Русский язык 9 класс Сочинение - рассуждение

  • Разработки уроков
  • docx
  • 27.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Сочинение-рассуждение. Цель: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по теме ССП, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности на культурологическом материале. Проверить умение писать сочинение по данному началу. Развивать навыки аргументированного и развернутого ответа. Воспитывать моральные качества старшеклассников; активную жизненную позицию
Иконка файла материала урок 20.docx
Дата:                                                                                          Класс: 9                                          20 урок  Тема:  Сочинение­рассуждение. Цель: формирование коммуникативной и речевой компетенции, мобилизация теоретических знаний по  теме ССП, развитие эмоциональной и интеллектуальной сфер личности на культурологическом  материале. Проверить умение писать сочинение по данному началу. Воспитывать моральные качества старшеклассников; активную жизненную позицию 3 мин. 5 мин. Деятельность учителя I. Организационный момент.  Приветствует учеников, проверяет  готовность к уроку, желает  успеха.  II. Мотивация к изучению нового.  1. Чтение записи на доске Эпиграф наглядности Деятельность обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель.  Читают эпиграф, рассуждают  о теме сочинения Наша совесть — судья… мудрый, строгий, непогрешимый, пока мы не убили ее.   (; 20 мая 1799­ 1850, Париж — французский писатель, «Человеческая комедия») ае (Онор  де Бальз к ее 2. Запись предложения в тетради 3. Работа с эпиграфом ­ Как понимаете цитату­эпиграф? В помощь ученикам: Словарь  Д.Н. Ушакова: совесть —  внутренняя оценка, внутреннее сознание  моральности своих поступков, чувство  нравственной ответственности за своё  поведение. Словарь Ф.А. Брокгауза и И.А.  Ефрона: совесть — нравственное  сознание человека, выражающееся в  оценке собственных и чужих поступков,  на основании определенного критерия  добра и зла. Словарь В. Даля: совесть —   нравственное чутье или чувство в  человеке; внутреннее сознание добра и  зла; тайник души, в котором отзывается  одобрение или осуждение каждого  поступка. Заимствовано из ст.­сл. яз. В  памятниках письменности отмечается с  XI. Беседа, с целью настроя учащихся на  выполнение творческой работы: ­Что же такое совесть?  ( Совесть ­ это  внутренний мир человека.) Работают с Толковым  словарем, выясняют значение  слова Учащиеся отвечают на  вопросы учителя­ И зачем она нужна?  (совесть нужна,  чтобы жить в мире с самим собой.)  ­ Где совесть с правдой обитают?  (Обитает в душе, в сердце твоем) (Учитель читает стихотворение) Совесть  Что значит «совесть», и кому она нужна? Где отыскать её бездушным, хитрым,  грубым, Тем, кто порочны и на помощь скупы, Кому она ни капли не важна? Что значит «совесть» для того, кто врёт, Кто может поступить нечестно, подло? Её изгнали и живут свободно,  Не зная ни мучений, ни хлопот. Они не думают о том, что не всегда По силам будет совести перечить. Она проснется, и придётся им ответить Пред ней за все жестокие и подлые дела... ­ О чём стихотворение? (О совести и её  предназначении) ­ Какова главная мысль  стихотворения? (Совесть – внутренний  судья человека, которого невозможно  обмануть). ­ Какие лексические и синтаксические  средства использует автор? (олицетворение, вопросительные  предложения, многоточие и т.д.) ­ О чём сегодня будете рассуждать в  своём сочинении? (о совести и её  значении для каждого человека). 30 мин. III. Актуализация знаний Начало сочинения:  «Спроси у совести своей» Спокоен и счастлив тот, кто живёт в ладу со своей совестью. Незавидна участь того, кто разминулся с ней, поступился  совестью ради сиюминутной выгоды или  отрёкся от неё из личного эгоизма. Совестливый человек не обманет, не  украдёт, не предаст, не схалтурит. В  Внимательно слушают  стихотворение, пытаются  понять его суть Отвечают на вопросы учителя Пословицы и поговорки:  ­ В ком стыд, в том и  совесть. ­ Добрая совесть не боится  клеветы. ­ Платье черненько, да  совесть беленька. ­ Хоть мошна пуста, да  совесть чиста. Цитаты:  1. «Совесть ­ лучшая  нравоучительная книга из всех,  которыми мы обладаем; в неё  следует чаще всего  заглядывать»                   / Автор Блез Паскаль/ 2. «Если хочешь быть спокоен,  угождай совести, а не людям»      /Л.Н.Толстой/ Слушают начало сочинения,  которое читает учитель Записывают в тетрадяхчастной жизни не оставит без помощи и  внимания старых родителей или  собственного ребёнка, не обидит слабого  и не унизит себя лицемерием и лестью.  Совестливый ­  значит порядочный,  честный человек, наделённый чувством  достоинства, справедливостью, добротой. Продолжить сочинение ­ рассуждения,  используя аргументы из литературы. 5 мин. V. Итог урока. Организует  индивидуальную работу над текстом.  Проводит рефлексию. Стратегия  «Телеграмма» ­ Какие затруднения у вас возникли при  работе на уроке? ­ Какие знания у вас были крепкими? Работают над продолжением  рассуждения самостоятельно,  приводя в пример аргументы  из произведений классиков,  используют народную  мудрость, цитируют великих  классиков, приводят примеры  из личного опыта Ученики делятся мнениями о  теме урока, трудностях, с  которыми столкнулись в ходе  работы на сочинением ­  рассуждением  2 мин. VI. Домашняя работа. Написать сочинение в чистовом  варианте Записывают домашнюю работу в дневниках. Итог урока:___________________________________________________________________ Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________ ______________________________________________________________________

Посмотрите также