Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс
Оценка 5

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
4 кл
31.03.2018
Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс
Согласно теории Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и их последователей, процессы обучения и воспитания не сами по себе непосредственно развивают человека, а лишь тогда, когда они имеют деятельностные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенных возрастах способствуют формированию тех или иных типов деятельности (например, в дошкольном возрасте – игровой деятельности, а в младшем школьном возрасте – учебной). Между обучением и психическим развитием человека всегда стоит его деятельность.
Cам раб 4 класс.doc
Самостоятельные работы для 4 класса.  Весенние   поэтические   фантазии   (по   стихотворению   П. 1. Открываю законы  русской народной сказки. 2. Соловьевой). 3. И развлекает  и учит (по басне Крылова). 4. Тайны художественного текста (по рассказу Б. Троепольского). 5.   Я   исследователь,   я   художник!   (Сравнение   научного   и художественного текстов, иллюстрирование). 6. Мир волшебной сказки (по сказке «Кот золотой хвост»). 7. Весело о серьезном  (по стихотворению В.Орлова) 8. Знакомься: твой ровесник (по рассказу Д. Мамина­Сибиряка) 9. О жуках, муравьях и не только о них (по басне Эзопа) 10.  Его величество Слово (по стихотворению В. Солоухина) Работа 1 По дорогам русской народной сказки Прочитай текст тихо, вполголоса.  В некотором царстве жил богатый купец; помер купец и оставил   трех   сыновей.   Старшие   два   каждый   день   ходили охотничать.  В одно время выпросили они у матери и младшего брата, Ивана, на охоту, завели его в дремучий лес и оставили там – с тем, чтобы все отцовское имение разделить меж собой на две части, а его лишить наследства. Иван   ­   купеческий   сын   долгое   время   бродил   по   лесу, питаясь ягодами и кореньями, наконец выбрался на прекрасную равнину и на той равнине увидал дом.  Вошел в комнаты, ходил, ходил – нет никого, везде пусто; только   в   одной   комнате   стол   накрыт   на   три   прибора,   на тарелках лежат три хлеба, перед каждым прибором по бутылке с вином поставлено. Иван­ купеческий сын откусил от каждого хлеба по малому кусочку, съел и потом из всех трех бутылок отпил понемножку и спрятался за дверь. Вдруг   прилетел   орел,   ударился   о   землю   и   сделался молодцем;   за   ним   прилетел   сокол,   за   соколом   –   воробей   – ударились о землю и оборотились тоже добрыми молодцами. Сели за стол кушать.  ­ А ведь хлеб да вино у нас початы! – говорит орел. ­ И   то   правда,­   отвечает   сокол,   видно,   кто­нибудь   в   гости пожаловал.  Стали гостя искать. Говорит орел: ­Покажись   нам!   Коли   ты   старичок­  будешь   нам   батюшка, коли   старушка­   матушкой   родной   назовем,   коли   добрый молодец­ будешь родной братец, красную девицу сестрицей назовем. 1. Определи вид сказки:    А)   сказка о животных;    Б)  волшебная;         В)  бытовая. 2. Какие   чудеса   случаются   в   этой   сказке?   Подчеркни соответствующие строки в тексте. 3. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте: А)   магические числа; Б)   волшебные предметы;      В)  переход героя  в «чужой», волшебный мир. 4. Подумай, как закончится эта сказка:  А)   Иван­купеческий сын погибнет в лесу.  Б)    Злые братья Ивана будут наказаны.    В)  Иван вернется домой с невестой и богатством. 5. Продолжи ряд высказываний. В народных сказках всегда     ­ сирота, падчерица, младший сын будут вознаграждены.     ­ герою помогают волшебные предметы или помощники.     ­     ­     ­     ­ Если   ты   справился   с   этим   заданием,   ты   САМ   открыл   законы волшебной сказки. МОЛОДЕЦ!   6*. В каких прочитанных тобою сказках (авторских или народных) герой оказывается гостем  в лесной избушке? Напиши названия этих сказок, фамилию автора. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Работа 2 Весенние поэтические фантазии Подснежник В саду, где березки столпились гурьбой, Подснежника глянул глазок голубой. Сперва понемножку Зеленую выставил ножку, Потом потянулся Из всех своих маленьких сил И тихо спросил: «Я вижу, погода тепла и ясна; Скажите, ведь правда, что это весна?»                                             