«Рыночные структуры. Модели современного рынка»
Оценка 4.8

«Рыночные структуры. Модели современного рынка»

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
обществознание
10 кл—11 кл
01.03.2021
«Рыночные структуры. Модели современного рынка»
Какой сложится модель рынка, будет она представлять монополию, чистую конкуренцию, олигополию или монопольную конкуренцию - все будет зависеть от существования барьеров, которые являются препятствием для вступления новых компаний в отрасль. Научиться выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур. Развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.
Открытый урок по экономике.docx

 Шумилова Любовь Вячеславовна  учитель экономики и информатики МБОУ СОШ № 25 им. И.А. Копылова ГОЩ

 

Открытый урок по теме

«Рыночные структуры. Модели современного рынка»

10 класс

Тип урока: открытый.

Формы работы: работа в группах.

Цели урока:

·                     Обучающие: научиться выделять и формулировать характерные особенности рыночных структур.

·                     Развивающие: развивать у учащихся логическое мышление, навыки сравнения, обобщения, интуицию.

·                     Воспитательные: формировать у учащихся самостоятельность в работе с информацией, учить взаимопомощи и взаимоконтролю, самоконтролю, умению работать в группе.

Задачи:

- рассмотреть типы рыночных структур;

- дать определение понятиям «барьер для входа», «конкуренция», «олигополия», «монополия» и др.;

- провести практические занятия (игры) с учениками;

- обобщить выводы.

Оборудование: ПК, презентация, подготовленная учителем в программе Power Point.

Оформление кабинета: парты стоят парами, учащиеся сидят группами по 4-5 человек, на партах лежат списки учащихся, в которых помечена фамилия старшего[1].

Длительность урока: 45 минут.

Этот урок включает:

1)                15 минут теории от учителя.

2)                Около 20 минут размышлений и активности учащихся.

3)                1 интерактивная игра, предназначенная для проверки знаний о характеристиках структур рынка.

4)                 задания, в которых ученики могут применить приобретенные знания.

5)                синоптическая практика, которая также рассматривает ключевые концепции рыночных структур.

Введение

Рыночные структуры  относятся к различным характеристикам рынка, которые определяют отношения продавцов друг к другу, продавцов к покупателям и т.д. Существует несколько основных определяющих характеристик рыночной структуры, например, следующие[2]:

Проданный товар или предмет и степень дифференциации производства.

Легкость или сложность входа на рынок и выхода из него.

Распределение доли рынка по крупнейшим фирмам.

Количество компаний на рынке.

Количество покупателей и то, как они работают с продавцами или против них, чтобы диктовать цену и количество.

Отношения между продавцами.

Рыночная экономика — сложная и динамичная система, с множеством связей между продавцами, покупателями и другими участниками деловых отношений. Сегодня принято выделять 4 основных типа рыночных структур: чистая или совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и чистая (абсолютная) монополия[3].

Основная часть урока. Теоретический аспект

Начало урока с обсуждения:

• Как определяются цены?

(Цены определяются спросом и предложением; цены определяется покупателями и продавцами на рынке; продавцы определяют цену).

• Какую роль играет конкуренция на рынках?

(Продавцы конкурируют с другими продавцами, чтобы продать товары и услуги для потребителей; покупатели конкурируют с другими покупателями за покупку товаров и услуги от продавцов).

• Как вы думаете, имеет ли значение, сколько продавцов продают товары?

(Ответы будут различаться).

• Как вы думаете, продавцы в основном конкурируют или в основном сотрудничают друг с другом?

(Ответы будут различаться).

Учитель: одна из характеристик системы свободного рынка состоит в том, что поставщики имеют право конкурировать друг с другом. Количество поставщиков на рынке определяет структуру рынка. Экономисты выделяют четыре типа рыночных структур:

1) совершенная конкуренция,

2) чистая монополия,

3) монополистическая конкуренция

4) олигополия.

Учитель: сравним vодели современного рынка в таблице (письменно, в тетради).

Характеристики

Совершенная конкуренция

Чистая монополия

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Количество фирм на рынке

Много

Один

Много, но меньше, чем у совершенной конкуренции

Немного

Способность фирмы контролировать цену

Нет

Высокая

Некоторые

Некоторые

Барьеры для входа

Нет

Подлежит регулированию государством

Немного

Многие

Дифференциация продуктов

Очень небольшая

Нет продуктов, которые напрямую конкурируют

Акцент на демонстрации видимых различий в продуктах

Некоторые различия[4]

 

Учитель: рассмотрим более подробно рыночные структуры:

Совершенная конкуренция

- это идеал. Ни одна отрасль не демонстрирует всех своих характеристик, но фондовый рынок и некоторые сельскохозяйственные рынки, такие как рынки пшеницы и кукурузы, подходят ближе всего. Фермеры, например, могут продавать весь свой урожай через национальные товарные биржи по текущей рыночной цене.

