Московская область
Ленинский городской округ
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение _____________________«Детский сад №22 «Город детства»______________________
Адрес: 142718 Московская область, Ленинский городской округ, рабочий поселок Дрожжино, ул. Южная 11, к.1
Семинар-практикум с элементами тренинга для педагогов
"Профилактика жестокого обращения с детьми"
Подготовила:
Педагог-психолог Миронова А.С.
Дата проведения: 25.03.2020 г.
Демонстрация социального ролика о защите детей (1 мин.)
Уважаемые коллеги, тема нашего семинара: «Профилактика жестокого обращения с детьми».
В связи с участившимися случаями жестокого обращения, насилия над детьми (родителями, сотрудниками образовательных учреждений) — это одно из самых тяжелых преступлений, но, к сожалению, довольно распространенное, а особенно в неблагополучных семьях.
Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни.
Цель нашего семинара: состоит в том, чтобы расширить знания педагогов по проблеме насилия над детьми, содействовать в выработке профессиональной компетенции в правовом воспитании, повысить уровень оказания психолого-педагогической помощи дошкольникам, оказавшимся в ситуации жестокого обращения со стороны взрослых.
Показать воспитателям, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.
Задачи:
- повысить профессиональное мастерство педагогов по проблеме организации работы по правовому воспитанию детей в учреждении дошкольного образования;
- формировать способность в рамках ограниченного времени обмениваться опытом работы, используя полученные знания по данной проблеме;
- выработка алгоритма действий педагога в ситуации наличия признаков или факта жестокого обращения с ребенком.
- помочь воспитателю правильно выходить из конфликтных ситуаций и научить контролировать свои эмоции.
Так как мы работаем с детьми, предлагаю вместе завершить фразу «Ребёнок это…». (2мин.) Вы пришли работать воспитателями, понимая, какой это труд. И, наверно будет правильным, если я возьму на себя смелость и скажу Вам огромное спасибо от лица родителей, детей и руководства (на Вас возложена огромная ответственность, на Вас держится наша страна- Вы воспитываете ее будущее, пока родители поднимают экономику страны). Ваше решение быть наставником, другом для тысяч детей заслуживает большого уважения, ведь Вам доверяют самое ценное что есть в этом мире- ребенка и его душу. Вы же отдаете детям самое ценное что есть в Вашей жизни- любовь, заботу и время. Уж поверьте, в вашей жизни не будет вопроса в старости подводя ее итоги «Что в этой жизни я сделал хорошего». Вас будут вспоминать дети через 10-20 лет и даже став взрослыми, через 30-50 лет эти люди вспомнят своего воспитателя. И я очень хочу, чтобы эти дети вспоминали о Вас с теплом и любовью. Чтобы они вспоминали Ваши объятия, то, как вы дули на разбитую коленку и улыбнулись в ответ на разбитую чашку. Я хочу, чтобы вы не потеряли себя в этой сложной профессии, не впадали в отчаяние и депрессию. Из каждой ситуации есть выход и если Вы захотите и поможете мне, то мы вместе будем эти выходы искать. Сразу хочу дать понять, что я ни в коем случае не собираюсь Вас учить, я здесь, чтобы помочь найти баланс. Ведь работа с детьми, родителями и начальством очень сложная- это работа с людьми. Я никогда не буду Вашим врагом, но и в друзья не набиваюсь. Мне важно, чтобы Вы научились мне доверять и позволили помогать, когда это необходимо. Ну и что бы не было недосказанности, скажу, что не смогу закрывать глаза на жестокость, в сфере дошкольного образования ее быть не должно. Бежать к начальству и жаловаться сразу я не буду, но пойду тогда, когда не смогу своими силами исправить ситуацию.
Поэтому, если я буду подходить к Вам и разбирать ситуацию, прошу относиться с пониманием. Ведь я это буду делать не для того, чтобы Вас наказать, а для того, чтобы сделать Вашу и свою работу более комфортной.
