С давних пор профессия педагога относится к особо почитаемым и престижным, потому что учить детей - дело достойное и необходимое. Непосильная физическая нагрузка (большое количество уроков, проверка тетрадей, классное руководство), необходимость постоянно поддерживать высокий уровень профессионализма, быть в курсе инновационных технологий, ежедневное общение с огромным количеством людей - все это осложняет жизнь учителя.
Данный семинар направлен на то, чтобы дать возможность педагогам понять, что такое "синдром профессионального выгорания" и как можно помочь себе в данной ситуации.
Семинар-практикум (эмоциональное выгорание).docx
Семинарпрактикум с элементами тренинга:
«Профилактика синдрома эмоционального выгорания
педагогов»
Педагогпсихолог:
Бондаренко Ю.П. Ход мероприятия:
Сегодня, на нашей встрече мы попытаемся понять, что же такое
"синдром профессионального выгорания" и как мы можем себе помочь, если
таковой обнаружится у нас с вами.
Но для начала давайте настроимся на работу и попробуем поведать
друг другу чтото о себе без всякой подготовки.
Упражнение «Без масок».
Цель: познакомиться с атмосферой группы.
Инструкция: Закончите фразы, записанные на карточках. Долго не
задумывайтесь. Говорите первое, что приходит в голову.
Фразы:
«Я горжусь тем, что…»;
«Особенно мне нравится, когда люди, окружающие меня…»
«В последнее время в работе меня огорчало…»
«Мне бывает скучно, когда я…»
«Мне очень трудно забыть, но я…»
«Моя сильная сторона в профессиональной деятельности…»
«Верно, что я еще …»
«Иногда люди не понимают меня, потому что я…»
«Мои друзья редко…»
«Думаю, что самое важное для меня…»
Спасибо, за откровенность. (Делается вывод об атмосфере в группе).
Минилекция «Представление об эмоциональном выгорании».
Упражнение «Ассоциации».
Цель: Узнаем, какие ассоциации связаны у вас с «эмоциональным
выгоранием». Инструкция: Закройте на минуту глаза и подумайте, какие образы,
явления, предметы вы видите, когда слышите слова «эмоциональное
выгорание». Поделитесь, кто что представил. (Выслушиваем ответы и
обобщаем их, предлагая свои варианты ассоциаций).
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он
проходит три стадии.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ, когда человек считает «Работа и больше ничего!».
Она начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и
свежести переживаний. Специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока
нормально, но... скучно и пусто на душе. Исчезают положительные эмоции.
Появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи.
Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности. Возвращаясь,
домой, всё чаще хочется сказать: «Ну, не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ,
когда человек думает «Мне все – равно!».
Возникают недоразумения с учащимися. Профессионал начинает в кругу
своих коллег с пренебрежением говорить о некоторых из них. Постепенно
неприязнь проявляется в присутствии учащихся. Вначале это с трудом
сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное
поведение профессионала специалиста – это не осознаваемое им самим
проявление самосохранения при общении, превышающем безопасный для
организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ, когда человек постоянно задается вопросом: «Зачем
я здесь?» Притупляются представления о ценностях жизни. Эмоциональное
отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко
всему, даже к собственной жизни. По привычке такой человек может еще
сохранять внешнюю респектабельность, но его глаза теряют блеск интереса к
чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия
поселяется в его душе. «Стратегии снятия стресса.
Баланс желаний и возможностей.
Скорее всего, вам надо:
– не стремиться всё улучшить,
– меньше мыслить категориями “должен”, “обязан”, “вынужден”,
– прощать себя и других,
– учиться говорить “нет”,
– отсеивать лишнюю информацию.
1
Чтобы лучше преодолевать стрессовые ситуации, надо:
– не быть пассивным, отстаивать свою позицию, но без агрессивности,
Самоконтроль.
– определять проблемы, ставить цели и искать пути их решения,
– прислушиваться к собственным потребностям и заботам,
Организация своего времени.
