Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»
Оценка 5

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Оценка 5
Семинары
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.06.2017
Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»
Семинар-практикум "Психологическая составляющая современного урока" разработан для молодых педагогов. Он способствует решению вопроса: Как спроектировать современный урок с учетом психологических требований? При выборе формы проведения уроков, методов и приемов следует учитывать не только особенности умственного развития, но также возрастные и индивидуально-типологические особенности учащихся. Также следует учитывать зависимость между эффективностью усвоения учебного материала и выбором формы организации урока. Планируя учебную деятельность, необходим учёт индивидуально-типологических особенностей учащихся: • тип нервной системы, • темперамент, • тип восприятия и переработки информации.Семинар-практикум для молодых педагогов "Психологическая составляющая современного урока"
Семинар-практикум для педагогов.doc
Семинар­практикум для молодых педагогов 29.03.2017 Морозова Елена Валентиновна,  методист МКУ ИДК системы образования «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»  «Сорок пять минут урока – одно из удивительных педагогических явлений, когда  многообразные влияния сливаются в единый комплекс. И, сливаясь, они образуют такой  огромной силы фактор развития ребенка, становления его как личности». Уроки бывают разными: хорошими и плохими, интересными и скучными,  познавательными и бесполезными. Один урок сменяется другим, незавершенность  повторяется, а неудовлетворенность результатами работы учителя и учащихся  накапливается. Все это вызывает негативное отношение учеников к уроку в частности к  школе в целом, а у учителя – к педагогической деятельности. Но бывает и по­другому. Как сделать урок таким, чтобы ученик ждал новой встречи с учителем? И возможно ли это?  Как же спроектировать урок с учетом психологических требований?  Настоящий урок начинается не со звонка, а задолго до него. Современный урок — это, прежде всего урок, на котором учитель умело использует все  возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и  осмысленного усвоения знаний, для формирования ее нравственных основ. Для  осуществления всех этих и многих других сложных задач не может быть раз и навсегда  установленного типа урока, с застывшими навечно этапами и стандартной  последовательностью их осуществления. В связи с этим при выборе формы проведения уроков, методов и приемов следует  учитывать не только особенности умственного развития, но также возрастные и  индивидуально­типологические особенности учащихся. Также следует учитывать  зависимость между эффективностью усвоения учебного материала и выбором формы  организации урока. Планируя учебную деятельность, учитываются такие индивидуально­типологические  особенности учащихся:  тип нервной системы,  темперамент,  тип восприятия и переработки информации. Практика   показывает,   что   наблюдательный   и   опытный   учитель   может   определить типологические особенности учеников, их самооценку по «жизненным показателям», хотя он  часто  делает  это  интуитивно,   подсознательно.  Наибольшие  трудности  в   этом  плане испытывают начинающие учителя. В   связи   с   этим,   педагог   должен   учитывать   тип   темперамента,   индивидуальные особенности своих учеников, то есть должен обладать качествами отличного психолога. Рассмотрим этот фактор более подробно, затронув   типы темперамента учеников, а также некоторые индивидуальные особенности. Тип   нервной   системы   определяется   сочетаемостью   силы,   уравновешенности   и подвижности процессов возбуждения и торможения. Можно выделить четыре самых ярко выраженных  типа   нервной   системы,   их   соотношение   и   связь   с   темпераментом   (см. таблицу).    Темперамент —   проявление   типа   нервной   системы   в   деятельности   человека,   в   которых   проявляется индивидуально­психологические   особенности   личности, подвижность его нервных процессов, сила, уравновешенность Научное объяснение темпераментов даёт учение И.П.Павлова о типах высшей нервной  деятельности.  Темперамент   считается   врожденной   характеристикой   личности.   