Конспект урока по литературному чтению для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Ефросинина Л. А. (научный руководитель В.Ф. Виноградова ) . Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
У р о к 10*
ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ЖИВОТНЫХ.
С. МИХАЛКОВ «АИСТЫ И ЛЯГУШКИ».
Е. ЧАРУШИН «ТОМКИНЫ СНЫ».
И. ЖУКОВ «НАПАДЕНИЕ НА ЗООПАРК»
Цель деятельности педагога: создать условия для ознакомления с
произведениями о животных, развития умений выражать свое отношение к
героям произведения и произведению в целом, читать целыми словами
небольшие произведения, называть 3–5 фамилий писателей, пишущих о
животных.
Планируемые результаты (УУД):
личностные:
осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную
отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения и уважают мнение
собеседника;
метапредметные: р е г у л я т и в н ы е – принимают и сохраняют учебную
задачу, планируют свои действия, оценивают правильность их выполнения;
адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; п о з н а в а т е л ь н ы е –
осознают себя как грамотного читателя, способного к творческой деятельности,
овладевают основами смыслового чтения текстов,
умеют выделять
существенную информацию из текста, осуществлять процессы анализа, синтеза,
сравнения;
небольшие устные
монологические высказывания, различают виды текста, выбирают текст,
соответствующий поставленной учебной задаче;
к о м м у н и к а т и в н ы е
– составляют
предметные: научатся правильно называть произведение (фамилию автора и
заглавие), моделировать обложку книги: указывать фамилию автора, заглавие,
жанр и тему (о животных), читать по ролям небольшие произведения в
диалогической форме;
получат возможность научиться пересказывать
эпизоды произведения.
С ц е н а р и й у р о к а
I. Организационный момент. Объявление темы урока.
− Почему людям нравится читать произведения о животных?
Для чего нам нужно знать о жизни животных?
Чтоб природе другом стать,Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать.
II. Повторение изученных произведений о животных.
Р а б о т а с о с х е м о й .
− Какие произведения о животных вы можете назвать? К какому жанру
относится каждое названное вами произведение?
Ч т е н и е по учебнику или наизусть изученных произведений о животных.
(Дети читают по желанию наизусть стихи «птичьим базаром»; на слайдах
представлены отрывки из прозаических произведений.)
С л а й д 1.
«…Был тёплый осенний день. Я глядел на лес, в котором летали между сосен
чужие бабочки, а моя глядела в небо своими огромными глазами, нарисованными
на крыльях…» (Ю. Коваль «Бабочка».)
С л а й д 2.
«Пошли гулять Лягушонок, Цыплёнок, Мышонок, Муравей и Жучок. Пришли
на речку.
– Давайте купаться! – сказал Лягушонок и прыгнул в воду…» (В. Сутеев
«Кораблик».)
С л а й д 3.
«…Вдруг впереди, в куче прошлогодних листьев, чтото завозилось. Я
остановился. Кто это – зверёк? Какой? Изпод тёмных листьев показалась
знакомая мордочка и чёрные глазки глянули прямо на меня…» (Г. Скребицкий
«Пушок».)
С л а й д 4.
«…А утром лежит Медведь в лесу под деревом, стонет, охает… Мимо
Мышонок пробегал, увидел Медведя, остановился.
– Что с вами, дядя Миша?..» (В. Сутеев «Дядя Миша».)И г р а в и к т о р и н а «Наши друзья – животные».
Учитель задаёт вопросы, на слайдах – ответыкартинки.
− Какая птица в мире самая большая? (Страус.)
− Какая птица может летать хвостом вперёд? (Колибри.)
− У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
− Какие загадки о животных вы знаете? Загадайте. Знаете ли вы загадки о
природе? Загадайте.
Ч т е н и е з а г а д к и о лягушке и в ы п о л н е н и е з а д а н и й .
− Какие ещё загадки о лягушке вы знаете?
Зелёные мы, как трава,
Наша песенка: «Кваква». (Лягушка.)
* * *
Летом в болоте вы ее найдете.
Зеленая квакушка. Кто это? (Лягушка.)
* * *
Выпучив глаза, сидит, не порусски говорит,
Родилась в воде, а живет на земле. (Лягушка.)
Учитель загадывает загадку.
Это старый наш знакомый.
Он живёт на крыше дома −
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (Аист.)
– Какие слова помогли найти отгадку?
− Что вы узнали о птице из загадки? (Ответы детей.)
− Сейчас вы познакомитесь с произведением С. Михалкова «Аисты и
лягушки». Эта короткая сказка таит в себе очень важный урок.
III. Работа по теме урока.
1. Р а б о т а с о с к а з к о й С. Михалкова «Аисты и лягушки».
П е р в и ч н о е ч т е н и е детьми вслух (с проговариванием) самостоятельно.
