Модернизация содержания образования, внедрение ФГОС нового поколения, изменение
контингента обучающихся требует формирования педагога нового типа, способного
активно участвовать в создании условий для обучения всех детей с учетом их
потребностей и возможностей.
Важнейшими компетенциями специалиста, реализующего инклюзивную практику,
являются умение проектировать и адаптировать образовательный процесс, содержание
учебных дисциплин для всех обучающихся, независимо от их возможностей, что
обеспечивает качество и доступность овладения программным материалом. Кроме этого,
педагог, реализующий инклюзивную практику, должен обладать социальными
компетенциями:
включаться во взаимодействие со специалистами образовательного учреждения,
задействованными в создании условий для качественного образования того или иного
ребенка,
создавать условия для проявления субьектами педагогического процесса инициативы и
заинтересованности,
нести ответственность за результаты своих действий и действий воспитанников и
обучающихся.
(слайд 2)
Основная цель образовательного учреждения, вступившего на путь развития инклюзивной
практики – создание специальных условий для развития и социальной адаптации
учащихся с особыми образовательными потребностями и их сверстников.
А цель деятельности учителя – создать оптимальные условия для развития позитивных
потенций каждого ребёнка, обучающегося в инклюзивном классе.
Для достижения этой цели учитель в своей профессиональной деятельности решает
задачи:
1. Создает условия для освоения образовательной программы,
2. Создает условия для адаптации детей с ОВЗ в группе сверстников, школьном
сообществе,
3. Привлекает дополнительные ресурсы, поддержки (служба сопровождения),
4. Повышает профессиональную компетенцию.
Основным механизмом достижения цели – будет создание ИОП для ребёнка с ОВЗ в
соответствии с его возможностями, исходя из особенностей его развития и
образовательных потребностей.(слайд 3)
Данная программа разрабатывается для данных категорий….
(слайд 4)
На этапе обучения, внедрения и апробации деятельности по разработке и
реализации ИОП используем менее «тяжёлый» вариант – индивидуальный
образовательный план (не программа).
Это корректируемая часть ИОП на некотором фиксированном этапе обучения
(например, четверть или полугодие).
Что необходимо:
1. Служба сопровождения детей с ОВЗ
2. Согласие родителей
3. Педагогические кадры (классные руководители)
В прошлом учебном году мы предлагали вам 2 варианта составления индивидуального
образовательного плана.
1 вариант
(слайд 5)
Основная структура похожа на карту сопровождения. В карту сопровождения
добавляются лишь следующие таблицы:
(слайд 6)
(слайд 7)
создание безбарьерной среды: могут быть заполнены не все графы, если ребёнку не
требуются специальные приспособления или дополнительное оборудование)
(слайд 8)
психологопедагогическое сопровождение: заполняется только теми специалистами,
которые будут сопровождать ребёнка непосредственно – по решению ПМПК
(слайд 9)
освоение образовательной программы: ИОп касается только тех предметных областей, в
усвоении которых ребёнок с ОВЗ испытывает трудности.
(слайд 10)
формирование социальной компетентности, которые позволят им самореализоваться в
дальнейшей жизни, получать удовольствие от процесса образования и достижения
результатов.(слайд 11)
2 вариант составления индивидуального образовательного плана
(слайд 12)
Составление и заполнение таблицы, где указывали сильные стороны ребенка, его
потребности.
(слайд 13)
Исходя из потребностей, составляли ИОп ученика.