Тема: Приложение как вид определения.
Цель урока:
повторить правила орфографии и пунктуации;
дать представление об определениях, выраженных приложениями;
привести примеры приложений в предложениях;
рассмотреть синтаксическую функцию приложений в предложении;
рассмотреть случаи дефисного и раздельного написания приложений с определяемым существительным; воспитывать наблюдательность и внимательность; выработать пунктуационный навык.
Дата: Класс: 8 30 урок
Тема: Приложение как вид определения.
Цель урока:
повторить правила орфографии и пунктуации (подготовка к сдаче ГИА);
дать представление об определениях, выраженных приложениями;
выработать пунктуационный навык.
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Наглядности
Ученики осмысливают поставленную
цель. Проводят игру «Хорошее
настроение». Улыбаются друг другу.
Демонстрируют свои знания.
Отвечают на разноуровневые
вопросы.
Учебник
Демонстрируют свои знания.
Внимательно слушают учителя.
Корзина
Проявляют интерес к изучаемому
материалу.
Карточки
Учебник
3
мин.
5
мин.
5
мин.
15
мин.
I. Организационный момент
Цель этапа: Приветствует учащихся,
проверяет готовность к уроку, желает
успеха. Для создания психологической
атмосферы проводит игру«Хорошее
настроение».
II. Проверка пройденного материала. С
помощью метода «Толстые и тонкие
вопросы» осуществляет проверку знаний
учащихся.
III. Подготовка к восприятию новой
темы. С помощью приема «Корзина идей»
проводит первичное восприятие по данной
теме.
Запись и синтаксический разбор на доске
предложения.
И ласточкапесня летит над землей.
(ЛебедевКумач)
Что вы можете сказать о предложении?
Предложение из строки песни Лебедева
Кумача. Подумайте о смысле предложения.
О чём оно? Сделаем синтаксический разбор.
Слово ласточка относится к слову песня.
Песня как ласточка «легкая, веселая».
Слово ласточка – особый вид определения –
приложение.
IV. Актуализация знаний.
1.Вспомните, что такое приложение?
Найдите в предложении приложение,
объясните постановку дефиса.
Попрыгунья – стрекоза лето красное
пропела.
2.Нередко вы затрудняетесь определить,
какое из двух написанных через дефис
существительных является приложением.
Вспомним, что приложение дает предмету
другое название, подчеркивает какието его10
мин.
особенности.
Замените это слово обычным согласованным
определением: лётчикиспытатель
лётчик,испытывающий самолет; чудо
богатырь чудесный богатырь.
Приложением будут являться
слова испытатель, чудо.
3.Синтаксический разбор предложения с
приложением.
Год назад вулканворчун напомнил о себе.
4. Задание: определения преобразуйте в
приложения:
1.Рабочий нефтяной промышленности.
2.Строитель, специалист по бетону.
3.Художник, сам научившийся живописи.
4.Красивая Волга.
5.Злая западня.
V. Закрепление урока.
От данных слов образуйте сложные имена
прилагательные. С помощью метода
«Аквариум» проводит закрепление урока.
Игра «Назови приложение».
Дифференцированный подход. На доске
учащийся.
Спортсменчемпион, девушкакрасавица,
Родинамать,орлыребята, мальчики
борцы, дубвеликан, художникпейзажист,
озеро СутХоль, учебник «Русский язык»,
летчикиспытатель, глазабусинки.
В) Работа с сигнальными карточками.
Коллективная работа.
Поднять сигнальные карточки, если
ставится дефис.
Художник Васнецов, коверсамолет,
Иванушкадурачок, гора КызылТайга,
птица – дятел, дятелбарабанщик, птица
орел, котмурлыка.
Ученики демонстрируют свои
знания.
5
мин.
VI. Итог урока. С помощью метода
«Телеграмма» проводит итог урока.
Оценивание фишками
рефлексию.
Скажите, добились ли мы цели, которую
Проводит
На стикерах записывают свое мнение
по поводу урока, и отправляют
своим одноклассникам телеграмму.
Стикерыпоставили перед собой?
Чем сегодня на уроке мы занимались и что
полезного вы узнали?
Какую трудность вы ощутили в процессе
выполнения заданий?
Что вам понравилось?
VII. Домашняя работа. Объясняет
особенности выполнения домашней
работы.Зима – прекрасное время года. Но
иногда в зимний период случаются
неприятности. Нарисуйте иллюстрацию на
тему: «Осторожно, зима!» и подкрепите ее
небольшим сочинением – описанием.
2
мин.
Оценивают работу своих
одноклассников.
Фишки
Учеики записывают в дневниках.
Дневник
Итог
урока:_______________________________________________________________________________
___
_____________________________________________________________________________________
______
Положительные стороны
урока:________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______
Отрицательные стороны
урока:________________________________________________________________