А теперь вернемся к теме семинара.
Ребёнок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. Но, очень часто взрослые бывают жестоки, забывая, что и они когда-то были детьми.
Что вы понимаете под словом «насилие»?
Существует классификация насильственных действий (Давайте попробуем их перечислить?) Выделяют следующие виды насилия в отношении несовершеннолетних:
Физическое – прямое или косвенное воздействие на жертву с целью причинения физического вреда, которое может проявляться в виде шлепков, нанесения ссадин, укусов, сотрясений, царапин, ударов, ожогов, удушья, грубых хватаний, отбрасывания в сторону или на пол, бросание предметов в жертву и различные телесные повреждения от родителей, других взрослых или детей. Также это могут быть не опасные для жизни, но унизительные действия — «опущения».
Сексуальное – любые развратные действия, склонение к половому контакту, изнасилование. Любое сексуальное действие по отношению к ребенку: прикосновения к гениталиям, эротические поцелуи, требование от ребенка этих действий, половой акт. Сюда же относятся наблюдения за действиями сексуального характера, показывание детям порнографии и привлечение их к таким съемкам, привлечение к проституции и др.
Психологическое или эмоциональное – унижения, оскорбления, угрозы, социальная изоляция, шантаж и т.д.
Пренебрежение нуждами — когда игнорируются жизненные потребности ребенка (не, кормят, не одевают, запирают в доме, не играют, не покупают игрушек, не разговаривают, не следят за чистотой и т. п.). При этом необходимо отметить, что от пренебрежения нуждами по статистике умирает больше детей, чем от прямой агрессии.
Эмоциональное насилие — это когда ребенка оскорбляют словами, сюда же относятся обвинения, угрозы, издевательства и высмеивания, а также отсутствие эмоционального тепла, перекладывание на ребенка ответственности за то, в чем он не виноват. Например, кровные родители внушают ребенку, что его отдали в детский дом за то, что он не слушался; сюда же относятся угрозы самоубийства — с целью контроля над, поведением ребенка; конфликты между воспитателями и родителями; вопросы типа «кого ты больше любишь, — папу или маму?».
Уголовная ответственность
Конституция Российской Федерации устанавливает, что материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Определенную роль в этом играет уголовно-правовая защита ребенка от различных форм насилия.
Уголовным кодексом РФ предусмотрена ответственность за преступления против здоровья и жизни несовершеннолетних.
-Например, ст. 117 УК РФ определяет наказание за истязание несовершеннолетнего – систематическое причинение ему физических или психических страданий, побоев, не приносящих вреда здоровью. Кроме этого, любое противоправное действие по отношению к малолетнему лицу (ребенку до 14 лет) относится к отягчающим обстоятельствам, увеличивающим срок наказания за любое преступление. -Особой формой насилия по УК РФ является оставление в опасности малолетнего лица.
-Отдельная группа норм уголовного законодательства регулирует санкции за сексуальное насилие над детьми, к нему относится не только изнасилование, но и совершение разного рода развратных действий – демонстрация половых органов, порнографической литературы, непристойные прикосновения и т.д. -К преступлениям против несовершеннолетних относят также принуждение к антиобщественным действиям – склонение к употреблению наркотиков и алкоголя, бродяжничеству, проституции, попрошайничеству (ст. 151 УК РФ).
Однако в УК РФ не предусмотрена ответственность за психологическое насилие, хотя ребенок страдает от его проявлений не менее тяжело, чем от физических действий. В рамках ст. 110 вводится ответственность за доведение до самоубийства и определяется роль оскорблений и угроз, как криминогенного фактора. Но наказание за эти действия наступает только в случае развития трагических событий – попытки ребенка свести счеты с жизнью или самоубийства. В тоже время любое психологическое давление на ребенка со стороны взрослых сказывается на его развитии и самочувствии.
Поведение ребенка и эмоции являются отражением того, что с ним происходит.