П. Соловьева 1. Как надо читать это стихотворение?     А) торжественно, громко;     Б) задумчиво, печально;     В) прочувствованно, душевно 2. Как автор относится к цветку?     А) с нежностью, с умилением;     Б) равнодушно;     В)с восторгом и ликованием. 3. Почему автор, говоря о подснежнике, использует ласковые слова  «ножка», «глазок»?  Напиши.___________________________________________________ _________________________________________________________ 4.  Найди в тексте слова, которые подтверждают, что природа для  поэта ­ живая. Подчеркни 1­2 примера. 5*. Пофантазируй, напиши, о чем думают первые весенние листочки  или первая травка, или только что проснувшаяся муха. Работа 3 И развлекает  и учит… Прочитай тихо, вполголоса. Прохожие и собаки.       Шли два приятеля вечернею порой И дельный разговор вели между собой,       Как вдруг из подворотни        Дворняжка тявкнула на них; За ней другая, там еще две­три, и вмиг Со всех дворов Собак сбежалося с полсотни.       Один было уже прохожий камень взял. «И, полно , братец! ­тут другой ему сказал,­       Собак ты не уймешь от лаю,        Лишь пуще всю раздразнишь стаю; Пойдем вперед: я их натуру лучше знаю». И подлинно, прошли шагов десятков пять,        Собаки начали помалу затихать,  И стало, наконец, совсем их не слыхать.                      _______          Завистники, на что ни взглянут,                Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай:                Полают, да отстанут. 1. Определи жанр этого произведения:    а) рассказ;    б) сказка; в) стихотворение;    г) басня. 2. Главная мысль этого произведения выражена в словах:    а) «Собак ты не уймешь от лаю,          Лишь пуще всю раздразнишь стаю…»    б) «Собаки начали помалу затихать.         И стало, наконец, совсем их не слыхать.»     в) «Завистники, на что ни взглянут,                Подымут вечно лай; А ты себе своей дорогою ступай:                Полают, да отстанут». 3. Собаки в данном произведении олицетворяют     а) злобу;     б) зависть;     в) бессмысленный шум. 4. Автор, обращаясь к читателю, призывает:     а) будь внимателен, осторожно веди себя на улице;     б) прочитай забавный случай из повседневной жизни и           улыбнись;     в) не обращай внимания на завистников, делай свое дело. 5. Как ты думаешь, кто является автором произведения: а) Эзоп б) Крылов И.А. в) это произведение народное 6*. Вставь в данный ниже текст пропущенные слова. Эти небольшие произведения написаны  в стихах или в прозе. В конце  (а иногда в самом начале) содержится краткое  нравоучительное заключение —  мораль. Действующими лицами  обычно бывают _______________ , ________________, иногда  люди. Рассказывается о  недостатках, пороках животных, а  высмеиваются пороки людей. Этот жанр очень древний: ему не  одна тысяча лет! Вот имена тех, кто писал краткие  нравоучительные истории: Лафонтен,  _______________,  ______________________ . Этот жанр называется  ____________ . Работа 4 Тайны художественного текста Лес молчал. Лишь чуть­чуть играли золотые листья  Выстрел в лесу березы, купаясь в блестках солнца. Притихли молодые дубки  рядом с величавым исполином­дубом. Бесшумно трепетали  оставшиеся на осине серебряно­серенькие листья. Выстрел! Лес встрепенулся. Ответил недовольным, обиженным эхом. Казалось, береза, забравшаяся на границу дубняка и  осинника, испугалась, вздрогнула. Дубы ахнули как  богатыри. Осина, что рядом, торопливо посыпала листьями.                                                        Г. Троепольский 1. В какой книжке можно прочитать это произведение?         А) Сказки;         Б) Рассказы о природе;         В) Справочник «Леса России» 2. Раздели текст на 3 части по смыслу. Озаглавь каждую часть. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ 3. Как ты думаешь, почему лес ответил «недовольным, обиженным  эхом»?  Напиши.