Серенада

  • Разработки уроков
  • docx
  • 23.11.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПЕСНЯ - ТАНЕЦ - МАРШ Серенада Франц Шуберт. Серенада; Йозеф Гайдн. Серенада для струнного оркестра; Феликс Мендельсон. Песня без слов, «Весенняя»; Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада. 1-е занятие Программное содержание. Познакомить детей с разновидностью песенного жанра - с серенадой. Ход занятия: П е д а г о г. Вы знакомы с разными песнями и романсами. Знаете, что песня и романс (вокальные произведения) могут быть написаны и для музыкальных инструментов, без пения. В таких инструментальных произведениях пение заменяет яркая мелодия, которую играет какой-нибудь музыкальный инструмент (или несколько инструментов). У немецкого композитора Феликса Мендельсона есть целый сборник пьес (около пятидесяти произведений), который называется «Песни без слов». Эти песни написаны для фортепиано, в каждой из них есть красивая, певучая мелодия, которую «поёт» фортепиано. (Звучит одна из «Песен без слов» Ф. Мендельсона, например, «Весенняя» - игривая, светлая, нежная.) Сегодня я расскажу вам ещё об одной разновидности песни - серенаде. Слово серенада произошло от итальянского слова serenata, что означает «ясный, открытый», и от латинского sera (hora) - «поздний» (час). Слово серенада означает - пение на открытом воздухе, вечером или ночью (в поздний час). Серенады раньше распевали под окнами возлюбленных под аккомпанемент щипковых музыкальных инструментов - лютни, мандолины, гитары. (Звучит фрагмент какой-либо вокальной серенады.) Серенады, так же как песни и романсы (вокальные произведения), существуют и в виде инструментальных пьес для сольных инструментов или оркестра. Это пьесы лирического характера с яркой, песенной мелодией, похожие на вокальные серенады – любовные песни. Иногда композиторы делали переложения (обработки) вокальной серенады для музыкальных инструментов. Послушайте серенаду Ф. Шуберта, которая существует и как вокальное, и как инструментальное произведение для фортепиано и даже для оркестра. Какая нежная, светлая и одновременно печальная музыка! (Звучит пьеса.) В этой музыке выражены и грусть, и волнение, и радость, и нежность. (Пьеса звучит повторно.) 2-е занятие Программное содержание. Учить детей различать характер музыкальных интонаций, выразительные средства музыки. Ход занятия: Педагог исполняет пьесу, дети вспоминают ее название, высказываются о характере музыки. П е д а г о г. Я рассказывала вам, что в старые времена серенады пели под окнами любимых дам под аккомпанемент гитары или старинных инструментов, ее предшественников – мандолины и лютни. Серенада всегда начинается со вступления. Прислушайтесь, отрывистые звуки аккомпанемента напоминают нежные, тихие звуки щипковых инструментов, например гитары. (Исполняет вступление и отдельно фрагмент аккомпанемента.) Мелодия серенады гибкая, извилистая (играет фрагмент мелодии). В ней переданы разные чувства - устремлённость, взволнованность, порывистость и печаль. Прислушайтесь, вначале мелодия устремляется вверх, в ней встречаются широкие ходы (играет 5-6-й такты), а заканчивается она спускающимися вниз грустными, неуверенными интонациями (играет 7-8-й такты). Эти грустные интонации повторяются как отзвук в высоком регистре - тихо, печально, нежно (играет 9-10-й такты). Во второй фазе скачки в мелодии становятся ещё шире, она звучит с ещё большей проникновенностью, пылкостью, теплотой, открытостью чувства и вновь сникает. (Играет 11-16-й такты.) Эта мелодия похожа на запев песни. Припев ее звучит то настойчиво, ярко, порывисто, то с нежностью и печалью. (Играет 17-28-й такты.) Эти две мелодии, похожие на запев и припев песни, повторяются ещё раз после фортепианного проигрыша. (Играет 29-36-й такты.) Послушайте, в этом проигрыше все время мелькает, меняется то светлое, то печальное настроение. (Играет фрагмент повторно, обращая внимание детей на смену лада.) Самое напряжённое, взволнованное, яркое место (кульминация пьесы) звучит ближе к концу - оживлённо, трепетно, радостно, восторженно, горячо, счастливо. (Играет 37-48-й такты). В заключении наступает просветление. Музыка звучит ласково, успокоенно. Грусть и свет сочетаются в этой серенаде. (Исполняет фрагмент заключения и пьесу целиком.) 