С. Михалков «Аисты и лягушки»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 18.02.2019
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Иконка файла материала Урок 10.docx
У р о к  10* ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ. С. МИХАЛКОВ «АИСТЫ И ЛЯГУШКИ». Е. ЧАРУШИН «ТОМКИНЫ СНЫ». И. ЖУКОВ «НАПАДЕНИЕ НА ЗООПАРК» Цель   деятельности   педагога:  создать   условия   для   ознакомления   с произведениями   о   животных,   развития   умений   выражать   свое   отношение   к героям   произведения   и   произведению   в   целом,   читать   целыми   словами небольшие   произведения,   называть   3–5   фамилий   писателей,   пишущих   о животных. Планируемые результаты (УУД):  личностные:  осознают   значимость   чтения;   проявляют   эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение собеседника;  метапредметные:  р е г у л я т и в н ы е   –   принимают   и   сохраняют   учебную задачу,   планируют   свои   действия,   оценивают   правильность   их   выполнения; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей;  п о з н а в а т е л ь н ы е   – осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности, овладевают   основами   смыслового   чтения   текстов,   умеют   выделять существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза, сравнения; небольшие   устные монологические   высказывания,   различают  виды   текста,   выбирают   текст, соответствующий поставленной учебной задаче;   к о м м у н и к а т и в н ы е   –   составляют  предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и заглавие), моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие, жанр   и   тему   (о   животных),   читать   по   ролям   небольшие   произведения   в диалогической   форме;  получат   возможность   научиться  пересказывать эпизоды произведения. С ц е н а р и й   у р о к а I. Организационный момент. Объявление темы урока. − Почему людям нравится читать произведения о животных? Для чего нам нужно знать о жизни животных? Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать, Все загадки разгадать,  Научитесь наблюдать. II. Повторение изученных произведений о животных.  Р а б о т а   с о   с х е м о й . −   Какие   произведения   о   животных   вы   можете   назвать?   К   какому   жанру относится каждое названное вами произведение? Ч т е н и е   по   учебнику   или   наизусть   изученных   произведений   о   животных. (Дети читают по желанию наизусть стихи «птичьим базаром»; на слайдах представлены отрывки из прозаических произведений.) С л а й д  1. «…Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными на крыльях…» (Ю. Коваль «Бабочка».) С л а й д  2.  «Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли на речку.  – Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду…»  (В. Сутеев «Кораблик».) С л а й д  3.  «…Вдруг   впереди,   в   куче   прошлогодних   листьев,   что­то   завозилось.   Я остановился.   Кто   это   –   зверёк?   Какой?   Из­под   тёмных   листьев   показалась знакомая мордочка и чёрные глазки глянули прямо на меня…» (Г. Скребицкий «Пушок».) С л а й д  4. «…А   утром   лежит   Медведь   в   лесу   под   деревом,   стонет,   охает…   Мимо Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился. – Что с вами, дядя Миша?..» (В. Сутеев «Дядя Миша».)И г р а ­ в и к т о р и н а  «Наши друзья – животные». Учитель задаёт вопросы, на слайдах – ответы­картинки. − Какая птица в мире самая большая? (Страус.) − Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.) − У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.) − Какие загадки о животных вы знаете? Загадайте. Знаете ли вы загадки о природе? Загадайте. Ч т е н и е  з а г а д к и  о лягушке и в ы п о л н е н и е   з а д а н и й . − Какие ещё загадки о лягушке вы знаете? Зелёные мы, как трава, Наша песенка: «Ква­ква». (Лягушка.) * * * Летом в болоте вы ее найдете. Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка.) * * * Выпучив глаза, сидит, не по­русски говорит, Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.) Учитель загадывает загадку. Это старый наш знакомый. Он живёт на крыше дома − Длинноногий, длинноносый, Длинношеий, безголосый. Он летает на охоту За лягушками к болоту. (Аист.) – Какие слова помогли найти отгадку? − Что вы узнали о птице из загадки? (Ответы детей.)  −   Сейчас   вы   познакомитесь   с   произведением   С.   Михалкова   «Аисты   и лягушки». Эта короткая сказка таит в себе очень важный урок. III. Работа по теме урока. 