Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"
Оценка 4.9

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Оценка 4.9
Разработки уроков
rtf
русская литература
11 кл
10.03.2018
Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"
Конспект урока литературы для 11 класса к ученику под ред. Журавлевой В.П., Коровиной В.Я. (в 2-х частях). Конспект включает в себя все значимые этапы: проверку домашнего задания, лекцию (слово) учителя, анализ произведения (через беседу по вопросам, практическую работу, анализ эпизода, исследовательскую работу и др.), практическая работа. В конспект включает комментарии для учителя. Конспект легко корректируется и редактируется под потребности учителя.
Урок 24 (85). Семинар по роману-эпопее «Тихий Дон».rtf
Урок 24 (85). Семинар по роману­эпопее «Тихий Дон» Цель урока: проверить знания учащихся, подготовиться к сочинению. Оборудование урока:  тексты романа, записи в тетрадях, критические материалы по творчеству Шолохова. Методические приемы: проверка знаний, работа по группам. I. Работа по группам (2—3 человека) по вопросам Ход урока 1. Образ Дона в романе. 2. Языковая стихия в «Тихом Доне» 3 Роль внутренних монологов в характеристике Григория. 4. Своеобразие и роль пейзажа в романе. 5. Сопоставление романов Л. Н. Толстого «Война и мир» и М. А. Шолохова «Тихий Дон». Материал для 2­го вопроса Уже в «Донских рассказах» определился шолоховский слог, которому присуща земная,   предметная   основа,   индивидуальное   видение,   символическая   и   лирическая окрашенность, живая разговорная речь. Тончайших   оттенков   цветопись:   замшелые   в   прозелени   меловые   горы, перламутровые ракушки,  вороненая рябь Дона, полынная  проседь, бурый придорожник (все это на первых страницах романа). Шолохов одухотворяет природу: галька «нацелована волнами»;   пользуется   метафорой:   «стремя   Дона   перекипает   под   ветром»,   марево   — «текучее».   Шолохов   сжимает   фразу,   делает   ее   энергичной   и   компактной.   Вместо очевидного «Мелеховский двор стоял на самом краю хутора» — «Мелеховский двор — на самом краю хутора», вместо логичного «На восток, за гуменными плетнями из краснотала» —   «…за   красноталом   гуменных   плетней».   Далее   —   «полынная   проседь»   —   вместо предмета впереди стоит его признак. Далее в романе почти импрессионистские по словесной живописи образы: «Над степью   —   желтый   солнечный   зной»,   «белый   неумолчный   перепелиный   бой», «разметывалась голубая пряжа июльских дней». В выборе слова Шолохов опирается на исключительное знание народного языка. «Со скотиньего база», «меж замшелых глыб» — так Шолохов нарушает нормы правильной речи,   но   зато   сохраняет   оттенок   говора,   колорит   донской   речи,   подлинность изображаемого. «Серая изломистая кайма», где слово «изломистый» означает постоянный изначальный признак с оттенком усиления и экспрессивности, в отличие от «изломанного» — имевшего строгий, правильный вид, потом уже нарушенный. Стиль   Шолохова   оригинален   тем,   что  в   нем   синтезированы   устно­поэтические, просторечные и разговорные формы языка и тонко обработанная книжная речь. Свободное распоряжение разнообразными словесными запасами отличает Шолохова от тех писателей, которые опирались или только на сказовые формы, или, наоборот, лишь на книжную речь. В   народной,   разговорной   речи   писатель   уловил   редкие   по   выразительности   словесные средства: точные  названия  вещей и  действий,  признаков  и незаметных оттенков, яркие глаголы, наречия, служебные слова, фразеологизмы. Так   при  правке   1953  года  К.  Потаповым   многие  такие   слова   и  обороты  были заменены   правильными,   что   привело   к   нивелировке   стиля   романа   и   вызвало неудовлетворение   автора,   лингвистов   и   читателей.   Посмотрим   примеры.   