Тема: Биография. Автобиография
Цель урока:
- работать по теме "Стили речи. Официально-деловой стиль"
- углубить знания учащихся по теме «автобиография, заявление, доверенность»;
- научить составлению биографической и автобиографической статьи;
- развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь;
- воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.
Дата: Класс: 8 60 урок
Тема: Биография. Автобиография
Цель урока:углубить знания учащихся по теме «автобиография, заявление, доверенность»;
развивать интерес детей к изучению русского языка, расширять активный словарь;
воспитывать интерес к предмету, самостоятельность, активность детей.
Наглядности
Шарики
Карточки
Деятельность
обучающихся
Все, стоя в кругу с плотно
закрытыми глазами,
протягивают руки вперед и
сцепляются ими с теми
людьми, на которых
наткнулись.
Ученики демонстрируют
свои знания. Отвечают на
разноуровневые задания.
Ученики отгадывают
загадку.
(морфемика)
учебник
постеры
маркеры
Ученики внимательно
слушают учителя.
Составляют кластер
1 группа: интересного,
дрожь, купите, весело
2 группа: веселой,
карандаш, решишь, дружно
1 группа: шкаф, любишь,
окно, хорошо
2 группа: стулья, щенок,
помогаете, интересно
3 мин.
5 мин.
5 мин.
15
мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует
учеников. Для развития коммуникативных
навыков, сплоченности внутри команды проводит
игру «Шарики»
II. Проверка домашней работы. С помощью
метода«Толстые и тонкие вопросы» проводит
проверку домашней работы.
III. Мотивация к изучению нового материала.
Каждый человек должен уметь составить и
написать заявление, доверенность,
автобиографию, протокол, характеристику, план
работы, правильно заполнить анкету, составить
текст телеграммы, приглашения и т. п. Для всех
этих деловых бумаг присущи ясность, точность,
компактность, предельная сжатость изложения.
IV. Актуализация знаний.
Постановка цели урока. С помощью метода
«Кластер» осуществляет усвоение новой темы.
Ктото из вас уже писал автобиографию?
• В какой ситуации вам потребовались знания о
том, как писать автобиографию? (Ответы
учащихся).
1. Вспомните, что такое автобиография. Когда и
по поводу чего она пишется? Прочитайте текст и
скажите, в чём состоит сходство автобиографии
и биографии. Каковы особенности построения
деловой автобиографии и какие реквизиты она
включает?
Слово автобиография греческого происхождения
и состоит из трёх частей autos, bios, grapho. В
современном русском литературном языке
употребляется в значении «описание своей
жизни». Различают две разновидности
автобиографии: автобиография — официальный
документ и автобиография — литературное
произведение.
В автобиографии — официальном документечеловек описывает свою жизнь и деятельность.
Она составляется и подаётся обычно при
поступлении в учебное заведение или на работу.
Форма деловой автобиографии включает, как
правило, следующие элементы: 1) наименование
документа; 2) текст автобиографии; 3) дата
написания; 4) подпись составителя.
(кактус)
Образец: окне, стоит, растет
(корень, окончание, основа)
цветок, растение (корень,
суффикс, окончание,
основа)
В тексте автобиографии указываются: 1)
фамилия, имя, отчество того, кто составляет
автобиографию; 2) основные факты из жизни:
дата и место рождения, сведения об образовании,
трудовой и общественной деятельности, награды
(поощрения); 3) краткие сведения о составе
семьи (где и кем работают или учатся члены
семьи); 4) домашний адрес.
Пишется этот документ произвольно, от имени
первого лица. При этом не следует
злоупотреблять местоимением я основное
внимание должен уделить фактам, не прибегая к
рассуждениям по поводу отдельных жизненных
ситуаций, описаний событий.
Все сведения в автобиографии располагаются в
хронологическом порядке, чтобы можно было
представить жизненный путь, деловую
квалификацию и общественную активность
человека.
2. Прочитайте автобиографию. Скажите,
отвечает ли она по форме требованиям,
предъявляемым к такому документу (см.
материал предыдущего упражнения). Чем
определяется последовательное расположение
материала в автобиографии? С помощью каких
средств достигается точность, сухость и
официальность изложения?
Заявление содержит следующие элементы:
1. Наименование должностного лица, к которому
обращаются с заявлением , в Д.п.
2. Наименование лица, подающего заявление, в
Р.п.
3. Наименование документа (заявление) –
располагается посередине.
4. Текст заявления состоит из просьбы, которая
начинается со слова «прошу», и обоснования
этой просьбы. В качестве обоснования может
также выступать перечень прилагаемых
документов.
5. дата выдачи заявления располагается внизу
слева.«Таблица
Фила»
Ученики заполняют данную
таблицу. Демонстрируют
свои знания.
значимая часть слова.
однокоренными
нужно изменять слова.
приставка и суффикс.
значимая часть слова,
которая стоит после корня
и служит для образования
новых слов.
10
мин.
6. личная подпись подающего заявления
располагается внизу справа.
V. Закрепление урока. С помощью метода
«Таблица Фила» проводит закрепление урока.
Давайте познакомимся с некоторыми образцами
писем и запишем классические формы
приветствия (подготовленные ученики читают
вслух приветствия из писем, дети записывают
приветствия в тетрадь)
“Государь мой премилостивый! Я до тех пор не
намерен ехать в Покровское, пока не вышлете Вы
мне псаря Парамошку с повинною……” (А. С.
Пушкин, “Дубровский”)
“Шефу корпуса жандармов А. Х. Бенкендорфу.
С глубочайшим почтением и совершенной
преданностью честь имею быть, милостивый
государь, Вашего сиятельства покорнейший слуга
А.С. Пушкин.”
“Привет всем тем, кто прикоснулся к познанию
собственного “Я”. Услышьте меня, не делайте
“моих” ошибок…”
Продолжите предложенный перечень своими
примерами. (самостоятельная работа детей с
последующим озвучиванием)
Станция “Прощайка”.
Какие фразы, речевые модели должны быть в
конце письма?
Работа детей в парах, по конструированию
допустимых моделей прощания. Эту форму
работы можно заменить приёмом “Фильтр”: из
предложенных моделей выбрать допустимые).
5 мин. VI. Итог урока. Организует систематизацию и
обобщение совместных достижений. Проводит
рефлексию.
2 мин. VII. Домашняя работа. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
На стикерах записывают
свое мнение по поводу
урока. Закрашивают дерево
Блоба.
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
Стикеры
Дерево Блоба
Учебник
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:_________________________________________________
____________________________________________________________________________Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
____________________________________________________________________________