Русский язык 7 класс Лексика и фразеология

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Лексика и фразеология. Лексический разбор слова. Цель урока: повторить изученные лексические понятия; расширить понятие о лексическом значении слова; расширить представление о словарном составе русского языка; способствовать обогащению словаря школьников, их общему развитию; совершенствовать орфографический и пунктуационный навыки. -Формируется умения употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями, использовать с целью обогащения речи; воспитание потребности красиво, грамотно, эмоционально говорить и писать
Иконка файла материала урок 95.docx
Дата:                                                                                                Класс: 7                                        95 урок  Тема:  Лексика и фразеология.  Лексический разбор слова. Цель урока:  повторить изученные лексические понятия; расширить понятие о лексическом значении слова;  расширить представление о словарном составе русского языка; способствовать обогащению словаря  школьников, их общему развитию; совершенствовать орфографический и пунктуационный навыки. ­Формируется  умения употреблять слова в соответствии с их лексическими значениями, использовать с  целью обогащения речи; воспитание потребности красиво, грамотно, эмоционально говорить и писать Деятельность учителя Деятельность обучающихся наглядно сти Пазлы  Мяч Ученики осмысливают  поставленную цель. С помощью  разрезанных пазлов делятся на  группы. Ученики демонстрируют свои  знания. Заполняют таблицу «З­Х­ У». Ученики составляют «диаграмму  Венна» Таблица  «З­Х­У» Бумага А4 Фонетика орфография Демонстрируют свои  знания.Ученики  фиксируют его в  тетрадях. В ходе работы можно  совещаться с друзьями по  микрогруппе.  Учебник Плакат . 3  мин. 5  мин. 5  мин. 15  мин. I. Организационный момент. Приветствует  учеников, проверяет готовность к уроку, желает   успеха. Для создания психологической  атмосферы проводит игру«Мне в тебе нравится»,  а также делятся на группы. II. Проверка домашней работы. С помощью приема  «З­Х­У» проводит проверку  домашней работы. III. Подготовка к восприятию новой темы.  Предлагает ученикам составить «диаграмму  Венна» Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, сделайте синтаксический разбор, определите части речи,  укажите их роль в предложениях. Нап...дающий открывшись на гран... офсайда  перебросил мяч через голкипера но выручил  защитник насти...ший мяч почти на линии ворот. В эл...ктро(н, нн)ой почт... поступающ...  еж...дневно на наш компьютер больш...нство  с...общений спам. (Нападающий, открывшись на грани офсайда,  перебросил мяч через голкипера, но выручил  защитник, настигший мяч почти на линии ворот. В электронной почте, поступающей ежедневно на  наш компьютер, большинство сообщений ­ спам.) IV.Актуализация знаний. Выписать профессиональные слова, термины и диалектные слова (в форме именительного падежа единственного числа). Выяснить лексическое значение каждого, при необходимости обратившись к словарю. Объяснить, с какой целью такие слова используются в художественных произведениях. 1. В машинном зале, полном ЭВМ, в хаосе перфострічок и сигналов, в обычный будний день одна машина внезапно осознала, что влюбилась в конструктора она. И был лишь человеком коструктор: не понял ничего, не заметил, лишь проверил чертежи и схемы и заменил диоды и тріоди... Машинное сердце б’бьется и пульсирует, сгорело только одно реле. (В. Моляко.) 2. Снится мне, что иду на гору с бесагами. Лес высохший до малейшей веточки. Осматриваюсь, а передо мной ворота. Из нее выходит дядька и несет месяц в руках. Положил мне руки на плечи и говорит: “Деточка моя! Будешь идти семь миль и семь часов. Найдешь своего суженого!” (По А. Кобилянской.) Для справок. Диод - электронная лампа с двумяОтвечают на вопросы учителя.  Составляют «Буриме» Карточки 10  мин. электродами, который пропускает ток только в одном направлении. Триод - электронная лампа, в которой есть катод, анод и управляющий электрод (сетка); используется в радиотехнике. Реле - автоматическое устройство, которое реагирует на изменение параметра (температуры, давления и т.