Тема: Жанры публицистического стиля: заметка в газету..
Цель урока:
обучающий аспект - обобщить изученное о публицистическом стиле речи;
развивающий аспект -развивать монологическую речь, образное и логическое мышление учащихся, совершенствовать навыки анализа текста и способность к словотворчеству; создавать условия для развития коммуникативных навыков; учить составлению заметки в газету; воспитывать интерес к творческой деятельности и самостоятельность, активную жизненную позицию и умение отстаивать свою точку зрения.
Дата: Класс: 7 90 урок
Тема: Жанры публицистического стиля: заметка в газету..
Цель урока:
обучающий аспект обобщить изученное о публицистическом стиле речи;
развивающий аспект развивать монологическую речь, образное и логическое мышление учащихся,
совершенствовать навыки анализа текста и способность к словотворчеству; создавать условия для развития
коммуникативных навыков;
Деятельность учителя
3
мин.
I. Организационный момент. Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха.Проводит психологическую
игру «Мне в тебе нравится»
5
мин.
20
мин.
II. Проверка домашней работы.
С помощью метода «Толстые и тонкие вопросы» учитель
осуществляет проверку домашней работы.
На доске учитель делает разбор 23 образцов типичных ошибок,
ученики записывают в тетради. Дальнейший разбор ошибок
ученики производят индивидуально. Можно провести работу в
таблице (слово, правило, примеры).?
III. Новая тема. Объясняет новую тему. Образование
числительных
наглядн
ости
Мяч
учебник
Деятельность
обучающихся
Ученики
осмысливают
поставленную цель.
Проводят игру «Мне
в тебе нравится».
Ученики называют
хорошие качества
своих
одноклассников.
Ученики отвечают на
вопросы учителя.
Демонстрируют свои
знания.
второй,
одиннадцатый,
третий, сороковой;
третий,
двенадцатый,
четвертый,
пятидесятый;
четвертый,
тринадцатый, пятый,
шестидесятый.
Выполняют
упражнения.
Публицист – писатель создающий произведения на общественно –
политические темы.
Публицистика – род произведений, посвященных актуальным
проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Публицистический стиль – стиль произведений, посвященных
актуальным проблемам и явлениям текущей жизни общества.
Публицистика занимается вопросами, важными для всего
общества (т.е. общественно – политическими) в данное время (т.е.
актуальными, злободневными).Назначение публицистического стиля – воздействие на читателя и
слушателя.
Очерк — самостоятельный жанр публицистики, рассказ,
основанный на фактическом материале, включающий в себя
размышления автора по поводу происшедшего события, а также
обобщения социального плана, которые произошедший факт
высвечивает. Очерк не имеет тематических ограничений, его
содержанием может стать биография человека, историческое
событие, любой факт общественной жизни и жизни автора.
Различают документальный очерк, в котором авторская позиция
скрыта; и публицистический, где автор предстает как реальный
наблюдатель или даже участник описываемых событий.
Репортаж — сообщение о местных событиях, о событиях дня в
периодическую печать, информация.
Эссе — публицистическое произведение свободной композиции, в
котором автор высказывает свои индивидуальные суждения и
оценки по тому или иному кругу проблем. В зависимости от
проблематики эссе подразделяют на философские, исторические,
нравственнопсихологические, литературнокритические. Эссе —
это жанр размышлений. Вполне уместны в эссе выражения
эмоциональной оценки, риторическое усиление речи.
Фельетон — литературнопублицистическое произведение на
злободневную тему, в котором сатирически изображаются
негативные явления общественной жизни. Фельетону присущи
полемичность, художественность, ироничность, сатиричность.
Публицистичность фельетона проявляется в злободневности
тематики, в негативной оценке соответствующих фактов, чем
объясняется широкое употребление эмоциональноэкспрессивных,
оценочных языковых средств. Сатиричность фельетона состоит в
том, что автор не просто дает оценку тем или иным явлениям, а
подвергает их осмеянию; её создаёт комическое описание
ситуаций и характеров.
Памфлет — злободневное острое сатирическое публицистическое
произведение, обычно политического характера, направленное
против кого(чего)нибудь.
10
мин.
IV. Закрепление урока. По стратегии «Путешествие по галерее»
проводит закрепление урока.
Практическая работа с газетными номерами
1.
–
–
–
–
–
2.
–
–
–
Беседа по вопросам:
Какие публикации в газетных номерах привлекли
ваше внимание?
Почему?
Определите жанр этих публикаций
Самый малый, на ваш взгляд, жанр?
Приведите примеры заметок из ваших газетных
номеров.
(зачитывается 12 заметки)
Определяем признаки заметки
О событиях какой давности идет речь?
Сколько фактов освещается в заметке?
Что узнаем о героях заметки?
постеры
Ученики на постерах
записывают все, что
узнали об имени
числительном.–
–
–
–
–
Какие виды предложения чаще употребляется в
заметке (простые)
Лексика заметки
Эмоциональность
Определить наличие авторской оценки
Характер заголовка?
5
мин.
V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия «Телеграмма»
Кратко написать самое важное, что уяснил с урока с пожеланиями
соседу по парте и отправить.
2
мин.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения
домашней работы.
фишки
стикеры
Оценивают работу
своих
одноклассников,
пишут телеграммы.
На стикерах
записывают свое
мнение по поводу
урока.
Записывают
домашнюю работу в
дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________