В   скобках варианты правки. «Гутарили (говорили) про него по хутору чудное. Ребятишки пасшие за прогоном телят, рассказывали, будто видели они, как Прокофий вечером, когда вянут зори, на руках носил жену до Татарского, ажник (аж), кургана»; «Улыбка жиганула (обожгла) Митьку комариным укусом»; «С осени глохла (рвалась) связь со станицей; волк шибко (быстро) пошел к лесу, перебирал (уходил) к соседнему буераку. Меткий и образный язык романа особенно богат пословицами (находим примеры). Примерный ход рассмотрения 4­го вопроса. При рассмотрении следует обратить внимание на интонацию пейзажа, его цветовую гамму,   роль   художественной   детали,   связь   с   сюжетом   романа   и   психологическим состоянием   персонажей,   определить   художественную   функцию   пейзажа.   Как   пример рассмотрим несколько пейзажей. Изображение снежного заноса, раскрывающее состояние Аксиньи после встречи с Григорием (Кн. 3, часть 6, глава L). — Какова атмосфера данного пейзажа? (Начинается он с изображения стремительного движения снежного потока. Тревогой и холодом веет от этой картины.) —   Какими   языковыми   средствами   она   создается?   Что   придает   пейзажу динамичность? (Выразительные глаголы — кружат, воют, сметают, громоздят, эпитеты — «знобкие зимние ветры» — придают картине динамичность и создают напряженную атмосферу.) —   В   какой   момент   эмоциональная   атмосфера   достигает   наибольшей напряженности? — Как меняется характер картины в финальной части? (Даже когда движение лавины останавливается, изображаемая картина не перестает быть динамичной. Изображая смену времени суток, Шолохов рисует, как меняет   оттенки   снежный   нанос.   Жизнь   не   затихает   ни   на   минуту.   Остановка снежного   потока,   наоборот,   усиливает   напряжение   —  здесь   оно   достигает   своего предела. Все замирает в напряжении, ожидая, когда нарушится зыбкое равновесие. В финальной   части   ритм   становится   еще   более   стремительным,   глаголы   —   более динамичными, подчеркивая силу необузданной стихии, сметающей все на своем пути.) — Как связано состояние природы с психологическим состоянием Аксиньи? (Стихия   Аксиньиной   любви   так   же   сальна   и   неостановима,   как   снежная лавина. Долгая разлука заглушила, но не убила страсть в сердце героини. Новая встреча с возлюбленным заставила «многолетнее чувство» вспыхнуть с новой неуемной силой. Пейзаж,   оставаясь   самостоятельной   картиной,   служит   средством   раскрытия состояния героини.) Вывод:  Шолохов   проводит   множество   аналогий   между   состоянием   человека   и природы,   поэтому   важнейшим   принципом   изображения   природы   в   романе   становится психологический   параллелизм.   Природа   и   человек   выступают   как   самостоятельные,   но равновеликие силы. Описание потаенной жизни степи, ожидающей прихода весны (Книга 3, часть 6, глава ХIХ). — Каково общее настроение фрагмента? — Как передано состояние «мертвой» зимней степи? — Какие краски находит автор для изображение потаенной жизни степи? — Как передано скрытое от глаз движение? — В чем своеобразие ритма заключительных строк пейзажа? — Какие стилистические фигуры использованы? — Как связан пейзаж с содержанием главы? — Какой художественный принцип использован при написании пейзажа? Начинается   пейзаж   с   описания   «мертвой»   степи:   здесь   нет   движения,   (многие предложения лишены глаголов), нет звуков, а полет ворона не оживляет картину, а делает ее более зловещей. Присмотревшись, видим тайную жизнь, где есть краски, едва ощутимое движение   природы   к   весне.   Финальные   строки   —   почти   поэтически   ритмичны   за   счет синтаксического   параллелизма,   анафористических   повторов   и   выразительного   ряда аллитераций. Они являются гимном весне. Состояние   природы,   замершей   в   ожидании   грандиозных   перемен   —   явная параллель   состоянию   казачьих   хуторов,   затаивших   дыхание   накануне   Верхнедонского восстания. Пейзаж придает событиям романа больший эпический размах. Примерный план ответа на 5­й вопрос: 1. Оба романа — эпопеи. 