Поэтому, обратив внимание поведение ребенка, на то, как он реагирует в ситуациях общения со сверстниками и взрослыми, мы можем увидеть ряд особенностей или признаков, которые могут косвенно указывать на факты жестокого обращения. Давайте познакомимся с этими признаками:
Возраст 3-6 лет: пассивная реакция на боль, отсутствие сопротивления, примирение со случившимся, заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость, ночные кошмары, страхи, регрессивное поведение (проявление действий или поступков, характерных для более младшего возраста), болезненное отношение критике; агрессивность, лживость, жестокость по отношению к животным, младшим; воровство, склонность к поджогам; несвойственные возрасту знания о сексуальном поведении, сексуальные игры с собой, сверстниками или игрушками, открытая мастурбация, нервно-психические расстройства и т.п. Для всех возрастов: задержка физического и умственного развития, задержка речевого и моторного развития, плохая успеваемость, нервный тик, энурез, нарушения сна, тревожность, различные соматические заболевания (ожирение, резкая потеря веса, язва желудка, кожные заболевания, различные аллергии), длительные подавленные состояния, печальный или утомленный вид, опухшие веки, нарушения аппетита, постоянный голод или жажда, санитарно-гигиеническая запущенность, педикулез, стремление любыми способами, вплоть до нанесения самоповреждений, привлечь к себе внимание окружающих и т.п.
«Ассамблея сказочных героев и нарушение их прав»
А сейчас уважаемые педагоги, предлагаем вам на примере сказочных героев проследить и проанализировать о возможных нарушениях прав детей.
• какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? «Поросята из сказки - «Три поросенка» Зайчик из сказки - «Заюшкина избушка»; «Зимовье зверей»
• в каких сказках нарушалось право на жизнь и свободу героев?
«Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Красная шапочка», «Дюймовочка»
• в какой сказке обижают, неволят, применяют физическое наказание?
«Карабас – Барабас»;
• в какой сказке похищают ребёнка? «Снежная Королева» «Гуси-лебеди» какие права Золушки нарушали ее мачеха и сестры?
(жестокое обращение, право на досуг и отдых, уровень жизни, необходимый для поддержания здоровья)
• какой сказке главный герой отказался воспользоваться своим правом на получение образования? «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Уже тогда писатели поднимали проблему нарушения прав ребенка. И таким образом, они пытались проводить правовое воспитание через сказки.
У детей, которые хронически подвергаются жестокому обращению, формируются 2 крайности: страхи тревожность и агрессивность.
«Причины агрессивного поведения ребёнка в общении с взрослым и сверстниками». Ребенок проявляет ее:
1) Отвечая на полученную обиду или унижение.
2) Если кто-то нарушает его личностные границы, отбирает у него личные вещи, разрушает ценные постройки.
3) Когда он устал, болен или напуган.
4) Если на него мало обращают внимания, игнорируют.
5) Когда взрослые не понимают и не удовлетворяют его потребности.
6) Когда ребёнок не может объяснить то, чего он хочет.
7) Когда ребёнок не чувствует, что с ним советуются, что его мнение что-то значит, в ответ на «приказы» взрослых.
8) В случаях, если ребёнку довелось пережить какое-то травматическое событие: горе, нападение, перемену жительства, потерю стабильности, сильный страх, насилие, стресс. Куда можно обратиться в случае насилия над ребенком?
В случае насильственных действий в отношении несовершеннолетних можно обратиться за помощью в ряд организаций, каждая из которых обладает своими полномочиями в данной области:
• Комиссия по делам несовершеннолетних – орган, обязанность которого – защита несовершеннолетних от всех форм насилия, выявление фактов жестокого обращения и социальная реабилитация детей. Обращаться в эту организацию за помощью можно, если стало известно о том, что ребенок не получает нужного материального содержания, живет в антисанитарных условиях, лишен родительского надзора.
