ПЕСНЯ - ТАНЕЦ - МАРШ
Серенада
Франц Шуберт. Серенада;
Йозеф Гайдн. Серенада для струнного оркестра;
Феликс Мендельсон. Песня без слов, «Весенняя»;
Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада.
1-е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с разновидностью песенного жанра - с серенадой.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы знакомы с разными песнями и романсами. Знаете, что песня и романс (вокальные произведения) могут быть написаны и для музыкальных инструментов, без пения. В таких инструментальных произведениях пение заменяет яркая мелодия, которую играет какой-нибудь музыкальный инструмент (или несколько инструментов).
У немецкого композитора Феликса Мендельсона есть целый сборник пьес (около пятидесяти произведений), который называется «Песни без слов». Эти песни написаны для фортепиано, в каждой из них есть красивая, певучая мелодия, которую «поёт» фортепиано. (Звучит одна из «Песен без слов» Ф. Мендельсона, например, «Весенняя» - игривая, светлая, нежная.)
Сегодня я расскажу вам ещё об одной разновидности песни - серенаде. Слово серенада произошло от итальянского слова serenata, что означает «ясный, открытый», и от латинского sera (hora) - «поздний» (час). Слово серенада означает - пение на открытом воздухе, вечером или ночью (в поздний час). Серенады раньше распевали под окнами возлюбленных под аккомпанемент щипковых музыкальных инструментов - лютни, мандолины, гитары. (Звучит фрагмент какой-либо вокальной серенады.)
Серенады, так же как песни и романсы (вокальные произведения), существуют и в виде инструментальных пьес для сольных инструментов или оркестра. Это пьесы лирического характера с яркой, песенной мелодией, похожие на вокальные серенады – любовные песни. Иногда композиторы делали переложения (обработки) вокальной серенады для музыкальных инструментов.
Послушайте серенаду Ф. Шуберта, которая существует и как вокальное, и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра. Какая нежная, светлая и одновременно печальная музыка! (Звучит пьеса.) В этой музыке выражены и грусть, и волнение, и радость, и нежность. (Пьеса звучит повторно.)
2-е занятие
Программное содержание. Учить детей различать характер музыкальных интонаций, выразительные средства музыки.
Ход занятия:
Педагог исполняет пьесу, дети вспоминают ее название, высказываются о характере музыки.
П е д а г о г. Я рассказывала вам, что в старые времена серенады пели под окнами любимых дам под аккомпанемент гитары или старинных инструментов, ее предшественников – мандолины и лютни.
Серенада всегда начинается со вступления. Прислушайтесь, отрывистые звуки аккомпанемента напоминают нежные, тихие звуки щипковых инструментов, например гитары. (Исполняет вступление и отдельно фрагмент аккомпанемента.)
Мелодия серенады гибкая, извилистая (играет фрагмент мелодии). В ней переданы разные чувства - устремлённость, взволнованность, порывистость и печаль. Прислушайтесь, вначале мелодия устремляется вверх, в ней встречаются широкие ходы (играет 5-6-й такты), а заканчивается она спускающимися вниз грустными, неуверенными интонациями (играет 7-8-й такты).
Эти грустные интонации повторяются как отзвук в высоком регистре - тихо, печально, нежно (играет 9-10-й такты).
Во второй фазе скачки в мелодии становятся ещё шире, она звучит с ещё большей проникновенностью, пылкостью, теплотой, открытостью чувства и вновь сникает. (Играет 11-16-й такты.)
Эта мелодия похожа на запев песни. Припев ее звучит то настойчиво, ярко, порывисто, то с нежностью и печалью. (Играет 17-28-й такты.)
Эти две мелодии, похожие на запев и припев песни, повторяются ещё раз после фортепианного проигрыша. (Играет 29-36-й такты.)
Послушайте, в этом проигрыше все время мелькает, меняется то светлое, то печальное настроение. (Играет фрагмент повторно, обращая внимание детей на смену лада.)
Самое напряжённое, взволнованное, яркое место (кульминация пьесы) звучит ближе к концу - оживлённо, трепетно, радостно, восторженно, горячо, счастливо. (Играет 37-48-й такты).
В заключении наступает просветление. Музыка звучит ласково, успокоенно. Грусть и свет сочетаются в этой серенаде. (Исполняет фрагмент заключения и пьесу целиком.)
3-е занятие
Программное содержание. Сравнить фортепианное и оркестровое исполнение серенады Ф. Шуберта. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, различать оттенки настроений музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня вы услышите серенаду Ф. Шуберта в исполнении оркестра. Прислушайтесь: солируют струнные инструменты с тёплым, светлым, ясным тембром. (Звучит запись.) Мелодию играет скрипка, а другие струнные инструменты аккомпанируют ей щипками, изображая гитару. Этот приём игры на струнных инструментах (щипком) называется пиццикато. (Повторно звучит запись.)
