Семья. Правовые основы брачно-семейного отношений

  • Разработки уроков
  • doc
  • 25.03.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Семья. Правовые основы брачно-семейного отношений Цели занятия: 1. Знания о социальном и правовом регулировании брачно-семейных отношений; 2. Умение осознанно выполнять права и обязанности детей, а в будущем родителей и супругов, анализировать правовые акты о браке и семье; 3. Формирование серьезного и уважительного отношения к институту семьи. Оборудование: 1. Конституция РФ 1993 год. 2. Семейный кодекс РФ. 3. Текст брачного договора. 4. Тесты для контроля знаний. 5. Презентация «Семья». Оформление доски: • Плакаты на тему семья, опорная схема. • Основные понятия – семья, брак, семейный кодекс, ЗАГС, брачный договор, права и обязанности супругов, родителей и детей, алименты.
Иконка файла материала Семья. Правовые основы.doc
Семья. Правовые основы брачно­семейного отношений Цели занятия: Знания о социальном и правовом регулировании брачно­семейных отношений; 1. 2. Умение осознанно выполнять права и обязанности детей, а в будущем родителей и супругов, анализировать правовые  акты о браке и семье; 3. Формирование серьезного и уважительного отношения к институту семьи. Оборудование: 1. Конституция РФ 1993 год. 2. Семейный кодекс РФ. 3. Текст брачного договора. 4. Тесты для контроля знаний. 5. Презентация «Семья». Оформление доски:  Плакаты на тему семья, опорная схема.  Основные понятия – семья, брак, семейный кодекс, ЗАГС, брачный договор, права и обязанности супругов, родителей и детей, алименты. Ход занятия Оргмомент I     этап. Учитель об актуальности темы занятия. «Семья – это общество в миниатюре, от целостности которого зависит безопасность всего большого человеческого общества»  (Ф. Адлер) В народе говорят: «Семья – это семь Я». Если крепкие и добрые отношения в семье утвердились, то всем её членам живется хорошо и спокойно. Окружающие люди с  уважением относятся к таким семьям. И сейчас и в старину, когда говорили о женитьбе, то всегда обсуждали семью, из  которой родом жених и невеста. В народе сложилось, что прежде чем жениться, надо узнать: «доброго ли рода­племени  человек». Начало семьи будет хорошее, если молодые из крепких семей с добрыми традициями. Не случайно русское слово  брак обозначает «брачити», т.е. отбирать лучшее от худшего. Понятие семья и брак неразрывны. Семья – это союз людей, основанный на браке и родстве и общей семейной деятельности. Она регулирует сексуальные  отношения мужчины и женщины, рождение и воспитание детей, совместное проживание. Брак – это основа семьи, добровольный и равноправный союз мужчины и женщины, санкционированный государством и  обществом. Государство и общество поощряет браки одобрением и поддержкой. Мы совместно будем анализировать различные правовые  источники знаний о семье и обсуждать их главные положения. Обратимся к Основному закону – Конституции РФ 1993 года,  статья 38 (учащиеся читают вслух и поясняют). Далее статья 1 Семейного кодекса об основах семейного законодательства РФ  (учитель читает и задает вопросы). Вопросы: 1. Что нового вы узнали о семье? 2. Почему государство укрепляет семью? 3. Какой брак признается в России? 4. Каковы права супругов в браке? 5. Как должны решаться общесемейные вопросы?II      этап. Изучаем условия и порядок заключения брака и развода. Статьи 11­14 СК РФ. Обсуждение позитивных условий для заключения брака – добровольное согласие мужчины и женщины,  достижение брачного возраста; негативные условия, препятствующие заключению брака – состояние в другом браке, близкое  родство и состояние усыновления, недееспособность. Почти все из вас видели, как проходит торжественно церемония заключения брака в ЗАГСе или венчания в церкви. Эти  радостные моменты помнят не только муж и жена, но и их родственники и друзья. Красивое начало семейной жизни, все дарят подарки и веселятся, но в семейной жизни всегда будут трудные и печальные моменты. Все это будет успешно  преодолеваться, если крепкой будет любовь и дружба супругов. Если люди не были готовы к браку, то семья может  разрушиться. Рассматриваем слайды презентации «Семья» и выясняем причины счастливой и несчастливой семейной жизни. Учащиеся  самостоятельно высказывают свои мнения, а учитель подводит итоги, как жить долго и счастливо в семье. Цифры статистики в РФ не радуют: каждый третий брак распадается. Учитель спрашивает о возможных причинах разводов  (беседа). Развод осуществляется в ЗАГСе, если нет у супругов спорных вопросов и несовершеннолетних детей. И в суде по  гражданским делам, если один из супругов не согласен, решается вопрос об алиментах и проживании детей. III      этап. Взаимные права и обязанности супругов. С момента регистрации брака у мужа и жены возникают взаимные права и обязанности – личные и имущественные. Личные  отношения не имеют экономического содержания и должны решаться по взаимному согласию на основе равноправия и  уважения сторон. Речь идет о выборе фамилии супругов, роде занятий и профессии, места жительства и т.