• Органы опеки и попечительства – орган, уполномоченный проверять условия жизни детей в семье, представлять их интересы в судебной инстанции, заявлять иски в суд о лишении, либо ограничении родительских прав. Помимо этого, орган ведет профилактическую работу, а также занимается выявлением неблагополучных семей.
• Уполномоченный по правам ребенка – обеспечивает защиту прав детей и их восстановление, содействуют в выявлении и расследовании нарушений прав ребенка. Главная функция – независимый контроль над деятельностью государственных органов, обеспечивающих соблюдение интересов детей.
• Прокуратура – занимается защитой прав ребенка в суде, предъявлением требований о восстановлении прав несовершеннолетних к органам опеки и попечительства и другим компетентным органам, может подавать иски в суд о лишении родительских прав.
Насильственные действия в отношении несовершеннолетних обязательно должны пресекаться, а пострадавшие от таких действий дети нуждаются в длительной реабилитации, которая необходима им для того, чтобы без последствий пережить полученную травму.
Насилие по отношению к ребёнку – опасная как для него, так и для участников ситуация, независимо от занимаемой позиции участников. Последствия пережитого насилия сказывается на протяжении всей жизни как ребёнка, так и других участников ситуации.
Давайте рассмотрим, три позиции, в которых может оказаться педагог в общении с ребёнком: жертва, свидетель, агрессор. Наша основная задача выработать алгоритм взаимодействия с ребёнком. Рассмотреть методы оказания психолого-педагогической помощи ребёнку.
Первая позиция, когда воспитатель выступает в роли жертвы. Казалось бы, как такое возможно, взрослый, который является образцом и носителем норм, правил становится жертвой агрессивного поведения детей. Встречались ли вам подобные ситуации?
Обсуждение ситуации «воспитатель в роли жертвы агрессивного поведения ребёнка»
Причины агрессивного поведения дошкольников
Предлагаю обсудить: как может поступить педагог в подобной ситуации?
- Первый вариант: самый простой – ответить агрессией на агрессию
Как вы думаете, почему так происходит? Какой будет результат, изменит ли ребёнок свое поведение сейчас? Какой вывод он сделает из ситуации?
Если воспитатель выбирает первый вариант, то ребёнок получает подтверждение своей модели поведения – любую проблему можно решить силой, если кричать, бить, ругать то можно получить то, что хочешь и самое главное это работает.
- Второй вариант: выступить в роли родителя – осудить, прочитать нотацию, запретить, ввести ограничения.
Причина – вполне понятна, воспитатель воспитывает, он должен объяснить, как правильно себя вести, указать на нарушение, обозначить правила поведения и общения. Всегда ли это работает? Особенно с ребёнком, который привык вести себя агрессивно с взрослым? Чему в данной ситуации учится ребёнок, что он чувствует?
Выбирая второй вариант, педагог с одной стороны реализует свою профессиональную функцию. Но здесь важно понимать: с помощью, каких средств и методов, и что в данной ситуации видит и понимает ребёнок. А видит он, что его воспитывают, говорят как правильно, в тоже время, его чувства и эмоции отходят на второй план.
- Третий вариант: постараться понять, принять, и помочь справится с собственной агрессией, так как это реакция ребёнка, модель поведения, которую необходимо менять.
Важно понимать, что в непосредственной ситуации общения, когда ребёнок ведет себя агрессивно, грубит, нужны конкретные шаги и действия, чтобы направить эту агрессию в сторону или снизить эмоциональный накал. Упражнение «Мозговой штурм»
Предлагаю провести «мозговой штурм» на тему – почему ребёнок может вести себя агрессивно, непосредственно в ситуации общения. Участники предлагают аргументированные ответы, возможно обсуждение.
Как мы можем помочь ребенку закрепить положительный результат?
«Направления помощи ребёнку». Как мы можем помочь ребенку.
