной хорь, лесная куница, рысь.
В составе фауны насчитывается более 200 видов птиц.
Из хищных птиц встречаются беркут, орел – могильник,
ястребы – тетеревятники, перепелят ник, обыкновенная
пустельга, филин, ушастая сова и др.
За удивительную красоту ландшафтов отдыхающие
именуют окрестности Борового «Казахстанской
Швейцарией».
Длительные процессы размывания и выветривания
обусловили появление здесь экзотических скал и сопок.
Наиболее популярны из них Окжетпес, Спящий рыцарь,
Беркут, Верблюд и др. Особенно оригинален Сфинкс –
выступающая из озера Боровое скала, похожая по своим
очертаниям на гигантскую голову египетского сфинкса.
В Боровском горнолесном массиве много домов
отдыха, санаториев, туристических баз, туристических
маршрутов. Очень широко известен курорт Боровое.
( просмотр видеофильма « Курорт Боровое»).
3 чудо – Наскальные изображения урочища
Тамгалы.
Интересным памятником бронзового века является
урочище Тамгалы, которое находится в Алматинской
области, в 170 км. от Алматы. Урочище окружают
невысокие горы, а внизу, на равнине, множество
курганов, сооруженных когда – то людьми эпохи
бронзы. В одном из ущелий, в котором имеется много
каменных плит, были обнаружены наскальные рисунки.
Их называют петроглифы. Рисунки имеются на многих
камнях и тянутся на протяжении многих километров.
Среди них есть изображения колесниц, фигуры архаров,
оленей, быков, кабанов, верблюдов, диких лошадей.Кроме того, изображены солнцеголовые божества и
воины – всадники, также человеческие фигуры. Эти
разносюжетные рисунки на скалах говорят о том, что в
эпоху бронзы люди достигли больших успехов в
искусстве. Это ценный источник информации о развитии
духовной культуры человека эпохи бронзы и говорит о
высоком уровне культуры племен, проживавших на
территории Казахстана в то время.
( электронный учебник по истории Казахстана – 6 кл.,
рисунки).
4 чудо – Мавзолей Ходжа Ахмеда Йассауи.
Мавзолей Ходжа Ахмеда Йассауи был построен на
рубеже 14 – 15 веков в Туркестане. Этому сооружению
600 лет. Оно состоит из усыпальницы и 35 других
помещений, различных по назначению. Длина его – 60 м.
Ширина – 45 м. Высота – почти 40 м. Мавзолей еще
издали завораживает и притягивает взор человека к себе.
И хотя прошли века, мавзолей стоит, как в первые годы
строительства. Он был построен по приказу великого
завоевателя эмира Тимура на месте погребения Ходжи
Ахмеда Йассауи. Тимур хотел польстить чувству
кочевников вниманием к их национальной святыне и, в то
же время, сохранить память о себе. Но величественный
портал остался без облицовки, при жизни Тимура
сделать ее не успели, а его преемникам, занятым
войнами, было не до этого. Двери мавзолея покрыты
резьбой и инкрустированы костью. В центре самого
большого помещения стоит огромный, в рост человека,
бронзовый котел, который во время пятничных молитв
наполняли под
слащенной водой, которую раздавали верующим.
Надгробие усыпальницы сложено из гладких плит
светлозеленого мрамора. Вокруг здания были
захоронены ханы и видные деятели казахского народа.
История создания мавзолея – это история древнего
зодчества, великое свидетельство эпохи.
( слайды – мой компьютер – диск Д картинки Ислам)
5 чудо – Домбра.
Домбра – это самый распространенный казахский
народный инструмент. Домбру можно было встретить в
каждой юрте. Она относилась к числу самых
необходимых и обязательных предметов в жизни казахов.
История возникновения этого инструмента уходит
вглубь веков. При раскопках древнего города Хорезма
археологи нашли терракотовые статуэтки музыкан
тов, играющих на двухструнных щипковых
инструментах. Ученые установили, что хорезмийские
двухструнки существовали не менее двух тысяч лет
назад, они были одними из музыкальных инструментов
сакских племен. Эти древние двухструнки имеют
сходство с казахской домброй и являются ее
прототипом. Так, с помощью археологии было доказанодревнее происхождение домбры. Различают два типа
домбр – западная и восточная. Это обусловлено
разными исполнительными традициями. Гриф западных
домбр тонкий и удлиненный – для исполнения быстрых
ритмов. В восточных домбрах гриф широкий и
укороченный. Размеры инструментов и формы корпусов
влияли на силу звучания: чем больше размеры, тем
громче домбры. Домбра могла быть не только
двухструнной, но и трехструнной. Но в настоящее время
трехструнные домбры сохранились только в
Семипалатинской области.
( в живом исполнении звучит кюй).
6 чудо – Юрта.