А сейчас послушайте серенаду Й. Гайдна для струнного оркестра. Она совсем другая по характеру - танцевальная, радостная, светлая, изящная, грациозная. (Звучит запись.) В этой серенаде, как и в серенаде Ф. Шуберта, мелодию ведёт скрипка, а другие струнные инструменты аккомпанируют ей нежно, воздушно, отрывисто, играют приёмом пиццикато. (Звучит запись).
Дополнительный материал
Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, а попросту Вольф, был солнечным мальчиком. Он почти всегда улыбался, словно ласковое весеннее солнышко. Потому что в нем жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка! Музыка наполняла все его существо. Музыка была его дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его слухом. Как это может быть? - спросите вы, мои дорогие? Очень просто! Просто Вольф с самого рождения мог слышать больше нас, обычных людей. Слышать музыку, радоваться этому, и радовать других! Ведь композитор должен записать звуки, которые услышал, чтобы могли исполнить и послушать другие, то есть мы с вами. Но Дар слышать это не только подарок и доверие Бога, но ещё и великий труд. Одарённый Богом человек должен бережно хранить свой талант и оберегать от лени, гордыни, фальши и пошлости, никогда не жалеть себя и не роптать на свою судьбу. Моцарт покорился своей судьбе с благодарностью. Он не мог жить без музыки.
Слушайте, слушайте музыку Моцарта! «Маленькую ночную серенаду» или… «Фантазию ре-минор» или… Да все что угодно! Музыка Моцарта вся прекрасна, и не оставит равнодушным никого. Может быть, так поют Ангелы на небесах, воспевая все живое и пробуждая новую жизнь в наших порой застывших сердцах! И как только ваших ушей коснутся эти волшебные звуки, над вами тут же раскроется тот разноцветный зонтик с множеством самых разнообразных сказок, которые только существуют на свете! Не волнуйтесь, они обязательно все со счастливым концом! И в вашей комнате обязательно запрыгают по стенам солнечные зайчики!
Так же могут прозвучать в сравнении и другие серенады, например «Меланхолическая серенада» П. Чайковского, Р. Леонкавалло «Утренняя серенада». На последующих занятиях детям предлагается передать характер пьес в движениях.
ПЕСНЯ ТАНЕЦ МАРШ
Серенада
Франц Шуберт. Серенада;
Йозеф Гайдн. Серенада для струнного оркестра;
Феликс Мендельсон. Песня без слов, «Весенняя»;
Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада.
1е занятие
Программное содержание. Познакомить детей с
разновидностью песенного жанра с серенадой.
Ход занятия:
П е д а г о г. Вы знакомы с разными песнями и романсами.
Знаете, что песня и романс (вокальные произведения) могут
быть написаны и для музыкальных инструментов, безпения. В таких инструментальных произведениях пение
заменяет яркая мелодия, которую играет какойнибудь
музыкальный инструмент (или несколько инструментов).
У немецкого композитора Феликса Мендельсона есть
целый сборник пьес (около пятидесяти произведений),
который называется «Песни без слов». Эти песни написаны
для фортепиано, в каждой из них есть красивая, певучая
мелодия, которую «поёт» фортепиано. (Звучит одна из
«Песен без слов» Ф. Мендельсона, например, «Весенняя»
игривая, светлая, нежная.)
Сегодня я расскажу вам ещё об одной разновидности песни
серенаде. Слово серенада произошло от итальянского
слова serenata, что означает «ясный, открытый», и от
латинского sera (hora) «поздний» (час). Слово серенада
означает пение на открытом воздухе, вечером или ночью
(в поздний час). Серенады раньше распевали под окнамивозлюбленных под аккомпанемент щипковых музыкальных
инструментов лютни, мандолины, гитары. (Звучит
фрагмент какойлибо вокальной серенады.)
Серенады, так же как песни и романсы (вокальные
произведения), существуют и в виде инструментальных
пьес для сольных инструментов или оркестра. Это пьесы
лирического характера с яркой, песенной мелодией,
похожие на вокальные серенады – любовные песни. Иногда
композиторы делали переложения (обработки) вокальной
серенады для музыкальных инструментов.
Послушайте серенаду Ф. Шуберта, которая существует и
как вокальное, и как инструментальное произведение для
фортепиано и даже для оркестра. Какая нежная, светлая и
одновременно печальная музыка! (Звучит пьеса.) В этой
музыке выражены и грусть, и волнение, и радость, и
нежность. (Пьеса звучит повторно.)2е занятие
Программное содержание. Учить детей различать
характер музыкальных интонаций, выразительные средства
музыки.
Ход занятия:
Педагог исполняет пьесу, дети вспоминают ее название,
высказываются о характере музыки.
П е д а г о г. Я рассказывала вам, что в старые времена
серенады пели под окнами любимых дам под
аккомпанемент гитары или старинных инструментов, ее
предшественников – мандолины и лютни.