Дневник наблюдений – понять механизм запуска агрессии;
Создание условий, когда ребёнок будет уверен, что его принимают хорошим- создание базы положительного самопредъявления, ситуация успеха, знаки внимания, важные дела, внешние стимулы подсказки.
Система поощрений, положительных подкреплений – формирование и подкрепление мотивации к положительным изменениям;
Идеи по поощрению детей в детском саду
Прием «похвала» - хвалить детей, хвалить поступки, хвалить за стремление и усердие, выражать благодарность за помощь, старание, улыбки.
Прием «положительное внимание» - обнять погладить, прижать к себе, улыбнутся, Ласка направлена на проявление нежности, обратить внимание. Когда ребёнок занят полезным делом, нашел себе занятие. Прием «дополнительное время совместных игр, занятий, развлечений» - детям предлагаю выполнить поручение, а последнего перелагается интересная игра или занятие, которое детям очень нравится. Прием «Бонус» - ребёнок ведет себя в рамках правил, выполняет ранее обговорённые условия, в качестве бонуса, неожиданно, ему предоставляется возможность поиграть подольше, быть первым,
Прием «Сундучок поощрений» - волшебная шкатулка, в которой могут лежать разные детские «радости и полезности»: мелкие игрушки, наклейки, сувениры.
Прием «Большое спасибо маме» - ребенок соблюдал правила, помогал выполнять важные дела, воспитатель при всех детях вручает ему торжественную открытку «Спасибо маме
Прием «Герой дня» - ребёнок выполнял правила, помогал в группе, в конце дня воспитатель торжественно вручает ему почетный знак «Герой дня».
Прием «Номинация» - в конце недели, воспитатель совместно с детьми вручает награды «Золотые руки», «Светлая головушка», «Рыцарь дня», «Самый душевный», « Золотой запас»
Прием «Экран достижений» - в группе можно сделать пано, где воспитатель, или сами дети отмечают своих заслуги и достижения.
Готовность к возникновению ситуации- не воспитывать и критиковать, а помочь справится с эмоциями – помнить, что ваши реакции, слова действия служат для ребёнка примером того, как необходимо вести в ситуации агрессии, если вы будете заражаться отрицательными эмоциями и вступать на тропу войны, то поведение ребёнка не изменится. (активное слушание, я-сообщения);
Обучение ребёнка способам саморегуляции; «Алгоритм действий в конфликтной ситуации»
1) Примите как данность, что испытывать гнев, злость для ребёнка – естественно.
2) Помогите ребёнку осознать, что с ним происходит с помощью слов: «Я вижу, что ты сейчас сердишься»; «Я понимаю, что ты сейчас злишься».
3) Покажите, что вы понимаете, НА ЧТО сейчас злится ребёнок: «Ты злишься на меня потому, что я не дала порисовать (перед прогулкой)...»; «Ты сердишься сейчас, потому что ты хочешь побегать...»
4) Скажите, что вы понимаете его: «Я тебя понимаю, я бы тоже разозлилась на твоём месте»; «Я понимаю, мне неохота заканчивать интересные дела», «Я тоже злилась, когда была маленькой и меня начинали укладывать спать».
5) Помогите ребёнку сказать своими словами, что он чувствует: «Я сержусь», «Я злюсь», «Я так злюсь, что мне хочется тут всё раскидать», «Мне хочется тебя ударить». (У ребёнка такие мысли возникают, просто вы об этом не догадывайтесь. Пусть знает, что он может сказать об этом свободно, ведь сказать – не значит сделать).
Работа со своим внутренним состоянием (это самая сложная работа)
Обсуждение ситуации «воспитатель в роли свидетеля жестокого поведения по отношению к ребёнку» Здесь можно выделить два варианта – педагог наблюдает в поведении ребёнка признаки, которые указывают на факты жесткого обращения, или педагог непосредственно является свидетелем факта жёсткого обращения с ребёнком.