1. Р а б о т а   с о   с к а з к о й  С. Михалкова «Аисты и лягушки». П е р в и ч н о е  ч т е н и е  детьми вслух (с проговариванием) самостоятельно. В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  1–4 в учебнике.− Характеры героев проступают в их речи. Кто начал  спор?  (Лягушка.)  В тексте   ничего   не   сказано   о   причине   спора.   А   можете   вы   её   определить   по иллюстрации? (Лягушка позавидовала большому, сильному, спокойному на вид аисту.) Проблема спора: «Кто красивее?». − Какие знаки стоят в конце предложений­реплик? (Восклицательные.) − Выясняя, кто лучше, герои волнуются, громко разговаривают, кричат. Аист вначале говорит спокойно, уверенно, с достоинством. Как ведёт себя лягушка? (Дразнит аиста, сравнивает себя и птицу и указывает, чего у аиста нет: «Я квакать умею».) − Как лягушка высказывает неуважение к собеседнику? («Подумаешь, клюв, на   что   он   нужен!».   Докричалась,   додразнилась   лягушка,   дохвасталась   до того, что рассердила аиста, он и проглотил её.) У п р а ж н е н и е  в выразительном ч т е н и и   п о   р о л я м . − Кто из героев сказки прав, как вы думаете?  (Каждый в споре по­своему прав:   у   каждого   есть   достоинства,   но   есть   и   недостатки.   Лягушке   не хватило скромности, а аисту – терпения.) С а м о с т о я т е л ь н а я  р а б о т а : выполнение заданий в тетради. Коллективная проверка выполнения заданий. Р а б о т а   н а д   з а г о л о в к о м   с к а з к и . − Почему сказка называется «Аисты и лягушки», ведь героев всего двое? (Эта сказка – обращение ко всем, кто любит спорить.) Р а б о т а  н а д   и д е е й  произведения. − Какой спор затеяли животные? (Спор «Кто лучше?».) – Лягушка права в том, что ног у неё больше, что она квакает и ныряет. Но и аист прав, когда говорит, что ему нужны его две высокие ноги – ходить по болоту помогают, что он летает, что у него длинный клюв. Но вот здесь стоит оговориться: скажи пораньше аист, зачем ему клюв, может, конец сказки был бы другим. Как вы думаете? −  Прочитайте  последнее  предложение.  Найдите   важное,  ключевое   слово   в этом предложении, которое объясняет поведение аиста. («Понапрасну».) Как вы понимаете   это   слово?  (Зря,   бесполезно.)  Спор   стал   ссорой,   так   как   он неразрешим. Помните об этом. С л а й д  5.  •  Не спорь понапрасну с большим и сильным. •  Прав тот, кто сильнее и умнее. •  Знай своё место и не считай себя лучше других.•  Есть закон природы: аисты питаются лягушками. В ы в о д : это сказка­притча, то есть произведение, призванное дать моральный урок. − В каком из данных вариантов, по вашему мнению, заключён идейный смысл сказки? Свой ответ обоснуйте. − Какой совет вы бы дали лягушке?  (Не спорить, а спрятаться получше, нырнуть поглубже, раз умеешь, да посидеть тихонько. Не спорь с тем, кто может   тебя   съесть.   Надо   знать   законы   природы.)  Кто   автор   этой замечательной сказки­притчи? (Сергей Михалков.) – С. В. Михалков так писал о своём творчестве: Пером – оружием своим, Что я в руках держу, – Всем честным людям трудовым Я, как солдат, служу. − Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет. Его   отец   послал   несколько   стихотворений   своего   сына   известному   писателю Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у Михалкова вышли первые публикации. Д л я   с а м о с т о я т е л ь н о й   р а б о т ы :  найти книги С. Михалкова; сочинить сказку на тему «Кто лучше?» (спор вещей в пенале, игрушек в коробке, цветов на клумбе и др.). 2. Р а б о т а   с   п р о и з в е д е н и е м  Е. Чарушина «Томкины сны». − Какие произведения о животных вы знаете? Назовите.  − Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком будет следующее произведение. Не говорит, не поет,  А кто к хозяину идет,  Она знать дает. (Собака.) Гладишь – ласкается, Дразнишь – кусается. (Собака.) − Вспомните рассказ, который вы читали в букваре: «Как Никита играл в доктора». Кто его автор? (Евгений Чарушин.) – Всё детство писателя было связано с животными. Его родители любили природу, подбирали и лечили больных собак, кошек, держали дома различныепороды   домашней   птицы.   Евгений   во   всём   помогал   родителям,   наблюдал   за жизнью животных и много читал. Он сам ловил птиц, зверюшек, воспитывал их, лечил, наблюдал за их повадками.  Учитель читает стихотворение.  