Традиционно выделяют четыре типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик, флегматик. И хотя чистые типы встречаются довольно редко, понимание о преобладающем темпераменте дает довольно важную информацию. У детей черты того или иного темперамента проявляются уже в возрасте 3­4 лет, но более достоверно можно выявить его в возрасте 5­6 лет. Так, холерик  обладает быстрой, страстной, со сбивчивыми интонациями речью, сильно подвижной выразительной мимикой, жесты его порывисты, он вспыльчив, суетлив, нетерпелив. Если ярко выраженный холерик сидит за партой, он всегда готов вскочить; если выполняет интересную или  важную для него работу, он – весь  внимание,  все его мысли, эмоции, движения сконцентрированы на ней. Но потом ребенок испытывает упадок сил и, пока не восстановит их, организовать его очень трудно. Сангвиник  говорит   громко,   сопровождает   речь выразительными   жестами   и   мимикой,   он   весел,   энергичен,   деловит.   Сидит   за   партой обычно непринужденно. Необходимо постоянно поддерживать интерес сангвиников. Если им   скучно,   они   начинают   играть   с   ручками,   карандашами   и   т.д.   или   заниматься посторонними делами.   быстро,   отчетливо, Речь флегматика  спокойна, равномерна, с остановками, без резко выраженных эмоций, жестикуляции, мимики; флегматик спокоен, рассудителен, молчалив, медлителен. За   партой   сидит   спокойно,   непринужденно,   не   вертится,   даже   когда   прозвенит   звонок встает как бы нехотя, не сразу. Меланхолик  обладает   слабой   неритмичной   речью,   иногда   снижающейся   до шепота, стеснителен, застенчив, малоактивен, робок, необщителен. Голова часто опущена, подбородок втянут. Внешне ребенок спокоен, его можно принять за флегматика. Однако беседы с родителями, близкими помогут узнать, что он сильно переживает из­за неудач: впадает в уныние, плачет, плохо спит и т.д. На уроке экстраверты обычно вступают в разговор, сидя за партой. Интроверты же предпочитают поднять руку или ждать когда их спросят. Экстраверты, особенно холерики, не любят письменных видов работ, избегают их, часто не доделывают, не пользуются черновиками. Интроверты же больше любят работать с книгой, выполнять письменную работу. Стремятся не только набросать план устного высказывания, но и полностью его записать. Экстраверты   испытывают   потребность   постоянно   реализовывать   новые   учебно­ речевые ситуации, разыгрывать новые роли, а при повторении начинают скучать. Интроверты же, наоборот, испытывают дискомфорт в новых, необычных для них ситуациях, а на этапе повторения, при реализации тех типов ситуаций, в которых у них накопился опыт общения, чувствуют себя довольно уверенно, творчески решают задачи. Экстраверты, прежде всего мальчики, предпочитают учебно­речевые ситуации, на фоне которых происходит быстрая смена сюжета, проигрывая которые можно подвигаться. Большинство   интровертов   испытывает   дискомфорт   в   тех   ситуациях,   в   которых   им приходится выступать перед большой или незнакомой аудиторией, а также при решении коммуникативных задач начала разговора, его поддержания. При   определении   психологических   особенностей   учащихся   важно   соблюдать некоторые   правила,   например:   не   принимать   реакции   мимики   и   жестов       за   внешние физические  раздражители   за  проявление   внутренних  психических   состояний,   не  делать выводов   на   основании   одной   детали,   не   принимать   проявления,   сформированные привычкой,   за   показатель   состояния   человека   в   данной   ситуации,   не   рассматривать внешнюю компенсацию физических недостатков за показатель настоящего состояния (так прищуривание может быть обусловлено близорукостью, а не презрительностью). Индивидуально­типологические особенности в зависимости от типа восприятия и переработки информации В зависимости от особенностей восприятия и переработки информации людей условно  можно разделить на четыре категории: Визуалы­ люди, воспринимающие большую часть информации с помощью зрения. Аудиалы ­ те, кто в основном получает информацию через слуховой канал. Кинестетики­ люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения  (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений. Дискреты ­ у них восприятие информации происходит в основном через логическое  осмысление, с помощью цифр, знаков, логических доводов. Эта категория, пожалуй, самая  немногочисленная вообще среди людей. А школьникам младших и средних классов такой  способ восприятия информации обычно вовсе не свойствен. Как мы можем распознать у человека ведущий канал восприятия и переработки  информации. Если ребенок учится в начальной школе или в средних классах, выводы  делаются в основном по наблюдениям. Если это подросток или взрослый, то ему можно  предложить еще и специальный опросник (самодиагностика). Каждый канал обладает определенными свойствами. Наиболее быстрым является  визуальный, менее – аудиальный, самым медленным – кинестетический.  