Обсуждение ситуации «воспитатель в роли агрессора по отношению к ребёнку» это позиция «агрессора». Причины эмоциональной неустойчивости педагога Все мы живые люди и испытываем чувства и эмоции, и не всегда это радость и удовольствие. Бывают периоды, когда нас охватывает раздражение, досада, злость и гнев. В такие минуты речь не идет о воспитании детей. В такие минуты важно успокоится.
Профессия воспитателя доо является одной из самых стресс генных: огромная ответственность за жизнь и здоровье детей, большое количество образовательных, развивающих задач, высокие стандарты к качеству предоставляемых образовательных услуг, а также своеобразный контингент детей, родителей. Все эти внешние факторы накладывают свой отпечаток на личность воспитателя, что отражается на эмоциональном состоянии.
Если вы стали замечать за собой, раздражение в общении с детьми, часто повышает голос, остро реагируете на поведение детей и чувствуете, что теряете контроль, стоит остановиться и проанализировать ситуацию.
Важно определить основные причины, это может быть связано с изменяем общих факторов: семейная ситуация, состояние здоровья, профессиональное или эмоциональное выгорание и тогда стоит, обращается к специалистам.
Однако бывают ситуации, которые не связаны с вышеперечисленными факторами, а лежат в плоскости отношения отдельных детей и педагога. Например, расхождение темпераментов, непринятие качеств отдельных детей. И здесь важно обладать средствами самопомощи в острых ситуациях.
Есть замечательная поговорка – «Раздраженный воспитатель не воспитывает, а раздражает» Я вам предлагаю общий алгоритм выхода из подобной ситуации.
Алгоритм самопомощи для воспитателя
Первый шаг - проанализировать ситуации, в которых вас охватывают отрицательные чувства. Самой универсальной формой является дневник самонаблюдений, где вы будете фиксировать ситуации, характер взаимодействия с детьми и ваши эмоции и чувства. В дневнике так же желательно отразить, что конкурентно в поведении детей вас раздражает, злит, прописать все это словами.
Дата время |
Ситуация |
Поведение ребёнка |
Мои чувства |
Пятница 10\30 |
Дети в раздевалке переодеваться на прогулку |
Миша бегает по раздевалке и всех бьет колготками, на просьбы остановится, не реагирует. |
Меня охватывает гнев, я повышаю голос, кричу, сажаю его на стул. |
|
|
|
|
Вторым шагом будет – анализ переживаемых вами чувств. Если это раздражение – скорее всего дети хотят внимания, но не умеют получать его социально приемлемы способами. Если это гнев – то, это может быть протест, борьба за самостоятельность, отстаивание своих прав. Если вы обижаетесь – то, это может быть месть. В зависимости от испытываемых вами чувств вы можете найти способы помощи ребёнку в удовлетворении его актуальных личностных потребностей.
В работе над состоянием гнева или раздражения, есть одна важная закономерность – вы можете изменить ситуацию до того, как вы «взорвались», в самой острой фазе вы просто реагируете (срываетесь, кричите). Поэтому, так важно знать и понимать в каких ситуациях вас охватывают сильные отрицательные чувства. Третьим шагом – будет выбор средств переключения, когда вы почувствуете первые «волны» отрицательных чувств. Самым действенным способом будет - проговаривание своих чувств: «я чувствую, как я раздражаюсь (злюсь), когда вижу …, когда мне говорят …, когда меня не слышат с 3 раза …» Здесь есть 2 варианта – эти слова можно проговорить в слух, с целью обратить внимание ребёнка и показать ему, как правильно управлять своими чувства или проговорить про себя. После того как вы проговорили свои чувства, необходимо выполнить действия для переключения внимания – физическое упражнение, дыхательная техника, визуализация, счет про себя.
Четвертый шаг – выстроить для себя схему: ситуация взаимодействия- поведение детей – испытываемые вами чувства – приемы самопомощи-практика.
