Сергей Есенин.Вступительный урок в 11 классе
Оценка 5

Сергей Есенин.Вступительный урок в 11 классе

Оценка 5
Разработки уроков
doc
русская литература
11 кл
26.12.2021
Сергей Есенин.Вступительный урок в 11 классе
Сергей Есенин как национальный поэт
urok_esenin.doc

Урок литературы в 11 классе.

Тема: «Сергей Есенин как национальный поэт».

Цель урока: предложить в качестве предмета изучения для старшеклассников целостный художествен­ный мир поэта, отображающий иерархию духовных ценностей, без которых немыслим облик народного поэта Сергея Есенина; рассмотреть выразительно - изобразительные средства, которые использует поэт в своём творчестве.

Оборудование: фотографии поэта и его семьи.

Ход урока

1. Создание проблемной ситуации.

Как вы думаете, о ком говорит Владислав Ходасевич в 1926 году: «…надрыв  с его взлётами и падениями оказался сродни всей России…»

 Что вы знаете об этом человеке и поэте?

А хотите узнать факты из жизни поэта из первых уст?  

2.Чтение и анализ автобиографии («О себе»).

Прочитаем его автобиографию, написанную им самим незадолго до смерти, в октябре 1925 года/Есенин настолько «свой», что нам кажется, что о нем-то мы все знаем. И все же этот человек за свою очень короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит, как оказывается, еще много загадок. В самом звучании его фамилии есть что-то природное, весеннее - и никаких псевдонимов, столь попу­лярных в его время, не понадобилось.Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии, Рязанского уезда. Кузьминской волости, в селе Константиново.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все  детство поэта. -Дядья мои были ребята озорные и отчаянные.-вспоминал поэт.- Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очу­мел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово лас­кательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил

всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили' голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство  имею к субботе.

Так протекло мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потому отдали в церковно-учительскую школу, окончив кото­рую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в «Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй—Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.

В эти же годы я поступил в Университет Шанявского, где пробыл всего 1,5  года, и снова уехал в деревню.

            В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным, Колоколовым и Филипченко.

 Из поэтов-современников, нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев.
И Белый дал мне много в смысле формы, а Блок и Клюев научили меня лиричности.
          В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой, которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой, оставив правду за органическим образом.

            От многих моих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался, но они имеют большое значение как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас веч­но ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед напротив. Был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невен­чанные свадьбы.

После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем ук­ладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.

В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину. Что касается остальных автобиографических сведений,— они в моих стихах.

3. Беседа по прочитанному.

Что поразило вас в этом тексте?

(Самое главное в том, что Есенин здесь – живой и, может быть даже,  обыкновенный человек, особенно в детстве.)

Какие новые сведения узнали вы из автобиографии писателя?

(Взаимоотношения в семье Есениных)

Как вы считаете, какова была тематика первых стихотворений поэта?

(О природе, о любви).

4.Чтение и анализ стихотворений.

Самое первое, как помнил сам поэт,  было стихотворение:
Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Кленёночек маленький матке                                                  
Зеленое вымя сосет

О чём же оно?

-О повседневной жизни, в которой можно увидеть изумительную миниатюру. Здесь есть и метафоричность, пронизывающая все, и красота природы, и любовное, интимное, бережное к ней отношение.

Читаем стихотворение « В хате» (1914).

Пахнет рыхлыми драченами;

У порога в дежке квас,

Над печурками точёными

Тараканы лезут в паз.

Вьётся сажа над заслонкою,

В печке нити попели,

А на лавке за солонкою-

Шелуха сырых яиц…                                                        

-Это стихотворение стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, все очень обыденно, достоверно, непоэтично - какие-то тараканы... И все же чем-то оно притягивает: наблюдательно­стью, меткостью зарисовки, задушевностью интонации. Авторское отно­шение не высказано явно. Но лирическое чувство просвечивает во внима­тельном и нежном отношении, в откровенности, доверительности, в мело­дии самого стиха. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина кресть­янский быт был лишь объектом сострадания. Известный знаток русской поэзии, профессор. Московского университета И.Н. Розанов вспоминал: «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три по­следние строчки:

От пугливой шумоты

Из углов щенки кудлатые

Заползают в хомуты.

