Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в самостоятельную речь звука [Ш]).
На занятии присутствовали дети старшей группы, со схожими речевыми нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников - игра, то занятие было построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии развивающего и личностно-ориентированного обучения. На занятии были использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию детей к коррекционно- образовательному процессу.
Самоанализ подгруппового занятия
по развитию речи и автоматизации звука [Ш]
Тема: Путешествие в дальние страны. (Автоматизация и введение в
самостоятельную речь звука [Ш]).
На занятии присутствовали дети старшей группы, со схожими речевыми
нарушениями и находящиеся на одной ступени коррекционной работы над звуком
Ш. Занятие соответствовало плану коррекционной работы и требованиям
программы.
Так как основной вид деятельности дошкольников игра, то занятие было
построено по технологии игрового обучения. Также были использованы технологии
развивающего и личностноориентированного обучения. На занятии были
использованы авторские игры Лебедевой, что повысило внутреннюю мотивацию
детей к коррекционно образовательному процессу.
На занятии были поставлена следующая цель: развитие речи, формирование
звуковой стороны речи, которая достигалась путём решения следующих задач:
Коррекционнообразовательные: обучать выполнению артикуляционных
упражнений в полном объёме, автоматизировать звук Ш; расширять словарный
обучать согласовывать существительные с прилагательными,
запас,
существительные с притяжательными местоимениями и изменять их по падежам.
Коррекционноразвивающие задачи: развивать зрительное и слуховое внимание,
общую и мелкую моторику, речевое дыхание, умение передавать разнообразные
интонации (высота, сила голоса).
Коррекционновоспитательные: воспитывать положительное отношение к
занятиям, контроль за собственной речью, формировать навыки сотрудничества,
умение слушать собеседника не перебивая, воспитывать эмоциональное сочувствие
обездоленным.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала
содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей
и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания,
степени утомляемости и пр.). Наглядные и словесные инструкции предъявлялисьточно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания,
стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов,
использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих),
применение дополнительных наглядных опор (картинок), демонстрация образа
отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и
последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к
занятию была использована игровая гимнастика “Сказка о весёлом язычке”. Для
закрепления правильного произношения звука и развития мелкой моторики рук, а
также для работы над выразительностью речи и речевым дыханием – заучивание и
обыгрывание стихотворения Демьяненко “Бездомная кошка”. Для обучения детей
согласовывать прилагательные с существительными в косвенных падежах
использовалась игра “День – ночь”, для обучению согласовывать существительные с
притяжательными прилагательными использовалась игра “лото”.
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему
способствовала, динамика занятия, сюрпризный момент – появление героев
стихотворения бездомной кошки и домашней собаки (картинки на фланелеграфе).
Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали
развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти,
мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Так как считаю
создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно
выполненных действий формирует у ребёнка уверенность в возможностях
преодоления имеющихся трудностей и способствует переносу способов действия в
другие условия. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и
достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной.