Цели урока - понимать основное содержание текста, определяя главную информацию; - оценивать звучащую речь с позиции «нравится¬ /не нравится», «правильно/ неправильно», аргументируя свою позицию; - составлять простой план
Предыдущее обучение Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных при изучении предыдущих разделов. Он развивает навыки слушания, говорения, чтения и письма.
Цели обучения, которые помогают достичь данный урок
(Ч) 5.2.2.1определять основную мысль на основе содержания и композиции
(Ч) 5.2.8.1сравнивать темы и композиции различных текстов (письмо, рекламный текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка)
Краткосрочный план урока № 8182
Раздел долгосрочного плана:
Раздел 8: Астрономия: звезды и
созвездия
Дата:
Школа:
Имя учителя:
Количество
присутствующих:
отсутствующих:
Класс: 5
Тема урока
обучения,
Цели
которые помогают
достичь данный урок
Цели урока
Предыдущее
обучение
Навыки
использования
ИКТ
План
Запланированн
ые этапы урока
Начало урока
5 мин
Звездное небо
(Ч) 5.2.2.1
определять основную мысль на основе содержания и композиции
(Ч) 5.2.8.1
сравнивать темы и композиции различных текстов (письмо, рекламный
текст, объявление, дневник, стихотворение, сказка)
основное содержание текста, определяя главную
понимать
информацию
оценивать звучащую речь с позиции «нравится /не нравится»,
«правильно/ неправильно», аргументируя свою позицию
составлять простой план
Этот раздел построен на знаниях и навыках, полученных при изучении
предыдущих разделов. Он развивает навыки слушания, говорения,
чтения и письма.
На уроке используется презентация.
Ресурсы
Презентация,
подготовлен
ная
учителем
Запланированная деятельность на уроке
Организационный момент.
Приветствие. Создание положительной психологической
атмосферы.
Упражнение «Кто быстрее?»
Цель: сплочение коллектива.
Ход упражнения: Группа должна быстро, без слов,
построить, используя всех игроков команды, следующие
фигуры:
Психологический смысл упражнения:
квадрат;
треугольник;
ромб;
букву;
птичий косяк.
координацияhttp://meg
apoisk.com
/kak-
nauchitsja-
pisat-stihi-
sovety-
nachinajus
chim
Середина урока
5 мин
10 мин
совместных действий, распределение ролей в группе.
Знакомство с целями урока, критериями оценивания.
П
Учащиеся будут слушать текст об созвездии Лев (видеоролик
«Космическая экспедиция»).
Учащимся выполняют тестовые задания, направленные на
проверку понимания текста.
1. О чем идет речь в тексте?
a)Описываются звезды в созвездии Льва
b)Повествуется о взрывах на поверхности звезд.
c) Рассказывается о звездах созвездия Кита.
2. Какое утверждение не соответствует содержанию
текста?
a) Взрывы на звездах свидетельствует о стабильности их
магнитного поля.
b) Гамма находится на расстоянии приблизительно от ста
двадцати световых лет от Земли.
c) Система звезд находится очень далеко от Земли, всего в
девяти световых годах.
3. Какова основная мысль текста?
a) Появление созвездии Льва на небе совпадало с
изменением климата на земле.
b)Созвездие Льва и входящие в него звезды представляют
интерес для науки.
c) Юви и Адельва представляет собой двойную систему
звезд с меньшими звездами.
4. Какое из утверждений верно, согласно тексту?
1.Главная и очень яркая звезда созвездия называется Ревун.
2.Красный карлик Адельва является переменной звездой.
Варианты ответов:
a) только первое
b) только второе
c) и первое, и второе
d) ни первое, ни второе
Ключи:
1. а
2. b
3. b
4. c
10 мин
Критерий
оценивания
СГ
Понимание
содержания
1
Дескриптор
Учащийся
определяет тему текста
определяет соответствующую тексту
информацию10 мин
текста
определяет основную мысль текста
находит верное утверждение
Взаимооценивание в парах.
Г
Учащиеся разделятся на малые группы для обсуждения того,
что они узнали из текста, понравился ли им текст, считают ли
они данный текст полезным, понятным. От каждой группы
выступает спикер. (Можно предложить составить кластер
или постер).
