Шар и сфера
Оценка 4.7

Шар и сфера

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
математика
10 кл—11 кл
15.01.2025
Шар и сфера
Данная разработка предназначена для изучения темы «Шар и сфера» обучающимися 1 курсов СПО. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное пони-мание и отработка послужат базой под изучение других. Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Стереометрия», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.
шар и сфера.docx

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения Чувашской Республики

 «Чебоксарский медицинский колледж»

Министерства здравоохранения Чувашской Республики в городе Канаш

 

 

 

 

РАССМОТРЕНО и ОДОБРЕНО

на заседании

ЦМКОГСЭ

Протокол № ____

«____» _______________ 20 ___ г.

Председатель ЦМК

____________Л.М Иванова

утверждено

Зав. филиалом БПОУ «ЧМК»

МЗ Чувашии в г. Канаш

____________ Т.Э Фадеева

 

 

 

 

 

Методическая разработка теоретического занятия

Шар и сфера

учебная дисциплина БД. 04 Математика

специальность 34.02.01Сестринское дело

(базовая подготовка)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Канаш, 2024

 

 

Составитель: Семенова А.М., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

Рецензент: Иванова Л.М., преподаватель, высшей квалификационной категории филиала БПОУ ЧР «Чебоксарский медицинский колледж» Министерства здравоохранения Чувашии в г. Канаш

 

 

 

 

Аннотация

 

Данная разработка предназначена для изучения темы «Шар и сфера» обучающимися 1 курсов СПО. Эта тема является введением в последующие, следовательно, именно ее успешное понимание и отработка послужат базой под изучение других.

Для того чтобы установить связи преемственности в изучении нового материала с изученным, включить новые знания в систему ранее усвоенных, повторяется тема «Стереометрия», которая подготавливает учащихся к восприятию нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

1. методический блок. 4

1.1. Учебно-методическая карта. 4

Формы деятельности. 4

1.2. Технологическая карта. 8

2. Информационный блок. 10

2.1. План лекции. 10

2.2 Текст лекции. 11

2.3. Глоссарий. 18

3. Контролирующий блок

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ВЕДЕНИЕ

 

         Методическая разработка занятия на тему «Шар и сфера» на основе Рабочей программы по математике и календарно-тематического плана. Темы занятия взаимосвязаны содержанием, основными положениями.

        Цель изучения данной темы ознакомиться признаками параллельности плоскостей и свойствамипараллельных плоскостей.

 Программный материал данного занятия базируется на знаниях планиметрии и стереометрии. Методическая разработка занятия составлена для проведения теоретических занятий по теме: «Шар  и сфера» –2 часа. В процессе практического занятия студенты закрепляют полученные знания.

          Методическая разработка предназначена для оказания методической помощи студентам при изучении занятий по теме «Шар и сфера». Методическая разработка основывается на учебнике для базового и профильного обучения Геометрия учебник для 10-11 классов - Погорелов А.В.

 


1. МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

1.1. Учебно-методическая карта

 

Тема занятия

Логарифмы.

Учебная дисциплина

БД.04 Математика

Специальность

34.02.01 Сестринское дело (базовая подготовка)

Курс

I

Группа

9М-11-24, 9М-12-24, 9М-13-24,9М-14-24, 9М-15-24.

Место проведения

Кабинет № 5

Продолжительность занятия

90 мин.

Характеристика занятия

Вид

Вид занятия: Лекция текущая, обзорная.

 

Тип

Типы учебных занятий

урок изучения нового материала; комбинированный урок

 

Форма

Изложение, рассказ, объяснение с демонстрацией наглядных пособий.

Формы деятельности

Фронтальная.                     

 

Технологии обучения

Традиционная технология обучения

 

Методы обучения

Метод

Репродуктивный: упражнения, действия по алгоритму.

Интерактивные методы – практическая отработка осваиваемых знаний, умений, навыков на уровне компетенций

 

Средства обучения

1.По характеру воздействия на обучаемых:  

ИКТ - презентации;  

2.По степени сложности:  

простые: учебники, печатные пособия.  

