Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Оценка 4.9
Семинары
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.06.2017
Какую роль в развитии педагога играет творческое саморазвитие учителя? Является ли профессиональное самосознание показателем профессионально-личностного развития педагога? Как происходит формирование мотивации учителя на творческое саморазвитие? Каково место и значение инновационной деятельности в процессе творческого саморазвития учителя?
На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию творческого саморазвития себя как учителя.Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Семинар для молодых педагогов.doc
Семинарское занятие
Морозова Елена Валентиновна,
методист МКУ ИДК системы образования,
Развитие психологической готовности
молодых педагогов к инновациям
Три пути ведут к знанию:
путь размышления – это путь самый благородный,
путь подражания – это путь самый легкий,
и путь опыта это путь самый горький.
Конфуций
Пройти путь от новичка до мастера непросто. Какую роль в развитии педагога
играет творческое саморазвитие учителя? Является ли профессиональное самосознание
показателем профессиональноличностного развития педагога? Как происходит
формирование мотивации учителя на творческое саморазвитие? Каково место и значение
инновационной деятельности в процессе творческого саморазвития учителя?
На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию
творческого саморазвития себя как учителя.
От выявления способности учителя к самооценке и самоанализу зависит рост его
профессионального мастерства, требовательность к своей работе, отношение к критике в
свой адрес, адекватная оценка реального уровня профессионального развития, а в
дальнейшем и его творческое саморазвитие.
Наиболее полно процесс саморефлексии, самоанализа и самооценки описал с
психологической точки зрения Беспалько В.П. Он раскрыл этот процесс через
профессиональное самосознание, которое является неотъемлемой частью педагогического
мастерства и мерилом профессионального развития учителя. Автор выделяет четыре
основных компонента профессионального самосознания:
«актуальное Я» каким сейчас себя видит учитель;
«ретроспективное Я» каким он себя видит и оценивает по отношению к
начальным этапам своей работы;
«идеальное Я» каким хотел бы стать учитель;
«рефлексивное Я» как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают
руководители школы, коллеги, ученики и родители.
«Актуальное Я» является центральным элементом профессионального
самосознания учителя и основывается на трех других. По отношению к «ретроспективному
Я» важна система критериев оценки собственного профессионализма. «Идеальное Я» дает
перспективу личности и обусловливает саморазвитие в профессиональной среде.
«Рефлексивное Я» является шкалой среды в профессиональной деятельности учителя и
обеспечивает объективность самооценки.
Говоря о творческом саморазвитии учителя особенно важно наличие
положительного мотива саморазвития. Для формирования мотивации учителя на
творческое саморазвитие необходимо:
наличие адекватной самооценки;
сформированность идеального представления о педагогической деятельности; умение соотносить свою деятельность с образцами.
Особую роль в процессе творческого саморазвития учителя играет его
инновационная деятельность. Инновация (от лат. Innovatio) – нововведение, обновление. В
современной литературе инновация рассматривается как «целенаправленное изменение,
вносящее в среду новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы
из одного состояния в другое». Следует отметить еще один крайне необходимый критерий
феномена инновации. Речь идет о том, что в отличие от естественного, стихийно
протекающего процесса инновация носит характер инициируемых и контролируемых
изменений, т.е. изменений, происходящих на основе рациональноволевого действия.
Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый
для достижения определенного результата.
Относительно инноваций в образовании имеется в виду изменение целей
образования, его результатов (содержание образования) и вслед за этим – изменение
способов их достижения (иная система организации учебного процесса, иные позиции
учителя и учащегося, формы и характер их взаимодействия, иная система образования и
подготовки педагогических кадров). Изменения могут инициироваться и руководством
сферы образования, и отдельного образовательного учреждения, и самим учителем.
Должен лишь сохраняться основной критерий инновационности – изменение целей, т.е.
содержания образования (его результатов), как основных составляющих деятельности
педагога и учащегося. Причем, изменения должны осуществляться именно в деятельности
и мышлении участников образовательного процесса.
Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть
педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему
осуществлять учебновоспитательную деятельность на профессиональном уровне и
добиваться более или менее успешного обучения, а также приобрести педагогическое
мастерство, отражающее определенную отшлифованность методов и приемов применения
психологопедагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая
эффективность образовательного процесса, два базовых уровня профессионального
развития, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность
педагога к инновациям.
Профессиональная позиция педагога – это динамическая характеристика личности,
характеризующая устойчивую систему интеллектуальных, волевых, эмоционально
оценочных отношений к себе, профессиональной деятельности, саморазвитию и
проявляющаяся в инновационном характере профессиональной деятельности. Только
педагог со сформированной профессиональной позицией способен активно влиять на
процесс становления нового, быть инициатором нововведений.
К сожалению, на практике не единичны случаи, когда прогрессивные
образовательные методики и технологии не находят своего применения. В период с 1985 по
1987 годы было немало сделано для пропаганды опыта учителейноваторов. Однако за
последние 10 лет их опыт не внес скольконибудь существенных изменений в технологию
обучения и воспитания. По международным оценкам в системе повышения квалификации и
переподготовки кадров только 10% затрат окупается в виде изменения поведения на
рабочем месте, т.е. 90% обучающихся возвращаются к старым методам работы.
В связи с этим одной из актуальных проблем управления инновационными
процессами в образовательном учреждении является проблема отношения педагогов к
инновациям.
Если для традиционного учителя, воспитателя главными были специальные и
методические знания, то для современного педагога приоритетными становятся знания
теоретические (знание современных психологопедагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений,
закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не
только традиционных, но и инновационных образовательных технологий).
Педагогическая техника как форма организации поведения учителя представляет
собой комплекс профессиональных умений – в том числе актерских и режиссерских,
связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения
педагогических задач.
Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя
шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако при освоении новых
педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только
совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие
педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя
переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения
потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм
саморазвития.
И.В. Никишина в работе «Инновационная деятельность современного педагога в
системе общешкольной методической работы» выделяет следующие основные
психологические требования к личности педагога, осваивающего новые педагогические
технологии:
вариативность мышления;
эмпатийность (способность с сопереживанию);
синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека);
толерантность (терпимость к инакомыслию);
коммуникативность (культуру диалога).
Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психологопедагогическая
и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Все
это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению
новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие
успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую
личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции
педагога, как активнодейственное состояние личности, выражающее способность решать
педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической
деятельности.
Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий
технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и
средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая
при этом свою собственную педагогическую технологию.
Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся
согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной
системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским
стилем его педагогической деятельности, один из важнейших показателей личностного
развития педагога (В.В. Сериков).
Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя
предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий,
которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию
учителя и учащихся. Сегодня на учителя и учащегося легло немало проблем, связанных с условиями
социальной среды, все усиливающимися проблемами материальной стороны
жизнеобеспечения. А отсюда и напряженность, сплошь и рядом возникающие стрессовые
ситуации, конфликты. Дискомфортность становится, к сожалению, привычным условием
жизнетворчества, профессиональнопедагогического общения, а также взаимодействия
учителя и учащихся.
Опыт работы гимназии подтверждает, что комфортность образовательной среды и
эффективность программы стимулирования мотивации творческого саморазвития
повышается благодаря тому, что в гимназии:
стимулирование осуществляется на основе диагностики исходного уровня
сформированности мотивации творческого саморазвития учителя;
в процессе проектирования и реализации программы стимулирования учитывается
психологическая и педагогическая подготовленность учителя к стимулированию;
в коллективе создана и поддерживается творческая атмосфера;
в коллективе создан благоприятный моральнопсихологический микроклимат;
учителю оказывается помощь в получении информации об инновационных
технологиях;
учителя заинтересованы в повышении уровня своего профессионального
мастерства, педагогической и методологической культуры;
педагогическая система стимулирования соответствует индивидуальной
программе профессиональнотворческой деятельности учителя и творческого
саморазвития;
созданы условия, способствующие включенности учителя в творческое
саморазвитие, в разнообразные формы профессиональнотворческой деятельности;
администрация гимназии содействует отношениям сотрудничества учителя с
учащимися и коллегами чему способствует высокий уровень профессиональной
компетентности, педагогической и методологической культуры каждого члена
административной команды;
цели, содержание, формы, методы, приемы стимулирования соответствуют целям,
содержанию профессиональнотворческой деятельности и творческого саморазвития
учителя;
в процессе проектирования педагогической системы администрацией гимназии
осуществляется правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со
спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров.