Чистая монополия

На другом конце спектра находится чистая монополия, рыночная структура, при которой на одну фирму приходится все продажи определенного товара или услуги в отрасли. Фирма - это промышленность. Эта структура рынка характеризуется барьерами для входа - факторами, которые не позволяют новым фирмам на равных конкурировать с существующими. Часто препятствиями являются технологические или правовые условия.

Коммунальные предприятия, такие как газовые и водопроводные компании, являются чистыми монополиями. Некоторые монополии создаются государственным приказом, запрещающим конкуренцию.

Монополистическая конкуренция

В условиях монополистической конкуренции фирмы пользуются преимуществом дифференциации продукции. Отрасли, в которых имеет место монополистическая конкуренция, включают одежду, продукты питания и аналогичные потребительские товары. Фирмы в условиях монополистической конкуренции имеют больший контроль над ценообразованием, чем фирмы в условиях совершенной конкуренции, потому что потребители не рассматривают продукты как совершенные заменители. Тем не менее, фирмы должны продемонстрировать различия в продуктах, чтобы оправдать свои цены для клиентов. Следовательно, компании используют рекламу, чтобы отличать свои продукты от других.

Олигополия

Поскольку в олигополии так мало фирм, то, что делает одна фирма, оказывает влияние на другие фирмы. Таким образом, фирмы в олигополии внимательно следят друг за другом в поисках новых технологий, изменений продуктов и инноваций, рекламных кампаний, ценообразования, производства и других разработок. Иногда они заходят так далеко, что координируют свои решения о ценообразовании и выпуске продукции, что является незаконным. Многие антимонопольные дела - юридические проблемы, вытекающие из законов, направленных на борьбу с антиконкурентным поведением, - происходят в олигополиях.

Конкуренция и структура рынка

Учитель: проведем промежуточный итог, итак, конкуренция между продавцами обычно снижает затраты и цены, побуждает производителей производить то, что потребители хотят и могут купить. Конкуренция среди покупателей увеличивает цены и распределяет товары и услуги среди тех людей, которые готовы и могут заплатить за них больше всего.

1. Продавцы конкурируют на основе цены, качества продукции, обслуживания клиентов.

2. Конкуренция между продавцами приводит к снижению затрат и цен, повышению качества продукции или лучшее обслуживание клиентов. Когда конкуренция между продавцами ограничена, продавцы устанавливают некоторый контроль над ценами.

4. Сговор между покупателями или продавцами снижает уровень конкуренции на рынке. Сговор сложнее на рынках с большим количеством покупателей и продавцов.

Рефлексия. Работа в группе

1)    Вопросы для проверки (ученики):

• Какая структура рынка привела к самой высокой цене? Почему? (Монополия, потому что там был один продавец и без конкурентов)

• Какая структура рынка привела к самой низкой цене? Почему? (Идеальная конкуренция, потому что было много продавцов, все конкурировали друг с другом)

• Как уровень конкуренции между продавцами влияет на цену, которую платят потребители? (Большая конкуренция обычно приводит к снижению цен для потребителей.)

2)                Соотнесите правильно следующие примеры типов рыночных структур: совершенная конкуренция, чистой монополии,  монополистической конкуренции, олигополии.

Совершенная конкуренция

 

 

 

 

сельскохозяйственные

продукты

 

автомобили

авиакомпании, производители самолетов

 

розничные магазины

 

коммунальные

услуги

 

3)                Какая в целом взаимосвязь между количеством продавцов (конкуренцией) на рынке? Цену, которую платят потребители?

Больше продавцов означает больше конкуренции, а это обычно приводит к более низким ценам. Почему это происходит? Все больше продавцов конкурируют за деньги покупателей. Чтобы продать свои товары, они должны предложить сниженную цену.

4)                Как сговор влияет на уровень конкуренции и цену?

Сговор - это попытка уменьшить конкуренцию путем заключения соглашений с другими продавцами. Это приводит к более высоким ценам.

5)                Прочитайте. Получится ли у фермера найти новую компанию? Ответ обоснуйте.

Фермер конкурирует в совершенной конкурентной отрасли, потому что есть много фермеров, и они производят идентичные культуры. Он хотел бы участвовать в сговоре с другими фермерами, чтобы получить более высокую цену за урожай, но фермеров слишком много, это же противозаконно. Фермер использует поисковую систему - вероятно, от Google, Yahoo или Microsoft, потому что эти три доминируют в отрасли, что является примером олигополии.

Фермер надеется найти новую компанию, у которой будет покупать электроэнергию. Получится ли у фермера найти новую компанию?

(Ответ: правительство предоставило одну компанию, которая  имеет право быть единственным поставщиком; другими словами, правительство выставило барьер для входа, который мешает другим компаниям конкурировать).

Закрепление материала

6)                Напишите букву определения рядом с наиболее подходящим термином.