 

Методическая цель

Методическая цель

- отрабатывать методику контроля результатов выполнения письменных упражнений.

- реализовывать индивидуальный дифференцированный подход в процессе выполнения обучающимися заданий для самостоятельной работы;

Цели и задачи занятия

Воспитательная

Формулировать интеллектуальных, нравственных, эмоционально-волевых качеств у обучающихся.

 

Воспитывать положительное отношение к приобретению новых знаний;

Воспитывать ответственность за свои действия и поступки;

Вызвать заинтересованность новым для студентов подходом изучения математики.

Воспитывать интерес к математике путём введения разных видов закрепления материала: устной работой, работой с учебником, работой у доски, ответами на вопросы и умением делать самоанализ, самостоятельной работой; стимулированием и поощрением деятельности учащихся.

 

Образовательная

 Обобщение и систематизирование приобретенных знаний по теме.

 Отработка умения переноса знаний из планиметрии в стереометрию.

 

Поспособствовать развитию навыков аналитического и образного мышления;

Закрепить знания студентов о взаимном расположении точек, прямых и плоскостей в пространстве.

Включить новые знания в систему ранее усвоенных; закрепить изученный на этом уроке.

 

Развивающая

Развитие речи, мышления, сенсорной восприятие внешнего мира через органы чувств сферы;

 

Формировать навыки познавательного мышления.

Продолжить развитие умения выделять главное.

Продолжить развитие умения устанавливать причинно-следственные связи.

Развивать навыки и умения, в выполнении заданий по теме, умение работать в группе и самостоятельно. Развивать логическое мышление, правильную и грамотную математическую речь, развитие самостоятельности и уверенности в своих знаниях и умениях при выполнении разных видов работ.
развивать познавательный интерес.

Планируемый результат

Уметь:

распознавать пространственные геометрические фигуры;

раскрывать сущность геометрических понятий;

формулировать аксиомы стереометрии и следствия из них;

объяснять способы задания плоскости и соотношение принадлежности прямой и плоскости;

Знать:

следствия из аксиом стереометрии

основные фигуры стереометрии;

правила обозначения основных фигур;

аксиомы стереометрии;

Формированиекомпетенций у обучающихся

Общие (ОК)

 

Л1. Сформированность представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов, идеях и методах математики;

Л5. Готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Л8. Отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

М2. Умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;

М5. Владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства;

 

Профессиональные (ПК)

П1. Сформированность представлений о математике как части мировой культуры и месте математики в современной цивилизации, способах описания явлений реального мира на математическом языке;

П3. Владение методами доказательств и алгоритмов решения, умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач;

П4. Владение стандартными приемами решения рациональных и иррациональных, показательных, степенных, тригонометрических уравнений и неравенств, их систем; использование готовых компьютерных программ, в том числе для поиска пути решения и иллюстрации решения уравнений и неравенств;

Межпредметные связи

Входящие

Алгебра, тригонометрия.

Математический анализ.

Выходящие

Тригонометрическое тождество

Тригонометрические уравнения.

 

 

 

 

Внутрипредметные

Синус, косинус, тангенс и котангенс.

 

Оснащение занятия

Методическое

Методическая разработка занятия.

Материально-техническое

Ручка, карандаш, тетрадь, линейка.

Информационное

Компьютер, интерактивная доска.

Список литературы

Основная

1.      1 Погорелов, А. В. Математика : алгебра и начало математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций : базовый и углубленный уровни / А. В. Погорелов. – Москва : Просвещение, 2021. – 175 с.

Дополнительная

1 Александров А.Д., Геометрия / А.Л.Вернер, В.И. Рыжик (базовый и профильный уровни). 10—11 кл.  – 2017. – 344 с. 

2. Богомолов, И.Д. Математика: учебник / И.Д. Богомолов.  – М., 2018. -  384 с.