3-е занятие Программное содержание. Сравнить фортепианное и оркестровое исполнение серенады Ф. Шуберта. Учить детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями, различать оттенки настроений музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня вы услышите серенаду Ф. Шуберта в исполнении оркестра. Прислушайтесь: солируют струнные инструменты с тёплым, светлым, ясным тембром. (Звучит запись.) Мелодию играет скрипка, а другие струнные инструменты аккомпанируют ей щипками, изображая гитару. Этот приём игры на струнных инструментах (щипком) называется пиццикато. (Повторно звучит запись.) А сейчас послушайте серенаду Й. Гайдна для струнного оркестра. Она совсем другая по характеру - танцевальная, радостная, светлая, изящная, грациозная. (Звучит запись.) В этой серенаде, как и в серенаде Ф. Шуберта, мелодию ведёт скрипка, а другие струнные инструменты аккомпанируют ей нежно, воздушно, отрывисто, играют приёмом пиццикато. (Звучит запись). Дополнительный материал Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, а попросту Вольф, был солнечным мальчиком. Он почти всегда улыбался, словно ласковое весеннее солнышко. Потому что в нем жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка! Музыка наполняла все его существо. Музыка была его дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его слухом. Как это может быть? - спросите вы, мои дорогие? Очень просто! Просто Вольф с самого рождения мог слышать больше нас, обычных людей. Слышать музыку, радоваться этому, и радовать других! Ведь композитор должен записать звуки, которые услышал, чтобы могли исполнить и послушать другие, то есть мы с вами. Но Дар слышать это не только подарок и доверие Бога, но ещё и великий труд. Одарённый Богом человек должен бережно хранить свой талант и оберегать от лени, гордыни, фальши и пошлости, никогда не жалеть себя и не роптать на свою судьбу. Моцарт покорился своей судьбе с благодарностью. Он не мог жить без музыки. Слушайте, слушайте музыку Моцарта! «Маленькую ночную серенаду» или… «Фантазию ре-минор» или… Да все что угодно! Музыка Моцарта вся прекрасна, и не оставит равнодушным никого. Может быть, так поют Ангелы на небесах, воспевая все живое и пробуждая новую жизнь в наших порой застывших сердцах! И как только ваших ушей коснутся эти волшебные звуки, над вами тут же раскроется тот разноцветный зонтик с множеством самых разнообразных сказок, которые только существуют на свете! Не волнуйтесь, они обязательно все со счастливым концом! И в вашей комнате обязательно запрыгают по стенам солнечные зайчики! Так же могут прозвучать в сравнении и другие серенады, например «Меланхолическая серенада» П. Чайковского, Р. Леонкавалло «Утренняя серенада». На последующих занятиях детям предлагается передать характер пьес в движениях.
Иконка файла материала 15.docx
ПЕСНЯ ­ ТАНЕЦ ­ МАРШ Серенада Франц Шуберт. Серенада; Йозеф Гайдн. Серенада для струнного оркестра; Феликс Мендельсон. Песня без слов, «Весенняя»; Вольфганг Амадей Моцарт. Маленькая ночная серенада. 1­е занятие Программное содержание. Познакомить детей с  разновидностью песенного жанра ­ с серенадой. Ход занятия: П е д а г о г. Вы знакомы с разными песнями и романсами.  Знаете, что песня и романс (вокальные произведения) могут быть написаны и для музыкальных инструментов, безпения. В таких инструментальных произведениях пение  заменяет яркая мелодия, которую играет какой­нибудь  музыкальный инструмент (или несколько инструментов). У немецкого композитора Феликса Мендельсона есть  целый сборник пьес (около пятидесяти произведений),  который называется «Песни без слов». Эти песни написаны  для фортепиано, в каждой из них есть красивая, певучая  мелодия, которую «поёт» фортепиано. (Звучит одна из  «Песен без слов» Ф. Мендельсона, например, «Весенняя» ­  игривая, светлая, нежная.) Сегодня я расскажу вам ещё об одной разновидности песни  ­ серенаде. Слово серенада произошло от итальянского  слова serenata, что означает «ясный, открытый», и от  латинского sera (hora) ­ «поздний» (час). Слово серенада  означает ­ пение на открытом воздухе, вечером или ночью  (в поздний час). Серенады раньше распевали под окнамивозлюбленных под аккомпанемент щипковых музыкальных  инструментов ­ лютни, мандолины, гитары. (Звучит  фрагмент какой­либо вокальной серенады.) Серенады, так же как песни и романсы (вокальные  произведения), существуют и в виде инструментальных  пьес для сольных инструментов или оркестра. Это пьесы  лирического характера с яркой, песенной мелодией,  похожие на вокальные серенады – любовные песни. Иногда  композиторы делали переложения (обработки) вокальной  серенады для музыкальных инструментов. Послушайте серенаду Ф. Шуберта, которая существует и  как вокальное, и как инструментальное произведение для  фортепиано и даже для оркестра. Какая нежная, светлая и  одновременно печальная музыка! (Звучит пьеса.) В этой  музыке выражены и грусть, и волнение, и радость, и  нежность. (Пьеса звучит повторно.)2­е занятие Программное содержание. Учить детей различать  характер музыкальных интонаций, выразительные средства  музыки. Ход занятия: Педагог исполняет пьесу, дети вспоминают ее название,  высказываются о характере музыки. П е д а г о г. Я рассказывала вам, что в старые времена  серенады пели под окнами любимых дам под  аккомпанемент гитары или старинных инструментов, ее  предшественников – мандолины и лютни. Серенада всегда начинается со вступления. Прислушайтесь, отрывистые звуки аккомпанемента напоминают нежные,  тихие звуки щипковых инструментов, например гитары.