– стараться выполнять принятые решения.
2
Учитесь эффективно использовать время. Здесь важно следующее:
– выделять приоритетные задачи,
– назначать реалистические сроки,
– делать самое важное или трудное, когда больше всего сил,
– предвидеть стрессовые ситуации и заранее готовиться к ним,
– всегда оставлять время для себя,
– не брать на себя слишком много,
– поручать часть дел другим,
– делать всё по очереди.
Психологическая диета
1
Приятное начало и конец дня.
Необходимо начинать и
заканчивать день чемто приятным. Это может быть все что угодно. 2
Фиксирование положительных импульсов.
Составляйте
график положительных импульсов в вашей повседневной жизни не менее трех
месяцев. Такая фиксация необходима, чтобы выработать привычку обращать
как можно больше внимания на положительные события.
3
Соблюдение пропорции положительных и отрицательных
факторов
Для жизнерадостного состояния нужна пропорция 6:1.
Для обычного уравновешенного состояния – 3:1.
4
Соблюдение пропорции забот и отдыха.
Из семи дней
минимум один должен полностью посвящаться расслаблению и отдыху.
5
Сохранение положительной тематики разговоров.
Необходимо научиться контролировать течение разговора:
в обычных разговорах старайтесь, как можно меньше затрагивать
неприятные темы
постарайтесь, чтобы неприятный разговор, занимал как можно
меньше времени
старайтесь как можно быстрее закончить разговор с человеком,
который имеет дурную привычку говорить только о плохом
разговор в негативном ключе постарайтесь перевести в
положительное русло или просто сменить тему
Взаимоотношения с людьми.
3
Общение может снимать стресс, и приводить к нему. Старайтесь:
– беречь интимные отношения,
– развивать общительность,
– замечать чувства окружающих и не смешивать их с собственными,
– поддерживать контакты с друзьями,
– подбадривать окружающих.
4
Помощь и поддержка. Осознайте, что внутри и вне вас всегда найдутся дополнительные
ресурсы:
– каждый день подбадривайте себя мыслями “Всё будет хорошо”,
– не стесняйтесь обращаться за помощью к близким, друзьям или
специалистам.
Упражнение «Поддержка».
Цель: Следующее упражнение поможет раскрыть наши внутренние
ресурсы, снять эмоциональное напряжения, повысить самооценку и
уверенность в себе, будет способствовать сплочению нашего коллектива.
Инструкция: Предлагаю всем встать и стряхнуть все, что нас тревожит.
(Выполняем дрожащие движения ног, рук, тела, головы). А теперь окажем
поддержку друг другу. Первый участник называет свое положительное
качество и протягивает руку соседу. Например, «Я добрый…» Следующий
участник повторяет слова соседа и добавляет свое положительное качество,
протягивая руку следующему «Я тоже добрый, но еще я и…». И так, пока все
участники не будут связаны одной цепью. ( В конце все поднимают руки вверх
со словами: «Все будет хорошо!»)
Вывод: Каждый нуждается в одобрение. И нам, связанным одним делом,
очень важно уметь оказывать поддержку друг другу!
5
Релаксация
Расслабиться можно разными путями:
– выполняя дыхательные упражнения,
– ведя дневник,
– смотря комедию,
– играя с домашними животными,
– танцуя,
– молясь или медитируя,
– нежась в тёплой ванне, – посещая салон красоты,
– уезжая в отпуск,
– беседуя с друзьями.
Какие стратегии и способы профилактики СЭВ
возьмете на
вооружение, и будете применять?
Таким образом, для сохранения и укрепления своего здоровья, нам,
педагогам необходимо следовать нескольким простым рекомендациям:
Баланс: работа – досуг;
Организация своей работы;
Дни эмоциональных разгрузок;
Регулярные физические упражнения;
Полноценный сон;
Делегирование ответственности;
Активная позиция;
Наличие хобби.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.