Серенада всегда начинается со вступления. Прислушайтесь,
отрывистые звуки аккомпанемента напоминают нежные,
тихие звуки щипковых инструментов, например гитары.(Исполняет вступление и отдельно фрагмент
аккомпанемента.)
Мелодия серенады гибкая, извилистая (играет фрагмент
мелодии). В ней переданы разные чувства устремлённость,
взволнованность, порывистость и печаль. Прислушайтесь,
вначале мелодия устремляется вверх, в ней встречаются
широкие ходы (играет 56й такты), а заканчивается она
спускающимися вниз грустными, неуверенными
интонациями (играет 78й такты).
Эти грустные интонации повторяются как отзвук в
высоком регистре тихо, печально, нежно (играет 910й
такты).
Во второй фазе скачки в мелодии становятся ещё шире, она
звучит с ещё большей проникновенностью, пылкостью,теплотой, открытостью чувства и вновь сникает. (Играет
1116й такты.)
Эта мелодия похожа на запев песни. Припев ее звучит то
настойчиво, ярко, порывисто, то с нежностью и печалью.
(Играет 1728й такты.)
Эти две мелодии, похожие на запев и припев песни,
повторяются ещё раз после фортепианного проигрыша.
(Играет 2936й такты.)
Послушайте, в этом проигрыше все время мелькает,
меняется то светлое, то печальное настроение. (Играет
фрагмент повторно, обращая внимание детей на смену
лада.)
Самое напряжённое, взволнованное, яркое место
(кульминация пьесы) звучит ближе к концу оживлённо,трепетно, радостно, восторженно, горячо, счастливо.
(Играет 3748й такты).
В заключении наступает просветление. Музыка звучит
ласково, успокоенно. Грусть и свет сочетаются в этой
серенаде. (Исполняет фрагмент заключения и пьесу
целиком.)
3е занятие
Программное содержание. Сравнить фортепианное и
оркестровое исполнение серенады Ф. Шуберта. Учить
детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями,
различать оттенки настроений музыки.
Ход занятия:
П е д а г о г. Сегодня вы услышите серенаду Ф. Шуберта в
исполнении оркестра. Прислушайтесь: солируют струнные
инструменты с тёплым, светлым, ясным тембром. (Звучитзапись.) Мелодию играет скрипка, а другие струнные
инструменты аккомпанируют ей щипками, изображая
гитару. Этот приём игры на струнных инструментах
(щипком) называется пиццикато. (Повторно звучит запись.)
А сейчас послушайте серенаду Й. Гайдна для струнного
оркестра. Она совсем другая по характеру танцевальная,
радостная, светлая, изящная, грациозная. (Звучит запись.) В
этой серенаде, как и в серенаде Ф. Шуберта, мелодию ведёт
скрипка, а другие струнные инструменты аккомпанируют
ей нежно, воздушно, отрывисто, играют приёмом
пиццикато. (Звучит запись).
Дополнительный материал
Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, а попросту Вольф,
был солнечным мальчиком. Он почти всегда улыбался,словно ласковое весеннее солнышко. Потому что в нем
жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка!
Музыка наполняла все его существо. Музыка была его
дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его
слухом. Как это может быть? спросите вы, мои дорогие?
Очень просто! Просто Вольф с самого рождения мог
слышать больше нас, обычных людей. Слышать музыку,
радоваться этому, и радовать других! Ведь композитор
должен записать звуки, которые услышал, чтобы могли
исполнить и послушать другие, то есть мы с вами. Но Дар
слышать это не только подарок и доверие Бога, но ещё и
великий труд. Одарённый Богом человек должен бережно
хранить свой талант и оберегать от лени, гордыни, фальши
и пошлости, никогда не жалеть себя и не роптать на свою
судьбу. Моцарт покорился своей судьбе с
благодарностью. Он не мог жить без музыки.Слушайте, слушайте музыку Моцарта! «Маленькую
ночную серенаду» или… «Фантазию реминор» или… Да
все что угодно! Музыка Моцарта вся прекрасна, и не
оставит равнодушным никого. Может быть, так поют
Ангелы на небесах, воспевая все живое и пробуждая новую
жизнь в наших порой застывших сердцах! И как только
ваших ушей коснутся эти волшебные звуки, над вами тут
же раскроется тот разноцветный зонтик с множеством
самых разнообразных сказок, которые только существуют
на свете! Не волнуйтесь, они обязательно все со
счастливым концом! И в вашей комнате обязательно
запрыгают по стенам солнечные зайчики!
Так же могут прозвучать в сравнении и другие серенады,
например «Меланхолическая серенада» П. Чайковского, Р.
Леонкавалло «Утренняя серенада». На последующихзанятиях детям предлагается передать характер пьес в
движениях.