С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.
Оценка 5

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
17.02.2018
С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.
Обучающиеся на уроке познакомятся с особенностями поэтики стихотворений Есенина (песенную основу, народнопоэтические истоки, образность); выявлено, какое влияние оказала школа имажинизма и традиционной русской поэзии на творчество поэта; отмечено богатство поэтического языка как характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы в лирике).
С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина..doc
Урок №                                                                                                                                 Тема. С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина. Россия, Русь как главная тема всего его творчества. «Гой ты, Русь моя родная!..», «Не бродить, не мять   в   кустах   багряных...»,   «Мы   теперь   уходим   понемногу...»,   «Спит   ковыль.   Равнина дорогая...», «Русь советская», «Сорокоуст», «Я покинул родимый дом...». «Не жалею, не зову, не плачу...», «Собаке Качалова», «Клен ты мой опавший, клен заледенелый...». Идея «узловой завязи» природы и человека. Народно ­ поэтические истоки есенинской поэзии. Песенная основа его поэтики. Традиции Пушкина и Кольцова, влияние Блока и Клюева. Цели:  определить   особенности   поэтики   стихотворений   Есенина   (песенную   основу, народнопоэтические   истоки,   образность);   выявить   влияние   школы   имажинизма   и   традиционной русской   поэзии   на   творчество   поэта;   отметить   богатство   поэтического   языка   как   характерную особенность произведений Есенина (цветопись, сквозные образы в лирике). Ход урока Его   поэзия   есть   как   бы обеими разбрасывание пригоршнями сокровищ его души. А. Толстой   I. Проверка домашнего задания. Слушаем   чтение   наизусть   и   анализ   понравившихся   стихотворений   Есенина.   Можно предложить к рецензии образцы работ. Уделено ли внимание поэтике, отмечены ли изобразительные средства? (Использовать раз даточный материал.) 1.   Красной   нитью   среди   произведений   Есенина   выделяются   стихотворения   о   Родине,   о русской природе. Впрочем, для русских поэтов традиционно такое близкое, родственное ощущение родных лугов, полей, лесов. Может быть, только у Есенина это все теплее, больнее, острее. И еще одно, что все­таки характерно именно для Есенина. Любовь к зверью, «братьям нашим меньшим». Любовь такая же нежная, как к родным людям. Обычно в письмах домой передаются приветы родным, хорошим знакомым. А Есенин? В письме сестре Шуре есть не обычные строки: Ты — мое васильковое слово, Я навеки люблю тебя. Как живет теперь наша корова, Грусть соломенную теребя? Вечно ищущий дружбы бескорыстной и честной, поэт обращается к собаке: «Дай, Джим, на счастье лапу мне...» И может быть, только в этом разговоре он абсолютно уверен в полном взаимном понимании и дружеской преданности. Есенинская   любовь   к   миру,   обостренное   чувство   жалости   оборачиваются   способностью словом передавать состояние души животных, говорить от их имени. «Песнь о собаке», «Корова», «Лисица»  — не просто стихи  о животных,  это стихи  о жестокости  человека,  о вине его  перед «братьями меньшими». Мое   внимание   привлекло   стихотворение   «Песнь   о   собаке»,   которое,   по   мнению литературоведов, отличается ювелирной техникой. Особенно ими отмечается усиленная работа глаголов. На фоне трогательно­нежных слов: «златятся рогожи в ряд», «ласкала», «струится снежок подталый» — вдруг — грубо­просторечный глагол   «поклал».   Он   усиливает   угрюмую   непреклонность,   страшную   жестокость   в   действиях хозяина,   решившего   утопить   семерых   щенков.   Передавая   силу   материнского   чувства,   поэт сопровождает глаголы деепричастиями: «до ночи она их ласкала, причесывая языком», — а вот описание действия хозяина лишено деепричастий: человек оскорбляет, убивает, не задумываясь. Ужас   от   совершившегося   усиливается   двумя   метафорами:   «звонко   глядела»   (в исступленной надежде стонущая материнская душа) и «глухо... покатились глаза собачьи» (надежды больше нет!). Боль матери, потерявшей последнюю надежду на сострадание человека, подчеркивает употребление антонимов: «звонко» — «глухо» Страшно читать: «покатились глаза собачьи // золотыми звездами в снег». Эту метафору невозможно   логически   объяснить.   И   все   же…   Глаза   —   зеркало   души.   