___________________________________________________ __________________________________________________________ _________________________________________________________ 4. Найди в тексте фразы, где о лесе говорится как о живом  существе. Подчеркни.  5. Попробуй о неживом: о солнце, о реке ­ сказать как о живом. Солнце__________________   Речка_____________________ 6*. Когда писатель неживом говорит как о живом, то этот  литературный прием называется _________________    . Если автор показывает прекрасное и ужасное рядом, доброе и злое,  веселое и грустное, то этот прием называется _______________.  Красочные, оценочные прилагательные в художественном тексте  называются  _______________________ . Работа 5 Я исследователь, я художник! Прочитай тексты тихо, вполголоса.  Текст 1 Вечер Реки   засыпают   с   вечера.   Маленькие   пораньше,   на последней   зорьке,   большие   попозже.   Реки   великие   засыпают заполночь. Чем больше река, тем больше у нее дел.  Река засыпает не сразу. Сначала птицы умолкают. И тогда услышишь: осока шушукает, под корягой кто­то с боку на бок ворочается, никак не уляжется.   Поглядишь ­ на речке уже не волны, а чешуя ряби. Да и она убывает. Словно зеркальных дел мастер серебро разливает по воде.   Противоположный берег чернеет. Одни ромашки таращат в испуге большие глаза, но вот уже и ромашек не видно. Осока угомонилась, под корягой улеглось. И тут обязательно пролетит над рекой большая ночная птица. Пролетит бесшумно, но где­то в полях крикнет: проверяет, крепок ли сон сегодня. Текст 2 Вода занимает почти три  четверти поверхности Земли.  В природе ею заполнены чаши океанов, моря, озера, реки, болота. Ручей, река, озеро, пруд, море­ все это водоемы.  Начало реки называют ее истоком. Место, где река впадает в другую реку, в озеро или море, называют ее устьем. В реку обычно впадают другие реки и ручьи­ притоки. 1. 2. Определи,   какой   текст   художественный,   какой   научный. Правильное утверждение обведи карандашом: а) первый ­ художественный, второй ­ научный; б) первый ­ научный; второй ­ художественный. Подумай,   зачем,   с   какой   целью   авторы   текстов   описывают реку.  а) хочет поделиться своими чувствами; б) автор рассказывает о том, что такое река; в) автор призывает беречь родную природу.           Около этих утверждений поставь нужную цифру: 1­ первый текст, 2­ второй. 3. Найди   приметы   художественного   текста   и   подчеркни карандашом олицетворения, сравнение.      В научном тексте отметь приметы научного языка.   4. 5*.      К какому тексту подходящей иллюстрацией будет карта или схема? Напиши.  ________ Нарисуй две иллюстрации: к первому  и второму текстам. Работа 6 Мир волшебной сказки Прочитай фрагмент сказки. Кот ­ золотой хвост Жили­были старик со старухой, и у них было три дочери. А за горой в лесу жил медведь, у этого медведя был кот ­ золотой хвост. Вот медведь и говорит: ­ Кот – золотой хвост, жени меня.  Пошел кот – золотой хвост искать невесту. Пришел к деду с бабкой и стал ходить по огороду – по грядкам лазит, по капусте. Увидала старшая дочь в окно: ­ Тятенька, кот­золотой хвост по грядкам бегает! Тятенька, кот­золотой хвост по грядкам бегает! ­Беги лови! Беги лови! Она и побежала его догонять. Кот по грядке ­ девка по грядке, кот по дорожке – девка по дорожке, кот через канавку – девка через канавку, кот в лес­ девка в лес, кот в избушку – девка в избушку. Лежит медведь на кровати: ­   Вот   славную   хозяюшку   ты   мне   привел!   Теперь   будем жить…   Вот   ты,   хозяюшка,   корми   меня,   пои,   я   тебе   дров принесу. На вот тебе ключи: в этот амбар пойди, в этот амбар пойди, а в этот не ходи – убью. Сходила она в тот амбар, в другой: в одном хлеб, в том­ мясо,   мед,   сало.   Захотелось   ей   и   в   третий   амбар   зайти посмотреть, что у него там стоит. Зашла, смотрит – кадки стоят. Открыла первую кадку и пальчиком попробовала, что там есть. Пальчик посмотрела – золотой стал. А это золото было – вода золотая. 1. Предположи, как закончится эта сказка. Напиши коротко.  _________________________________________________________ _________________________________________________________ ___________________________________________________ 2. Определи вид сказки:    А)   сказка о животных;    Б)  волшебная;         В)  бытовая.    