Принесли к нам в дом щенка, Не собака он пока, А какой­то колобок, Хвостик, точно завиток, И мохнатенькие ушки; С круглым, розовым он брюшком. Он не лает, не рычит, А пищит или молчит. Стали думать и гадать, Как же нам щенка назвать: Шарик, Рекс или Полкан, И решили…           (По Н. Крушевицкой.) − Как звали щенка, с которым играл Никита и про которого Е. Чарушин написал   несколько   рассказов?  (Томка.)  Прочитайте   заголовок   текста. Вспомните, кто такой Томка. С а м о с т о я т е л ь н а я   р а б о т а   с рассказом Е. Чарушина «Томкины сны». (Первичное   чтение   произведения   вслух   (проговаривая).   Моделирование обложки (дети работают на листках).) − Определите жанр и тему произведения. Запишите фамилию автора и  заголовок произведения. В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  1, 2 в учебнике. − Рассмотрите иллюстрацию и подберите эпизод из рассказа, к которому она  относится. − Как ребята «разгадали» сны, которые видит щенок?  В ы р а з и т е л ь н о е   ч т е н и е   диалога   автора   с   ребятами  (передать удивление, радость, фантазию детей). В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  в тетради (самостоятельно). − Понравился вам рассказ Е. Чарушина «Томкины сны»? – Прочитайте запись на доске: «Собака – друг человека». Вы согласны?– Собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Издавна она помогала ему в жизни, в труде, на войне. У Александра Македонского имелось воинское подразделение собак. В сражение собаки вступали закованными в доспехи. В Индии собаки шли в бой с горящими факелами, укреплёнными на их спинах. В послеблокадном Ленинграде состоялась удивительная выставка собак. Среди 16 слабых   от   голода   собак   была   собака­миноискатель   с   ушами,   разрезанными осколками мин буквально на ленточки.  − Каким вы представляете нашего Томку? Расскажите. Хотите, чтобы Томка жил у вас дома? 3. Изготовление собаки­сувенира в технике оригами. − Теперь у каждого из вас есть Томка. Вы с ним можете играть, придумывать про него свои интересные истории. 4. З н а к о м с т в о   с   к о м и к с о м . Работа по группам.−   Что   такое   комикс?  (Рассказ   в   картинках,   где   мало   текста,  но много картинок.) Где располагается текст в комиксах? (Текст под картинками или в самих картинках – это слова героев комикса.) – «Комикс» в переводе с английского означает «смешной». Комиксы впервые появились   в   газетах   и   журналах   США.   Постепенно   они   утратили   свой комический смысл. Теперь комикс – это истории в картинках с кратким текстом. −   Составьте   комикс   «Томкины   сны».   Сочините   собственные   истории   про Томку в комиксах. Защита творческих работ. − Евгений Чарушин – настоящий мастер детской книги. Он знает и любит природу. Герои его книг – это звери и птицы. Он не только писатель, но ещё и художник. Показ слайдов с иллюстрациями из книги Е. Чарушина «В лесу». 5. Р а б о т а   с   п р о и з в е д е н и е м  И. Жукова «Нападение на зоопарк». – Разгадайте кроссворд. 1) Летом серый – зимой белый. (Заяц.) 2) Он в поросятах знает толк,     Он злой и жадный, это … (волк). 3) Идёт по улице гора, быть может, это сон.     Нет, нет, смеётся детвора, ведь это просто … (слон). 4) Какая птица может разговаривать? (Попугай.) 5) Большая птица спряталась тут.     Назовите, как её зовут. (Аист.) 6) Ну а здесь кто? Важный граф!     Вышиною с телеграф. (Жираф.) 7) Он зелёный, он зубастый,     Прибыл он к нам с реки Нил –Подходить к нему опасно,     Он зовётся … (крокодил). (Ребята называют ключевое слово: «Зоопарк».) − Зоопарк – это место, где живёт много животных. Здесь можно встретить редких птиц, насекомых, зверей, рыб. За животными ухаживают люди. Вы были в зоопарке? Каких животных вы там видели? З н а к о м с т в о   с   произведением   до   чтения  (чтение   фамилии   автора, заглавия, подзаголовка). − Выполните у п р а ж н е н и я  в технике чтения скороговорки. 1) Читать так, как ползёт черепаха. (Дети читают очень медленно.) 2) Читать так, как плывёт прогулочный катер. (Дети читают в размеренном темпе.) 3) Читать так, как идет скорый поезд. (Дети читают очень быстро.) В ы п о л н е н и е  з а д а н и й  2, 3 в учебнике. Р а б о т а  с   в ы с т а в к о й   к н и г . − Вы можете посмотреть на обитателей зоопарка. Здесь живут и ждут встречи с вами разные животные. Об их жизни и повадках вы можете прочитать в книгах. (Обзор выставки книг о животных.) IV. Итог урока. −   Назовите   произведения,   с   которыми   вы   сегодня   познакомились.   Какое настроение вызвали у вас прочитанные произведения? Чему они вас научили?