Умерла   душа   —   глаза безжизненные, холодные, как звезды; сияют золотом от слез, страдания (желтый цвет здесь — цвет осени, умирания). Возникает ассоциация с фразеологизмом «выплакать глаза», который выражает высшую степень страдания. Какой прекрасный прием использует Есенин! Превосходные метафоры и сознательная упрощенность поэтического текста вызывают одинаково сильное переживание! Поэт Егор Исаев пишет: «И какая ледяная тоска больно сомкнется над черной бездной проруби, поглотившей эти милые беззащитные существа! Синяя высота утреннего неба по отвесу лезвием упадет в сердце матери­собаки и высечет, выкровит оттуда горючие, как сами слезы, слова: Покатились глаза собачьи  Золотыми звездами в снег. Больнее не скажешь». Заключительный   аккорд   стихотворения   несет   в   себе   и   еще   одну   важную   особенность: конкретную картину поэт переводит в обобщение: Глухо, как от подачки, Когда бросят ей камень в смех... «Бросят» — обобщающий глагол: хозяин не исключение, таких, к сожалению, много! Таким образом, сердечная боль автора переходит в сердца читателей. Я думаю, что есть еще одна особенность этого произведения — это двоякое его прочтение. Стихотворение, о котором идет речь, написано в 1915 году. Идет Первая мировая война, а поэт вроде и не замечает, пишет совсем о другом. А может, мы не так внимательно читаем? Разве в «Песне о собаке» не сказалась трагедия войны? О чем это, одно из самых сильных, а потому и популярных есенинских стихотворений? О матери, которая теряет своих детей. Трагедия матери. А что такое война? Трагедия матерей, трагедия страны, теряющей своих сыновей. Так тесно переплетаются темы природы и Родины в поэзии Есенина. Мир человека и мир природы в произведениях этого поэта единый и неделимый, он наполнен огромной человеческой любовью. В одном из самых первых некрологов­откликов на есенинскую смерть можно прочитать: «Лучащаяся   из   его   стихов   любовь   —   не   абстрактно­надменная   любовь   к   человечеству,   —   к «дальнему» через голову ближнего, а к близкому, к любимой женщине, к матери, к белой липе, к собаке, к земле...» 2. «...Есенин был живым, бьющимся комком той артистичности, которую... мы зовем высшим моцартовским началом...», — писал Пастернак в очерке «Люди и положения». Я прочитал стихотворение Есенина «Синий май. Заревая теплынь...», написанное в 1925 году.   В  нем   меня  привлекло   мастерство   автора,   то   «моцартовское   начало»,   о  котором  говорил Пастернак. Несбывшиеся   надежды,   личная   неустроенность,   долгая   поэтическая   работа   на   пределе чувств   и   сил   вдруг   обращают   30­летнего   поэта   к   теме   угасания,   прощания   с   молодостью, завершенности: «Мир тебе, отшумевшая жизнь». И все же в лирике позднего Есенина нет отчаяния. Поэт принимает жизнь такой, какая она есть. Стихотворение   «Синий   май...»   относится   к   философской   лирике   Есенина.   Автор   в   нем размышляет о жизни, о себе, не отрекается от прожитого: Ничего не могу пожелать,  Все, как есть, без конца принимая. В этом произведении поэт предстает как непревзойденный мастер пейзажа: В деревянные крылья окна Вместе с рамами в тонкие шторы Вяжет взбалмошная луна На полу кружевные узоры. Но   пейзаж   у   него   лирический.   Всепоглощающий   лиризм   —   главная   особенность   поэзии Есенина. Выражение чувств через явления природы — одна из самых характерных особенностей его стихов Для Есенина природа — это вечная красота и гармония мира. Природа, по его мнению, врачует людские души В этот вечер вся жизнь мне мила, Как приятная память о друге. Мир   поэзии   Есенина   переливается   всеми   цветами   радуги.   Присущи   цвета   и   этому стихотворению:   «синий   май»,   «заревая   теплынь»,   «белая   накидка».   Цветовая   гамма   этого произведения способствует передаче тончайших состояний человеческой души: Сад полышет, как пенный пожар, И луна, напрягая все силы, Хочет так, чтобы каждый дрожал От щемящего слова «милый». Стихи   Есенина   пронизаны   поэтичными   метафорами:   «Спит   черемуха   в   белой   накидке», «...вяжет   взбалмошная   луна   на   полу   кружевные   узоры»;   яркими   эпитетами:   «пенный   пожар», «веселый май», «голубая прохлада». Есенин утверждает идею жизнелюбия через антитезу: «...все явись, в чем есть боль и отрада». Лирический   герой   стихотворения   необычайно   близок   герою   народных   песен   ощущением крепкой связи с природой, с жизненный укладом деревни. Читая стихотворение, мы представляем чистую   горницу   в   деревенском   доме,   окруженном   цветущим   садом.   