В зависимости от того, какой тип восприятия преобладает, реципиент информации может  выступать как визуал, аудиал, кинестетик. Краткая характеристика   Визуалы в процессе перцепции предпочитают опираться на зрительные образы. Это люди, которые придают большое значение внешности и выражению лица человека,  любят пристально смотреть в глаза собеседника. Этот тип восприятия, если он  преобладает, обусловливает у визуала речевые особенности: такой человек быстро говорит («тараторит»), часто на высоких тонах. Для того чтобы определить, визуал ты (или твой  друг) или нет, можно провести простой тест: нужно вспомнить, какая характеристика  дается проблемам, явлениям, вещам. Типичными фразами являются такие: «Это выглядит  не очень хорошо», «Это как посмотреть», «Посмотри, какое сегодня яркое солнце» и т. д.   Аудиалы легче всего воспринимают информацию с помощью слуховых органов. Они быстро и прочно запоминают разговоры, лекции и редко переспрашивают вопрос, так  как хорошо его понимают с первого раза. Аудиал любит поддерживать беседы, его голос  при этом становится чистым, выразительным, а голова часто наклонена набок  (впечатление, что человек прислушивается к чему­то). Иногда можно заметить, что он  разговаривает сам с собой: повторяет только что услышанное, проговаривает свои задачи.  Это необязательно происходит громко – часто можно увидеть только шевеление губ.  Быстрый тест на то, являешься ли ты аудиалом: использование фраз «Это звучит  интересно», «Мне приятно вас слушать», «Прозвучало угрожающе», «Мне нравится ваш  голос», «Я слушал, затаив дыхание».    Кинестетики большое значение придают чувствительному опыту. Они лучше остальных могут запомнить запахи, стремятся к тактильному контакту и  эмоциональному подкреплению. Этих людей можно узнать по движениям – нерезким,  спокойным, плавным. Часто кинестетик не смотрит на человека, с которым разговаривает,  но может дотрагиваться до него. Как правило, его голос низкой тональности, а сам он  говорит медленно. Тест, позволяющий определить являешься ли ты или собеседник  кинестетиком, – это частое использование фраз «Я так чувствую», «Это затрагивает мои  мысли», «Это меня не касается», «Только почувствую, как это», «Не трогай меня». На что обязательно обращают внимание? А) Словарь общения. Визуал в своей речи употребляет существительные, глаголы,  прилагательные, связанные в основном со зрением (смотреть, наблюдать, картина, на  первый взгляд, прозрачный, яркий, красочный, как видите и т.д.). Для аудиала характерно  употребление слов, связанных со слуховым восприятием (голос, послушайте, обсуждать,  молчаливый, тишина, громкий, благозвучный и т. д.). Словарь кинестетика в основном  включает слова, описывающие чувства или движения (схватывать, мягкий, теплый,  прикосновение, гибкий, хороший нюх и пр.). Б)  Особенности внимания. Кинестетику вообще трудно концентрировать свое внимание, и  его можно отвлечь чем угодно; аудиал легко отвлекается на звуки; визуалу шум  практически не мешает. В) Особенности запоминания. Визуал помнит то, что видел, запоминает картинами. Аудиал  ­ то, что обсуждал; запоминает слушая. Кинестетик помнит общее впечатление.  Запоминает двигаясь. А сколько возможностей у учителя и родителей понаблюдать за разными типами учащихся  в их повседневных делах! Например, посмотреть, кто как записывает домашнее задание.  Допустим, оно написано на классной доске. Визуал: послушно откроет дневник и запишет, вернее, перепишет с доски то, что задано на  дом. Он предпочитает иметь нужную ему информацию, чем спрашивать у других. Он легко  воспримет ее записанной именно на доске. Аудиал: если захочет записать домашнее задание в школе, то, скорее всего, переспросит у  соседа по парте, что задано. Со слуха запишет эту информацию себе в дневник. Дома  может "сесть на телефон" и узнать о том, что задано, у одноклассников. Или просит  сделать это родителей и сказать ему. Кинестетик: чаще всего долго роется у себя в портфеле, достает оттуда учебники, находит нужные страницы и прямо в учебниках обводит номера нужных упражнений. Многое даст наблюдение за поведением детей на перемене. Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников из него выходит. Для  него главное ­ возможность спокойно окунуться в свои зрительные образы. Но ему могут  помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он  предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать  информацию на стенах. Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на  предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке". Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться. О чем говорят эти наблюдения? Не стоит заставлять всех детей водить на перемене  хороводы или слушать тихую музыку. Каждый ребенок инстинктивно выбирает подходящий ему способ восстановления сил. Так же индивидуально нужно подходить к каждому из них и в учебной работе. ­ от визуала можно требовать быстрого решения задач; ­ от аудиала ­ немедленного повторения услышанного им материала; ­ от кинестетика лучше не ждать ни того, ни другого ­ он нуждается в другом отношении,  ему нужно больше времени и терпения со стороны учителей и домашних! Нужно помнить об особенностях восприятия информации, в среднем человек  запоминает 15% того, что он слышит, 25% того, что он видит, 65% того, что он  слышит и видит одновременно. Рекомендации родителям по оказанию помощи детям при подготовке домашних  заданий по предметам с учётом ведущего канала восприятия. 1.В процессе осмысления и запоминания материала:    ­визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он может чертить, штриховать,  рисовать и т.д.; ­аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит  губами ­ так ему легче справиться с заданием;      ­кинестетика не заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему  возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома ­  сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во  время движения. 2.Очень важно общаться с ребенком на "его языке": ­ с визуалом используя слова, описывающие цвет, размер, форму, местоположение;  выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания; записывая действия,  используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.; ­ с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм  речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия; ­ с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную  скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством  мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им  проигрывать в ролях части вашей информации. 3.      Да и замечание ребенку произведет нужный эффект, если будет сделано "на его языке": ­ визуалу лучше покачать головой, погрозить пальцем; ­ аудиалу ­ сказать шепотом "ш­ш­ш"; ­ кинестетику ­ положить руку на плечо, похлопать по нему.                                   Любой человек в своей жизни, и ребенок в том числе, использует самые разные  каналы восприятия. Он может быть по своей природе визуалом, и это не значит, что другие органы чувств у него практически не работают. Их можно и нужно развивать. Чем больше каналов открыто для восприятия информации, тем эффективнее идет процесс обучения.                                                     Динамика работоспособности Работоспособность – потенциальная способность человека выполнять максимально возможное количество работы с определенной эффективностью в течение определенного времени. Работоспособность   школьников   при   выполнении   работы   в   течение   урока,   дня, недели, четверти, учебного года неодинакова, для нее характерны фазовые изменения. В любую работу (умственную, физическую) организм взрослого человека и детей включается не сразу, в течение некоторого времени происходит вхождение в работу – врабатывание – это  первая  фаза работоспособности. Время   врабатывания   индивидуально   (на   1   уроке около 10 минут, на последних уроках около 5 минут), зависит в значительной мере от типа ВНД   и   возраста   детей.   После   фазы   врабатывания   наступает вторая   фаза   –   фаза оптимальной работоспособности. В этот период у школьников отмечаются синхронные качественные   и   количественные   показатели   работы.   С   возрастом   у   школьников укорачивается   период   врабатывания   и   увеличивается   время   оптимальной работоспособности (у первоклассников время оптимальной работоспособности составляет 10­15 минут; у учащихся 2 – 4 классов – 15­20 минут; у 5 – 8 классов – 25­30 минут; у 9 – 10 классов ­   35­40 минут, у 11 классов – 45 минут; у взрослых – 55­60 минут). Если продолжительность  работы превышает время оптимальной  работоспособности нейронов коры   головного   мозга,   происходит   их   функциональное   истощение,   резкое   снижение работоспособности и развивается  утомление – это третья фаза работоспособности. У школьников   происходит   нарушение   баланса   между   возбуждением   и   торможением,   на периферии   доминантного   очага   начинает   преобладать   возбуждение,   особенно   в   прежде заторможенном   двигательном   центре.   