«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»
Оценка 4.6

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

Оценка 4.6
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
08.05.2018
«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»
Цель урока: Понять главную причину потери мира на земле – разрушение уклада (традиций, быта, веры) семьи. Задачи: 1. Изучить традиции казачьей семьи; 2. Определить принципы, на которых строятся отношения в казачьей семье; 3. Формировать умение обобщать и формулировать вывод, умение записывать со слов товарища или учителя
тема семьи в Тихом Доне.doc
Урок литературы в 11 классе «Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон» Цель урока Понять главную причину потери мира на земле – разрушение уклада (традиций,  быта, веры)  семьи. Задачи:  1. Изучить традиции казачьей семьи; 2. Определить принципы, на которых строятся отношения в казачьей семье; 3. Формировать умение обобщать и формулировать вывод, умение записывать со слов товарища или учителя  Методы:   проблемный метод, словесно­логический метод Формы: беседа­диалог, работа в группе, развернутый ответ, презентация, сообщение,  работа с текстом, анализ эпизода. Оформление I. На доске записаны ключевые вопросы и понятия: ­ вопросы:       1.Что мы имеем и что потеряли как нация?      2.Гармония и семья. Можем ли мы сейчас поставить между этими словами знак               равенства?      3.«Крыша дома твоего» ­ что для каждого из вас значат эти слова? ­ понятия: 1. Семья­традиция 2. Семья­гармония 3. Семья­здоровье II. Слайды:  Шолохов на берегу Дона; 1  Станица Вешенская;  Дом казачьей семьи ­ курень;  Женщины­казачки;  Григорий с сыном на руках. III. Просмотр фрагмента «Первый совет семьи Мелеховых «Жизнь Григория и Натальи не  заладилась» Ход урока Мы с вами вот уже третий урок обсуждаем роман­эпопею «Тихий Дон».  I. ­ Какие открытия вы сделали на прошлом уроке?  II. Вступительное слово учителя      «Тихий Дон, я целую горячую землю твою,» ­ писал М.А. Шолохов. Художник чаще  суровый и сдержанный, он, когда говорит о родном крае, становится лиричным и  патетичным. Родник скрытой любви к людям тихого Дона, его обычаям, песням, играм,  всегда струящимся во внутренних пластах шолоховского повествования, вдруг вырывается наружу…. Слайд «Шолохов на берегу Дона» Слайд «Станица Вешенская»      Много талантливых и ярких имен связано с Донской землей. Анатолий Калинин,  Виталий Закруткин, Валерий Латынин…  Но бесспорно главенствующее место  принадлежит М.А. Шолохову. Его рассказы, повести, романы продолжают жить  полнокровной жизнью, ибо изображенные в них ценности имеет общечеловеческое  значение: добро, любовь, родной очаг, дети, земля.      Темой сегодня на уроке стала проблема вечная  «Семья как хранилище  нравственности». Цель урока: осознать, что главной причиной потери мира на земле  является разрушение уклада (традиций, быта, веры) семьи. ­ Как вы понимаете, что такое семья? Выразите свое мнение в продолжение тезиса  «Семья – это». 2 Слайд «Дом казачьей семьи ­ курень»     Обобщив ваши ответы, я могу сказать: семья – традиции, семья – гармония, семья –   здоровье.      Вот с этих позиций мы рассмотрим семью сегодня  Мелеховых      Критик­шолоховед Цыпенко говорит: «Семья у Шолохова – изобразительный центр,  сквозь призму которого раскрывается нам «макрокосм» национальной культуры». По  жизни семьи, по крепости семейных уз у данного народа можно судить о жизнеспособности этого народа. Так войдем же в казачий курень, посидим с хозяевами за одним столом,  выйдем в поле «сены ставить», на рыбалку, на ток. Посмотрим, как жила русская казачья  семья.      Сегодня мы будем рассматривать вопрос о семейном устроении и думать, находясь уже  в 21 веке ­ Что мы имеем и что потеряли как нация? ­ Гармония и семья. Можем ли мы сейчас поставить между этими словами знак равенства? ­ «Крыша дома твоего» ­ что для каждого из вас значат эти слова?       Пусть же «Тихий Дон» и его автор помогут нам разобраться хотя бы в некоторых из  этих вопросов. ­ О чем первоначально хотел написать Шолохов в романе «Тихий Дон»? ­ Что вносит в роман история Семьи Мелеховых? ­ С чего же начинается история этой семьи? (С трагедии) ­ Почему гибнет юная турчанка и что отрицает её смерть? ­ Что о семье Мелеховых младших поколений вы могли бы сказать? Индивидуальные сообщения по определенным проблемам.  Патриархальность и традиции в семье. III. 3  Семья и традиции фольклора.  IV.     V. Вывод: молодежь и старики воспитаны в патриархальных, фольклорных и  религиозных традициях. Семья – гармония.  ­ И снова перед нами семья Мелеховых, в семье царит гармония, она пока еще  дружная, целая, патриархальная в лучшем смысле этого слова. Сила этой семьи  была в единстве, когда все важные вопросы решались открыто, выносились на  семейный суд, прямо и основательно обсуждались. У Мелеховых было четыре  таких совета. Просмотр фрагмента «Первый совет семьи Мелеховых «Жизнь Григория и Натальи не  заладилась» ­ Кто присутствует на семейном совете?               ­ О чем этот совет?              ­ Кто выступает на совете?              ­ Чем он заканчивается?              ­ Какие еще были советы? (Приход красных: отступать или сдаться, Сердечные  дела Дуняши. 1919 год – деньги Дарьи). ­ Прочитайте сцену последнего совета Мелеховых. ­ Какое настроение вызвали у вас эти строки? ­ Как автор рисует картину спора, оскорбительного для памяти Петра? Вывод: в семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались  открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и  выравнивались, резкие страсти утишались. Это не было ни раем, ни идиллией, а лишь  сплоченным миром родственных людей, для которых выше личных устремлений и  прихотей была семья. Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой  опыт  подсказывал: где начинаются тайны – тут начинается распад и раскол.  4 ­ Ну а если внутрь семьи все же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту  проблему Мелеховы? ­ Были ли  в семье тайны? VI. Работа в группах 1 группа – «Секрет Григория» 2 группа – «Секрет Дарьи» 3 группа – «секрет Натальи» Задание: составьте развернутый ответ, основная часть которого включает следующие  вопросы:   Тема секрета  Где происходит беседа  Итоги разговора по душам Вывод: все три разговора происходят вне дома, двора: на реке, огороде, степной  дороге. Они как бы не желают запачкать дом, семью, хотят отгородиться от дурного, заразного. Это естественное стремление всякого живого и здорового организма. Ведь  семья – это здоровье VII. Семья – здоровье      ­ Многие из вас думают над вопросами: а так ли в моей семье? Когда же мы все вместе  собирались о чем­нибудь поговорить? Всегда ли мы выслушиваем старших,  прислушиваются папы и мамы к нашим детским голосам? А наши тайны? Тайные ли они?      ­ Итак, мы видим, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи. На смену одному. На смену одному поколению должно было идти следующее, такое же здоровое и  целое. В связи с этим интересен вопрос о детях в романе «Тихий Дон». ­ Как заботились о них казаки? ­ Как проходил процесс воспитания? ­ Кого особенно жалели?   Одним из приемов М. Шолохова в характеристике героев является сопоставительный  анализ. Через отношение к детям раскрываются многие главные герои романа. VIII. Групповая домашняя работа «Характеристика героини как носительницы  домашнего, семейного тепла» 5 Слайд «Женщины ­ казачки» План: 1. Сведения о родителях, происхождении, девичьей фамилии 2. Наличие собственных детей, отношение к ним. 3. Вывод 1 группа – Дарья 2 группа – Аксинья 3 группа – Ильинична IX. Беседа     ­ Обратите внимание на очень интересную параллель в романе: дети являются мерилом  жизненности самих героинь. Не имея, в сущности, детей, Дарья очень быстро умирает и  как женщина. Отсутствие детей становится «Божьим наказанием».      ­ Что стало с Дарьей с началом войны?      ­ Как же заканчивает жизнь Дарья?       ­ Что можно сказать о смерти других героинь?       ­ Изображая смерть женщин, к какому же выводу нас приводит Шолохов?   Показательна в этом плане Ильинична. Давайте проанализируем эпизод «В ожидании  сына» X. Анализ эпизода «В ожидании сына» ­ Каким настроением проникнут данный отрывок? ­ Какие чувства он вызывает у вас? ­ Как автор рисует «великую материнскую тоску» по сыну, «младшенькому», как  называет его Ильинична? ­ Почему он для нее самый дорогой, «родненький»? ­ Как меняется авторский стиль в конце романа? Обобщение. XI. 6 ­ Как вы думаете, крушение чего так проницательно уловил автор романа в  народной среде? ­ Как же заканчивает Шолохов свой роман? ­ О чем мечтает бессонными ночами Григорий? ­ Так о чем же роман Шолохова? Слайд «Григорий с сыном на руках» XII. Оценки XIII. Домашнее задание Написать сочинение на одну из тем:  Что мы имели, что потеряли как нация?   «Гармония» и «семья». Можем ли мы поставить знак равенства между этими  понятиями? «Крыша дома твоего» ­ что для каждого из нас значат эти слова?   7

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»

«Семья как хранилище нравственности» по роману М. Шолохова «Тихий Дон»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.05.2018