д. Имущественные  отношения решаются по закону и по брачному договору, если супруги его заключили и заверили у нотариуса. Статья 34 СК РФ говорит о совместном имуществе супругов, а статья 36 о личной собственности каждого из них. В новом СК РФ дано право договориться по своему выбору, если супруги заключили по поводу имущества брачный договор  (учитель обращает внимание на текст брачного договора, поясняет как его заполнять и просит его заполнить дома, обсудив с  родителями). IV      этап. Права и обязанности родителей и детей. Учащиеся читают вслух статьи 47,54, 56 СК РФ и получают знания о родительских правах и правах детей. Учитель обращает  внимание, что права родителей одновременно являются их обязанностями: определение имени, отчества и фамилии ребенка,  место жительства, школы и т.д. Обсуждение права несовершеннолетних детей: право жить и воспитываться в семье, право на общение с родителями и другими родственниками, право ребенка на защиту и другие права. К сожалению, в современной РФ участились случаи лишения родительских прав судом. Учитель задает вопросы о причинах  появления таких явлений. Учащиеся высказывают свои мнения, а учитель делает общий вывод. Затем учитель поясняет  понятие об алиментных отношениях. Если дети остались без родителей, то государство устанавливает для них особые формы защиты – усыновление, опека и  попечительство, приемная семья. Самое лучшее для ребенка ­ это воспитание в семье, где он может получить любовь, заботу,  полноценное развитие. У всех народов мира, во всех моральных и религиозных нормах семья является высшей ценностью. В православной вере наших предков всегда почитали родителей и семейные устои, с этим связывали счастье и долголетие. Великий пример семейной  любви: 13 век, князь Петр и княгиня Феврония Муромские, которые жили счастливо и умерли в один день. Теперь в России 8  июля объявлен государственным праздником семьи и любви. РПЦ прославила их святыми, им молятся православные  христиане о даровании семейного счастья. V      этап. Подведение итогов. Учитель предлагает решить тесты по теме «Семья», проверяя, как усвоены на этом занятии основные понятия темы.  Благодарит всех за участие в работе и просит выполнить домашнее задание:   заполнить бланк брачного договора; найти поговорки и высказывания великих людей о семье.1. Закончите следующее предложение: «Основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения в России,  является…» Тестирование «Семейное право». 1. Семейный кодекс РФ; 2. Кодекс о браке и семье РФ; 3. Уложение о семейных отношениях РФ. 2. К какому из перечисленных понятий относится следующее определение: «Добровольный союз мужчины и женщины, целью  которого является создание семьи?» 1. 2. 3. пакт; договор; брак. 3. Каков брачный возраст мужчин и женщин в России? 1. 2. 3. 16 лет; 18 лет; 20 лет. 4. Какое обстоятельство делает невозможным вступление в брак? 1. 2. 3. различие национальностей; одна из сторон уже состоит в браке; отсутствие у жениха счёта в банке. 5. Имущество, нажитое супругами во время брака, является: 1. 2. 3. их индивидуальной собственностью; их совместной собственностью; долевой собственностью. 6. Брачный договор заключается: 1. 2. 3. в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению; в письменной форме и подлежит регистрации в органах ЗАГС; в письменной форме. 7. Какое имущество семьи подлежит разделу в случае расторжения брака? 1. 2. 3. вещи индивидуального пользования; предметы роскоши; вещи, подаренные каждому супругу в отдельности. 8. С какого момента супруги обретают родительские права и обязанности? 1. 2. 3. с момента вступления в брак; с момента определения ребенка в ясли; с момента рождения ребенка. 9. Лишение родительских прав производится: 1. 2. 3. в судебном порядке; органами ЗАГС; органами опеки и попечительства. 10. Брак в РФ заключается: 1. 2. 3. в суде; в церкви; в органах ЗАГС.Литература: 1. А.Ф.Никитин «Основы государства и права» 10­11 класс, 2006. 2. А.Ф.Никитин «Основы обществознания» 9 класс, 2007. 3. Семья. Книга для чтения, 1991. 4. А.А. Двигалева. Тесты по обществознанию, 2009. 5. Википедия.