Это   проявляется   в   двигательном   беспокойстве, потягивании,   отвлечении   от   урока,   вялости,   отмечается   замедление   мыслительных процессов, У школьников снижается вначале точность выполнения   работы,   а   затем   –   ее объем   и скорость. ослабление внимания,       памяти.   Утомление   –   естественная   физиологическая   реакция   организма,   временно возникающая после продолжительной и интенсивной работы. Субъективным выражением утомления   является   усталость,   которая   сопровождается   ощущением   некоторой разбитости, нежеланием работать. Степень   и   время   наступления   утомления зависят   от содержания   учебного материала,   методов   его   преподавания,   микроклимата   класса   (качества   и   температуры воздуха, освещенности), состояния здоровья учащихся, режима питания, труда и отдыха. Для профилактики   раннего утомления   учитель   должен   при   наступлении   его признаков   переключить   внимание   учащихся   на   другие   виды   деятельности   или   задать интересный вопрос, активизирующий внимание, или сказать какую­либо шутку. В младших классах   рекомендуется   провести   со   школьниками   физкультминутку   для   снятия напряжения. Если   учитель   не   обращает   внимание   на   усталость,   продолжает   объяснение материала, у школьников развивается общая вялость, сонливость, безразличие ко всему и, прежде всего, к учебному процессу. Современными   научными   исследованиями   установлено,   что   биоритмологический оптимум   умственной   работоспособности   у   детей   школьного   возраста   приходится   на интервал   10   –   12   часов.   В   эти   часы   отмечается   наибольшая   эффективность   усвоения материала при наименьших психофизиологических затратах организма. В течение учебного наиболее трудные предметы, требующие больших умственных усилий должны проводиться (основные предметы) для обучающихся 1 ступени на 2 – 3­х уроках, а для обучающихся 2 и   3   ступени   –   на   2,   3,   4   уроках,   когда   отмечается   самый   высокий   уровень работоспособности.   Умственная   работоспособность   обучающихся   нарастает   к   середине недели и остается низкой в начале (понедельник) и в конце (пятница) недели. Психологический комфорт на уроке как условие развития личности школьника Рефлексия нужна не только учащимся в конце урока, но и самому педагогу для  самоорганизации своей деятельности. Позиция учителя на уроке, стиль его поведения и  общения серьезно влияют на климат урока, отношение учащихся к учению. Успех урока определяется не только качеством проектирования, не только тем, насколько  эмоционально будет рассказывать или объяснять учитель, а прежде всего уровнем общения учителя с учениками, организацией взаимодействия учащихся друг с другом, характером  их деятельности, а интересом к теме урока. Особое значение приобретает слово учителя.  Еще А.С. Макаренко говорил, обращаясь к учителям: «...Нужно уметь сказать так, чтобы  ученики в вашем слове почувствовали вашу волю, вашу культуру, вашу личность». Искусство современного урока заключается в нахождении педагогом совместно с  учениками таких форм творческого взаимодействия, которые будут способствовать  решению учебных задач и позволят не только устанавливать значения образования, но и  извлекать и переживать личностные и жизненные смыслы. Таким образом, психологическая составляющая урока включает не только учет  сформированности познавательной деятельности, но и учёт возрастных особенностей  и индивидуально­типологических характеристик учащегося и условий создания  психологического комфорта на уроке. Если, согласно Ш.А.Амонашвили, «ученик – это  душа, ищущая свет, а учитель – носитель света, то Урок – это пространство и время, в  которых происходит их слияние, единение». В конце выступления хотелось бы зачитать высказывания учащихся о том, как они видят  современный урок: «Современный урок – это урок, на котором учитель излагает новый материал понятно и  доступно». «Современный урок ­ это веселый, познавательный, интересный, нетрудный урок, на  котором учитель и ученик свободно общаются». «Современный урок – это урок, на котором не приходится делать каждый раз одно и то же, это разнообразный урок». «Современный урок – это урок, на котором выслушивают любое твое мнение, урок, где  человек учится быть человеком». «Современный урок – это урок, на котором чувствуешь себя уверенно». «Современный урок – это урок без стрессов».

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»

Семинар-практикум для молодых педагогов «ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ СОВРЕМЕННОГО УРОКА»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017