2. В центре обоих романов — поиски героями истины, своего пути. 3. Интуитивность этих поисков (Пьер — Григорий). 4. Идеалы Толстого и Шолохова и их героев: дом, семья, естественность, доброта, способность к самопожертвованию, трудолюбие. 5. Реализм в изображении войны, ее жестокости и ужасов. 6. Изображение подвига — настоящего и формального. 7. Противопоставление мира и войны (многозначность этих слов). 8. Изображение развращающего действия войны на душу человека. 9. Изображение непобедимой силы жизни (Наташа Ростова — Аксинья). 10.«Диалектика души» — психологизм; герой в развитии. 11. Отсутствие идеализации народа. 12.   Главные   отличия:   Толстой   писал   роман   о   событиях   50­летней   давности,   а Шолохов — по горячим следам. 13.   Толстой   изображает   единственно   оправданную   войну   —   за   родину,   против захватчиков. Шолохов — бессмысленную, с точки зрения человечности, Первую мировую и войну без победителей — гражданскую. II. Реализация индивидуального домашнего задания Доклад по роману «Поднятая целина»: сюжет, проблематика, характеры, история написания. Домашнее задание Подготовка к классному сочинению. Дополнительный материал к уроку — практикум 1. Литературовед С. Н. Семанов писал: «“Тихий Дон” начинается и кончается на хуторе Татарском. Первая фраза романа «Мелеховский двор — на самом краю хутора». Последняя сцена: Григорий стоит «у ворот родного дома», держит на руках сына». — Чем еще, кроме места действия, близки эти эпизоды романа? В чем созвучны и чем различаются настроения двух фрагментов? —   В   чем   символический   смысл   того,   что   роман   Шолохова   начинается   и заканчивается в одном и том же месте? 2.   Михаил   Шолохов   писал:   «В   оценке   поведения   Аксиньи   может   идти   речь   о протесте   не   против   домостроевских   традиций,   а   о   протесте   против   исторических пережитков в отношении к женщине, против жестокости казачьих нравов». — Как представлены в романе домостроевские традиции? —   В   чем   проявляется   протест   Аксиньи   против   исторических   пережитков   в отношении к женщине, против жестокости казачьих нравов? 3. Литературовед В. М. Акимов писал: «В ядре шолоховского романа — курень и хутор; волны жизни широко расходятся от него и отовсюду сходятся к нему. Посмотрите, как раскинулись вокруг куреня романа, как емки окружающие его пространства…» — В чем проявляется то, что ядро «Тихого Дона» — это «курень и хутор»? —   Что   представляет   из   себя   «карта   романа»?   Какие   «пространства»   в   нем выделяются в первую очередь? В чем состоит необычайная емкость этих пространств? 4. «Отчетливо бросается в глаза, что в «Тихом Доне» сосуществуют как бы два хронологических отсчета, условно их можно было бы назвать хронологией «внешней» и «внутренней». Первая свойственна событиям, происходящим, как правило, за пределами хутора Татарского, в большом мире, потрясенном войнами и революциями...» «С первых же страниц «Тихого Дона» и до последних в тексте разбросаны хронологические примеры — как прямые, так и косвенные» (С. Н. Семанов). — Какие события относятся к хронологии «внешней» и какие входят в понятие хронологии «внутренней»? —   Приведите   примеры   того,   как   взаимодействуют,   соприкасаются   события «внешней» и «внутренней» хронологии. — Какие «хронологические приметы» есть в романе «Тихий Дон»? Какие из них являются наиболее важными в каждой из четырех книг? —   Каким   образом   «хронологические   приметы»   характеризуют   время, описываемое в «Тихом Доне»? — Каков  характер повествования в романе «Тихий Дон»?  