 

Интернет-ресурсы

1.      Egemaximum.ru

2.      Matematikalegko.ru

3.http://fcior.edu.ru/ - Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

4.http://school-collection.edu.ru/ - Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

 

 


 

1.2. Технологическая карта

 

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Методическое обоснование

Формируемые

ОК и ПК

1. Организационный этап -5 мин.

Проверяет готовность обучающихся к занятию.

дает положительный эмоциональный настрой, организует, проверяет готовность уч-ся к уроку

Готовятся к началу занятия.

Включение обучающихся в деятельность на личностно значимом уровне.

ОК 1, ОК 4.

П1.

2. Этап всесторонней проверки домашнего задания - 10мин.

Выявляет правильность и осознанность выполнения всеми обучающимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженные пробелы в знаниях.

По очереди комментируют свои решения.

Приводят примеры.

Пишут под диктовку.

 

Повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

3. Постановка цели и задач занятия. Мотивация учебной деятельности обучающихся - 5 мин.

Озвучивает тему урока и цель, уточняет понимание обучающегося поставленных целей урока. Эмоциональный настрой и готовность преподавателя  на урок.

 

Эмоционально настраиваются и готовятся   обучающихся на урок.

 Ставят цели, формулируют тему урока.

 Обсуждение затруднений; проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить. Методы, приемы, средства обучения: побуждающий от проблемы диалог, подводящий к теме диалог.

ОК 1, ОК 4.

П1.

4. Актуализация знаний -30 мин.

Уточняет понимание обучающимися поставленных целей занятия.

Выдвигает проблему. Создает условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел, имели представление о пределе числовой последовательности

 

 Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух.

 

Создание проблемной ситуации. Уч-ся- фиксируют индивидуальные затруднения. Создание условия, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК 1, ОК 4.

П1.

5. Первичное усвоение новых знаний- 10 мин.

Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний.

 

Внимательно слушают, записывают под диктовку в тетрадь.

Создание условий, чтобы обучающийся смогли систематизировать знания о множестве действительных чисел.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

6. Первичная проверка понимания- 10 мин.

Проводит параллель с ранее изученным материалом. Проводит беседу по уточнению и конкретизации первичных знаний;

 

Отвечают на заданные вопросы преподавателем.

Осознание степени овладения полученными знаниями - каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

7.  Первичное закрепление- 5 мин.

Контролирует выполнение работы.

Осуществляет: индивидуальный контроль; выборочный контроль.

Побуждает к высказыванию своего мнения. Показывает на доске решение, опираясь на алгоритм.

записывают решение, остальные решают на местах, потом проверяют друг друга;

 

Тренировка и активизация употребления новых знаний, включение нового в систему Режим работы: устная, письменная, фронтальная, индивидуальная.

ОК1,

ПК 1,

ПК4

8. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция (подведение итогов занятия 5 мин

Отмечает       степень             вовлеченности            обучающихся в работу на занятии. Задает вопросы по обобщению материала.

Под диктовку, все выполняют задание, а один проговаривает вслух;

Оценивание работу обучающихся, делая акцент на тех, кто умело взаимодействовал при выполнении заданий

ОК 1, ОК 4.

П1.

9. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению5 мин

Обсуждение способов решения домашнего задания. Записывает номера заданий на доске.

 

Обобщают полученные знания, делают вывод о выполнении задач урока.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

 

ОК 1, ОК 4.

П1.

10. Рефлексия (подведение итогов занятия),5 мин

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на занятии.

 

1.      Проводят самоанализ: “Чему научились и что нового узнали?”

 

Осознание своей учебной деятельности; самооценка результатов деятельности своей.

ОК1,

ПК 1,

ПК4


 

2. Информационный блок

2.1. План лекции

 

№ п/п

Изучаемые вопросы

Уровень усвоения

1.

 Объяснение темы Шар и сфера

1

 

1.1 Шар

2

 

1.2.Сфера

2

2.

Закрепление нового материала.