1. Барьеры для входа ___

2. Сговор ___

3. Монополия ___

4. Олигополия ___

5. Совершенная конкуренция ___

A. Рынок товара или услуги, где есть только один поставщик, или доминирует один поставщик.

B. Факторы, затрудняющие вступление новой фирмы на рынок.

C. Рыночная структура, в которой несколько крупных фирм доминируют над рынком.

D. Незаконное соглашение между фирмами о разделе рынка, установленное цены или ограничить производство.

E. Рынок, на котором много покупателей и много продавцов идентичного продукта.

(ответ: 1B,2D,3A,4E,5C).

Заключение

Какой сложится модель рынка, будет она представлять монополию, чистую конкуренцию, олигополию или монопольную конкуренцию - все будет зависеть от существования барьеров, которые являются препятствием для вступления новых компаний в отрасль.

Они и являются факторами монополизации:

- Эффект масштаба. Работу отрасли можно считать эффективной, если весь объем производимой ею продукции будет выпускаться только одним предприятием. Только это позволит минимизировать издержки.

- Финансовые препятствия. Для начала производства в некоторых отраслях требуются крупные капиталовложения. Это и является основным барьером для многих фирм.

- Патенты. Законодательные акты многих стран мира на некоторый период предоставляют правовую охрану новому изобретению.

- Лицензии. Барьером для вхождения фирмы в отрасль является и выдача государством специального разрешения, позволяющего заниматься той или иной деятельностью.

- Нечестная конкуренция. В истории были случаи, когда фирма применяла к соперникам нелегальные методы борьбы. Это и переманивание персонала, и лишение сырья, а также сбыта, объявление бойкота и т.д. На сегодняшний день подобные методы запрещены законодательством[5].

Таким образом, совершенная конкуренция характеризуется большим количеством покупателей и продавцов, очень похожими продуктами, хорошей рыночной информацией, как для покупателей, так и для продавцов, а также легкостью входа на рынок и выхода с него.

В чистой монополии на рынке есть один продавец.

В условиях монополистической конкуренции многие фирмы продают близкие аналоги на рынке, на который довольно легко войти.

В олигополии несколько фирм производят большую часть или всю продукцию отрасли. В олигополию также сложно войти, и то, что делает одна фирма, будет влиять на другие.

Список литература

1.                 Галяутдинов Р.Р. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия // Сайт преподавателя экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://galyautdinov.ru

2.                 Модели Современного Рынка. Понятие и характеристика. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru

3.                 Понятие рыночной структуры. Основные правила рыночных структур. – [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://economy-bases.ru

4.                 Урок экономики по теме «Конкуренция и рыночные структуры». – [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://urok.1sept.ru


 

Скачано с www.znanio.ru



[1] Урок экономики по теме «Конкуренция и рыночные структуры». – [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://urok.1sept.ru

[2] Понятие рыночной структуры. Основные правила рыночных структур. – [Электронный ресурс]- Режим доступа: https://economy-bases.ru

[3] Галяутдинов Р.Р. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия // Сайт преподавателя экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://galyautdinov.ru

[4] Галяутдинов Р.Р. Типы рыночных структур: совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия и монополия // Сайт преподавателя экономики. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://galyautdinov.ru

[5] Модели Современного Рынка. Понятие и характеристика. – [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru

Шумилова Любовь Вячеславовна учитель экономики и информатики

Шумилова Любовь Вячеславовна учитель экономики и информатики

Этот урок включает: 1) 15 минут теории от учителя

Этот урок включает: 1) 15 минут теории от учителя

Основная часть урока. Теоретический аспект

Основная часть урока. Теоретический аспект

Характеристики Совершенная конкуренция

Характеристики Совершенная конкуренция

Ни одна отрасль не демонстрирует всех своих характеристик, но фондовый рынок и некоторые сельскохозяйственные рынки, такие как рынки пшеницы и кукурузы, подходят ближе всего

Ни одна отрасль не демонстрирует всех своих характеристик, но фондовый рынок и некоторые сельскохозяйственные рынки, такие как рынки пшеницы и кукурузы, подходят ближе всего

В условиях монополистической конкуренции фирмы пользуются преимуществом дифференциации продукции

В условиях монополистической конкуренции фирмы пользуются преимуществом дифференциации продукции

Продавцы конкурируют на основе цены, качества продукции, обслуживания клиентов

Продавцы конкурируют на основе цены, качества продукции, обслуживания клиентов

Какая в целом взаимосвязь между количеством продавцов (конкуренцией) на рынке?

Какая в целом взаимосвязь между количеством продавцов (конкуренцией) на рынке?

Напишите букву определения рядом с наиболее подходящим термином

Напишите букву определения рядом с наиболее подходящим термином

Патенты. Законодательные акты многих стран мира на некоторый период предоставляют правовую охрану новому изобретению

Патенты. Законодательные акты многих стран мира на некоторый период предоставляют правовую охрану новому изобретению

Урок экономики по теме «Конкуренция и рыночные структуры»

Урок экономики по теме «Конкуренция и рыночные структуры»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2021