3. Нарисуй схему «Сказочное пространство сказки «Кот золотой хвост». Для этого найди в тексте сведения о том, где жил медведь, где   старики   с   дочками,   что   находится   на   пути   к   дому   медведя. Укажи   на   рисунке   стрелочками   путь   от   дома   стариков   к   дому медведя. 4.   Кого в этой сказке можно назвать волшебным помощником медведя? Напиши ____________________________ Подчеркни в тексте строчки, которые доказывают твое мнение.  5.   Найди верные и неверные утверждения. Рядом в правильными поставь знак +   , с неправильными ­  .     А) Золотое в сказках­ всегда волшебное.     Б) Для сказки характерны троекратные повторы.     В) В сказке зло побеждает.     Г) За доброту, отзывчивость, трудолюбие  герой вознаграждается.     Д)  Народная сказка рассказывает о защите Руси от врагов.   6*.    Вспомни и запиши названия сказок, где девица оказывается в волшебном мире. __________________________________________________________ __________________________________________________________ _____________________________________________________ Работа 7 Весело о серьезном Прочитай стихотворение тихо, вполголоса. Кто кого боится? ­Скажите поскорее, Кого боится мышка? ­Она боится кошки И больше никого! ­Кого боится кошка? ­Боится злой собаки! Огромной, злой собаки  И больше никого! ­Кого боится злая, Огромная собака? ­Хозяина боится   И больше никого! ­Зато хозяин храбрый! Кого ему бояться? ­Боится он хозяйки И больше никого! ­Но никого на свете  Хозяйка не боится! ­Ну как же не боится? Она боится мышки­ И больше никого!                          В. Орлов 1. Каково это стихотворение по настроению?         А) грустное,печальное;         Б) веселое, шутливое;         В) лирическое, задушевное; 2. Нарисуй кружочками подходящего размера всех героев  стихотворения так, чтобы было видно развернутую цепочку. мышка 3.  В каких произведениях литературы и фольклора ты видел  подобные цепочки?           Напиши их названия. __________________________________________________________ ______________________________________________________ 4. Как построено это стихотворение?         А)в форме диалога­ разговора двух или нескольких лиц ;         Б) в форме монолога – речи одного лица.   5*. Придумай и запиши диалог вымышленных персонажей:  например, пятерки и ученического дневника.  Работа 8 Знакомься: твой ровесник. Прочитай фрагмент рассказа.  В   мастерской   Володю   больше   всего   заинтересовало большое деревянное колесо, которое вертел Прошка. Вот   это штука   действительно   любопытная:   такое   большое   колесо   и вертится!   Мальчик   незаметно   пробрался   в   темный   угол   к Прошке   и   с   восхищением   смотрел   на   блестящую   железную ручку, за которую вертел Прошка. Мать   Володи   заглянула   в   угол   Прошки   и   только покачала головой. ­ Какой он худенький! – пожалела она Прошку. – Он чем­нибудь болен? ­ Нет, ничего, слава Богу! – объяснил Алексей Иваныч. – Круглый сирота, ­ ни отца, ни матери… Не от чего жиреть, сударыня! Отец умер от чахотки… Тоже мастер был по нашей части. У нас много от чахотки умирает… ­ Значит, ему трудно? ­ Нет,   зачем   трудно?   Извольте   сами   попробовать… Колесо, почитай, само вертится. ­ ­ ­ ­ Но ведь он работает целый день? Обыкновенно… А когда утром начинаете работать? Не одинаково, ­ уклончиво объяснял Алексей Иваныч, хозяин мастерской, не любивший таких расспросов. – Глядя по работе… В другой раз – часов с семи. ­ ­ А кончаете когда? Тоже   не   одинаково:   в   шесть   часов,   в   семь,   ­   как случится. Алексей   Иваныч   приврал   самым   бессовестным   образом, убавив два часа работы. ­ ­ А сколько вы жалования платите вот этому Прошке?  Помилуйте,   сударыня,   какое   жалование!   Одеваю, обуваю, кормлю, все себе в убыток. Так, из жалости и держу сироту…  Куда ему деться­то? Дама заглянула в угол Прошки и только пожала плечами. Ведь это ужасно: целый день провести в таком углу и без конца вертеть колесо. Это какая­то маленькая каторга… ­ ­ ­ Сколько ему лет? – спросила она. Двенадцать… А на вид ему нельзя дать больше девяти. Вероятно, вы его плохо кормите?                                 