 

 

 2.1 Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля.

3

 

2.2Решение примеров устно №1,2.

 

3.

Решение упражнений (нечетные пункты) на закрепление темы№ 3-6.

3

4.

Домашнее задание № 7,8,9.. (четные пункты).

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Текст лекции 

1.      Теоретический материал.

Устная работа.

 

Параллельность плоскостей

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме

  1. Определение шара;
  2. Свойства сферы;
  3. Сечение шара с плоскостью.

Глоссарий по теме

Основная литература:

Погорелов, А. В. Математика : алгебра и начало математического анализа, геометрия. Геометрия. 10-11 классы : учебник для общеобразовательных организаций : базовый и углубленный уровни / А. В. Погорелов. – Москва : Просвещение, 2021. – 175 с.

Дополнительная литература:

Зив Б. Г. Геометрия 10 класс Дидактические материалы Москва «Просвещение» 2023 год. С.4, 14, 24

          Теоретический материал для самостоятельного изучения

В курсе планиметрии вы познакомились с понятием окружности и круга.

Вспомним, что окружность — это множество точек плоскости, расположенных на заданном расстоянии от данной точки (центр окружности).

Кругом называется часть плоскости, ограниченная окружностью.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_5a6ad167fbee3c76.jpg

Аналогично понятию окружности на плоскости вводится понятие сферы в пространстве.

Поверхность, состоящая из всех точек пространства, расположенных на заданном расстоянии от данной точки, называется сферой.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_59db57c31ca91d71.jpg

Данная точка — центр сферы (на рисунке точка О).

Данное расстояние — радиус сферы (на рисунке — отрезок ОС).

Радиусом сферы также называют отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой сферы.

Диаметром сферы называют отрезок, проходящий через центр и любые две точки сферы (на рисунке — отрезок DC).

Аналогично диаметру окружности, диаметр сферы равен двум радиусам.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_9e17d5a8fde766a8.png

 

О – центр сферы

ОС – радиус сферы R

DC-диаметр сферы D

D = 2R

Шаром называется тело, ограниченное сферой.

Существует и другое определение шара — шаром радиуса R с центром в точке О называется тело, которое содержит все точки пространства, расположенные от точки О на расстоянии, не превышающем R (включая О), и не содержит других точек.

Очевидно, что центр, радиус, диаметр сферы являются центром, радиусом, диаметром шара.

 

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_45dea2ffc171c232.jpg

Шар - тело, ограниченное сферой.

Или:

Шар радиуса R с центром в точке О - тело, содержащее все точки пространства, расположенные от точки О на расстоянии, не превышающем R (включая О), и не содержит других точек.

Центр, радиус, диаметр сферы - центр, радиус, диаметр шара.

Сфера может быть получена вращением полуокружности вокруг её диаметра, а шар — вращением полукруга вокруг его диаметра.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_b128cfab6c991c66.png

Сфера получена вращением полуокружности АСВ вокруг её диаметра АВ.

Разберём несколько задач, применяя полученные знания.

 

Задача 1.

Точки А и В лежат на сфере с центром О, О не лежит на отрезке АВ. Доказать, что если М — середина отрезка АВ, то ОМ┴АВ.

Доказательство:

1.АО=ОВ как радиусы, АМ=МВ — по условию, тогда треугольник АОВ – равнобедренный.

2.Отрезок ОМ — медиана треугольника АОВ.

В равнобедренном треугольнике медиана, проведённая к основанию, является высотой, поэтому ОМ┴АВ.

Таким образом, мы доказали, что если М — середина отрезка АВ, то ОМ┴АВ.

Что и требовалось доказать.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_7f359df9d6d788df.png

 

Дано: А и В сфере, ОАВ, АМ=МВ

Доказать: ОМ┴АВ

Доказательство:

1. АО=ОВ= R

АМ=МВ (по условию)https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_1ef813216bca90bd.gif Δ АОВ-равнобедренный.