В ы п о л н е н и е з а д а н и й 1–4 в учебнике.− Характеры героев проступают в их речи. Кто начал спор? (Лягушка.) В
тексте ничего не сказано о причине спора. А можете вы её определить по
иллюстрации? (Лягушка позавидовала большому, сильному, спокойному на вид
аисту.) Проблема спора: «Кто красивее?».
− Какие знаки стоят в конце предложенийреплик? (Восклицательные.)
− Выясняя, кто лучше, герои волнуются, громко разговаривают, кричат. Аист
вначале говорит спокойно, уверенно, с достоинством. Как ведёт себя лягушка?
(Дразнит аиста, сравнивает себя и птицу и указывает, чего у аиста нет: «Я
квакать умею».)
− Как лягушка высказывает неуважение к собеседнику? («Подумаешь, клюв,
на что он нужен!». Докричалась, додразнилась лягушка, дохвасталась до
того, что рассердила аиста, он и проглотил её.)
У п р а ж н е н и е в выразительном ч т е н и и п о р о л я м .
− Кто из героев сказки прав, как вы думаете? (Каждый в споре посвоему
прав: у каждого есть достоинства, но есть и недостатки. Лягушке не
хватило скромности, а аисту – терпения.)
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а : выполнение заданий в тетради.
Коллективная проверка выполнения заданий.
Р а б о т а н а д з а г о л о в к о м с к а з к и .
− Почему сказка называется «Аисты и лягушки», ведь героев всего двое?
(Эта сказка – обращение ко всем, кто любит спорить.)
Р а б о т а н а д и д е е й произведения.
− Какой спор затеяли животные? (Спор «Кто лучше?».)
– Лягушка права в том, что ног у неё больше, что она квакает и ныряет. Но и
аист прав, когда говорит, что ему нужны его две высокие ноги – ходить по
болоту помогают, что он летает, что у него длинный клюв. Но вот здесь стоит
оговориться: скажи пораньше аист, зачем ему клюв, может, конец сказки был бы
другим. Как вы думаете?
− Прочитайте последнее предложение. Найдите важное, ключевое слово в
этом предложении, которое объясняет поведение аиста. («Понапрасну».) Как вы
понимаете это слово? (Зря, бесполезно.) Спор стал ссорой, так как он
неразрешим. Помните об этом.
С л а й д 5.
• Не спорь понапрасну с большим и сильным.
• Прав тот, кто сильнее и умнее.
• Знай своё место и не считай себя лучше других.• Есть закон природы: аисты питаются лягушками.
В ы в о д : это сказкапритча, то есть произведение, призванное дать моральный
урок.
− В каком из данных вариантов, по вашему мнению, заключён идейный смысл
сказки? Свой ответ обоснуйте.
− Какой совет вы бы дали лягушке? (Не спорить, а спрятаться получше,
нырнуть поглубже, раз умеешь, да посидеть тихонько. Не спорь с тем, кто
может тебя съесть. Надо знать законы природы.) Кто автор этой
замечательной сказкипритчи? (Сергей Михалков.)
– С. В. Михалков так писал о своём творчестве:
Пером – оружием своим,
Что я в руках держу, –
Всем честным людям трудовым
Я, как солдат, служу.
− Способность к поэзии обнаружилась у Сергея Владимировича уже в 9 лет.
Его отец послал несколько стихотворений своего сына известному писателю
Александру Безыменскому, которому стихи очень понравились. И уже в 15 лет у
Михалкова вышли первые публикации.
Д л я с а м о с т о я т е л ь н о й р а б о т ы : найти книги С. Михалкова; сочинить
сказку на тему «Кто лучше?» (спор вещей в пенале, игрушек в коробке, цветов на
клумбе и др.).
2. Р а б о т а с п р о и з в е д е н и е м Е. Чарушина «Томкины сны».
− Какие произведения о животных вы знаете? Назовите.
− Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком будет следующее произведение.
Не говорит, не поет,
А кто к хозяину идет,
Она знать дает. (Собака.)
Гладишь – ласкается,
Дразнишь – кусается.
(Собака.)
− Вспомните рассказ, который вы читали в букваре: «Как Никита играл в
доктора». Кто его автор? (Евгений Чарушин.)
– Всё детство писателя было связано с животными. Его родители любили
природу, подбирали и лечили больных собак, кошек, держали дома различныепороды домашней птицы. Евгений во всём помогал родителям, наблюдал за
жизнью животных и много читал. Он сам ловил птиц, зверюшек, воспитывал их,
лечил, наблюдал за их повадками.
Учитель читает стихотворение.
Принесли к нам в дом щенка,
Не собака он пока,
А какойто колобок,
Хвостик, точно завиток,
И мохнатенькие ушки;
С круглым, розовым он брюшком.
Он не лает, не рычит,
А пищит или молчит.