Д. Мамин­Сибиряк 1. 2. Как ты думаешь, герой рассказа Прошка а) твой современник; б) мальчик, который жил много столетий назад; в) мальчик, живший 100­200 назад. Подчеркни в тексте одной чертой слова и выражения, которые помогли тебе ответить на предыдущий вопрос. 3. 4. 5. Тяжело ли живется Прошке? Подчеркни волнистой чертой те фрагменты   рассказа,   которые   помогли   тебе   ответить   на вопрос. Понравился ли тебе хозяин мастерской Алексей Иваныч? а) понравился б) не понравился Подтверди свой ответ соответствующими фрагментами текста, подчеркнув их пунктирной линией. Подбери заголовок здесь______________________________________ . напиши его   свой     и     6*.   Какие   рассказы   о   детях   ты   посоветуешь   почитать   своим друзьям? Запиши авторов, названия. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Работа 9 О жуках и муравьях и не только о них… Прочитай текст.  Муравей и жук. В   летнюю   пору   гулял   муравей   по   пашне   и   собирал   по зернышку пшеницу и ячмень, чтобы запастись кормом на зиму. Увидал   его   жук   и   посочувствовал,   что   ему   приходится   так трудиться   даже   в   такое   время   года,   когда   все   остальные животные   отдыхают.   Промолчал   тогда   муравей;   но   когда пришла   зима   и   навоз   дождями   размыло.   Остался   жук голодным,   и   пришел   он   просить   у   муравья   корму.   Сказал муравей: «Эх, жук, кабы ты тогда работал, когда меня трудом попрекал, не пришлось бы тебе теперь сидеть без корму». Так люди в достатке не задумываются о будущем, а при перемене обстоятельств терпят жестокие бедствия.  1. Определи жанровую принадлежность текста. Обведи правильный ответ.                 а)  народная сказка                 б) рассказ                 в) басня                  г) авторская сказка. 2. Жук  в данном произведении олицетворяет     а) злобу и хитрость;     б) зависть;     в) лень и беспечность. 3. Автор призывает читателя:     а) изучай повадки насекомых;     б) прочитай забавный случай из повседневной жизни и           улыбнись;     в) не обращай внимания на завистников, делай свое дело;         г)   не   ленись,   думай   не   только   о   сегодняшнем   дне,   но   и   о завтрашнем. 4. Подчеркни самые главные строчки в тексте. 5.Как ты думаешь, кто является автором произведения: а) Эзоп б) И.А Крылов. в) А. Пушкин 6*. Напиши, почему эта работа № 9 так называется. __________________________________________________________ __________________________________________________________ __________________________________________________________ Работа 10  Его величество Слово Прочитай стихотворение тихо, вполголоса. Когда ты хочешь молвить слово,  Мой друг, подумай ­ не спеши,  Оно бывает то сурово,  То рождено теплом души… Им можно радости прибавить И радость людям отравить. Им можно лед зимой расплавить И камень в крошку раздолбить. Оно одарит иль ограбит. Пусть ненароком, пусть шутя. Подумай, как бы им не ранить  Того, кто слушает тебя.                                 В.А. Солоухин 1. Подумай,   неужели   действительно   словом   можно   ранить,   лед расплавить? Что хотел сказать автор? а) автор шутит; б) автор вполне серьезен и считает, что художественное слово может все; в) автор считает, что слово ­ волшебное сказочное заклинание. 2. Как надо читать стихотворение: а) весело, задорно; б) серьезно, с убеждением, проникновенно; в) негромко, печально; 3. Подчеркни те строчки, где автор использует прием контраста. 4. Напиши, к кому обращается автор в этом стихотворении. ______________________________________________ 5. Найди рифмующиеся строчки, соедини их стрелочками. 6*. Напиши небольшое рассуждение на тему «Добрые слова» _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________ _________________________________________________________

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс

Самостоятельная работа по литературному чтению 4 класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.03.2018