Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Оценка 4.9

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Оценка 4.9
Семинары
doc
психологическая работа +2
Взрослым
01.06.2017
Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Какую роль в развитии педагога играет творческое саморазвитие учителя? Является ли профессиональное самосознание показателем профессионально-личностного развития педагога? Как происходит формирование мотивации учителя на творческое саморазвитие? Каково место и значение инновационной деятельности в процессе творческого саморазвития учителя? На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию творческого саморазвития себя как учителя.Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Семинар для молодых педагогов.doc
Семинарское занятие Морозова Елена Валентиновна,  методист МКУ ИДК системы образования,  Развитие психологической готовности   молодых педагогов к инновациям Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный, путь подражания – это путь самый легкий, и путь опыта это путь самый горький. Конфуций Пройти путь от новичка до мастера непросто. Какую роль в развитии педагога  играет творческое саморазвитие учителя? Является ли профессиональное самосознание  показателем профессионально­личностного развития педагога? Как происходит  формирование мотивации учителя на творческое саморазвитие? Каково место и значение  инновационной деятельности в процессе творческого саморазвития учителя? На все эти вопросы нужно иметь ответы, чтобы правильно выстроить стратегию  творческого саморазвития себя как учителя.  От выявления способности учителя к самооценке и самоанализу зависит рост его  профессионального мастерства, требовательность к своей работе, отношение к критике в  свой адрес, адекватная оценка реального уровня профессионального развития, а в  дальнейшем и его творческое саморазвитие. Наиболее полно процесс саморефлексии, самоанализа и самооценки описал с  психологической точки зрения Беспалько В.П. Он раскрыл этот процесс через  профессиональное самосознание, которое является неотъемлемой частью педагогического  мастерства и мерилом профессионального развития учителя.  Автор выделяет четыре  основных компонента профессионального самосознания: ­ «актуальное Я» ­ каким сейчас себя видит учитель; ­ «ретроспективное Я» ­ каким он себя видит и оценивает по отношению к  начальным этапам своей работы; ­ «идеальное Я» ­ каким хотел бы стать учитель; ­ «рефлексивное Я» ­ как, с точки зрения педагога, его рассматривают и оценивают  руководители школы, коллеги, ученики и родители. «Актуальное Я» является центральным элементом профессионального  самосознания учителя и основывается на трех других. По отношению к «ретроспективному Я» важна система критериев оценки собственного профессионализма. «Идеальное Я» дает  перспективу личности и обусловливает саморазвитие в профессиональной среде.  «Рефлексивное Я» является шкалой среды в профессиональной деятельности учителя и  обеспечивает объективность самооценки.  Говоря о творческом саморазвитии учителя особенно важно наличие  положительного мотива саморазвития. Для формирования мотивации учителя на  творческое саморазвитие необходимо: ­ наличие адекватной самооценки; ­ сформированность идеального представления о педагогической деятельности; ­ умение соотносить свою деятельность с образцами. Особую роль в процессе творческого саморазвития учителя играет его  инновационная деятельность. Инновация (от лат. Innovatio) – нововведение, обновление. В  современной литературе инновация рассматривается как «целенаправленное изменение,  вносящее в среду новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы  из одного состояния в другое». Следует отметить еще один крайне необходимый критерий  феномена инновации. Речь идет о том, что в отличие от естественного, стихийно  протекающего процесса инновация носит характер инициируемых и контролируемых  изменений, т.е. изменений, происходящих на основе рационально­волевого действия.  Другими словами, это искусственно организованный процесс, направленный и управляемый для достижения определенного результата. Относительно инноваций в образовании имеется в виду изменение целей  образования, его результатов (содержание образования) и вслед за этим – изменение  способов их достижения (иная система организации учебного процесса, иные позиции  учителя и учащегося, формы и характер их взаимодействия, иная система образования и  подготовки педагогических кадров). Изменения могут инициироваться и руководством  сферы образования, и отдельного образовательного учреждения, и самим учителем.  Должен лишь сохраняться основной критерий инновационности – изменение целей, т.е.  содержания образования (его результатов), как основных составляющих деятельности  педагога и учащегося. Причем, изменения должны осуществляться именно в деятельности  и мышлении участников образовательного процесса.  Если педагогу, работающему в традиционной системе, достаточно владеть  педагогической техникой, т.е. системой обучающих умений, позволяющих ему  осуществлять учебно­воспитательную деятельность на профессиональном уровне и  добиваться более или менее успешного обучения, а также приобрести педагогическое  мастерство, отражающее определенную отшлифованность методов и приемов применения  психолого­педагогической теории на практике, благодаря чему обеспечивается высокая  эффективность образовательного процесса, ­ два базовых уровня профессионального  развития, то для перехода в инновационный режим определяющим является готовность  педагога к инновациям.  