Стали думать и гадать,
Как же нам щенка назвать:
Шарик, Рекс или Полкан,
И решили…
(По Н. Крушевицкой.)
− Как звали щенка, с которым играл Никита и про которого Е. Чарушин
написал несколько рассказов? (Томка.) Прочитайте заголовок текста.
Вспомните, кто такой Томка.
С а м о с т о я т е л ь н а я р а б о т а с рассказом Е. Чарушина «Томкины сны».
(Первичное чтение произведения вслух (проговаривая). Моделирование
обложки (дети работают на листках).)
− Определите жанр и тему произведения. Запишите фамилию автора и
заголовок произведения.
В ы п о л н е н и е з а д а н и й 1, 2 в учебнике.
− Рассмотрите иллюстрацию и подберите эпизод из рассказа, к которому она
относится.
− Как ребята «разгадали» сны, которые видит щенок?
В ы р а з и т е л ь н о е ч т е н и е диалога автора с ребятами (передать
удивление, радость, фантазию детей).
В ы п о л н е н и е з а д а н и й в тетради (самостоятельно).
− Понравился вам рассказ Е. Чарушина «Томкины сны»?
– Прочитайте запись на доске: «Собака – друг человека». Вы согласны?– Собака живёт рядом с человеком шесть тысячелетий. Издавна она помогала
ему в жизни, в труде, на войне. У Александра Македонского имелось воинское
подразделение собак. В сражение собаки вступали закованными в доспехи. В
Индии собаки шли в бой с горящими факелами, укреплёнными на их спинах. В
послеблокадном Ленинграде состоялась удивительная выставка собак. Среди 16
слабых от голода собак была собакаминоискатель с ушами, разрезанными
осколками мин буквально на ленточки.
− Каким вы представляете нашего Томку? Расскажите. Хотите, чтобы Томка
жил у вас дома?
3. Изготовление собакисувенира в технике оригами.
− Теперь у каждого из вас есть Томка. Вы с ним можете играть, придумывать
про него свои интересные истории.
4. З н а к о м с т в о с к о м и к с о м . Работа по группам.− Что такое комикс? (Рассказ в картинках, где мало текста, но много
картинок.) Где располагается текст в комиксах? (Текст под картинками или в самих
картинках – это слова героев комикса.)
– «Комикс» в переводе с английского означает «смешной». Комиксы впервые
появились в газетах и журналах США. Постепенно они утратили свой
комический смысл. Теперь комикс – это истории в картинках с кратким текстом.
− Составьте комикс «Томкины сны». Сочините собственные истории про
Томку в комиксах.
Защита творческих работ.
− Евгений Чарушин – настоящий мастер детской книги. Он знает и любит
природу. Герои его книг – это звери и птицы. Он не только писатель, но ещё и
художник.
Показ слайдов с иллюстрациями из книги Е. Чарушина «В лесу».
5. Р а б о т а с п р о и з в е д е н и е м И. Жукова «Нападение на зоопарк».
– Разгадайте кроссворд.
1) Летом серый – зимой белый. (Заяц.)
2) Он в поросятах знает толк,
Он злой и жадный, это … (волк).
3) Идёт по улице гора, быть может, это сон.
Нет, нет, смеётся детвора, ведь это просто … (слон).
4) Какая птица может разговаривать? (Попугай.)
5) Большая птица спряталась тут.
Назовите, как её зовут. (Аист.)
6) Ну а здесь кто? Важный граф!
Вышиною с телеграф. (Жираф.)
7) Он зелёный, он зубастый,
Прибыл он к нам с реки Нил –Подходить к нему опасно,
Он зовётся … (крокодил).
(Ребята называют ключевое слово: «Зоопарк».)
− Зоопарк – это место, где живёт много животных. Здесь можно встретить
редких птиц, насекомых, зверей, рыб. За животными ухаживают люди. Вы были в
зоопарке? Каких животных вы там видели?
З н а к о м с т в о с произведением до чтения (чтение фамилии автора,
заглавия, подзаголовка).
− Выполните у п р а ж н е н и я в технике чтения скороговорки.
1) Читать так, как ползёт черепаха. (Дети читают очень медленно.)
2) Читать так, как плывёт прогулочный катер. (Дети читают в размеренном
темпе.)
3) Читать так, как идет скорый поезд. (Дети читают очень быстро.)
В ы п о л н е н и е з а д а н и й 2, 3 в учебнике.
Р а б о т а с в ы с т а в к о й к н и г .
− Вы можете посмотреть на обитателей зоопарка. Здесь живут и ждут встречи
с вами разные животные. Об их жизни и повадках вы можете прочитать в книгах.
(Обзор выставки книг о животных.)
IV. Итог урока.
− Назовите произведения, с которыми вы сегодня познакомились. Какое
настроение вызвали у вас прочитанные произведения? Чему они вас научили?