2.ОМ-медиана ΔАОВhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_1ef813216bca90bd.gif ОМ-высотаhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_1ef813216bca90bd.gif

ОМ┴АВ ч.т.д.

Задача 2.

Точки А и В лежат на сфере радиусом R. Найти расстояние от центра сферы до прямой АВ, если АВ=m.

Решение:

1.Дополнительное построение: проведём плоскость через точки А, В и О (центр сферы).

В сечении получим окружность радиуса r.

2.Треугольник АОВ — равнобедренный, так как АО и ОВ — радиусы.

Дополнительное построение: проведём высоту ОМ, которая является и медианой.

ОМ — искомое расстояние от центра сферы до прямой АВ.

Найдём его.

3.Поскольку АВ=m, ОМ — медиана, то

МА=МВ=https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_4697a322936e31bf.gif 

4. Найдём ОМ из прямоугольного треугольника АОМ по теореме Пифагора:

ОМ=https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_d154ee89a39723fd.gif =https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_b077daa71cb4245b.gif =https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_fc91ca1fbf208d32.gif

Итак, расстояние от центра сферы до прямой АВ равно https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_fc91ca1fbf208d32.gif

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_e6a0196eb5c0b94d.png

Дано: А и В сфере, R-радиус, АВ=m

Найти: расстояние от центра сферы до прямой АВ.

Решение:

1.Д.п. проведём плоскость АВО

Сечение- окружность радиуса r.

2.Δ АОВ-равнобедренный (АО = ОВ-радиусы).

Д.п. ОМ-высота, медиана.

ОМ-расстояние от точки О до прямой АВ.

3. АВ=m, ОМ-медианаhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_1ef813216bca90bd.gif МА=МВ=https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_1508820772c5ba6f.gif

4. ΔАОМ-прямоугольный.

По теореме Пифагора:

ОМ=https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_d154ee89a39723fd.gif =https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_b077daa71cb4245b.gif =https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_fc91ca1fbf208d32.gif

Ответ: ОМ=https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_fc91ca1fbf208d32.gif

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_133e49cc271ce75e.png 1

1 = d

2https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_6cfc4d4b7f56a215.png .





d = 0

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_60b54379f5fd732a.png 3.

OH ┴ α d = | OH | d R

 

Сечение сферы плоскостью есть окружность

 

Сфера и плоскость не имеют общих точек

 

r – радиус сечения

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_5f7c6710f3ba44f6.gif

Радиус сечения равен радиусу сферы R.

 

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/11/03/s_6182457a0ecf8/phpmHXpCv_SHar-i-sfera_html_e3ca18e96c7bebbf.png 4. OH ┴ α | OH | = d d = R

Сфера и плоскость α имеют только одну общую точку. Плоскость, имеющая со сферой только одну общую точку, называется касательной плоскостью к сфере, а их общая точка (Н) называется точкой касания плоскости и сферы.

Радиус сферы, проведенный в точку касания сферы и плоскости, перпендикулярен к касательной плоскости.

 

 

Решение примера № 1,2.

Задача №1

Условие: шар радиуса 25 дм пересечен плоскостью, находящейся на расстоянии 24 дм от центра. Найти площадь сечения (рис. 1).

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272804/2354fb40_693a_0133_fa63_12313c0dade2.jpg

Рис. 1. Иллюстрация к задаче 1 и 2

Дано:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272805/24415ed0_693a_0133_fa64_12313c0dade2.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272806/256efae0_693a_0133_fa65_12313c0dade2.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272807/266af660_693a_0133_fa66_12313c0dade2.png

Решение:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272808/27598300_693a_0133_fa67_12313c0dade2.png (рис. 1. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272809/284d7810_693a_0133_fa68_12313c0dade2.png – центр шара, https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272810/29442be0_693a_0133_fa69_12313c0dade2.png – центр круга, который является сечением). Пусть https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272811/2a3ac520_693a_0133_fa6a_12313c0dade2.png – произвольная точка на окружности сечения. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272812/2b7ff490_693a_0133_fa6b_12313c0dade2.png – радиус шара.