Да   и   по   ритмике   это произведение напоминает народную песню, такое же напевное и мелодичное. Стихотворение «Синий май...» необычно. Оно радостно и печально одновременно. Строки отмечены такими задушевными интонациями, что, кажется, писались они самой нежностью, самим сердцем.   Стихотворение   наполнено   большой   любовью   к   жизни,   к   Родине,   России.   Эта   любовь понятна всем читателям Есенина, истинно российского поэта. Он так любил, что мы забыть не в силах Тоску поэта, радость и печаль, Ведь главная любовь его — Россия — Земля добра и голубая даль, — написала о нем наша современница Т. Зубкова. II. Работа по теме урока. В своих домашних работах вы уже старались определить некоторые особенности поэтики языка Есенина. Надеюсь, что наш урок поможет вам лучше разобраться в Образности стихотворений этого поэта, а, значит, по­настоящему насладиться есенинским словом. (В ходе лекции учащиеся делают соответствующие записи.) 1. Есенин и имажинизм. Вы,   наверное,   удостоверились,   что   у   Есенина   много   стихов   такого   рода,   где   он   хочет бесстрашно поведать о себе, поделиться с кем­то своей печалью, озарением, воспоминанием. Да, их немало. Но есть и совсем другие. Их можно было бы определить строкой самого поэта: «Буйство глаз и половодье чувств». Проявляется нагнетаемая, все усиливающаяся в молодости образность поэта, идущая поначалу от чисто «зрительной жадной внимательности» (К. Ваншенкин) Вот один из его первых опытов: Или другое: Там, где капустные грядки Красной водой поливает восход, Клененочек маленький матке Зеленое вымя сосет. Ягненочек кудрявый — месяц  Гуляет в голубой траве. Трогательно: клененочек, ягненочек. С ними поэту неохота расставаться — с ними и со своей молодой наблюдательностью. Это вообще могло превратиться в игру, но врожденный инстинкт самосохранения таланта уберег его. «В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом», — писал Есенин в заметке «О себе». Имажинизм, думается,  схож  с английским  имажинизмом  не только названием (image  — образ).   Эта   английская   школа   начала   века,   объединившая   ряд   значительных   поэтов   Англии   и Америки, воспринимала стихотворение как цепочку образов. За несколько  лет до обнародования  манифеста  имажинистов  Есенин  уже  сочинил  такие стихи: О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба­старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Об этой особенности стихов Есенина К. Ваншенкин рассуждал так: «Рассудочный эксперимент, наглядно показывающий, как образ, изначально лишенный органичности, начинает смахивать на пародию. А ведь главная сила Есенина именно в глубинной естественности. …Пожалуй, в большинстве написанного им классическая стройность и ясность тесно соседствуют и чередуются с бурной образностью». Так сказалось некоторое влияние школы имажинизма. 2. Сквозные образы лирики Есенина. Образность, действительно, — неотъемлемая часть стиля Есенина, что проявилось уже в раннем творчестве. В юности душевный мир поэта находился в относительной гармонии с миром природы. И оттого ему в этом мире Хорошо и тепло, Как зимой у печки. И березы стоят, Как большие свечки. Интересно,   что   в   этом   одном   из   ранних   стихотворений   Есенина   уже   появился   самый  Береза.   И   уж,   конечно,   неслучайно   дебютировал   в   печати   Есенин любимый   его   образ. стихотворением, которое так и называлось. Учитель читает стихотворение наизусть. Сейчас его все школьники России учат наизусть. Вот такой дебют. Стихотворение, ставшее хрестоматийным, было напечатано в начале 1914 года в московском журнале для детей «Мирок». Уже  в этом произведении  сказалась  изначальная  настроенность  поэтического зрения Есенина  на восприятие радостного, яркого, светлого, светящегося в неброской русской природе. И серебро, и золото, и снежное кружево сверкают и переливаются на пушистых ветках заснеженной березы. И красота эта не меркнет, не осыпается, не тускнеет, потому что ...