Задание
1) Что нового вы узнали из текста?
2) Понравился ли вам прослушанный текст?
3) Объясните, почему вы так считаете. Если понравился, то
почему, если не понравился, то почему. Потвердите свое
мнение аргументами (12).
Взаимооценивание в группах, наблюдение учителя.
И
Учитель раздает учащимся прослушанный ими текст
(Приложение 1) и предлагает составить простой план.
Учащиеся составляют план текста и записывают в тетрадь. В
качестве поддержки учащимся раздается памятка по
составлению плана.
Критерий
оценивания
СГ
Оценивание
прослушанного
материала
6
Дескриптор
Учащийся
определяет новую информацию
высказывает свою оценку текста
приводит 12 аргумента для подтверждения
своего мнения
ПАМЯТКА ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПЛАНА ТЕКСТА
Запомни, что ПРОСТОЙ план текста состоит из перечня
основных пунктов, в которых отражена основная мысль
смысловой
части.
Алгоритм составления плана
1) Прочитай текст.
2) Раздели текст на смысловые части (одна часть от другой
отличается новым содержанием).
3) Перечитай первую часть, выдели в ней главное. Подбери к
ней заголовок. Таким образом, поработай над другими
частями.
4) Запиши заголовки к каждой части (план).
5) Проверь себя:
прочитай план;
просмотри текст;
убедись в том, что план отражает главное (не упущеноосновное, не повторяются заголовки, заголовки помогают
вспомнить содержание рассказа).
Критерий
оценивания
П
1
Составление
плана
Дескриптор
Учащийся
составляет простой план текста
делит текст на смысловые части
подбирает соответствующие заголовки
Учитель наблюдает, как учащиеся составляют план рассказа
и оказывает поддержку тем учащимся, которые испытывают
затруднения.
Взаимооценивание по критериям оценивания.
РЕФЛЕКСИЯ
«Рефлексивная мишень»
На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В
каждом из секторов записываются параметры вопросы
рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка
содержания, оценка форм и методов проведения урока,
оценка деятельности педагога,
оценка своей
деятельности. Участник ставит метки в сектора
соответственно оценке результата: чем ближе к центру
мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка
ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.
Конец урока
5 мин
Дополнительная информация
Дифференциаци
я – как Вы
планируете
оказать больше
поддержки?
Какие задачи Вы
Оценивание – как
Вы
планируете
проверить уровень
усвоения материала
учащимися?
Междисциплинарные связи
Проверка здоровья и безопасности
Связи с ИКТ
Связи с ценностямипланируете
поставить перед
более способными
учащимися?
Рефлексия
Общая оценка
Используйте данный раздел для рефлексии урока. Ответьте на
вопросы о Вашем уроке из левой колонки.
Какие два аспекта урока прошли хорошо (подумайте как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
2:
Какие две вещи могли бы улучшить урок (подумайте как о преподавании, так и об
обучении)?
1:
2:
Что я узнал(а) о классе или отдельных учениках такого, что поможет мне подготовиться к
следующему уроку?
Приложение 1
СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ
Галактика – гигантская система из звезд и газопылевых облаков. Слово «галактика» происходит от
греч. galakticos молочный; так называли в древности Млечный Путь.
Галактический экватор – большой круг небесной сферы, проходящий вдоль Млечного Пути и
равноотстоящий от галактических полюсов.
Двойная звезда – две звезды, видимые на небе близко друг к другу.
Двойная система – система из двух звезд, обращающихся по орбитам вокруг общего центра масс.
Диск галактики – плоская звездногазовая подсистема вращающейся галактики.
Звезда – небесное тело, светимость которого поддерживается протекающими в его недрах
термоядерными реакциями.Зодиак – зона на небе шириной по
в обе стороны от эклиптики, содержащая видимые пути
Солнца, Луны и основных планет. Она проходит через 13 созвездий и делится на 12 знаков зодиака.
Комета – малое тело Солнечной системы, состоящее изо льда и пыли, у которого обычно образуется
длинный газовый хвост, когда оно приближается к Солнцу.
Космические лучи – поток стабильных частиц высокой энергии, приходящихся на Землю из мирового
пространства (первичного излучения), а также рожденных при взаимодействии с веществом атмосферы
(вторичное излучение).
