Русский язык 7 класс Морфология. Повторение в конце года

  • Разработки уроков
  • docx
  • 12.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Морфология Цель урока: обобщение, систематизация, контроль знаний в конце года по разделу «Морфология»; повторить морфологические признаки самостоятельных и служебных частей речи; закрепить навыки морфологического разбора: устного и письменного; развитие логики и языковой интуиции посредством игрового элемента; расширять кругозор, развивать наблюдательность и аккуратность; способствование развитию интереса к предмету;
Иконка файла материала урок 99.docx

Дата:                                                                                           Класс: 7          99 урок

Тема: Морфология

Цель урока:

обобщение, систематизация, контроль знаний по разделу «Морфология»;

развитие логики и языковой интуиции посредством игрового элемента;

способствование развитию интереса к предмету;

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

наглядности

3 мин.

I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической атмосферы проводит игру«Мне в тебе нравится», а также делятся на группы.

Ученики осмысливают поставленную цель. С помощью разрезанных пазлов делятся на группы.

Пазлы

 

Мяч

 

5 мин.

 

II. Проверка домашней работы.

С помощью приема  «З-Х-У» проводит проверку домашней работы.

Ученики демонстрируют свои знания. Заполняют таблицу «З-Х-У».

Таблица

«З-Х-У»

5 мин.

III. Подготовка к восприятию новой темы.  БЛИЦ-ОПРОС:

 1. О каком разделе русского языка шла речь на прошлом уроке? (Фразеология)

 2. Что такое фразеологизмы? (Устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову)

 3. Как называется раздел русского языка , в котором изучаются звуки речи ?(Фонетика)

 4. Назовите разделы грамматики. (морфология, синтаксис)

 5. В каком разделе русского языка изучаются части речи? (Морфология)

Отвечают на вопросы учителя.

Учебник

15 мин.

IV.Актуализация знаний. Беседа

 Как образовано слово «Морфология»? (Ответ: Морфология от греч. morphe – форма, logos – слово.)

 – Кто живет в стране Морфология? (Части речи)

 – Как определить часть речи? (По вопросу и значению)

 – На какие группы делятся части речи? (Самостоятельные и служебные)

 – Перечислите их. Имеют ли служебные части речи предметное лексическое значение?

Задание для всех группы по методу Джигсо: Выписать из стихотворения существительные и распределить их в 3 колонки (по I, II, III склонение)

 – Молодцы, справились с заданием. Что помогло вам в определении имен существительных?

 – Какие существительные относятся к I, II, III склонению?

 – Второе задание заключено в стихотворении. Послушайте его.

Интересная часть речи

 В русском языке живет:

 Существительным зовется,

 Всех по имени зовет:

 Знает, кто – она, кто – он,

 И число покажет,

 Кто - живой, кто – неживой.

 Быстренько нам скажет.

 Может измениться вдруг,

 Обозначит все вокруг,

 Будет в предложении

 Главным, без сомнения.

– О чем здесь идет речь? О каких признаках имени существительного? (Об одушевленных и неодушевлённых именах существительных)

 Общее  задание (текст можно записать на плакате или проецировать)

 – Здесь, ребята, одинаковые слова. Необходимо правильно записать их (со строчной или прописной буквы), определить нарицательное оно или собственное

Демонстрируют свои знания.Ученики  фиксируют его в тетрадях. В ходе работы можно совещаться с друзьями по микрогруппе.

 

 

 

 

 

 

 

Притяжат. Местоимения 
1. «К Чаадаеву» мой; 
2. «К» твой, твои 
3. «Друзьям- лицеистам» мои, наши. 

 

Учебник

 

 

10 мин.

V. Закрепление урока. С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление урока.

У нас в саду вырос ___________ цветок.

 Он привлекал всех ___________ запахом и ________ цветом.

 _________ цветок радовал и взрослых и _____________детей.

Молодцы, хорошие прилагательные подобрали. А сейчас нам предложили поиграть в веселую игру, которая называется «Подбери слово». Я вам называю предмет, бросаю вам мячик. Вы же, поймав его, подбираете прилагательное к слову (полные и краткие). Сначала прилагательные в полной форме к словам: стол, тетрадь, шкаф, юбка, экран, часы, печь, осел, рука,

 – А теперь прилагательные в краткой форме: ветер, мороз, снег, лес, богатырь.

 – Молодцы, справились с задание. Давайте поблагодарим гостеприимных хозяев за теплый прием и попрощаемся с ними. Дальше нас ждет остановка в городе Глагольске.

 Появляется Глагол. В руках у него книжка-малышка о глаголе – подарок ученикам-путешественникам.

Интересная часть речи

 В русском языке живет.

 Как, что делает, расскажет,

 Вяжет, лижет иль поёт.

 Может плакать и смеяться,

 Или забивает гол.

 Начинаем удивляться –

 Растолкует всё?

– Речь идет о Глаголе, который предлагает нам следующие задания.

1. Вопросы:

– Дайте определение глагола.

 – Перечислите основные признаки глагола.

(переходность - непереходность)

(наклонения)

(безличные и разноспрягаемые)

 

– Неопределенная форма глагола – это …

 – «Чь» в инфинитиве – суффикс или часть корня?

 – Какие слова помогают определить время?

 – Сколько времен у глагола?

 – Назовите суффикс глаголов прошедшего времени.

 – В каких глаголах корень состоит из 1 буквы?

Отвечают на вопросы учителя.

 

1. Мы узнали, кто написал роман « Евгений Онегин) 
2. (Вспомните, как начинается письмо Татьяны) 
3. Учитель Рассказал нам о том, какие произведение Пушкина были переведены Абаем на казахский язык. 

Карточки

5 мин.

VI. Итог урока. Проводит рефлексию. Стратегия «Телеграмма»

- Какие затруднения у вас возникли при работе на уроке?

- Какие знания у вас были крепкими?

Оценивают работу своих одноклассников.

На стикерах записывают свое мнение по поводу урока.

 

стикеры

 2 мин.

VII. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.

Записывают домашнюю работу в дневниках.

 

 

Итог урока:__________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

Положительные стороны урока:_________________________________________________

 

Отрицательные стороны урока:__________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 


 

Посмотрите также