Рассмотрим треугольник https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272813/2c9f36c0_693a_0133_fa6c_12313c0dade2.png. По теореме Пифагора:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272814/2dace190_693a_0133_fa6d_12313c0dade2.png, тогда https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272815/2ec18290_693a_0133_fa6e_12313c0dade2.png;

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272816/2fd7ae70_693a_0133_fa6f_12313c0dade2.png

Площадь сечения равна:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272817/30ebeed0_693a_0133_fa70_12313c0dade2.png

Ответ: площадь сечения равна https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272818/323d5be0_693a_0133_fa71_12313c0dade2.png.

Задача №2

Условие: расстояние от центра шара до секущей его плоскости равно 2 см. Площадь сечения шара плоскостью равна 16https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272819/333e6070_693a_0133_fa72_12313c0dade2.png см2. Найти радиус этого шара.

Дано:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272820/34496610_693a_0133_fa73_12313c0dade2.png

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272821/3545cb60_693a_0133_fa74_12313c0dade2.pngсм2

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272822/364249c0_693a_0133_fa75_12313c0dade2.png

Решение:

Смотри рис. 1.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272823/376fc360_693a_0133_fa76_12313c0dade2.png (рис. 1. https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272809/284d7810_693a_0133_fa68_12313c0dade2.png – центр шара, https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272810/29442be0_693a_0133_fa69_12313c0dade2.png – центр круга, который является сечением).

Пусть https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272811/2a3ac520_693a_0133_fa6a_12313c0dade2.png – произвольная точка на окружности сечения.

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272812/2b7ff490_693a_0133_fa6b_12313c0dade2.png – радиус шара, https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272824/38752290_693a_0133_fa77_12313c0dade2.png – радиус сечения.

Площадь сечения равна:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272825/3973ca70_693a_0133_fa78_12313c0dade2.pngтогда https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272826/3a728990_693a_0133_fa79_12313c0dade2.png.

Рассмотрим треугольник https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272813/2c9f36c0_693a_0133_fa6c_12313c0dade2.png. По теореме Пифагора:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272814/2dace190_693a_0133_fa6d_12313c0dade2.png, тогда

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272827/3b654820_693a_0133_fa7a_12313c0dade2.png.

Ответ: радиус шара равен https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272828/3c5173f0_693a_0133_fa7b_12313c0dade2.png см.

 

 

Задача №3

Условие. Стороны треугольника https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272829/3d7deb50_693a_0133_fa7c_12313c0dade2.png касаются сферы радиуса 5 см. Найти расстояние от центра сферы до плоскости https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272829/3d7deb50_693a_0133_fa7c_12313c0dade2.png, если https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272830/3e977e60_693a_0133_fa7d_12313c0dade2.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272831/3fafa4a0_693a_0133_fa7e_12313c0dade2.pnghttps://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272832/40b2a0e0_693a_0133_fa7f_12313c0dade2.png (рис. 2).

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272833/41b71e90_693a_0133_fa80_12313c0dade2.jpg

Рис. 2. Иллюстрация к задаче 3

Решение

Зная радиус сферы, нужно найти расстояние от центра до плоскости. Для этого достаточно найти радиус окружности, полученной в сечении сферы плоскостью. Тогда из прямоугольного треугольника https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272834/42ce2e10_693a_0133_fa81_12313c0dade2.png (https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272809/284d7810_693a_0133_fa68_12313c0dade2.png – центр сферы, https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272810/29442be0_693a_0133_fa69_12313c0dade2.png – центр окружности сечения, https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272811/2a3ac520_693a_0133_fa6a_12313c0dade2.png – точка на этой окружности) мы сможем найти искомое расстояние.

Найдем радиус окружности сечения. Она является вписанной для треугольника https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272829/3d7deb50_693a_0133_fa7c_12313c0dade2.png. Воспользуемся формулой: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272835/44095b90_693a_0133_fa82_12313c0dade2.png. Тогда https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272836/45129020_693a_0133_fa83_12313c0dade2.png;

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272837/460b9910_693a_0133_fa84_12313c0dade2.png – полупериметр.

