С.Бабенко. «Тюе-Тас».
Оценка 4.7

С.Бабенко. «Тюе-Тас».

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
4 кл
11.03.2018
С.Бабенко. «Тюе-Тас».
Цель: знакомство с новым произведением, развитие правильного и осознанного чтения, воспита-ние любви к родному краю. Задачи: познакомить с биографией автора и его произведением; развивать навыки чтения, мышления, воображения, памяти; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи. Тип урока: комбинированный. Методы: словесный. Оборудование:  «Литературное чтение» учебник для учащихся 4 класса 11-летней общеобразовательной шко-лы. В 2-х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.  «Литературное чтение». Методическое руководство: для учителя 4 класса 11-летней общеоб-разовательной школы/ К.Х.Жданова, Е.Д.Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.Цель: знакомство с новым произведением, развитие правильного и осознанного чтения, воспитание любви к родному краю. Задачи: познакомить с биографией автора и его произведением; развивать навыки чтения, мышления, воображения, памяти; воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи. Тип урока: комбинированный. Методы: словесный.
урок № 9 С.Бабенко. Тюе-Тас..docx
Дата: _________________ Класс: ________________ Урок № 9   знакомство с новым произведением, развитие правильного и осознанного чтения, воспитание Тема урока: С.Бабенко. «Тюе­Тас». Цель:   любви к родному краю. Задачи:  познакомить с биографией автора и его произведением;  развивать навыки чтения, мышления, воображения, памяти;  воспитание чувства коллективизма, взаимопомощи.  Тип урока: комбинированный. Методы: словесный. Оборудование:        «Литературное   чтение»   учебник   для   учащихся   4   класса   11­летней   общеобразовательной школы. В 2­х частях/К.Х.Жданова, Е.Д. Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г.  «Литературное   чтение».  Методическое   руководство:   для   учителя   4   класса   11­летней общеобразовательной школы/ К.Х.Жданова, Е.Д.Бражникова – Алматы: Алматыкітап баспасы, 2015 г. ХОД УРОКА I. Организационный момент.   С каким настроением вы готовы работать сегодня на уроке?  Каким вы хотите видеть сегодняшний урок?  Кто хочет сегодня узнать что­то новое?  Кто будет сегодня помогать учителю на уроке?  Ребята, сегодня я выбрала сложный урок и без вас я просто не смогу его провести так, как  хотелось бы. А назвала я его красивым предложением из стихотворения М. Ждангазиева         «Я ЗЕМЛЮ РОДНУЮ ХОЧУ ОБНЯТЬ» И эпиграфом я взяла его стихотворение:  Я землю родную хочу обнять,  Прижаться к ней горячей щекой,  Удары гулкого сердца унять...  И погладить ее травинки рукой.  Я землю родную хочу целовать­ Священную землю моей страны,  Как сына целует седая мать.  Когда возвращается он с войны.  Я землю родную хочу целовать.  Как солнце целует ее по утру, Давая клятву не отступать.  Как знамя целует солдат на ветру, II. Сообщение темы, целей урока. Цель: Воспитывать положительные качества в процессе работы над текстом: любовь к природе,  бережное отношение к ней, патриотизм к своей Родине. Задачи:  воспитание через формирование навыков правильного, беглого, осознанного, выразительного  чтения;  через развитие монологической речи, творчества, воображения.  через обогащения словарного запаса.  1. Беседа о Родине.    В последние годы наше Отечество изменилось.   Критически пересматривается его прошлое. Но у нас не будет другого Отечества и другой истории. Историю судить нельзя, ее надо изучать, чтобы на опыте наших предков обретать мудрость, не повторяя их ошибок.  Давайте рассмотрим, что такое Отечество? Отечество ­ единственная, уникальная для каждого человека родина, данная ему судьбой  завещанная его предками.   Что же такое родина?   Как известно, понятие «Родина» имеет для нас несколько значений:       Ведь не случайно в трудные, критические минуты своей жизни люди вспоминают место, где это и великая страна с великой историей; это и то место на земле, где человек родился и рос, где находятся могилы его предков, где он познал первые радости и неудачи.  родились, где прошло детство, т.е. свою малую родину как часть большого Отечества.        «Родина – это не только природа, но и еще человеческие взаимоотношения, уклад и традиции живущих. Это и язык. Характер народный, и опыт, и историю, и философию, и чаяния, и тяготы в долгом пути – все вмещает в себя язык. Пока жив язык – жива нация».                                                                                                                                                 (В.Г.Распутин)   Как называется наше Отечество, наша Родина? (Республика Казахстан)  Послушайте, как красиво сказал, что такое ОТЕЧЕСТВО великий учитель К.Д. Ушинский.        «Отечеством мы зовем потому, что в ней жили испокон века отцы и деды наши.         Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное.         А матерью — потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила языку, как мать защищает и бережет нас.        Одна у человека родная мать, одна у него и Родина»  Каждого человека, любящего свою Родину, трогает и волнует наша простая и безыскусственная природа, полная поэзии и прелести. Родные края, даже небогатые для нас людей, населяющих Казахстан, прекрасны.         