п.) физического процесса и в случае достижения заданной величины заставляет действовать исполнительный механизм. Бесаги - сумки. Ветви - ветви. Вуйко - летний мужчина. Рамена - плечи. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.  Составление «Буриме» 1 группа Прослушайте текст, выпишите  эмоционально окрашенные слова, разберите их по  составу: Крутит осень по лесу Золотую пряжу. Сядь поближе, заинька, Я тебя поглажу. Дам тебе морковки я, Дам капустки. Научись, мой серенький, Говорить по­русски. 2 группа Устно продолжите предложение  антонимами:  Он упал, но быстро встал. Ты всегда весел,  почему же сегодня ты печален? У него характер  лёгкий: он помнит добро и забывает зло. Мал  телом, да делом велик. Сегодня урок спокойный,  а вчера был бурный. 5  мин.  2  мин. VI. Итог урока. Проводит рефлексию. Стратегия  «Телеграмма» ­ Какие затруднения у вас возникли при работе на  уроке? ­ Какие знания у вас были крепкими? VII. Домашнее задание. Объясняет  особенности выполнения домашней работы.  Написать мини­сочинение «Что стало бы, если бы  местоимения исчезли из речи?»  Оценивают работу своих  одноклассников. На стикерах записывают свое  мнение по поводу урока. Записывают домашнюю работу в  дневниках. стикеры Итог урока:__________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Положительные стороны урока:_________________________________________________ Отрицательные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ 3. Тест по теме «Лексика». 1.  Какое из перечисленных слов имеет значение «чувство нравственной ответственности за  свое поведение перед определенным лицом, обществом»? а) совесть б) долг  в) стыд  г) благородство 2. Какое из перечисленных слов имеет значение «направленный на благо других,человеколюбивый»? а) порядочный б) гуманный  в) преданный г) добрый 3. В каком варианте лексическое значение слова указано неверно? а) дискуссия — спор, обсуждение какого­либо вопроса на собрании, в печати, беседе б) имитация  — воспроизведение чего­либо с возможной точностью, подражание в) аналогия —  противоположность чему­либо г) привилегия — преимущественные права, льготы 4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении? а) черное платье б) черная душа в) черный вторник г) черные мысли 5. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?В Генуе, на малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.  а) площадь  б) вокзал  в) собралась  г) густая 6. Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?Летний вечер тих и ясен;  посмотри, как дремлют ивы; запад неба бледно­красен, и реки блестят извивы.  а) летний   б) дремлют  в) бледно­красен г) блестят 7. Какое из приведенных слов имеет омонимы? а) идиллия   б) брак  в) линейка  г) давление 8.  В каком варианте пары слов не являются синонимами? а) деликатный — тактичный б) вульгарный — корыстный в) чуткий — отзывчивый г) гуманный —  человечный 9.  Какое из данных слов является антонимом к слову «страдание»? а) печаль  в) смятение   б) праздник  г) блаженство 10.  В каком предложении нет антонимов? а) Книга учит различать добро и зло. б) Корень учения горек, да плод его сладок. в) Недруг  поддакивает, а друг спорит. г) Ученье способно и украшать, и утешать. 11.  Какое слово относится к лексике ограниченного употребления? а) бежать  б) четыреста  в) гипотенуза г) время 12.  Какое из слов­синонимов относится к общеупотребительной лексике? а) клевый б) классный  в) крутой  г) отличный 13.  Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно. а) считать ворон — бездельничать б) в час по чайной ложке — медленно в) тертый калач —  опытный (о человеке) г) седьмая вода на киселе — близкие родственники 14.  Какой фразеологизм не соответствует значению «много»? а) куры не клюют б) семь пятниц на неделе в) тьма тьмущая г) хоть пруд пруди 15.  В каком предложении не используется фразеологизм? а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра. б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун. в) Наша команда участвовала в соревнованиях  по футболу и сумела в гостях победить соперника. г) Он слушал только себя, верил только себе и  жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык. 16.  Какой из фразеологизмов относится к разряду книжных? а) раскрыть карты б) попасть впросак в) смотреть сквозь пальцы г) камень преткновения

Посмотрите также