Урок-презентация русского языка в 5 классе по теме: "Состав слова". Тип урока - Обобщение и закрепление изученного материала по теме. Целью данного урока является систематизация, обобщение и закрепление изученного материала по разделу "Состав слова", повторение изученных орфограмм: правописание безударных гласных, разделительного мягкого и твёрдого знака, отработка навыка в разборе слов по составу.
Урок русского языка в 5 классе
Обобщение и закрепление изученного материала
по теме: «Состав слова»
1. Организационный момент
Мы закончили изучение раздела «Состав слова». Сегодня на уроке мы
повторим изученный материал и подготовимся к написанию
контрольного диктанта. Построим мы наш урок по следующему плану:
1. Части слова.
2. Корень и однокоренные слова.
3. Разбор слов по составу.
4. Орфограммы (безударные гласные, звонкие и глухие согласные,
разделительный Ъ и Ь знак).
2. Сейчас мы отправимся в гости к Частям слова.
(просмотр видеоролика «Состав слова»)
Итак, какие части слова вы знаете?
Какая часть слова является главной, без какой части не может быть
слова?
Какие слова называются однокоренными?
Запишите слова, нарисованные на картинке. (Горы, горе, горевать, гореть).
Все ли слова являются однокоренными? Почему?
В саду у частей слова из сказки выросло много деревьев однокоренных
слов. Но наступила осень, листья пожелтели и опали, подул ветер и
перемешал все листочки – слова.
Прочитайте слова и определите, какие слова выросли на дереве с корнем
вода, а какие – на дереве с корнем водить?
Водяной, водить, водный, водоём, водитель, проводник.
Какая часть слова называется приставкой?
Образуйте при помощи приставок новые слова. Выделите в слове писать
корень, с этим корнем при помощи приставок образуйте новые слова.
Приставку обозначьте графически.
Какая часть слова называется суффиксом? Выделите в слове цветы корень. Образуйте при помощи суффиксов новые
слова (цветок, цветочки, цветник, цветовод, цветик).
3. – Так ли важно знать из каких частей состоит слово? Для чего мы
изучаем части слова?
4. На примере данных слов докажите, что знание состава слова помогает
нам писать грамотно и не допустить ошибку:
П...лёт, (с, з) дать, п..р…ход, пр..ехать, учит…ль, скромн…сть, крас..та,
звёзд…чки.
ФИЗПАУЗА
5. Разберите по составу следующие слова:
купец, покупка, зритель, пришкольный, лесник.
6. «Проверь себя!» Стр.23
7. Повторяем изученные орфограммы! Спишите, объясните
правописание пропущенных букв.
Наступила ос…нь. Бурая тр…ва клонится к з…мле. Лист…я с…ёжились и
обл…тели.. Коегде ещё в л…су прячутся гр..бы. Всё чаще из ни…ких туч
идёт дож…ь. Осень – грус…ное время года.
8. Конкурс «Самый сообразительный!». Почему выделенные слова
произносятся одинаково, а написаны по – разному?
Котёнок слезал с дерева. Котёнок слизал сметану.
9. Подведение итогов. Комментирование оценок.