Тема: Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и определительными.
Цель урока:
Знать - условия постановки запятой:
а) в простом предложении (осложнённом);
б) в сложном предложении
- виды придаточных предложений, средства связи в них.
Уметь - вычленять грамматическую основу,
- находить средства связи,
- правильно ставить знаки препинания.
Дата: Класс: 9 27 урок
Тема: Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и
определительными.
Цель урока:
Знать условия постановки запятой:
а) в простом предложении (осложнённом);
б) в сложном предложении
виды придаточных предложений, средства связи в них.
Уметь вычленять грамматическую основу,
находить средства связи,
правильно ставить знаки препинания.
Деятельность
обучающихся
Ученики осмысливают
поставленную цель.
Проводят игру «Мне в
тебе нравится»
Ученики
демонстрируют свои
знания.
Ученики отвечают на
вопросы учителя.
Демонстрируют свои
знания. Работают у
доски, производят
синтаксический разбор
предложений. Ученики
выполняют упражнения.
наглядности
Мяч
учебник
Таблицы по теме
«БСП»
3 мин.
5 мин.
20
мин.
Деятельность учителя
I. Организационный момент. Приветствует
учеников, проверяет готовность к уроку, желает
успеха. Для создания психологической
атмосферы проводит игру «Мне в тебе
нравится»
II. Проверка домашней работы. С помощью
метода «Попкорн» осуществляет проверку
домашней работы.
III. Актуализация знаний
Придаточные изъяснительные отвечают на
падежные вопросы и поясняют слова главной
части сложноподчинённого предложения.
Лексическое значение этих слов таково, что они
нуждаются в дополнительном разъяснении:
подумал — о чём?, жду — чего?,
Например: Ты говоришь (что?), что опять
тёплой дождёмся весны. (А. Фет) Я считаю
(что?), что лес — прекрасное выражение силы
природы и самый ясный образчик её
совершенства. (К. Паустовский) Я горожанка. Я
росла, не зная (чего?), как тонет в реках
медленный закат. (Ю. Друнина) Только теперь
мне стало ясно (что?), зачем они собирали
дрова. (В. Арсеньев)
Без придаточного изъяснительного такие
предложения были бы неполными, не
законченными в смысловом и грамматическом
отношении.
Сравните: Я считаю. Мы с другом условились.
По внешнему виду можно предположить.
В качестве поясняемых выступают слова разных
частей речи, обозначающие мысли, чувства,
восприятия человека, его речь:
глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить,
спросить, думать, видеть, чувствовать, ощущать,
гордиться и др.;Ученики обсуждают
между собой, отвечают
на вопросы своих
одноклассников.
10
мин.
прилагательные: рад, доволен, уверен, убеждён и
др.;
наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя,
желательно, страшно, ясно, понятно, известно и
др.;
существительные: сообщение, вопрос, мысль,
известие, забота, разговор, вера и др.
Например: Но читаю в испуганном взоре, что ты
помнишь и любишь меня. (А. Блок) Он сказал
это и почувствовал, как у него холодеет лицо.
(К. Паустовский).
Закрепление урока. Работа в парах по методике
«КСО» Что вы поняли по данной теме?
Первая группа сложноподчинённые
предложения с придаточными
определительными. Союзное слово что можно
заменить союзным словом который.
Придаточное указывает на признак предмета,
названного определяемым существительным (от
главного предложения к придаточному можно
задать только вопрос какой?, падежный вопрос
задать нельзя). Указательное слово в главном
предложении возможно только в форме
согласованного с существительным местоимения
(тот вопрос, та мысль, то известие).
2) Вторая группа сложноподчинённые
предложения с придаточными изъяснительными.
Замена союзного слова что союзным словом
который невозможна. Придаточное не просто
указывает на признак предмета, названного
определяемым существительным, но и изъясняет
содержание слов вопрос, мысль, известие (от
главного предложения к придаточному может
быть задан падежный вопрос). Указательное
слово в главном предложении имеет иную
5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия
«Телеграмма»
Что тебе понравилось на уроке?
Что не понравилось?
Насколько трудным был урок?
Кратко написать самое важное, что уяснил с
урока с пожеланиями соседу по парте и
отправить.
VI. Домашнее задание. Объясняет особенности
выполнения домашней работы.
2
мин.
Оценивают работу своих
одноклассников, пишут
телеграммы.
фишки
стикеры
Записывают домашнюю
работу в дневниках.
Итог урока:___________________________________________________________________Положительные стороны урока:__________________________________________________
_____________________________________________________________________________
Отрицательные стороны урока:___________________________________________________