Как влияет  на него манера М. А. Шолохова выделять «хронологические приметы»? 5. Литературовед В. Кирпотин писал в 1941 г., что развитие сюжета «Тихого Дона» обусловлено «последовательностью различных ступеней трудового процесса», что «сюжет первой   части   «Тихого   Дона»   построен   на   чередовании   сельскохозяйственных   работ, зависящих от чередования времен года», что писатель «уподобляет жизнь казаков жизни органической природы». — Как представлены в «Тихом Доне» трудовые процессы? Почему чередование трудовых процессов обусловливает логику развития сюжета романа? —. Как показана Шолоховым «жизнь органической природы»? Какую роль жизни природы в общей повествовательной ткани «Тихого Дона»? 6. М. А. Шолохов признавался: «Когда я начал писать «Тихий Дон», то я убедился, что   мне   при   всем   желании   не   удастся   достигнуть   такой   композиционной   цельности   и соответственности,   какой   хотелось   бы.   Приходилось   перемежать   огромное   количество событий, фактов, людей. В силу этого происходил прорыв, когда о человеке я забывал, и он оставался вне сферы моего внимания длительное время». — Какое впечатление производит «перемежение»? Чему оно служит в романе? — Приведите примеры моментов, когда писатель забывает о человеке, который длительное время остается вне сферы его внимания? С чем такие моменты связаны? —   Удается   ли   автору   «Тихого   Дона»   достичь   «композиционной   цельности   в соответственности»? — Не распадается ли роман на отдельные эпизоды, посвященные жизни хуторян, первой мировой и гражданской войнам и т. п.? 7. Критик газеты «Жизнь искусства» И. Оксенов в 1928 г., обвинил Шолохова в «бытовизме», «физиологизме», «эротизме» и писал: «Социальные характеристики героев... местами теряют свою отчетливость — именно под грузом физиологических мотивов». —   Что   в   характеристиках   героев   «Тихого   Дона»   можно   считать   социальным началом? Есть ли социальное обоснование поведения и поступков героев в романе? — Какие мотивы поведения героев «Тихого Дона», их образа жизни можно назвать физиологическими? Являются ли эти мотивы преобладающими в характеристиках героев романа? 8.   Критик   газеты   «Жизнь   искусства»   Б.   Вальбе   в   апреле   1929   г.,   оценивая вышедшую в свет вторую книгу «Тихого Дона», замечал, что в ней Шолохов «пренебрегает своим колоритом», который отличал первые страницы романа, что писатель не «вжился» в сложный   комплекс   фронтовых   событий,   что   он   лишился   «привычной   творческой   базы бытового жанра, распылился среди вороха газетной хроники». —   Сохраняется   ли   во   второй   книге   «Тихого   Дона»   шолоховский   колорит, присущий первой книге романа? — В чем проявляется тот факт, что в первой книге «Тихого Дона» была своя «база бытового жанра», а во второй ее уже нет? —   Как   показаны   во   второй   книге   «Тихого   Дона»   фронтовые   события?   Как проявляется   тот   факт,   что   писателю   не   удается   показать   весь   комплекс   фронтовых событий? — Действительно ли описание военных событий во второй книге романа является выдержками из «вороха газетной хроники»? 9.   Критик   журнала   «Настоящее»   в   статье   под   названием   «Почему   Шолохов понравился   белогвардейцам?»   (1929)   писал:   «Задания   какого   же   класса   выполнил, затушевывая   классовую   борьбу   в   дореволюционной   деревне,   пролетарский   писатель Шолохов? Ответ на этот вопрос должен быть дан со всей четкостью и определенностью. Имея   самые   лучшие   субъективные   намерения,   Шолохов   объективно   выполнил   задание кулака... В результате вещь Шолохова стала приемлемой даже для белогвардейцев». — В чем проявляется симпатия Шолохова к кулакам? — Почему критик, утверждал, что «Тихий Дон» оказался приемлемым «даже для белогвардейцев»? Как это характеризует позицию автора романа? —   Должно   ли   художественное   произведение   обязательно   должно   выполнять задание какого­то класса? 