Русский язык 8 класс Подлежащее и способы его выражения

  • Разработки уроков
  • docx
  • 13.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема урока: «Подлежащее и способы его выражения» 24 урок Цели и задачи урока: 1. Образовательный аспект: - обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5-7 классах; - выделять главные члены предложения и среди них подлежащее; - определять способы выражения подлежащего; - правильно согласовывать подлежащее со сказуемым; - формировать умение применять на практике знания о структуре простого и сложного предложения. 2. Развивающий аспект: - развивать познавательный интерес; - развивать внимание учащихся; - развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт; - развивать умение формулировать проблему; - развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения; - развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать; - развивать умение применять новые знания на практике; - развитие творческих, речевых способностей учащихся; - развитие умения работы в парах.
Иконка файла материала урок 24.docx
Тема урока: «Подлежащее и способы его выражения»   24 урок Цели и задачи урока: 1. Образовательный аспект:      ­ обобщить знания учащихся о подлежащем, полученные в 5­7 классах;      ­ выделять главные члены предложения и среди них подлежащее;      ­ определять способы выражения подлежащего;      ­ правильно согласовывать подлежащее со сказуемым;      ­ формировать умение применять на практике знания о структуре простого и сложного  предложения. 2. Развивающий аспект:      ­ развивать познавательный интерес;      ­ развивать внимание учащихся;      ­ развивать умения опираться на уже известное, на свой субъективный опыт;      ­ развивать умение формулировать проблему;      ­ развивать умение формулировать и доказывать свою точку зрения;      ­ развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать;      ­ развивать умение применять новые знания на практике;      ­ развитие творческих, речевых способностей учащихся;      ­ развитие умения работы в парах. Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.  Элементы технологий, используемые на уроке: лингвистический театр, проблемное обучение. Проблема: учащиеся знают, что подлежащее может быть выражено существительным или личным  местоимением, но не знают, что оно может быть выражено любой самостоятельной частью речи и  даже междометием. Методы обучения: инсценирование, эвристическая поисковая беседа, демонстрация,  самостоятельная работа учащихся. Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Этапы урока Организационный  момент. Этап мотивации. Актуализация знаний. Деятельность учителя Проверка отсутствующих, проверка готовности  учащихся к уроку. Действия учащихся Оформление тетрадей:  запись даты. За окнами осень – прекрасная пора. Золотые  краски природы и яркое солнце, не по­осеннему  тёплое, подарят нам хорошее настроение. Пусть  атмосфера доброжелательного сотрудничества  царит в течение всего урока. Да и урок у нас сегодня будет необычный. На  какое­то время мы с вами окажемся в театре. Слушают. ­ Запишите предложение, выделите его  грамматическую основу и укажите, чем  выражено подлежащее. Сделайте вывод. Подготовленные учащиеся  показывают фрагмент  театрализованного урока по  теме «Подлежащее». (Завтра (нар.) обязательно  наступит. В роли подлежащего  выступает наречие, а не  существительное или личное  местоимение, как мы  привыкли.Сообщение темы и цели урока. Создание проблемной  ситуации. Итак, ребята, кто­то из вас уже определил тему  урока? Запишите тему урока в тетрадь. Подлежащее и способы его  выражения. ­ Какая часть темы урока вам достаточно  известна, а какая требует дополнить знания  новыми сведениями? ­ Исходя из сказанного, сформулируйте цель  урока и проблемный вопрос. Создание условий для  решения проблемной  ситуации. Проведём наблюдения (см. приложение 2 –  карточка 1). Работаем в парах: можно  совещаться, обсуждать выполнение следующего  задания. Задание:  в данных предложениях найдите  подлежащее, определите, чем оно выражено.  