Профессиональная позиция педагога – это динамическая характеристика личности,  характеризующая устойчивую систему интеллектуальных, волевых, эмоционально­ оценочных отношений к себе, профессиональной деятельности, саморазвитию и  проявляющаяся в инновационном характере профессиональной деятельности. Только  педагог со сформированной профессиональной позицией способен активно влиять на  процесс становления нового, быть инициатором нововведений. К сожалению, на практике не единичны случаи, когда прогрессивные  образовательные методики и технологии не находят своего применения. В период с 1985 по 1987 годы было немало сделано для пропаганды опыта учителей­новаторов. Однако за  последние 10 лет их опыт не внес сколько­нибудь существенных изменений в технологию  обучения и воспитания. По международным оценкам в системе повышения квалификации и переподготовки кадров только 10% затрат окупается в виде изменения поведения на  рабочем месте, т.е. 90% обучающихся возвращаются к старым методам работы. В связи с этим одной из актуальных проблем управления инновационными  процессами в образовательном учреждении является проблема отношения педагогов к  инновациям.  Если для традиционного учителя, воспитателя главными были специальные и  методические знания, то для современного педагога приоритетными становятся знания  теоретические (знание современных психолого­педагогических концепций), методологические (знание общих принципов изучения педагогических явлений,  закономерностей социализации обучения и воспитания) и технологические (знание не  только традиционных, но и инновационных образовательных технологий). Педагогическая техника как форма организации поведения учителя представляет  собой комплекс профессиональных умений – в том числе актерских и режиссерских,  связанных с умением управлять собой и умением взаимодействовать в процессе решения  педагогических задач. Педагогическая техника как компонент профессионального мастерства учителя  шлифуется, в основном, в практической деятельности. Однако при освоении новых  педагогических принципов и технологий необходимым условием является не только  совершенствование технических педагогических приемов, но и личностное саморазвитие  педагога, самоактуализация его личности. Процесс самоактуализации включает в себя  переход потенциальных особенностей человека в актуальные. Динамика превращения  потенциальных особенностей в актуальные выступает как основной механизм  саморазвития.  И.В. Никишина в работе «Инновационная деятельность современного  педагога в  системе общешкольной методической работы» выделяет следующие основные  психологические требования к личности педагога, осваивающего новые педагогические  технологии: ­ вариативность мышления; ­ эмпатийность (способность с сопереживанию); ­ синтонность (способность настроиться на «волну» другого человека); ­ толерантность (терпимость к инакомыслию); ­ коммуникативность (культуру диалога).  Развитие этих качеств, высокий уровень общей культуры, психолого­педагогическая и технологическая компетентность, креативные (творческие) способности педагога. Все  это способствует повышению уровня его готовности к инновациям вообще и к овладению  новыми педагогическими технологиями в частности. Готовность определяют как условие  успешного выполнения деятельности, как избирательную активность, настраивающую  личность на будущую деятельность, как качественный показатель зрелости саморегуляции  педагога, как активно­действенное состояние личности, выражающее способность решать  педагогические задачи с учетом конкретных условий и обстоятельств практической  деятельности. Учитель, владеющий современными педагогическими технологиями и обладающий  технологической культурой, должен проявлять гибкость при использовании методов и  средств обучения, уметь модифицировать свои профессиональные действия, разрабатывая  при этом свою собственную педагогическую технологию. Готовность педагога к созданию авторской технологии, характеризующейся  согласованностью методических приемов, оригинальностью их сочетания в целостной  системе, соответствующей единому замыслу и личностному опыту учителя, авторским  стилем его педагогической деятельности, ­ один из важнейших показателей личностного  развития педагога (В.В. Сериков). Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя  предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий,  которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию  учителя и учащихся. Сегодня на учителя и учащегося легло немало проблем, связанных с условиями  социальной среды, все усиливающимися проблемами материальной стороны  жизнеобеспечения. А отсюда и напряженность, сплошь и рядом возникающие стрессовые  ситуации, конфликты. Дискомфортность становится, к сожалению, привычным условием  жизнетворчества, профессионально­педагогического общения, а также взаимодействия  учителя и учащихся. Опыт работы гимназии подтверждает, что комфортность образовательной среды и  эффективность программы стимулирования мотивации творческого саморазвития  повышается благодаря тому, что в гимназии: ­ стимулирование осуществляется на основе диагностики исходного уровня  сформированности мотивации творческого саморазвития учителя; ­ в процессе проектирования и реализации программы стимулирования учитывается  психологическая и педагогическая подготовленность