Возьмите листочки, и каждый для себя выберите ситуацию, когда вы испытываете сильные отрицательные чувства и напишите:
• Когда это происходит?
• Почему это происходит?
• Какое чувство вас охватывает?
• Что вы говорите, как вы поступаете?
• Затем запишите словами – я злюсь, когда …, я хочу...
• Затем запишите, что вы можете сделать, чтобы переключиться, успокоится.
Физические упражнения: взмахи руками, приседания, сильно сжать и разжать кулаки, потереть ладони. Дыхательные техники: 3 глубоких вдоха и выдоха, когда вдох короче, чем выдох; вдох через одну ноздрю выдох через другую.
Включить в голове приятную картинку – образ, который вас согревает и успокаивает или проговорить важную для вас фразу. Обмен мнениями.
Упражнение в группе «Как проявляются травмы прошлого».
Цели: показать, что проблема или травма прошлого может проявляться в поведении и реакциях ребенка непонятным, неожиданным образом. Показать, какие чувства может испытывать взрослый, сталкиваясь с таким поведением.
Из числа участников необходимо три пары добровольцев. В каждой из пар один участник — «ребенок», другой — «воспитатель»
«Дети» отводятся в сторону и получают установку, как вести себя во время упражнения.
Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».
Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками».
Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай». Приглашаются в круг первый «воспитатель» и «ребенок». «Воспитателю» задание: «Попросите ребенка похлопать в ладоши, покажите ему, как это здорово, похлопайте вместе!».
Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение будет максимальным.
Второй «воспитатель» и «ребенок». «Воспитателю» задание: «Научите ребенка считать до пяти». Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в тот момент, когда недоумение или раздражение станет максимальным
Приглашаем в круг третьего «воспитателя» и «ребенка» и даем «воспитателю» задание: «Вы собираетесь на прогулку, вы мирно о чем-то беседуете с детьми и вдруг заметили, что один ребенок неаккуратно повязал шарф, все горло открыто. Поправьте шарф».
Дайте участникам некоторое время на развитие событий и остановите игру в том момент, когда недоумение или раздражение «воспитателя» будет максимальным.
Попросите «воспитателей» поделиться своими чувствами. Что они испытывали, когда пытались поиграть с ребенком, научить его чему-то, проявить заботу, а получили неадекватную реакцию? Спросите остальных участников группы: что, по их мнению, происходило? Почему дети так странно вели себя?
Предложите «детям» рассказать, какие установки ими были получены. Попросите их рассказать о чувствах, которые они испытывали, когда «воспитатели» проявляли непонимание и настойчивость.
Предложите группе обсудить вопрос: «В наших ситуациях попытка "воспитателей" помочь детям, сделать для них что-то хорошее потерпела фиаско. Можно ли сказать, что кто-то из участников — "воспитатель" или "ребенок" — в этом виноват? Что является истинной причиной?».
Обратите внимание участников на то, что ребенок, переживший насилие настороженно относится к любым контактам со взрослыми. Он старается избегать таких контактов, по-своему трактует любые, на ваш взгляд, безобидные действия, жесты или слова. Обсуждение в большой группе.
Последствия детских травм могут быть очень длительными и серьезными, но это не приговор на всю жизнь. С чем-то помогут справиться специалисты, что-то ребенок преодолеет сам, набравшись сил и получив поддержку. Важно помнить, что, каковы бы ни были обстоятельства, любой ребенок внутреннее стремится расти, развиваться, быть здоровым и счастливым. Если он попадет в благоприятные условия, почувствует себя в безопасности, получит тактичную, терпеливую поддержку, он обязательно использует эту возможность для преодоления своих проблем.
Упражнение «Ярлыки»
Приглашаются 4 желающих участников, им на спину приклеивают ярлыки («Неряха», «Никудышная», «Бестолковая», «Лентяйка»)
Потом каждому участнику по очереди предлагают пройти мимо всех участников тренинга. Все участники тренинга называют его обидными словами в соответствии с ярлыком. Участнику предлагается отследить свои чувства, переживания, эмоции. Когда пройдут все четыре участника, проводится обсуждение. Далее реабилитация участников (наоборот хвалят).