Свои выводы запишите в тетрадь. Проверим свои выводы по учебнику. Откройте §  17 (стр. 46­47) и прочитайте правило. Возьмите на заметку! (см. приложение 2 –  карточка 2). Необходимо уметь разграничивать подлежащее,  которое выражено инфинитивом, и сказуемые  односоставного предложения, которые тоже  могут быть выражены инфинитивом.  Сравните:Учиться интересно. – Интересно  учиться (сказуемое). Работа с текстом (см. приложение 2 – карточка  3). ­ Прочитайте текст и озаглавьте его. Первичное закрепление  знаний. Мы знаем, что подлежащее –  главный член предложения,  который обозначает предмет  речи и отвечает на вопросы  именительного падежа кто?  или что? Чаще всего  выражается  существительным или  местоимением.  А в небольшом спектакле  был намёк на то, что  подлежащее может  выражаться и другими  частями речи.  Какими частями речи может  быть выражено подлежащее?  Научиться находить  подлежащее. Заря (сущ.), мокрый (прил.),  семеро (числ.), что­то (мест.), каждый (мест.), встретить  (инф.), танцующие (прич.),  завтра (нареч.), ура (межд.),  пятнадцатое мая (словосоч.). Вывод: подлежащее может  быть выражено   существительным,  прилагательным,  числительным,  местоимением,  инфинитивом, причастием,  наречием, междометием, т.е.  любой частью речи,  выступающей в роли  существительного, а также  словосочетанием. Читают, запоминают. Работа с приложением 2  (карточка 2).  Родная улица. Чувство теплоты, нежности,  любви.­ Какие чувства к родной улице испытывает  автор этого сочинения? ­ Какие пословицы о родной стороне, родине вы  знаете? ­ Выпишите выделенные предложения,  подчеркните в них подлежащие и укажите, чем  они выражены. Вот и ребятам из кружка «Юный Грамотей»  встретилась такая же пословица, и их мнения по  поводу подлежащего разошлись. Олег говорит: ­ Сторона – подлежащее, мать – сказуемое. ­ Ошибаешься, – возразил Юра. – Подлежащее  выражено двумя словами: родная сторона. ­ Как это двумя? – возмутился Олег. – Здесь же  ясно: что? – сторона, какая? Родная. Это  второстепенный член предложения. ­ Какой же это второстепенный член, если без  него пословица теряет всякий смысл? –  улыбнулся Юра. – Ведь если рассуждать, как ты, получится бессмыслица: сторона – мать, сторона – мачеха.  ­ А как вы думаете, ребята, кто из них прав?  Почему? Выполнение упражнения 94. ­ Выпишите грамматические основы,  подчеркните подлежащее. Обратите внимание на согласование  подлежащего и сказуемого: если сказуемое в  единственном числе, то в составе подлежащего  одно слово, если во множественном числе, то  подлежащее выражено синтаксически  неразложимым словосочетанием. Контроль Тест Всякому мила своя сторона.   Глупа та птица, которой  гнездо своё не мило. Кто в  Москве не бывал, красоты не  видал. Нет ничего краше, чем родина наша. Человек без  родины – что соловей без  песни. Родная сторона –  мать, а чужая – мачеха. И не маршируют военные  (прил.) по площади Кабрала,  и не раздаётся над ней  радостное «ура» (межд.).   Это (мест.) обычная улица с  современными постройками.  Жить (инф.) на ней – одно  удовольствие. Родная  сторона (словосоч.) – мать,  чужая (словосоч.) – мачеха. Прав Юра, т.к.  словосочетание «Родная  сторона» можно заменить  словом «Родина». 1. Мать с дочерью уехали –  мать уехала. 2. Георгий с сыном были –  Георгий был. 3. Коля с товарищем шли –  Коля шёл. Вариант 1.   А1.2   А2.1   А3.2 А4.3   А5.2   А6.1   А7.3 Вариант 2.   А1.1   А2.1   А3.2 А4.1   А5.4   А6.3   А7.2 Итог урока ­ Что такое подлежащее? ­ Какая часть речи может занять место  Главный член предложения,  который обозначает предметподлежащего? речи и отвечает на вопросы  именительного падежа кто?  или что? Подлежащее может быть  выражено любой  самостоятельной частью речи и междометием. Рефлексия ­ Что на уроке было самым трудным,  неинтересным?    Интересным? ­ Какие чувства испытываете: удовлетворения,    уныния, радости? ­ Продолжите фразу: «Я научился…»     Домашнее задание § 17, выучить правило.Упражнение 91 Отметки

Посмотрите также