10. Западногерманский критик Г. Шпрейт писал (1960): «Тихий Дон» — это не начало   советского   искусства,   а   последний   плод   старой   традиции...   Как   коммунист, Шолохов говорит о всепобеждающей силе социалистического строя. Но как художник он видит его темные стороны, преломляющиеся в отдельных человеческих судьбах. Отсюда частый у Шолохова трагический колорит». — Является ли «Тихий Дон» книгой «о всепобеждающей силе социалистического строя»? — Какие «темные стороны» нового строя видит Шолохов и преломляет их «в отдельных человеческих судьбах»? —  О  какой  «старой  традиции»  русской  литературы  можно  говорить в  связи  с романом «Тихий Дон»? 11. М. Сеймур­Смит пишет о Шолохове: «Он описывает мир и события такими, какими их воспринимает. И на практике оказалось, что он лишил гражданскую войну ее ореола,   независимого   от   того,   с   какой   стороны   он   ее   наблюдал;   он   возвысился   до гуманизма, который стал одним из наиболее дефицитных товаров. Он судил о вещах, ставя себя в большей или меньшей мере «над схваткой». —   Приведите   примеры   того,   как   в   изображении   Шолохова   гражданская   война лишается «ореола, независимо от того, с какой стороны ее наблюдать»? — Как проявляется позиция автора неизменно находиться «над схваткой»? — В чем проявляется гуманизм «Тихого Дона»? 12.   Испанский   литературовед   Хосе   Мария   Вальверде   считает,   что   «ключ произведения   таится   на   его   последней   странице:   Григорий   оставляет   позади   себя   мир мертвых; чтобы вступить в новый этап своей жизни — и жизни вообще, — неся на руках своего сына как единственное свое достояние». — Что имел в виду критик, говоря о том, что «Григорий оставляет позади себя мир мертвых»? — Что говорит о готовности героя «вступить в новый этап жизни»? 13.   Хосе   Мария   Вальверде   писал   о   финале   «Тихого   Дона»:   «Ничего   более   не объясняется, ничего не решается, не связываются нити, чтобы закончить произведение, как это   было   в   эпилоге   «Войны   и   мира»...   Итог   «Тихого   Дона»   в   том,   что   с   прошлым покончено, как бы начиная с ничего, отец и сын входят в новое время». — Действительно ли в финале «Тихого Дона» «ничего не объясняется, ничего не решается, не связываются нити»? —   Сделайте   сопоставительную   характеристику   эпилогов   «Войны   и   мира»   и «Тихого Дона» — В чем проявляется тот факт, что надо начинать «с ничего», «отец и сын входят в новое время»? 13. Литературовед К. Прийма пишет: «...Пафос высокой трагедийности финала «Тихого Дона» — в смелом и светлом повороте Григория к нам. Дальнейшая судьба его неизвестна, но его разоружение, переход Дона и вступление на наш берег до амнистии строго   соответствует   правде   образа,   логике   характера   Григория   и   символизирует закономерное снятие противоречий между им самим и действительностью...» «Разговор с Мишаткой символичен и таит в себе луч надежды — подтверждение того, что мартовский, подтаявший на Дону лед выдержал на себе Григория и груз его заблуждений не зря!» —   Есть   ли   в   тексте   основания,   дающие   ученому   право   называть   «поворот» Григория Мелехова «смелым и светлым»? — В чем заключается «правда образа» и «логика характера» Григория Мелехова? Почему финал романа им соответствует? — Как снимаются противоречия, отраженные в «Тихом Доне», в финале романа? — Каким настроением проникнут у Шолохова разговор героя с сыном? В чем его символизм? — Каково описание природы в финале «Тихого Дона»? Какова роль подтаявшего льда в этом описании?

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"

Семинар по роману-эпопее М. Шолохова "Тихий Дон"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.03.2018