Заря лениво Обходя кругом,  Обсыпает ветки  Новым серебром. В стихах Есенина пейзажи с русскими березами оживают, звучат, вспыхивают ярким светом: Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. «Бывают   поэты,   у   которых   любимая   метафора   разрастается,   становится   из единичного   роста­образа   большим,   разветвленным   деревом   и   тогда   чтобы   понять   точный смысл   каждой   детали   стихотворения,   нужно   держать   в   голове   всю   образную   систему, выработанную поэтом, пристально разглядывая одну только веточку, мы рискуем не добраться до сути произведения — нужно отойти на большое расстояние и окинуть взглядом все могучее дерево», — предупреждает Ефим Эткинд. Это касается и образности Есенина. Послушайте стихотворение 1920 года Заранее подготовленный ученик читает наизусть. По­осеннему кычет сова Над раздольем дорожной рани. Облетает моя голова, Куст волос золотистый вянет. Полевое, степное «ку­гу», Здравствуй, мать голубая осина! Скоро месяц, купаясь в снегу, Сядет в редкие кудри сына. Скоро мне без листвы холодеть, Звоном звезд насыпая уши. Без меня будут юноши петь, Не меня будут старцы слушать. Новый с поля придет поэт, В новом лес огласится свисте. По­осеннему сыплет ветр, По­осеннему шепчут листья. — О чем это стихотворение? (На первый взгляд об осени.) — Как представлен лирический герой? Речь идет как бы от лица дерева, с которым поэт себя отождествляет. Можно ли не заметить эту главную метафору в стихотворении, от которой ответвляются прочие: голова облетает — «куст волос золотистый вянет», голубая осина — мать, голые ветки дерева — «редкие кудри сына». Но во второй части стихотворения дерево отходит на второй план, а перед нами сам поэт, который исповедуется читателю, говоря о предстоящей смерти. Какая же это смерть — физическая или творческая? Здесь вступают в свои права воображение читателя, его поэтический талант. Итак, стихи Есенина не только об осени, но и о смерти. Но давайте  дальше  разберемся в  связи  образов данного стихотворения  с теми,  которые разработаны автором в лирике. Например, надо помнить, что поэт видел таинственную связь между осенью и своей судьбой; как ему кажется, в его имени спрятан образ: осень — есень — Есенин. А   почему   «мать   голубая   осина»?   В   чем   смысл   эпитета   «голубой»   в   лирике   Есенина? Обращаясь к Руси, он говорит: По голубой долине, Меж телок и коров, Идет в златой ряднине Твой Алексей Кольцов.                     («О Русь, взмахни крылами», 1917) В другом стихотворении — о будущем родины, когда трактор вытеснит коня, столь милого сердцу поэта, мы читаем: На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость.                           («Я последний поэт деревни», 1919) «Голубая долина», «голубая степь», «голубое поле»... А вот, наконец, и обобщение, оно позволит нам все до конца понять: Я покинул родимый дом. Голубую оставил Русь. …………………………. …Я не скоро, не скоро вернусь!  Долго петь и звенеть пурге. Стережет голубую Русь Старый клен на одной ноге... (1918) «Голубая»   —   это   эпитет   Руси,   матери­родины.   Вот,   оказывается,   почему   в рассматриваемом   нами   стихотворении   объединены   образы   матери   и   голубой   осины   —   они продолжают развитую по всей лирике Есенина 1918—1920 годов метафору «голубой Руси». Интересно значение еще одного образа этого произведения. Клен Есенина. «Старый клен на одной ноге» — это ведь сам поэт. В одном из его стихов можно прочитать: И я знаю, есть радость в нем Тем, кто листьев целует дождь, Оттого, что тот старый клен Головой на меня похож. Золотая голова клена  — еще один постоянный образ есенинской поэзии. Иногда о его сходстве с поэтом говорится прямо, как вы только что слышали, иногда косвенно, осложненно: Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. …………………………………… Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь...                                                              (1921) Послушайте еще одно из самых известных стихотворений Есенина. Заранее   подготовленный   ученик   читает   наизусть   стихотворение   «Клен   ты   мой опавший, клен заледенелый...» Таким образом, сопоставление с другими стихотворениями проясняет нам образы Есенина, позволяет понять, что они входят в целостную художественную систему его песенной лирики. Совершенно   справедливо   заключила   исследователь   лирики   Есенина   Алла   Марченко: «Лирику Есенина объединяет система сквозных лирических образов — клен, черемуха, береза, осень. Это не случайность, а эстетический принцип, который сам Есенин объяснил как «узловую завязь   человека   с   миром   природы»,   то   есть   единство   мира   растительного,   животного   и человеческого,   а   следовательно,   и   объяснение   жизни   своих   героев   через   жизнь   природы, сопоставление   своих   отношений,   поступков,   настроений   с   процессами,   происходящими   в природе». Надеюсь, что дальнейшее знакомство с творчеством этого поэта как в классе на уроках, так и дома самостоятельно позволит вам разобраться и в значении других сквозных образов его лирики (Русь, дом, мать и др.). 