Русский язык 9 класс Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и определительными.

  • Разработки уроков
  • docx
  • 26.03.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Тема: Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и определительными. Цель урока: Знать - условия постановки запятой: а) в простом предложении (осложнённом); б) в сложном предложении - виды придаточных предложений, средства связи в них. Уметь - вычленять грамматическую основу, - находить средства связи, - правильно ставить знаки препинания.
Иконка файла материала урок 27.docx
Дата:                                                                                       Класс: 9               27 урок  Тема:  Указательные местоимения в СПП с придаточными изъяснительными и  определительными. Цель урока:  Знать   ­  условия постановки запятой:                   а) в простом предложении (осложнённом);                   б) в сложном предложении                ­ виды придаточных предложений, средства связи в них. Уметь  ­ вычленять грамматическую основу,               ­ находить средства связи,               ­ правильно ставить знаки препинания. Деятельность обучающихся Ученики осмысливают  поставленную цель.  Проводят игру «Мне в  тебе нравится» Ученики  демонстрируют свои  знания. Ученики отвечают на  вопросы учителя.  Демонстрируют свои  знания. Работают у  доски, производят  синтаксический разбор  предложений. Ученики  выполняют упражнения. наглядности Мяч учебник Таблицы по теме «БСП» 3 мин. 5 мин. 20  мин. Деятельность учителя I. Организационный момент. Приветствует  учеников, проверяет готовность к уроку, желает  успеха. Для создания психологической  атмосферы проводит игру «Мне в тебе  нравится» II. Проверка домашней работы.  С помощью  метода «Поп­корн» осуществляет проверку  домашней работы. III. Актуализация знаний  Придаточные изъяснительные отвечают на  падежные вопросы и поясняют слова главной  части сложноподчинённого предложения. Лексическое значение этих слов таково, что они  нуждаются в дополнительном разъяснении:  подумал — о чём?, жду — чего?, Например: Ты  говоришь (что?), что  опять  тёплой дождёмся весны. (А. Фет) Я считаю  (что?), что лес — прекрасное выражение силы  природы и самый ясный образчик её  совершенства. (К. Паустовский) Я горожанка. Я  росла, не зная (чего?), как тонет в реках  медленный закат. (Ю. Друнина) Только теперь  мне стало ясно (что?), зачем они собирали  дрова. (В. Арсеньев) Без придаточного изъяснительного такие  предложения были бы неполными, не  законченными в смысловом и грамматическом  отношении.  Сравните: Я считаю. Мы с другом условились.  По внешнему виду можно предположить. В качестве поясняемых выступают слова разных  частей речи, обозначающие мысли, чувства,  восприятия человека, его речь: глаголы: сказать, ответить, говорить, сообщить,  спросить, думать, видеть, чувствовать, ощущать, гордиться и др.;Ученики обсуждают  между собой, отвечают  на вопросы своих  одноклассников.  10  мин. прилагательные: рад, доволен, уверен, убеждён и др.; наречия и слова состояния: надо, жаль, нельзя,  желательно, страшно, ясно, понятно, известно и  др.; существительные: сообщение, вопрос, мысль,  известие, забота, разговор, вера и др. Например: Но читаю в испуганном взоре, что ты  помнишь и любишь меня. (А. Блок) Он сказал  это и почувствовал, как у него холодеет лицо.  (К. Паустовский). Закрепление урока. Работа в парах по методике «КСО» Что вы поняли по данной теме?  Первая группа ­ сложноподчинённые  предложения с придаточными  определительными. Союзное слово что можно  заменить союзным словом который.  Придаточное указывает на признак предмета,  названного определяемым существительным (от  главного предложения к придаточному можно  задать только вопрос какой?, падежный вопрос  задать нельзя). Указательное слово в главном  предложении возможно только в форме  согласованного с существительным местоимения (тот вопрос, та мысль, то известие). 2) Вторая группа ­ сложноподчинённые  предложения с придаточными изъяснительными. Замена союзного слова что союзным словом  который невозможна. Придаточное не просто  указывает на признак предмета, названного  определяемым существительным, но и изъясняет содержание слов вопрос, мысль, известие (от  главного предложения к придаточному может  быть задан падежный вопрос). Указательное  слово в главном предложении имеет иную 5 мин. V. Итог урока. Этап рефлексии: Стратегия  «Телеграмма»   ­ Что тебе понравилось на уроке? ­ Что не понравилось? ­ Насколько трудным был урок? Кратко написать самое важное, что уяснил с  урока с пожеланиями соседу по парте и  отправить.  VI. Домашнее задание. Объясняет особенности выполнения домашней работы.  2  мин. Оценивают работу своих одноклассников, пишут  телеграммы. фишки стикеры Записывают домашнюю  работу в дневниках. Итог  урока:___________________________________________________________________Положительные стороны урока:__________________________________________________ _____________________________________________________________________________ Отрицательные стороны урока:___________________________________________________

Посмотрите также