Обобщение педагогического опыта. Сергеева М.Е
Самостоятельная работа как один из методов обучения географии
при переходе на новые ФОГС.
Формирование самостоятельности учащихся на школьных уроках и в частности, на уроках географии, в сложившихся условиях образования, приобретает особую актуальность. В связи с переходом на новые ФГОС важнейшим методом обучения становится метод самостоятельной работы. Главная задача учителя – научить ребенка учиться, самостоятельно добывать информацию, применять полученные знания в окружающей жизни.
В педагогической литературе существует множество трактовок и классификаций понятий самостоятельной работы. Что же может и должен ученик делать самостоятельно? Прежде всего - самостоятельно мыслить, испытывать в этом потребность, способность ориентироваться в новой ситуации, формулировать вопрос и найти способ его решения.
Сегодня мы наблюдаем у большинства детей неустойчивость внимания, слабо развитые творческие способности, познавательную пассивность, в целом, потерю интереса к учебе.
Самостоятельная работа позволяет вести обучение с учетом индивидуальных особенностей и уровня подготовки учащихся, развивать творческое мышление. В конечном счете, наряду с другими методами обучения, самостоятельная работа способствует осовремениванию урока.
Психологи доказали, что в памяти от услышанного на уроке остается 10% содержания, от воспринятого чтения – 30 %, от наблюдения явления или предмета – 50%, а от практического действия учеников с учебным материалом дают 90% усвоения материала.***
При использовании метода самостоятельной работы учитель создает ситуации, заставляющие учащихся самостоятельно думать, не дает готовых решений, а помогает учащимся в поиске правильных ответов на поставленные задачи. «Учитель идет в класс не учить детей, а побуждать их к учению» (К.Д. Ушинский).
Самостоятельная работа формирует у учащихся ряд умений и навыков, необходимых при переходе на новые стандарты обучения, а именно:
-отбирать необходимую информацию; изучать разнообразные источники информации;
- конспектировать; составлять схемы, таблицы, диаграммы;
-анализировать и сопоставлять факты;
- давать собственную оценку по изучаемой проблеме.
В своей работе, на уроках географии метод самостоятельной работы реализую через разнообразные формы обучения.
1. Работа с текстом.
Считаю, что это самый продуктивный метод обучения. Современный школьник, к сожалению, мало читает, порой даже параграф учебника остается неизученным. Поэтому на каждом уроке включаю обязательную работу с текстом. Например, в 10 классе при изучении темы «Страны Азии. Общий обзор» предлагаю ряд числовых данных, значение которых нужно узнать, прочитав параграф.
(38 – количество суверенных государств в Азии;
27,7 – млн. км.², площадь Азии;
3, 75 – млрд. чел, численность населения Азии
¾ - орошаемых земель мира, и т.д.)
Другой вариант этого вида работы – найти числовые значения некоторых данных. Например, 8 класс, тема «Байкал – жемчужина Сибири»:
Количество островов - …27
Максимальная глубина озера - …1620м
Длина озера - …620 км.,
Возраст озера - …15-20 млн. лет, и т.д.
2. Составление схем, таблиц, диаграмм, графиков.
Данная форма самостоятельной работы развивает практические умения и навыки (регулятивные УУД). Например, при изучении исследователей и открывателей материков и отдельных территорий (7-8 класс) учащиеся заполняют таблицы:
Дата открытия, исследования |
Имя исследователя, открывателя |
Результат исследования |
|
|
|
Еще один из самых распространенных видов изучения подобных тем – составление докладов, рефератов, при этом формируются познавательные УУД.
Для систематизации изученного материала можно предложить учащимся заполнить схему или, более сложный вариант, самим составить подобную схему.
Пример, 6 класс, обобщение по теме «Гидросфера»:
Воды суши
3. Изучение географической номенклатуры.
Большие возможности применения метода самостоятельной работы дает возможность работы с контурными картами. Здесь развиваются умения не только соотносить объект контурной карты с физической, но и умения графически оформлять работу, ученик приучается к аккуратности, развивается внимательность, включается зрительная память. Диапазон заданий здесь самый обширный: нанесение границ территорий, природных объектов, показ торговых, экономических связей, обрисовка экологических ситуаций и многое другое.
4. Творческие работы на уроках географии.
Данный вид работы способствует повышению интереса к изучению предмета, активизирует познавательную деятельность учащихся, создает ситуацию успеха, способствует повышению самооценки. Примеры таких работ следующие.
· Создание географических моделей. Например, в 6 классе это могут быть модели вулкана, модель речной системы. Для этого используется самый разнообразный подручный материал: пластилин, соленое тесто и др.
· Создание творческих альбомов, буклетов. Например, 9 класс, урок по теме регионального компонента «Пищевая промышленность Хакасии». Учащиеся в течение некоторого времени собирают этикетки от товаров, производимых в республики, а затем оформляют альбом. Таким образом, данную тему учащиеся осваивают практически.
· Создание «геокуба». Такую работу можно применять при закреплении или обобщении материала по изучению материков в 7 классе. Ученики изготавливают куб (из любого материала, например, из картона). Каждая грань отображает пункт плана ФГП материка: рельеф, климат, растительный и животный мир, природные зоны и т.д.
5. Проектная деятельность.
В 6 классе, при изучении сфер Земли можно создавать проекты. При этом работать можно как в парах, так и небольшими группами. Каждая группа получает план работы, перечень, заданий, источники литературы… Учитывая тот факт, что на преподавании географии в 6 классе отводится 1 час в неделю, данный вид самостоятельной работы существенно расширяет границы изучаемых тем, способствует формированию познавательных и коммуникативных УУД. Примерные проекты: «Пять недель на воздушном шаре», «Две тысячи лье под водой», «Дневник несостоявшегося путешествия».
6. Самостоятельная работа с использованием ИКТ.
Обучение с использованием ИКТ – активный метод, в процессе которого учащиеся решают не только поставленные цели, но и получают необходимые навыки работы с компьютером, с различной информацией. Особой популярность у учащихся пользуется создание электронных презентаций, видеороликов. В качестве контроля – можно использовать электронные тесты, что позволяет сразу выставлять оценку, независимую от учителя.
Таким образом, самостоятельная работа, как метод обучения позволяет оценить не только уровень и качество знаний и умений, но и инициативу, трудолюбие, сообразительность. Вместе с этим дает возможность управлять не только процессом обучения, но и воспитания. Самостоятельная работа позволяет формировать метапредметные и личностные результаты, веру в себя и высокую самооценку при стремлении к постоянному росту.
Литература
1. Ёсипов Б.П. «Самостоятельная работа учащихся на уроках».- М.:Учпедгиз, 1961.
2. Пидкасистый П.И. «Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении». – М, 1980
3. Учителю – Стандарты образования – Начальная школа – Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.