И ночью, ложась спать, я все восхищался этой «пугливой шумотой». Мировосприятие Есенина складывалось под влиянием русской при­роды. Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия.

-   Как Есенин изображает природу?

-Природа олицетворена, одухотворена Есениным. Образ живой приро­ды создается, например, обращениями: «Сыпь ты, черемуха, снегом, // Пойте вы, птахи, в лесу»; «Край ты мой заброшенный, // край ты мой, пус­тырь»; «Черная, потом пропахшая выть! // Как мне тебя не ласкать, не лю­бить?»; «Край любимый! Сердцу снятся // Скирды солнца в водах лонных, // Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных»...

Заметим, что в последнем примере найден звуковой образ, который чаще всего озвучивает есенинские сюжеты: звон, поэт использует неоло­гизм, усиливающий звуковое впечатление - «стозвонный», звон слышен и аллитерациях этих строк. Звуковое изображение часто встречается в сти­хах Есенина: «Звонкой позолотой взвенивает лес»; «Поет зима - аукает, // Мохнатый лес баюкает // Стозвоном сосняка». В звуковых образах вос­принимаются цветовые, зрительные явления: «В роще по березкам //. бе­лый перезвон»; «Я хотел бы затеряться // В зеленях твоих стозвонных»; «А у низеньких околиц // Звонко чахнут тополя»; «Мне навстречу, как сереж­ки // Прозвенит девичий смех». Этот ряд можно продолжить.

В поэзии Есенина есть и тихие звуки: «шелест тростника», «шепот сосняка», «говор кроткий», «слабый крик», «тягучий вздох», «нежно охает ячменная солома», и свист, и гудение, и крик, и молитва, и песня, и мно­жество других звуковых образов.

Природу поэт ощущал в движении, одно явление природы мог пере­дать через другое: «Сыплет черемуха снегом», «Как метель черемуха ма­шет рукавом», «И горит в парче лиловой // Облаками крытый лес». В по­следнем примере отмечаем яркую цветопись.

Задание. Найдите примеры цветового изображения. Какие цвета пре­обладают в стихах Есенина? Даем несколько минут на выполнение зада­ния.

В стихах Есенина разнообразны оттенки красного цвета: розовый,
алый, малиновый, багряный; оттенки желтого часто приобретают «метал­лическое» звучание: золотой, медный; много зеленого цвета, синего и го­лубого.
Есть и белый, и черный, и серый цвета, но в целом стихи Есенина
окрашены в чистые, ясные, то нежные, то яркие цвета и оттенки.              

В лирике Есенина и движение, и звуки, и краски мира. Есть и запахи.

Задание. Найдите примеры изображения запахов. (Даем время).

«Запах меда от невинных рук», «пахнет смолистой сосной», «духовитые дубровы», «пахучий мякиш тишины», «пряный вечер» и т.д.

-   Какие явления природы чаще всего изображает Есенин?

Зори, закаты, снег, дождь, ветер, тучи, озера, реки... Есенин рисует и мир животных, и мир растений. Особенно часто встречается образ дерева..Образ девушки постоянно связан с образом тонкой березки, образ души - с весенним цветением, образ лирического героя - с кленом. Найдем примеры.

Мы успели рассмотреть лишь некоторые стороны есенинского художественного мира, мира родной природы-родины. В дальнейшем проследим, как развиваются есенинские традиции в русской поэзии (например, творчество Николая Рубцова).                                                                                                       

В конце урока послушаем стихотворения Есенина

5. Домашнее задание.

                                                                                                                           

Сопоставить стихотворения Тютчева «Чародейкою зимою», Фета «Печальная береза» и Есенина «Пороша» и «Береза» (по группам).

Рассмотрите фотографию поэта и предположите, какова будет тема следующего урока?

 

 

С. А. Есенин и Айседора Дункан с дочерью Ирен. 1922 г.

 

Почитать любовную лирику Есенина, выучить стихотворение (по выбору).


Урок литературы в 11 классе.

Урок литературы в 11 классе.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас веч­ но ютились всякие странники и странницы

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям, из-за нее у нас веч­ но ютились всякие странники и странницы

Звуковое изображение часто встречается в сти­ хах

Звуковое изображение часто встречается в сти­ хах
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.12.2021