Экспериментально выявлено, что существенное влияние на стимулирование
мотивации творческого саморазвития учителя оказывают барьеры. Их сдерживающая
значимость различается в зависимости от условий деятельности. В условиях
инновационной деятельности по рейтингу сдерживающей значимости в стимулировании
мотивации творческого саморазвития учителя они распределяются в следующем порядке:
низкий уровень заработной платы
формализм требований администрации
слабая учебноматериальная база
получение необъективной оценки со стороны администрации
неудовлетворенность учителя методами самореализации отсутствие информации об интересующих учителя инновационных
технологиях
неблагоприятный моральнопсихологический микроклимат в
коллективе
отсутствие у учащихся желания учиться
излишняя регламентация работы учителя со стороны администрации.
Реально функционирующие барьеры затрудняют создание и поддержание
комфортной образовательной среды, проявляют сдерживающее влияние на стимулирование
мотивации творческого саморазвития учителя. Одной из причин низкой эффективности
стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной
деятельности является формализм требований администрации – что наиболее сильно
сдерживает осознание учителем стремления развить способности объективно оценивать
результаты своей деятельности, стремление учителя к профессиональнотворческой
свободе и препятствует развитию интереса к творческой деятельности, затрудняет
создание комфортных условий образовательной среды.
В объективности оценки труда учителя кроется важный стимул активизации
творческого саморазвития и условие улучшения моральнопсихологической
удовлетворенности педагога, что несомненно положительно скажется и на его здоровье. Не
менее важное значение при этом имеет и самооценка, в связи с чем необходимо обучать
учителя и учащихся анализу собственной деятельности.
Обеспечение непрерывности творческой деятельности является одной из
труднейших задач. «Непрерывность деятельности поддерживается постоянно
происходящим в ней обновлением и разнообразием (размышлений и планов, наблюдений и
впечатлений, поисков и проб, проверок и самокритики). Личность и деятельность, как бы
«переливаясь» последовательно друг в друга в процессе активности, взаимно обновляются
и побуждаются к дальнейшему движению»
Непрерывное образование нельзя сводить только к повышению уровня
общеобразовательных и профессиональных знаний учителя. Учитель современной гимназии
должен овладеть философской, исторической, эстетической культурой. В процессе
непрерывного образования совершенствуется его духовное, экономическое и
экологическое воспитание, повышается социальная активность и ответственность. Система
непрерывного совершенствования педагогического мастерства должна обеспечить
продвижение всех учителей от одного уровня овладения творческой деятельностью к
другому, более высокому, от «переоткрытия» известного к отдельным творческим
находкам, от выбора имеющихся вариантов к поискам собственных, нестандартных,
оригинальных решений.
При разработке системы непрерывного творческого саморазвития учителя мы
исходили из ряда общих психологопедагогических положений о развитии личности:
развивать потребность в самоосуществлении, стремление быть оцененным
окружающими по достоинству, желание стать «значительным»;
развитие личности происходит только в процессе деятельности самого человека;
многие качества человека формируются в межличностном общении;
необходимо формировать личность в целом, а не отдельные качества, свойства
характера;
опираться на лучшие стороны личности, ее интересы, потребности, склонности,
чувства. Основными компонентами системы непрерывного творческого саморазвития
учителя гимназии, построенной на системном подходе, являются:
целеполагание как системообразующий фактор;
мотивация как потребность в саморазвитии, самообразовании, самореализации;
содержание, формы, методы и средства самообразовательной и
самовоспитательной деятельности и методической работы, включающие методическую,
научнометодическую, научнотеоретическую (психологическую и педагогическую),
философскую и культурологическую подготовку учителя;
управление, т.е. организация, руководство, анализ, оценка, контроль,
диагностические исследования, применение технологий управленческой деятельности и
т.п.
Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые обществом к
учителю на современном этапе, и требования администрации образовательного
учреждения, под влиянием моральнопсихологического климата, сложившегося в
коллективе, учитель определяет направления своего совершенствования (элементы
психологопедагогической и методической подготовки, профессиональные и личностные
качества) и определяет, через какие формы развития (методическую работу,
самообразование, самовоспитание) будет осуществляться процесс творческого
саморазвития, т.е. определяет индивидуальную траекторию своего развития. Необходимым
условием является участие учителя в экспериментальноисследовательской деятельности,
творческое использование опыта инновационной деятельности коллег, престиж учителя в
глазах учащихся, сотрудничество с учащимися и коллегами, уважение учителей и
администрации, применение эффективных технологий обучения, воспитания учащихся,
творческая атмосфера в коллективе. Необходимым условием является определение
конкретных результатов творческого саморазвития, фиксация которых проводится в
индивидуальном плане развития учителя.
Система непрерывного творческого саморазвития учителя подчиняется общей
теории систем, согласно которой оптимальное функционирование системы возможно
только при соблюдении следующей совокупности принципов:
целостности (все элементы системы адаптированы друг к другу);
необходимого разнообразия (многообразие форм методической работы, методов,
приемов, средств самообразования и самовоспитания);
эффективного управления (подчинение всех форм единой цели);
разрешения проблем (постепенное введение новых форм, средств и т.п. в ходе
саморазвития);
эффективной обратной связи (межличностное общение, самоконтроль,
диагностика).
Разработанная система обеспечивает реальную возможность построения и
реализации индивидуальных траекторий творческого саморазвития, стимулирующих
активность учителей в овладении методами и средствами осуществления данного процесса,
необходимых для раскрытия индивидуальности, творческого начала, способствующих
профессиональному становлению и самоосуществлению, совершенствованию
педагогического мастерства. Она побуждает учителя к постоянному
самосовершенствованию, активизируя стремление личности к саморазвитию, достижению
более высокого уровня профессионализма и учитывает нарастание творческого потенциала
учителя, его профессиональных и личностных качеств. Безусловно, слабая учебноматериальная база, нехватка учебного оборудования,
учебников и мебели, санитарногигиенические условия многих современных школ не
только не позволяют осваивать эффективные инновационные технологии, но и
отрицательно сказываются на профессиональном росте и творческом саморазвитии
учителя, пагубно влияют на здоровье учащихся, учителей и руководителей школы.
Создание комфортной образовательной среды есть результат процесса
демократизации школьной жизни. Демократический стиль общения требует умения
организовать все процессы детской самодеятельности, все отношения, формирующие
личность; требует постоянно анализировать то, в какой мере результат воспитания
соответствует целям; требует высокого профессионального мастерства. Диалектический
стиль мышления есть глубокое понимание всей совокупности противоречий, разрешение
которых в конечном итоге способствует дальнейшему развитию всей учебно
воспитательной работы.
Работая в условиях открытого эксперимента, в активном творческом поиске,
учитель осваивает эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих
способностей учащихся, экспериментирует и исследует, стремится повысить результаты
своего труда, а такой характер деятельности предполагает творческую свободу и
комфортные условия образовательной среды.
Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя
предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий,
которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию
учителя и учащихся.
Список литературы:
1. АбульхановаСлавская К.А. Стратегия жизни. – М., 91г.
2. Воробьева С.В. основы управления образовательными системами. М.:
ACADEMIA, 08г.
3. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 91г.
4. Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и
социальные механизмы. – Ростов н/Д, 99г.
5. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. М.: ACADEMIA, 08г.
6. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 96г.
7. Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в
системе общешкольной методической работы. – Волгоград «Учитель», 06г.
8. Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: 89г.
Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.