Юрта – это легкое сборное жилище казахов, удобное в
условиях кочевки с пастбищ на пастбища. Она имела 3
части: кереге – стена из решетки, сверху нее – унины
(кривые палочки) – уык, и шанырак – верхний купол
юрты. Снаружи к решетке прикреплялись циновки из
тростника – чии. Кошмы, предназначенные для
покрытия юрты, имели названия: туырлык, узик,
тундик.. Через тундик внутрь поступал свет, уходил
дым. Чтобы кошмы, покрывавшие юрту, не уносило
ветром, на их кончиках были ниши, которые крепко
привязывались к кольям. Натянутые сверху унин плоские
вязаные вещи назывались хур. Они служили для
украшения и укрепления унин. С южной стороны
устанавливали деревянную дверь. При входе справа от
двери ставили деревянную лежанку, подставку на
ножках для постели (жукаяк), сундук и кебеже
(разновидность сундука для хранения продуктов). В
середине находился очаг – продолговатая яма в земле –
для установки котла. На нем готовили пищу, обогревали
жилище. С древних времен юрта практически не
изменилась. Для казахов она была собственным
микрокосмосом. Ребенок появлялся на свет и умирал в
юрте. Юрты, сооруженные в честь торжества,
покрывались белой кошмой.
Стихотворение «Юрта».
Юрту смерч не может покачнуть,
От дождя ее твердеет грудь.
Нет в ней ни застенков, ни углов,
А внутри уютно и тепло.
Юрте позавидует монах,
И школяр, запутанный в долгах.
В юрте я приму своих гостей,
Юрту сберегу я для детей.
( китайский поэт – мыслитель Бо Цзюйын,
перевод Н. Гумилева).
7 чудо – Байтерек.
Есть древняя легенда, в которой сказано, что «на стыке
миров протекает Мировая река, у ее берегов растет
дерево жизни – Байтерек, корнями удерживающееземлю, а кроной подпирающее небо». Легенда ожила! На
левом берегу реки Ишим, раскинув свои ветви,
взметнулся ввысь монумент «Астана – Байтерек».
Уникальное архитектурное сооружение из металла,
бетона и стекла. Высота 105 м, вес свыше 1000т.
Стоит на 500 сваях. Впервые в мире шар (диаметр 22 м.)
весом 300 т, из стекла – хамелеон, был поднят на высоту
97 м. Основная идея, которую отражает «Байтерек»,
это Дерево Мира. Главная функция такого Дерева:
объединение трех основных функций мироздания –
нижнего (подземного), среднего (земного), верхнего
(небесного). В архитектуре «Байтерека» это
просматривается в том, что нижний уровень монумента
находится под землей (здесь расположено кафе, аква
риумы, также представлена галерея с работами
художника Ерболата Толепбая). Поднявшись на
обзорных лифтах по стволу «Байтерека» (средний
уровень), попадаешь в небесный уровень – шар. Там
расположен бар и панорамный зал, из которого можно
любоваться обликом столицы. На отметке 97 м.
находится серебряный амулет – Тумар с отпечатком
ладони Нурсултана Назарбаева. Он выражает бережное
отношение государства и его граждан к мирной жизни,
согласию и дружбе. Именно здесь состоялся Первый
съезд мировых религий. Здесь лидеры мировых религий
оставили свои «бата» благословения земле Казахстана.
«Байтерек» это молодое, крепкое, растущее дерево,
символизирующее собой государство, сохранившее
свои исторические корни, устремленное в будущее.
«Астана – Байтерек» это символ независимости
Казахстана.
( показ слайдов из видеофильма « Астана», нов. папка,
Астана – Байтерек).
4. Закрепление изученного «Своя игра» .
?
КО:
Критерии
Заполнение таблицы «Семь
чудес Казахстана»
Делает вывод по заполненной
таблице
Дескрипторы
Полностью заполняет таблицу,
используя информацию из
текста
Частично заполняет таблицу
Не заполняет или неверно
заполняет таблицу
Делает вывод, указывая место
и время создания чудес света
Делает вывод, указывая только
один признак
Не делает вывод
ФО наблюдение учителя, взаимооценивание покритериям
5 минут
Рефлексия.
Сделать обобщение
в одном слове: фантастика, шедевр, памятник
в одном предложении: Семь чудес света – это
шедевр, созданный руками древних.
Домашнее задание.
Дифференциация – каким
образом Вы планируете
оказать больше поддержки?
Какие задачи Вы планируете
Оценивание – как Вы
планируете
проверить уровень
усвоения материала
Здоровье и соблюдение техники
безопасности
учащимися?
Используйте
данный раздел для
записи методов,
которые Вы будете
использовать для
оценивания того,
чему учащиеся
научились во время
урока.
Здоровьесберегающие технологии.
Используемые физминутки и
активные виды деятельности.
Пункты, применяемые из Правил
техники безопасности на данном уроке.
поставить перед более
способными учащимися?
Дифференциация может
быть выражена в подборе
заданий, в ожидаемом
результате от конкретного
ученика, в оказании
индивидуальной поддержки
учащемуся, в подборе
учебного материала и
ресурсов с учетом
индивидуальных
способностей учащихся
(Теория множественного
интеллекта по Гарднеру).
Дифференциация может
быть использована на любом
этапе урока с учетом
рационального использования
времени.
Рефлексия по уроку Используйте данный раздел для размышлений об уроке. Ответьте на
самые важные вопросы о Вашем уроке из левой колонки.Были ли цели
урока/цели обучения
реалистичными?
Все ли учащиеся
достигли ЦО?
Если нет, то
почему?
Правильно ли
проведена
дифференциация на
уроке?
Выдержаны ли
были временные
этапы урока?
Какие отступления
были от плана
урока и почему?
Общая оценка
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об обучении)?
1:
2:
Что могло бы способствовать улучшению урока (подумайте как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
2:
Что я выявил(а) за время урока о классе или достижениях/трудностях отдельных учеников, на
что необходимо обратить внимание на последующих уроках?