3. Цветопись в поэзии Есенина. Большое   значение   для   грамотного   понимания   стихов   Есенина   имеет   не   только   система образов, но и цветопись. Расскажите, какими цветами раскрашены картины в стихах, которые вы приготовили к сегодняшнему уроку (см. домашнее задание). Произведения этого поэта­лирика,  поэта­романтика пестрят всеми цветами радуги,  но и среди красок есть те, которые играют ведущую роль. Поговорим о некоторых из них. Цвет   не   только   живописен,   с   ним   связан   в   лирике   Есенина   эмоциональный,   оценочный, философский смысл. Это цвета вышивок, древней живописи, русской иконы. Синий цвет — цвет родной Оки, неба, Родины. Особенно богаты у Есенина цвета желтый и красный. Это цвета осени, они говорят о краткости и красоте жизни. С мыслью о неизбежности смерти связан белый цвет. Красный, синий, желтый — классическое трехцветие русской иконописи. Очень характерно пристрастие поэта к желто­золотому. И это не случайно. В образе его «языческой» фамилии (осень — ясень — есень — весень) Есенин видел как бы указание на свое предназначение в мире. Чаще всего   один   из   основных,   красный   или   желтый,   а  иногда   и   красный,   и   желтый,   складывается   из множества оттенков... Сгущая синеву вечера, поэт сообщает желтизне яркость (золотые), повышая активность цвета. Для Есенина синий — это не только «дополнительный», но и «доминирующий» цвет, устанавливающий перекличку с другими. Синий считался по традиции цветом не бытовым, а как бы символическим, означающим «божественность». Следовательно,   эпитеты   в   лирике   Есенина   не   просто   обозначают   внешние   качества   они активны, наделены экспрессией. Литературовед К. А. Кедров также отмечает три главных цвета в древнерусской живописи и в поэзии Есенина: алый, синий, золотой. «Белый — символ чистоты, голубой и синий — символ устремленности к небу, то есть к чему­то недосягаемому, золото — изначальный свет и красный — цвет любви, горения, страсти» (Есенин и современность: сб. статей. — М., 1975. — С. 178). В стихотворении «О Русь, взмахни крылами...» возникает странный, на первый взгляд, образ: По голубой равнине Меж телок и коров Идет в златой ряднице Твой Алексей Кольцов. Один из критиков раздраженно писал об этих стихах: «Почему г. Есенину кажется, что Кольцов «гулял» меж телок и коров, а не гонял баранов на салотопенные заводы, так же не понятно, как и то, что на нем была «златая ряднина», а вокруг «голубая долина». Он   совершенно   не   понял,   что   цветопись   есенинской   строфы   отсылает   прежде   всего   к русской иконе. «Голубой» и «златой» — «чистые» цвета, выражающие условно­символический мир, в котором нет и не может быть места салотопенным заводам «Ряднина» (рядно — простая, грубая холстина)   «златится»   не   только   от   солнца,   ибо   она   является   как   бы   жреческим   одеянием крестьянского святого — Алексея Кольцова. Идеальное и материальное просвечивают сквозь друг друга. Следы иконописной цветности можно найти и в других есенинских стихах. …Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне, —  читаем в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» (1922). Иконы на сюжет Флора и Лавра  дают нам широкую возможность увидеть и красных, и розовых коней самых разных оттенков, так что «телки и коровы», окружающие Кольцова, отсылают нас к миру русской религиозной живописи. Но есенинское «чувствование» не было заимствовано из книг. В его основе — народные истоки:   жизнь   и   быт   крестьян,   народные   приметы,   загадки,   песни,   христианская   религия.   Это подтверждается органичностью образного мышления поэта. Дома самостоятельно постарайтесь пристально вчитаться в одно из наиболее характерных есенинских стихотворений начальной поры — «Осень» (1916) (р а з д а т о ч н ы й   м а т е р и а л): Тихо в чаще можжевеля по обрыву. Осень — рыжая кобыла — чешет гриву. Над речным покровом берегов Слышен синий лязг ее подков. Схимник­ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.  З а д а н и е: 1. Выявите элементы цветописи в произведении. 2. Определите, как выражена связь поэтического мира Есенина с реальным крестьянским миром. Д.З. На память. «Собаке Качалова»

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество. Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.

С. А. Есенин. Жизнь и творчество.  Всепроникающий лиризм — специфика поэзии Есенина.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.02.2018