Тема: Определение. Согласованное и несогласованное определение
Цель урока:
-образовательная: формировать умения различать согласованные и несогласованные определения через поиск, выделение и систематизацию информации, через решение языковых задач;
- развивающая: развивать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы; интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно- следственные связи, критически анализировать информацию;
Дата: Класс: 8 29 урок
Тема: Определение. Согласованное и несогласованное определение
Цель урока:
образовательная: формировать умения различать согласованные и несогласованные определения через
поиск, выделение и систематизацию информации, через решение языковых задач;
развивающая: развивать умения использовать в речи согласованные и несогласованные определения как
синонимы; интеллектуальные умения: выделять главное, устанавливать причинно следственные связи,
критически анализировать информацию;
Деятельность учителя
Деятельность
обучающихся
Нагля
дности
I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учащихся, проверяет
готовность к уроку, желает успеха. Для создания
психологической атмосферы проводит игру«Хорошее
настроение».
II. Проверка пройденного материала. С помощью
метода «Толстые и тонкие вопросы» осуществляет
проверку знаний учащихся.
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Проводят игру «Хорошее
настроение». Улыбаются
друг другу.
Демонстрируют свои
знания. Отвечают на
разноуровневые вопросы.
3 мин.
5 мин.
5 мин.
Разноу
ровнев
ые
карточ
ки
Корзин
а
Карточ
ки
Учебни
к
III. Подготовка к восприятию новой темы. С
помощью приема «Корзина идей» проводит первичное
восприятие по данной теме.
Дополни объяснение.
Наша речь состоит из …
Предложение выражает законченную …
Все слова в предложении являются …
… и … это главные члены предложения.
Остальные члены предложения являются …
Скажите, ребята! Какое время года наступило? Какие
изменения в природе вы заметили? Молодцы, ребята!
Демонстрируют свои
знания.
На стикерах записывают
все, что знают о простом
предложении.
из слов
мысль
подлежащее и сказуемое
второстепенными
Осень
Начался листопад.
Листья пожелтели.
Начались холода.
Проявляют интерес к
изучаемому материалу.
15 мин.
IV. Актуализация знаний.10 мин.
V. Закрепление урока.
5 мин.
Проводит рефлексию.
VI. Итог урока. С помощью метода «Телеграмма»
проводит итог урока. Заполняют таблицу «ИНСЕРТ»
Оценивание фишками
Скажите, добились ли мы цели, которую поставили
перед собой?
Чем сегодня на уроке мы занимались и что полезного
вы узнали?
Какую трудность вы ощутили в процессе выполнения
заданий?
Что вам понравилось?
На стикерах записывают
свое мнение по поводу
урока, и отправляют своим
одноклассникам
телеграмму.
Оценивают работу своих
одноклассников.
Свето
фор
Стикер
ы
Таблиц
а
«ИНСЕ2 мин.
VII. Домашняя работа. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
Учеики записывают в
дневниках.
РТ»
Дневни
к
Итог
урока:_______________________________________________________________________________
___
_____________________________________________________________________________________
_______
Положительные стороны
урока:________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
_______
Отрицательные стороны
урока:_________________________________________________________________
1 Игра «Крестикинолики» (верноневерно) (слайд 3, 4)
Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения,
называется фонетика.
По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и
восклицательные.
Подлежащее не может быть выражено глаголом.
Односоставные предложения – предложения с одним главным членом.
Сказуемые бывают простыми глагольными, составными глагольными, простыми
именными.
Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются
второстепенными.
Виды подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление,
примыкание.
Обменяйтесь тетрадями и проверьте карандашом правильность выполнения задания.
Таблица для проверки (слайд 6)
3
0
4
+
5
0
6
+
7
+
1
0
2
0
–«5», 56 ответов «4», 4 ответа
ПОВТОРИ ТЕОРИЮ!
деформированным текстом.
Критерии оценки: 7 ответов
– «3», менее 4 ответов –
2) Работа с
У вас на парте «рассыпанные предложения», из которых нужно составить связный текст.
Предложения:
(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или
лодк. .
Дон река ш.рокая и кр.сивая.
Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?) ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те пение
птиц.
Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.
Представление результата деятельности
Дон река ш.рокая и кр.сивая. Он медле(н,нн) и в.личаво несет свои воды в Азовское море.(Н.)пр.одолимо ж.лание в теплый в.се(н,нн)ий день с.вершить пр.гулку по Дону на кат.ре или
лодк. . Вы увид.те всю кр.соту донских б.регов почу(?)ству.те аромат цв.тущих садов, услыш.те
пение птиц.
Определите тему текста. (река Дон).
Что можно увидеть, путешествуя по Дону? (картины природы, исторические памятники, города и
станицы донского края) (слайды 8,9)
Приходилось вам путешествовать по реке Дон?
Орфографический и пунктуационный анализ.
Объедините орфограммы по группам.
Объясните орфограммы и пунктограммы.
Найдите грамматическую основу 1 и 3 предложений. Чем выражено сказуемое?
Проверьте (слайд 10)
Подчеркните в тексте определения. Что обозначает слово «определение»?
3) Работа со словарнойстатьей (слайд 11)
Перед вами словарная статья из словаря
Слово многозначно: (См. : Ожегов С. И. Словарь русского языка, М. 1984 401.)
1 Определить. С точностью выяснить, установить. Определить болезнь
2 Объяснение (формулировка), раскрывающее содержание, смысл чегон. Дать правильное
определение значению слова.
3 Одна из форм судебного решения. Определение суда.
