Тема: Обособление уточняющих членов предложения.
Цель урока: познакомить с условиями обособления уточняющих членов предложения;
формировать опознавательные учебно-языковые, пунктуационные и нормативные речевые умения и навыки
.По методу «ДЖИГСО» научить учащихся свободно излагать свои мысли. Предлагает ученикам семантические карты.
По методу «Броуновское движение» осуществляет закрепление урока.
Дата: Класс: 8 урок 65
Тема: Обособление уточняющих членов предложения.
Цель урока: познакомить с условиями обособления уточняющих членов предложения;
формировать опознавательные учебноязыковые, пунктуационные и нормативные речевые умения и
навыки.
Деятельность учителя
3 мин.
I. Организационный момент
Приветствует учеников, делит класс на группы.
Формулирует цель урока.
10 мин.
II. Мотивация к изучению нового материала. Вызвать
интерес учащихся к новому материалу.
Карточка № 1.
Задание. Запишите предложения, указывая графически
обособленные определения и те слова, к которым они
относятся.
А он, мятежный, просит бури (М. Лермонтов).
1. Каковы правила пунктуации при обособлении
Деятельность
обучающихся
Ученики делятся на
группы. Осмысливают
поставленную цель.
наглядности
пазлы
Проявляют интерес к
изучаемому материалу.
карточки
15 мин.
определений?
Карточка № 2.
Задание. Запишите, раскрывая скобки и выделяя
недостающие запятыми обособленные обстоятельства.
Отметьте графические границы деепричастных
оборотов.
Клякса, покачиваясь3 и стуча о камни проехала
песочный берег и покатила далее (А. Чехов).
III. Актуализация знаний.
По методу «ДЖИГСО» научить учащихся свободно
излагать свои мысли. Предлагает ученикам
семантические карты.
Постарайтесь сформулировать 2 вопроса, на
которые мы дадим ответ, исходя из темы,
записанной на доске:
1. В чём особенность уточняющих обособленных
членов предложения?
2. Как расставляются знаки препинания при
них?
Итак, ответы на эти вопросы должен знать
каждый из вас к концу урока. Это в ваших руках!
Я уверена, вы справитесь.
IV. Объяснение нового материала.
Как вы понимаете значение слова «уточняющие»?
Рассмотрим значение слова «уточняющие», используя
словарь (может быть индивидуальным заданием
ученика).
Уточнить – сделать точнее.
С. Ожегов.
Учебник
Семантическ
ие карты
Ведут диалог друг с
другом, выполняют
творческое задание.
Демонстрируют знания,
умения. Учащиеся
заполняют
семантические карты.Уточнить – конкретизировать, детализировать,
поставить точку над «i».
Словарь синонимов
русского языка.
Уточнение – служение объема понятия, его
ограничение.
Д. Розенталь.
Вспоминаем, что обособление – значит выделение, в
том числе и пунктуационное. «Уточняющие» те,
которые делают точнее, понятнее, конкретнее,
подробнее.
У уточняющих членов предложения должен быть
объект для уточнения. Он называется близким по
звучанию, но абсолютно противоположным по значению
словом «уточняемые».
Чем отличаются лексически и грамматически слова
«уточняющий» и «уточняемый»?
IV.Закрепление урока. По методу «Броуновское
движение» осуществляет закрепление урока.
Прочитайте текст.
Какие запятые использованы как разделительные знаки,
а какие являются выделительными при обособленных
обстоятельствах?
Семен глядел на середину реки. Там, перекате, звенели,
ошибаясь, сильные водяные струи, под солнцем они
сверкали, ослепляя, и неслись кудато, а здесь, у берега,
вода была спокойной, небольшие синеватопрозрачные
волны, негромко шуршала, лизали мокрый песок.
(А. Иванова).
Какими членами предложения являются наречия там
здесь?
Достаточно ли конкретно их значение?
10 мин.
Ученики обсуждают
над темой. Таким
образом
демонстрируют свои
знания, умения, навыки.
5 мин.
V.Итог урока
С помошью ромашки Блума формулирует выводы
урока, контролирует выполнение записей учащимися,
проводит рефлексию.
Какую цель мы поставили сегодня на уроке?
Достигли мы целей, которые ставили в начале урока?
Как вы оцените свою работу?
Фиксируют и
анализируют выводы по
уроку. Оценивают свою
работу.
карточки
стикер
Дерево
Блоба
2 мин. YI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения домашнего задания.
Записывают домашнее
задание в дневники.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________