При слове Казахстан, мы представляем себе бескрайние степи – от горизонта до горизонта и раздольные  широкие  степи,  где  пасутся стада  овец, гуляют  табуны  лошадей,  где  легкий  ветер колышет седые ковыли, а в небесной выси рождаются звонкие песни жаворонка. Степи – обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Это области слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, т.к. остается в земле корень. Весна в степи начинается рано, в феврале – марте снег уже стаивает и в это время в почве скапливается много влаги.       2. А теперь отдохнем. Закройте глаза и под музыку представьте степь в разное время суток: утром днём вечером III. Биография автора.  Степан Бабенко – казахстанский писатель, родившийся и выросший в казахской степи и на всю свою жизнь запомнивший степные запахи, звуки, краски. Он навеки прикипел к родным местам,   к   своей   малой   родине,   не   устает   любоваться   степным   пейзажем,   связанным   в   его воспоминаниях с босоногим детством.  Прочитайте, как называется его лирический рассказ о родном крае, полный любви к нему, восхищения   его   красотой.    (Рассказ   называется   «Тюе   ­   Тас»,   в   переводе   с   казахского   языка означает «камень – верблюд. Недалеко от аула находится гора, по форме напоминающая верблюда. Она и дала название деревне).            Писатель теплыми, проникновенными словами, идущими из самого сердца, делится своими воспоминаниями, раздумьями, находит необычные слова, чтобы читатели вместе с ним восхитились великолепием лазурной степи, полыхающих тюльпанов, мелодией звонких оврагов.              Перед чтением рассказа я призываю вас тоже не только послушать, а вместе с автором прочувствовать эти счастливые воспоминания. Я буду читать вам, а вы будете мне помогать и постарайтесь ответить на такой вопрос: 1.Какое воспоминание детства осталось на всю жизнь в памяти автора?  IV. Физминутка.  V. Организация восприятия, осмысления новой информации (усвоения исходных знаний).  Обратите внимание на картины пейзажа. Самый главный объект воспоминания ­ степь. Давайте составим описание степи при помощи опор.    2 РЯД ­ ЗВУКИ.  3 РЯД ­ ЗАПАХИ. 1 РЯД ­ КРАСКИ. VII. Знакомство с новым материалом. Работа с текстом. КРАСКИ. «Степь отливала лазурью».  Лазурь – ярко синий цвет у васильков и незабудок. Их столько много, что не видно травы. Они придали степи ярко – синий оттенок. Красный цвет (Маков столько много в степи, что кажется над степью  полыхают языки пламени). Ярко – изумрудный (зеленый.) Весной в степи трава сочная, зеленая, ни единой желтой травиночки. ЗВУКИ СТЕПИ. Воздух наполнен птичьими голосами.  (Веселее всех песни жаворонка,  а вторит ему перепел ­ четко, требовательно, ровно. Поют ручьи. ЗАПАХИ: Пахнет скошенным сеном ­ это свежесть, горьковатый терпкий запах трав, нежные ароматы цветов. Его хочется пить, зажмурив глаза. Это теплый запах родной зелени.  ОБЩАЯ КАРТИНА ВЕСЕННЕГО ЦВЕТЕНИЯ В СТЕПИ:        Чистое, голубое, как будто только, что умытое небо, яркая зелень травы отливает лазурью васильков   и   незабудок,   среди   них   красные   огоньки   маков   а   над   этим   великолепием   кружатся разноцветные бабочки, похожие на отколовшиеся от радуги кусочки.   Почему автор каждый год ездит в свою деревню? (Вспомнить босоногое детство, побродить по окрестным полям, берегу реки Кутурган, принести цветы на могилу близких ему людей.)  Почему «обнаженная голова», когда автор проезжает через Тюе ­ Тас?  (Дань уважения к своему родному краю.)  Какой   показалась   ему   речка   Кутурган   в   сравнении   со   «сказочным   Дунаем»?  (Такой прелестной, что даже защемило на душе.)  Почему защемило на душе? (Вспомнил родные места, родную речку.)  С каким чувством автор встретился со своей Родиной? (Сильно ­ сильно забилось сердце.)  А кто из вас испытывал такие же чувства и когда? (дать высказаться детям)  Чем является Тюе ­ Тас для автора? (Тюе — Тас – это и детство, и юность, и степь, и балки, овраг", небо, песни жаворонка и т. д.) Напоминаю все чувства и ощущения автора при возвращении в родные места:    У каждого человека до конца дней сохраняется благодарная любовь к тому месту, откуда тянуло в родные места; чувство радости «Здравствуй, Родина!» сильно – сильно забилось сердце; защемило на душе;    берет начало его жизнь, к отчему краю.   Сравните рассказ «Тюе — Тас» со строчками стихотворения Г.Ладонщикова «Каменка»  Везде хорошо, но дома лучше. В этих словах раскрывается любовь к родному краю.  Но такая, как наша ­ одна!   Всю ее омывает волнами,  Вся она в полный рост перед нами,   Озаренная солнцем видна!   Много стран на свете других   ­Те же птицы там в воздухе реют,   Те же зерна там в яблоках зреют.   Те же косточки в вишнях тугих.  Чтение учащимися:  Цепочкой;  Жужжащее.   КАМЕНКА.  Может быть, красивее.  Может быть, счастливее,  Может быть, богаче   VIII. Вывод.      Есть края.  Только нет милее,  Только нет роднее  На земле деревни,  Чем Каменка моя!!!   IX. Итог урока.   X. Домашнее задание.  Стр. 18­20 ­ выразительное чтение, составить план к тексту.     

С.Бабенко. «Тюе-Тас».

С.Бабенко. «Тюе-Тас».

С.Бабенко. «Тюе-Тас».

С.Бабенко. «Тюе-Тас».

С.Бабенко. «Тюе-Тас».

С.Бабенко. «Тюе-Тас».

С.Бабенко. «Тюе-Тас».

С.Бабенко. «Тюе-Тас».

С.Бабенко. «Тюе-Тас».

С.Бабенко. «Тюе-Тас».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018