учителя к стимулированию; ­ в коллективе создана и поддерживается творческая атмосфера; ­ в коллективе создан благоприятный морально­психологический микроклимат; ­ учителю оказывается помощь в получении информации об инновационных  технологиях; ­ учителя заинтересованы в повышении уровня своего профессионального  мастерства, педагогической и методологической культуры; ­ педагогическая система стимулирования соответствует индивидуальной  программе профессионально­творческой деятельности учителя и творческого  саморазвития; ­ созданы условия, способствующие включенности учителя в творческое  саморазвитие, в разнообразные формы профессионально­творческой деятельности; ­ администрация гимназии содействует отношениям сотрудничества учителя с  учащимися и коллегами чему способствует высокий уровень профессиональной  компетентности, педагогической и методологической культуры каждого члена  административной команды; ­ цели, содержание, формы, методы, приемы стимулирования соответствуют целям,  содержанию профессионально­творческой деятельности и творческого саморазвития  учителя; ­ в процессе проектирования педагогической системы администрацией гимназии  осуществляется правильный отбор наиболее значимых стимулов в соответствии со  спецификой их взаимосвязи и с учетом влияния барьеров. Экспериментально выявлено, что существенное влияние на стимулирование  мотивации творческого саморазвития учителя оказывают барьеры. Их сдерживающая  значимость различается в зависимости от условий деятельности. В условиях  инновационной деятельности по рейтингу сдерживающей значимости в стимулировании  мотивации творческого саморазвития учителя они распределяются в следующем порядке: ­                     низкий уровень заработной платы ­                     формализм требований администрации ­                     слабая учебно­материальная база ­                     получение необъективной оценки со стороны администрации ­                     неудовлетворенность учителя методами самореализации ­                     отсутствие информации об интересующих учителя инновационных  технологиях ­                     неблагоприятный морально­психологический микроклимат в  коллективе ­                     отсутствие у учащихся желания учиться ­                     излишняя регламентация работы учителя со стороны администрации. Реально функционирующие барьеры затрудняют создание и поддержание  комфортной образовательной среды, проявляют сдерживающее влияние на стимулирование мотивации творческого саморазвития учителя. Одной из причин низкой эффективности  стимулирования мотивации творческого саморазвития учителя в условиях инновационной  деятельности является формализм требований администрации – что наиболее сильно  сдерживает осознание учителем стремления развить способности объективно оценивать  результаты своей деятельности, стремление учителя к профессионально­творческой  свободе и препятствует развитию интереса к творческой деятельности, затрудняет  создание комфортных условий образовательной среды. В объективности оценки труда учителя кроется важный стимул активизации  творческого саморазвития и условие улучшения морально­психологической  удовлетворенности педагога, что несомненно положительно скажется и на его здоровье. Не менее важное значение при этом имеет и самооценка, в связи с чем необходимо обучать  учителя и учащихся анализу собственной деятельности.  Обеспечение непрерывности творческой деятельности является одной из  труднейших задач. «Непрерывность деятельности поддерживается постоянно  происходящим в ней обновлением и разнообразием (размышлений и планов, наблюдений и  впечатлений, поисков и проб, проверок и самокритики). Личность и деятельность, как бы  «переливаясь» последовательно друг в друга в процессе активности, взаимно обновляются  и побуждаются к дальнейшему движению»  Непрерывное образование нельзя сводить только к повышению уровня  общеобразовательных и профессиональных знаний учителя. Учитель современной гимназии должен овладеть философской, исторической, эстетической культурой. В процессе  непрерывного образования совершенствуется его духовное, экономическое и  экологическое воспитание, повышается социальная активность и ответственность. Система непрерывного совершенствования педагогического мастерства  должна обеспечить  продвижение всех учителей от одного уровня овладения творческой деятельностью к  другому, более высокому, от «переоткрытия» известного к отдельным творческим  находкам, от выбора имеющихся вариантов к поискам собственных, нестандартных,  оригинальных решений. При разработке системы непрерывного творческого саморазвития учителя мы  исходили из ряда общих психолого­педагогических положений о развитии личности: ­ развивать потребность в самоосуществлении, стремление быть оцененным  окружающими по достоинству, желание стать «значительным»; ­ развитие личности происходит только в процессе деятельности самого человека; ­ многие качества человека формируются в межличностном общении; ­ необходимо формировать личность в целом, а не отдельные качества, свойства  характера; ­ опираться на лучшие стороны личности, ее интересы, потребности, склонности,  чувства. Основными компонентами системы непрерывного творческого саморазвития  учителя гимназии, построенной на системном подходе, являются: ­ целеполагание как системообразующий фактор; ­ мотивация как потребность в саморазвитии, самообразовании, самореализации; ­ содержание, формы, методы и средства самообразовательной и  самовоспитательной деятельности и методической работы, включающие методическую,  научно­методическую, научно­теоретическую (психологическую и педагогическую),  философскую и культурологическую подготовку учителя; ­ управление, т.