Межзвездная пыль – твердые микроскопические частицы, входящие в состав межзвездной среды и в
основном ответственные за межзвездное поглощение света.
Метеор – вспышка или светящийся след, остающийся на мгновение после разрушения небольшого
космического тела (метеороида), влетевшего в атмосферу Земли.
Метеорит (греч. «камень с неба») – твердое тело естественного происхождения, упавшее на поверхность
Земли из космоса. Обычно различают каменные, железокаменные и железные метеориты.
Млечный Путь – светлая клочковатая туманная полоса, опоясывающая ночное небо по большому кругу,
образованная светом миллионов далеких звезд диска Нашей Галактики. В западной литературе Млечным
Путем называют и саму нашу Галактику.
Новая звезда звезда, увеличивающая свой блеск в тысячи (иногда – в миллионы) раз за несколько
часов, а затем в течение нескольких недель тускнеющая и возвращающаяся к своему исходному блеску.
Переменная звезда – звезда, изменяющая свой видимый блеск.
Планета – небесное тело, достаточно массивное для того, чтобы собственная гравитация придавала ему
сфероидальную форму, но недостаточно массивное для того, чтобы в его недрах протекали
термоядерные реакции.
Планетагигант – крупная планета, по массе близкая к Юпитеру или Сатурну, имеющая низкую
среднюю плотность, состоящая в основном из водорода и гелия.
Планета земной группы – одна из 4 ближайших к Солнцу планет, по своим размрам, плотности и
внутреннему строению сходна с Землей. В эту группу входят Меркурий, Венера, Земля и Марс.
Планетарная туманность – светлая туманность вокруг старой звезды, образованная верхними
истекающими слоями ее атмосферы; обычно это оболочка, сброшенная звездой – гигантом.
Радиогалактика – галактика, отличающаяся необычно сильным радиоизлучением.
Рефлектор – телескоп, в котором в качестве объектива применяется линза.
Светимость – мощность излучения небесного тела.
Световой год – расстояние, которое свет проходит в вакууме за 1 земной год.
Созвездия – участки звездного неба, на которые его условно разделили еще в глубокой древности.
Элементарная частица – частица, которая считается неделимой.
Приложение 2
ПАМЯТКА
КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СТИХИ
1) Определитесь с темой
Темой вашего стихотворения может стать окружающая жизнь, какоето событие, абстрактное понятие
или чувство. Запишите в столбик какието ключевые понятия, ряд ассоциаций к вашей теме, они помогут
ее раскрыть. Например, к стихотворению о весне: «капель», «подснежники», «новая жизнь», «тепло»,
«расцвет».
2) Какую рифмовку выбрать
Рифмы должны быть точными. В хорошей рифме совпадает и ударная гласная, и следующие за ней
согласные. Если поначалу вам сложно их придумывать, обратитесь к электронным словарям рифм.3) Используйте художественнопоэтические средства
Насыщайте свое стихотворение интересными поэтичными образами, красочными описаниями. Не
забывайте про выразительные средства и стилистические приемы: метафоры, гиперболы, эпитеты и
многие другие. Но не перестарайтесь и не перегрузите стихотворение. Каждая строка должна иметь
смысловую нагрузку.
Тропы
эпитет художественное определение;
сравнение – сопоставление предметов и явлений;
гипербола художественное преувеличение;
олицетворение – неживые предметы наделяются качествами человека;
метафора скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (союзы «как», «словно»);
Использование лексических средств (синонимы, антонимы, омонимы,
эмоциональноокрашенные слова).
4) Старайтесь писать без ошибок.
Ваши стихи вызовут смех, если в них будут нарушения согласования членов предложений и тому
подобные ошибки. Исправить их в стихотворениях зачастую невозможно, поэтому используйте именные
части речи, согласуя слова в роде, числе и падеже
5) Пишите обращения.
А знаете ли вы, что послания — это целый жанр литературных произведений, поэтому используйте
обращения, однородные члены, прямую речь. Не забывайте о знаках препинания при использовании
прямой речи и обращения, тире в простом предложении, однородными членами, а также с обобщающим
словом при однородных членах предложения.
заимствованные слова,