(Исполняет вступление и отдельно фрагмент  аккомпанемента.) Мелодия серенады гибкая, извилистая (играет фрагмент  мелодии). В ней переданы разные чувства ­ устремлённость, взволнованность, порывистость и печаль. Прислушайтесь,  вначале мелодия устремляется вверх, в ней встречаются  широкие ходы (играет 5­6­й такты), а заканчивается она  спускающимися вниз грустными, неуверенными  интонациями (играет 7­8­й такты). Эти грустные интонации повторяются как отзвук в  высоком регистре ­ тихо, печально, нежно (играет 9­10­й  такты). Во второй фазе скачки в мелодии становятся ещё шире, она звучит с ещё большей проникновенностью, пылкостью,теплотой, открытостью чувства и вновь сникает. (Играет  11­16­й такты.)   Эта мелодия похожа на запев песни. Припев ее звучит то  настойчиво, ярко, порывисто, то с нежностью и печалью.  (Играет 17­28­й такты.) Эти две мелодии, похожие на запев и припев песни,  повторяются ещё раз после фортепианного проигрыша.  (Играет 29­36­й такты.) Послушайте, в этом проигрыше все время мелькает,  меняется то светлое, то печальное настроение. (Играет  фрагмент повторно, обращая внимание детей на смену  лада.) Самое напряжённое, взволнованное, яркое место  (кульминация пьесы) звучит ближе к концу ­ оживлённо,трепетно, радостно, восторженно, горячо, счастливо.  (Играет 37­48­й такты). В заключении наступает просветление. Музыка звучит  ласково, успокоенно. Грусть и свет сочетаются в этой  серенаде. (Исполняет фрагмент заключения и пьесу  целиком.) 3­е занятие Программное содержание. Сравнить фортепианное и  оркестровое исполнение серенады Ф. Шуберта. Учить  детей сравнивать пьесы с одинаковыми названиями,  различать оттенки настроений музыки. Ход занятия: П е д а г о г. Сегодня вы услышите серенаду Ф. Шуберта в  исполнении оркестра. Прислушайтесь: солируют струнные  инструменты с тёплым, светлым, ясным тембром. (Звучитзапись.) Мелодию играет скрипка, а другие струнные  инструменты аккомпанируют ей щипками, изображая  гитару. Этот приём игры на струнных инструментах  (щипком) называется пиццикато. (Повторно звучит запись.)  А сейчас послушайте серенаду Й. Гайдна для струнного  оркестра. Она совсем другая по характеру ­ танцевальная,  радостная, светлая, изящная, грациозная. (Звучит запись.) В этой серенаде, как и в серенаде Ф. Шуберта, мелодию ведёт скрипка, а другие струнные инструменты аккомпанируют  ей нежно, воздушно, отрывисто, играют приёмом  пиццикато. (Звучит запись).   Дополнительный материал Маленький Вольфганг Амадей Моцарт, а попросту Вольф,  был солнечным мальчиком.  Он почти всегда улыбался,словно ласковое весеннее  солнышко. Потому что в нем  жила музыка... Небесная, солнечная, радостная музыка!  Музыка наполняла все его существо. Музыка была его  дыханием. Музыка была его зрением. Музыка была его  слухом. Как это может быть? ­  спросите вы, мои дорогие?  Очень просто! Просто Вольф с самого рождения мог  слышать больше нас, обычных людей. Слышать музыку,  радоваться этому,  и радовать других! Ведь композитор  должен записать звуки, которые   услышал, чтобы могли  исполнить и  послушать другие, то есть мы с вами. Но Дар   слышать  это не только подарок и доверие Бога, но ещё и  великий труд.   Одарённый Богом человек должен бережно  хранить свой талант и оберегать от лени,  гордыни, фальши  и пошлости,  никогда не жалеть себя и не роптать на свою  судьбу.  Моцарт покорился  своей судьбе с  благодарностью. Он не мог жить без музыки.Слушайте, слушайте музыку  Моцарта!  «Маленькую  ночную серенаду» или… «Фантазию ре­минор»  или… Да  все что угодно! Музыка Моцарта вся прекрасна, и не  оставит равнодушным никого.   Может быть,  так поют  Ангелы на небесах, воспевая все живое и пробуждая новую  жизнь в наших порой застывших сердцах!  И как только   ваших ушей коснутся эти волшебные звуки, над вами тут  же раскроется тот разноцветный зонтик с множеством  самых разнообразных  сказок, которые только существуют  на свете! Не волнуйтесь, они обязательно все со  счастливым концом! И в вашей комнате обязательно  запрыгают по стенам солнечные зайчики! Так же могут прозвучать в сравнении и другие серенады,  например «Меланхолическая серенада» П. Чайковского, Р.  Леонкавалло «Утренняя серенада». На последующихзанятиях детям предлагается передать характер пьес в  движениях.