Решение, постановление суда (устар.).
1 В грамматике: второстепенный член предложения.
Запишите слово «определение».
Произведите морфемный разбор слова. (Определить, Образовано от предел
“граница”.Первоначально – “установить предел, границы чеголибо”)
4) Составление кластера «Определение» (слайд 12)
Составим кластер «Определение»
Прочитайте тему урока. Что вы хотите узнать об определении? (что такое согласованные и
несогласованные определения)
5) «Дерево предположений» (слайд 13)
Как вы думаете, какие определения называются согласованными? Несогласованными?
(записываются все предположения)
IV. Изучение нового материала (Стадия осмысления содержания)
1 Чтение с маркировкой «Инсерт» (слайд 14)
прочитайте текст на стр. 152, знаками отмечайте новое и известное в тексте.
Что нового узнали?
_ Какие вопросы остались? Доработаем кластер с учетом изученного материала.
Какие из предположений оказались верными? («Дерево предположений»)
2) Продолжение работы с исходным текстом (слайд 15)
Найдите в тексте несогласованные определения (выписать на доске: прогулку по Дону, желание
совершить, прогулку на катере, прогулку на лодке)
V. Закрепление изученного.
1) Распределительный диктант:
Распределить по графам таблицы согласованные и несогласованные определения:
Казачья станица, казак на коне, возможность увидеть, высокий берег, скульптура из бронзы, берег
реки, взгляд сверху, донской скакун, фигуры двух человек, изгиб реки.
2 Лингвистический эксперимент (слайд 16)
Как вы считаете, какие определения лучше: согласованные или несогласованные? Проведем
лингвистический эксперимент: замените согласованные определения синонимичными
несогласованными и наоборот. Все ли определения заменяются? (Нет )
Несогласованные определения обозначают признак предмета более полно, т. к. передают
дополнительные значения, к ним можно поставить два вопроса. Согласованные определения более
привычны.
Можно ли сказать, что какойто вид определений предпочтительней?
Какую роль они играют в языке?
Эти знания вам понадобятся для выполнения задания В2 при сдаче ГИА.
3) Творческое задание (на выбор)
Продолжим путешествие и отправимся на верхний Дон, в ст. Вешенскую. (слайд 17) С чьим
именем связано это место? Что вы знаете о писателе М. А. Шолохове? Кто из вас был в ст.
Вешенской?
Слайд 18.
Знаком ли вам этот памятник? (Памятник Григорию и Аксинье в ст. Вешенская). Его можно
наблюдать, путешествуя по реке Дон.
Рассказ учителя об истории создания памятника (Проект монументальнодекоративной скульптуры
"Григорий и Аксинья" заслуженный художник УССР Н.В. Можаев создал еще в 1957 г. Однако
отлили памятник лишь в 1991 г., и первоначально установили на набережной РостованаДону.Семь
лет спустя статую перенесли в Вешенскую)
Я предлагаю вам на выбор: 1) продолжите рассказ, представив, что вы путешествуете на лодке.
Опишите памятник, используя согласованные и несогласованные определения. 2) описать донскую
степь, употребив в тексте согласованные и несогласованные определения 3) индивидуальное
задание (карточка) упражнение в умении различать согласованные и несогласованные определения
по тексту М. А. Шолохова.
Представление результатов деятельности.
Почему нам близка эта тема? (Мы живем на Дону, поэтому нам интересна культура и история
родного края)
V. Обобщение изученного (стадия рефлексии)
1) Составление сводной таблицы для сильных обучающихся, тест – для слабых
обучающихся.
Таблица
Согласованное определение
Параметры сравнения
Согласование
Имя прилагательное
Причастие
Порядковое числительное
Местоимение
Вид связи
Способы выражения
Несогласованное
определение
Управление, примыкание
Имя суще в косв. падеже
Личное местоимение
Сравнит.степень
прилагательного
НаречиеКакой? Чей?
признак
Вопросы
Значения
Инфинитив
Устойчивое словосочетание
Какой? Вопросы
обстоятельств
Признак + доп. значение
Тест.
1 Дополни следующую формулировку.
Определение это ___________ член предложения, который обозначает ________, отвечает на
вопросы ________, __________.
2 По способу выражения определения делятся на
а)_______________
б)_______________
3.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частями речи выражаются
согласованные определения.
а) прилагательными, причастиями, числительным, инфинитивом, наречием;
б) местоимением, прилагательным, причастием, числительным;
в) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием.
4.Укажите номер правильного ответа на вопрос, какими частям речи обычно
выражается несогласованное определение.
а) существительным, сравнительной степенью прилагательного, инфинитивом, наречием;
б) прилагательным, местоимением, наречием, причастием;
в) местоимением, прилагательным, причастием, числительным.
5. В этом предложении определением является слово (слова):
а б в
Засыпала звериные тропинки
г д е
Вчерашняя разгульная метель.
6. Укажите словосочетание, где инфинитив является определением.
а) просил приехать
б) просьба приехать
в) приказ наступать
г) приказал привезти
д) возможность узнать
е) мог узнать
7. укажите номер предложения, в котором выделенное слово не является определением.
1) Из окна направо была видна через ворота часть улицы.
2) Он имел слабость думать, что стоя он сохраняет больше величия.
3) В прихожую вошел человек в ватнике.
4) Мы, русские, питаем пристрастие к этим вопросам, остающимся без разрешения.
Ключ
1) второстепенный, признак, какой? чей?
2) а) согласованное б) несогласованное
3) б 4) а 5) б, г, д 6) б, в, д 7) 4