е. организация, руководство, анализ, оценка, контроль,  диагностические исследования, применение технологий управленческой деятельности и  т.п. Учитывая внутренние и внешние мотивы, требования, предъявляемые обществом к  учителю на современном этапе, и требования администрации образовательного  учреждения, под влиянием морально­психологического климата, сложившегося в  коллективе, учитель определяет направления своего совершенствования (элементы  психолого­педагогической и методической подготовки, профессиональные и личностные  качества)  и  определяет, через какие формы развития (методическую работу,  самообразование, самовоспитание) будет осуществляться процесс творческого  саморазвития, т.е. определяет индивидуальную траекторию своего развития. Необходимым условием является участие учителя в экспериментально­исследовательской деятельности,  творческое использование опыта инновационной деятельности коллег, престиж учителя в  глазах учащихся, сотрудничество с учащимися и коллегами, уважение учителей и  администрации, применение эффективных технологий обучения, воспитания учащихся,  творческая атмосфера в коллективе. Необходимым условием является определение  конкретных результатов творческого саморазвития, фиксация которых проводится в  индивидуальном плане развития учителя.  Система непрерывного творческого саморазвития учителя подчиняется общей  теории систем, согласно которой оптимальное функционирование системы возможно  только при соблюдении следующей совокупности принципов: ­ целостности (все элементы системы адаптированы друг к другу); ­ необходимого разнообразия (многообразие форм методической работы, методов,  приемов, средств самообразования и самовоспитания); ­ эффективного управления (подчинение всех форм единой цели); ­ разрешения проблем (постепенное введение новых форм, средств и т.п. в ходе  саморазвития); ­ эффективной обратной связи (межличностное общение, самоконтроль,  диагностика). Разработанная система обеспечивает реальную возможность построения и  реализации индивидуальных траекторий творческого саморазвития, стимулирующих  активность учителей в овладении методами и средствами осуществления данного процесса, необходимых для раскрытия индивидуальности,  творческого начала, способствующих  профессиональному становлению и самоосуществлению, совершенствованию  педагогического мастерства. Она побуждает учителя к постоянному  самосовершенствованию, активизируя стремление личности к саморазвитию, достижению  более высокого уровня профессионализма и учитывает нарастание творческого потенциала учителя, его профессиональных и личностных качеств. Безусловно, слабая учебно­материальная база, нехватка учебного оборудования,  учебников и мебели, санитарно­гигиенические условия многих современных школ не  только не позволяют осваивать эффективные инновационные технологии, но и  отрицательно сказываются на профессиональном росте и творческом саморазвитии  учителя, пагубно влияют на здоровье учащихся, учителей и руководителей школы. Создание комфортной образовательной среды есть результат процесса  демократизации школьной жизни. Демократический стиль общения требует умения  организовать все процессы детской самодеятельности, все отношения, формирующие  личность; требует постоянно анализировать то, в какой мере результат воспитания  соответствует целям; требует высокого профессионального мастерства. Диалектический  стиль мышления есть глубокое понимание всей совокупности противоречий, разрешение  которых в конечном итоге способствует дальнейшему развитию всей учебно­ воспитательной работы.  Работая в условиях открытого эксперимента, в активном творческом поиске,  учитель осваивает эффективные технологии обучения, воспитания, развития творческих  способностей учащихся, экспериментирует и исследует, стремится повысить результаты  своего труда, а такой характер деятельности предполагает творческую свободу и  комфортные условия образовательной среды. Создание комфортной образовательной среды творческого саморазвития учителя  предполагает поддержание руководителем школы и его заместителями таких условий,  которые способствуют творческой самореализации, физическому и духовному развитию  учителя и учащихся.   Список литературы: 1.            Абульханова­Славская К.А. Стратегия жизни. – М., 91г. 2.            Воробьева С.В. основы управления образовательными системами. ­  М.:  ACADEMIA, 08г. 3.            Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика, 91г. 4.            Герасимов Г.И., Илюхина Л.В. Инновации в образовании: сущность и  социальные механизмы. – Ростов н/Д, 99г. 5.            Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. ­ М.: ACADEMIA, 08г. 6.            Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 96г. 7.            Никишина И.В. Инновационная деятельность современного педагога в  системе общешкольной методической работы. – Волгоград «Учитель», 06г. 8.            Пригожин А.И. Нововведения: стимулы и препятствия. – М.: 89г.

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"

Семинарское занятие "Развитие психологической готовности молодых педагогов к инновациям"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017