Тема: Сочинение-рассуждение.
Цель: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по теме ССП, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности на культурологическом материале.
Проверить умение писать сочинение по данному началу.
Развивать навыки аргументированного и развернутого ответа.
Воспитывать моральные качества старшеклассников; активную жизненную позицию
Дата: Класс: 9 20 урок
Тема: Сочинениерассуждение.
Цель: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по
теме ССП, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности на культурологическом
материале. Проверить умение писать сочинение по данному началу.
Воспитывать моральные качества старшеклассников; активную жизненную позицию
3 мин.
5 мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент.
Приветствует учеников, проверяет
готовность к уроку, желает успеха.
II. Мотивация к изучению нового.
1. Чтение записи на доске
Эпиграф
наглядности
Деятельность обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Читают эпиграф, рассуждают
о теме сочинения
Наша совесть — судья… мудрый,
строгий, непогрешимый, пока мы не
убили ее.
(; 20 мая 1799
1850, Париж — французский писатель,
«Человеческая комедия»)
ае
(Онор де Бальз к
ее
2. Запись предложения в тетради
3. Работа с эпиграфом
Как понимаете цитатуэпиграф?
В помощь ученикам:
Словарь Д.Н. Ушакова: совесть —
внутренняя оценка, внутреннее сознание
моральности своих поступков, чувство
нравственной ответственности за своё
поведение.
Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А.
Ефрона: совесть — нравственное
сознание человека, выражающееся в
оценке собственных и чужих поступков,
на основании определенного критерия
добра и зла.
Словарь В. Даля: совесть —
нравственное чутье или чувство в
человеке; внутреннее сознание добра и
зла; тайник души, в котором отзывается
одобрение или осуждение каждого
поступка. Заимствовано из ст.сл. яз. В
памятниках письменности отмечается с
XI.
Беседа, с целью настроя учащихся на
выполнение творческой работы:
Что же такое совесть? ( Совесть это
внутренний мир человека.)
Работают с Толковым
словарем, выясняют значение
слова
Учащиеся отвечают на
вопросы учителя И зачем она нужна? (совесть нужна,
чтобы жить в мире с самим собой.)
Где совесть с правдой обитают?
(Обитает в душе, в сердце твоем)
(Учитель читает стихотворение)
Совесть
Что значит «совесть», и кому она нужна?
Где отыскать её бездушным, хитрым,
грубым,
Тем, кто порочны и на помощь скупы,
Кому она ни капли не важна?
Что значит «совесть» для того, кто врёт,
Кто может поступить нечестно, подло?
Её изгнали и живут свободно,
Не зная ни мучений, ни хлопот.
Они не думают о том, что не всегда
По силам будет совести перечить.
Она проснется, и придётся им ответить
Пред ней за все жестокие и подлые дела...
О чём стихотворение? (О совести и её
предназначении)
Какова главная мысль
стихотворения? (Совесть – внутренний
судья человека, которого невозможно
обмануть).
Какие лексические и синтаксические
средства использует автор?
(олицетворение, вопросительные
предложения, многоточие и т.д.)
О чём сегодня будете рассуждать в
своём сочинении? (о совести и её
значении для каждого человека).
30 мин.
III. Актуализация знаний
Начало сочинения:
«Спроси у совести своей»
Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу
со своей совестью. Незавидна участь того,
кто разминулся с ней, поступился
совестью ради сиюминутной выгоды или
отрёкся от неё из личного эгоизма.
Совестливый человек не обманет, не
украдёт, не предаст, не схалтурит. В
Внимательно слушают
стихотворение, пытаются
понять его суть
Отвечают на вопросы учителя
Пословицы и поговорки:
В ком стыд, в том и
совесть.
Добрая совесть не боится
клеветы.
Платье черненько, да
совесть беленька.
Хоть мошна пуста, да
совесть чиста.
Цитаты:
1. «Совесть лучшая
нравоучительная книга из всех,
которыми мы обладаем; в неё
следует чаще всего
заглядывать»
/ Автор Блез Паскаль/
2. «Если хочешь быть спокоен,
угождай совести, а не людям»
/Л.Н.Толстой/
Слушают начало сочинения,
которое читает учитель
Записывают в тетрадяхчастной жизни не оставит без помощи и
внимания старых родителей или
собственного ребёнка, не обидит слабого
и не унизит себя лицемерием и лестью.
Совестливый значит порядочный,
честный человек, наделённый чувством
достоинства, справедливостью, добротой.
Продолжить сочинение рассуждения,
используя аргументы из литературы.
5 мин.
V. Итог урока. Организует
индивидуальную работу над текстом.
Проводит рефлексию. Стратегия
«Телеграмма»
Какие затруднения у вас возникли при
работе на уроке?
Какие знания у вас были крепкими?
Работают над продолжением
рассуждения самостоятельно,
приводя в пример аргументы
из произведений классиков,
используют народную
мудрость, цитируют великих
классиков, приводят примеры
из личного опыта
Ученики делятся мнениями о
теме урока, трудностях, с
которыми столкнулись в ходе
работы на сочинением
рассуждением
2 мин.
VI. Домашняя работа.
Написать сочинение в чистовом
варианте
Записывают домашнюю работу
в дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________
Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________
______________________________________________________________________