Вывод: недопустимо вешать на ребенка ярлыки. Можно оценить поступок ребенка, но ни в коем случае нельзя оценивать самого.
Рефлексия
Уважаемые коллеги, мы завершили ход нашего семинара и отметили для себя, что выбранная тема была для вас интересна и актуальна. И прошу вас дать характеристику прошедшего семинара с помощью трилистника. Раскрасьте один из лепестков трилистника, выбрав цвет соответствующий вашему отношению к прошедшему семинару:
Зеленый - Я узнал много нового и буду обязательно это использовать; Розовый - Я это знал, но мне это было интересно; Голубой - Я не всё понял, но я доволен.
«Ты опять опоздала», «Ты не сделал то, о чем я тебя попросила», «Ты постоянно поступаешь по-своему», а также много других фраз, смысл которых зависит от конкретной ситуации. Все они начинаются с обвинения в адрес другого человека. В психологии такие фразы называются Вы-сообщениями. Такие сообщения обычно ставят человека в оборонительную позицию, у него подсознательно возникает ощущение, что на него нападают. Именно поэтому в большинстве случаев в ответ на подобную фразу человек начинает защищаться, а лучшим способом защиты, как известно, является нападение. В итоге такая «беседа» грозит перерасти в конфликт.
Избежать конфликтов и в то же время сделать так, чтобы партнер вас услышал, поможет использование Ясообщений. Технику Я-сообщений можно также успешно применять и в общении с детьми, и с подчиненными, и в других ситуациях.
Любое недовольство, которое мы обычно выражаем через Вы-сообщение, можно преподнести человеку подругому, воспользовавшись техникой Я-сообщений. Фраза в данном случае состоит из четырех основных частей:
1. Начинать фразу надо описанием того факта, который не устраивает вас в поведении другого человека. Подчеркиваю, именно факта! Никаких эмоций или оценки человека как личности. Например, так: «Когда ты опаздываешь…».
2. Далее следует описать свои ощущения в связи с таким поведением. Например: «я расстраиваюсь», «я волнуюсь», «я огорчаюсь», «я переживаю».
3. Потом нужно объяснить, какое воздействие это поведение оказывает на вас или на окружающих. В примере с опозданием продолжение может быть таким: «потому что мне приходится стоять у подъезда и мерзнуть», «потому что я не знаю причину твоего опоздания», «потому что у меня остается мало времени на общение с тобой» и т.д.
4. В завершающей части фразы надо сообщить о вашем желании, то есть о том, какое поведение вы бы хотели видеть вместо того, которое вызвало у вас недовольство. Продолжу пример с опозданием: «Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
В результате вместо обвинения «Ты опять опоздала» мы получаем фразу вроде «Когда ты опаздываешь, я волнуюсь, потому что не знаю причину твоего опоздания. Мне бы очень хотелось, чтобы ты звонила мне, если не можешь прийти вовремя».
Первому: «У тебя в кулаках зажато нечто очень важное, очень ценное, а может, наоборот, постыдное, что ты никому и никогда не хочешь показывать. Что бы ни происходило, не разжимай кулаков. Для тебя это важнее всего остального».
Второму: «Когда-то в твоей жизни случилось что-то страшное, ужасное, что связано для тебя со словом "три". Если услышишь это слово — значит, тебе грозит опасность, нужно скорее сесть на пол и закрыть голову руками».
Третьему: «Не позволяй никому прикасаться к тебе и даже протягивать руки. Ты знаешь, что ничем хорошим это не кончится, поэтому при первой же попытке отбей охоту продолжать: оттолкни, обругай».
«Неряха»
«Никудышная»
«Бестолковая»
«Лентяйка»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.