Тема: Углубление понятия о типах речи. Описание как тип речи..
Цель урока:
расширить и углубить представление о разновидностях описания; дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковыхсредств текстов-описаний разных видов;
учиться использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания описания;
создание условий самореализации личности на уроке.
,.
Дата: Класс: 7 92 урок
Тема: Углубление понятия о типах речи. Описание как тип речи..
Цель урока:
расширить и углубить представление о разновидностях описания; дать общее понятие об особенностях
построения и отбора языковыхсредств текстовописаний разных видов;
учиться использовать соответствующие композиционные и языковые средства в процессе создания
описания;создание условий самореализации личности на уроке.
,.
3 мин.
5 мин.
5 мин.
15 мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует
учеников, проверяет готовность к уроку, желает
успеха. Для создания психологической атмосферы
проводит игру«Жокей и лошадь», а также делятся
на группы.
II. Проверка домашней работы.
С помощью игры «Карта бита» проводит проверку
домашней работы.
Задание: распределите карты по трем разрядам:
целое,
III. Подготовка к восприятию новой темы.
Сегодня нам предстоит обобщить и
систематизировать изученное по теме.
По виду я птица,
По имени – мышь.
Но кто же я все же –
Не знаю, малыш.
Ах, если я птица,
К чему эти ушки,
И шерстка, и нос,
Как у мышкинорушки?
Но если я мышка,
Не знаешь ли ты,
Чего же за мной
Не летают коты?
– Прочитайте про себя, приготовьтесь к чтению
вслух.
– Можно ли назвать это стихотворение текстом?
(Да. Есть тема (Описание внешности и повадки
летучей мыши).)
– Можно подобрать заголовок, если это текст?
(Да “Летучая мышь”).
– Итак, это текст, т.к. речь идет о летучей мыши.
– Что она рассказала о себе? Каков ее вид? Как ее
зовут?
(По виду – птица, зовут ее мышь)..
IV.Актуализация знаний. С помощью метода
«Кластер» осуществляет усвоение нового
материала.
1)
Как отличить описание от других типов речи?
Деятельность
обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Делятся на группы.
наглядности
Карточки
Ученики демонстрируют
свои знания..
Карты
Ученики внимательно
слушают учителя.
Демонстрируют свои
знания.Ученики
фиксируют его в
тетрадях. В ходе работы
Учебник
Плакатможно совещаться с
друзьями по
микрогруппе.
(Текстописание позволяет составить представление
о какомлибо предмете или явлении:
в нёмуказываются те признаки одного или
нескольких предметов (явлений), которые
автор считаетнужным отметить в соответствии со
своим замыслом (описать внешние
признаки предмета, его назначение и т. п.). Обычно
в таком тексте сначала передаётся
общее впечатление о предмете (явлении), а затем
раскрываются его признаки, даётся его
детальное описание.
2) Слова каких частей речи чаще всего
используются при описании?
( используются слова со значением признака
(прилагательные, наречия), яркая глагольная
лексика.
Какой вопрос мы можем поставить
к текстуописанию?
( к текстуописанию мы можем поставить вопрос
какой?)
Назовите известные вам виды
описания.
Сегодня мы работаем в группах, что
позволит нам поговорить о разных видах описания:
человека, животного, предмета, состояния природы,
места, интерьера. Их, конечно, больше, но мы
остановимся пока на этих трех.
(смена табличек)
описание
3)
4)
человека, состояния предмета, места,
животного, природы интерьера
Общее положение (тезис) Вывод – (может не быть
в тексте).
Тезис – общее положение, которое надо доказать.
Аргументы – доказательства
Аргументы – это доказательства, они вводятся в
текст словами; вопервых, вовторых, втретьих и
т.д. (может этих слов и не быть).
Вывод – это краткое обобщение того, что
доказывалось. Часто используются слова: итак,
следовательно, значит.
10 мин.
V. Закрепление урока. С помощью метода
Учащиеся записывают
Карточки«Толстые и тонкие вопросы» проводит закрепление
урока.
В … лучах …солнца загораются капли росы. Можно
рассказать, как в … листиках травы накапливается
роса и покоится в них … каплями, так что даже
можно выпить и ощутить вкус росы, вкус …
свежести. Можно написать, как… след остается,
если пройти по …лугу, и как красив… в лучах
солнца хвощ, и многое, многое другое.
Можно ли сказать, что это текстописание ?
(нет) .
Почему? (отсутствуют прилагательные)
Итак, ваша задача – преобразовать данный текст в
текстописание, пользуясь словарем эпитетов.
теперь обратите внимание на авторский вариант
Синтаксический разбор предложения.
(индивидуально на доске и в тетрадях)
5.
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
(А. Плещеев.)
Что означает выражение «злых метелей»?
Какими членами предложения являются
прилагательные, образные выражения?
( определениями, сказуемыми).
VI. Итог урока. Проводит рефлексию. Стратегия
«Телеграмма»
Какие затруднения у вас возникли при работе на
уроке?
Какие знания у вас были крепкими?
VII. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения домашней работы. Написать мини
сочинение «Что стало бы, если бы местоимения
исчезли из речи?»
5 мин.
2 мин.
все, что узнали по данной
теме. Отвечают на
вопросы учителя.
стикеры
Оценивают работу своих
одноклассников.
На стикерах записывают
свое мнение по поводу
урока.
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
Итог урока:__________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________