Найдем площадь треугольника по формуле Герона:

https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272838/4701cf10_693a_0133_fa85_12313c0dade2.png.

Соответственно: https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272839/47fe8cd0_693a_0133_fa86_12313c0dade2.png

Найдем расстояние от центра сферы до плоскости.

Искомое расстояние – это катет треугольника https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272813/2c9f36c0_693a_0133_fa6c_12313c0dade2.png с гипотенузой 5 и другим катетом 4. Тогда легко показать, что https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272840/48ec0f90_693a_0133_fa87_12313c0dade2.png.

Ответ: расстояние от центра сферы до плоскости https://static-interneturok.cdnvideo.ru/content/konspekt_image/272829/3d7deb50_693a_0133_fa7c_12313c0dade2.png равно 3 см.

3.Решение упражнений на закрепление темы № 3...

4. Домашнее задание № 7,8. Подведение итогов.

 

2.3. Глоссарий

 

Термин

Значение

шар

 - тело, ограниченное сферой

Касательная плоскость

- плоскость, имеющая со сферой только одну общую точку, называется касательной плоскостью к сфере, а их общая точка (Н) называется точкой касания плоскости и сферы.

Радиус сферы

 -  отрезок, соединяющий центр окружности с любой точкой сферы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения

Филиал бюджетного профессионального образовательного учреждения

Составитель: Семенова А.М. , преподаватель высшей квалификационной категории филиала

Составитель: Семенова А.М. , преподаватель высшей квалификационной категории филиала

СОДЕРЖАНИЕ

СОДЕРЖАНИЕ

ВЕДЕНИЕ Методическая разработка занятия на тему «Шар и сфера» на основе

ВЕДЕНИЕ Методическая разработка занятия на тему «Шар и сфера» на основе

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 1.1. Учебно-методическая карта

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК 1.1. Учебно-методическая карта

Цели и задачи занятия Воспитательная

Цели и задачи занятия Воспитательная

Планируемый результат Уметь: распознавать пространственные геометрические фигуры; раскрывать сущность геометрических понятий; формулировать аксиомы стереометрии и следствия из них; объяснять способы задания плоскости и соотношение принадлежности…

Планируемый результат Уметь: распознавать пространственные геометрические фигуры; раскрывать сущность геометрических понятий; формулировать аксиомы стереометрии и следствия из них; объяснять способы задания плоскости и соотношение принадлежности…

Планируемый результат Уметь: распознавать пространственные геометрические фигуры; раскрывать сущность геометрических понятий; формулировать аксиомы стереометрии и следствия из них; объяснять способы задания плоскости и соотношение принадлежности…

Планируемый результат Уметь: распознавать пространственные геометрические фигуры; раскрывать сущность геометрических понятий; формулировать аксиомы стереометрии и следствия из них; объяснять способы задания плоскости и соотношение принадлежности…

Технологическая карта

Технологическая карта

Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний

Создаёт эмоциональный настрой на усвоение новых знаний

Информационный блок 2.1. План лекции № п/п

Информационный блок 2.1. План лекции № п/п

Теоретический материал. Устная работа

Теоретический материал. Устная работа

Шаром называется тело, ограниченное сферой

Шаром называется тело, ограниченное сферой

Задача 2. Точки А и В лежат на сфере радиусом

Задача 2. Точки А и В лежат на сфере радиусом

Сечение сферы плоскостью есть окружность

Сечение сферы плоскостью есть окружность

Площадь сечения равна: Ответ: площадь сечения равна

Площадь сечения равна: Ответ: площадь сечения равна

Задача №3 Условие. Стороны треугольника касаются сферы радиуса 5 см

Задача №3 Условие. Стороны треугольника касаются сферы радиуса 5 см

Глоссарий Термин

Глоссарий Термин
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2025