2019 год
Начало школьного обучения – закономерный этап на жизненном пути ребенка: каждый дошкольник, достигая определенного возраста, идет в школу.
В каком возрасте лучше начать систематическое школьное обучение: в 6 или в 7 лет, а может быть в 8? По какой программе обучать ребенка? Справится ли он со школьной нагрузкой? Как подготовить ребенка к школе? Как помочь маленькому школьнику, когда он столкнется с первыми школьными трудностями? Эти вопросы беспокоят родителей и педагогов будущих первоклассников. Их озабоченность понятна: ведь от того, насколько успешным будет начало школьного обучения, зависит успеваемость ученика в последующие годы, его отношение к школе, учению и, в конечном счете, благополучие в его школьной и взрослой жизни.
Именно, исходя из выше сказанного, в нашем образовательном учреждении на протяжении более 10 лет работает школа будущего первоклассника «АБВГДейка».
Сопровождение будущих первоклассников построено так, что ведется целенаправленная работа с родителями и с детьми через совместную деятельность психолога и учителя.
Главной задачей является полноценное и гармоническое развитие ребенка. Важно при этом – достаточно четко осознавать, какие занятия с ребенком в наибольшей мере способствуют развитию значимых для школьного обучения качеств и обеспечивают необходимый уровень школьной готовности.
Родителям предлагается цикл занятий по данной проблеме, проводится с ними анкетирование.
С детьми проводится психологическая диагностика, подготовительные занятия с учителем. Эти занятия позволяют устранить имеющиеся речевые нарушения, подготовить детей к учебной деятельности и развить мотивацию к учению.
Занятия проводятся один раз в неделю.
Опыт работы, накопленный педагогами школы по организации занятий в школе будущего первоклассника позволил нам систематизировать имеющийся материал и составить методические рекомендации.
В данной брошюре мы представляем методические разработки развивающих занятий школы будущего первоклассника «АБВГДейка», с детьми и их родителями.
Мы надеемся на то, что данный материал поможет молодым педагогам в успешной организации занятий с будущими первоклассниками и их родителями.
Глава I. Методические разработки развивающих занятий с будущими первоклассниками.
Содержание занятий предусматривает систему работы по преемственности детского сада и начальной школы с целью создания оптимальных условий для адаптации будущих первоклассников.
Цели занятий:
Ø облегчить естественный процесс знакомства со школой и создать благоприятную атмосферу, позволяющую будущим первоклассникам и учителю лучше понять друг друга.
Работа идет по следующим направлениям:
ü развитие внимания и памяти;
ü развитие мелкой мускулатуры руки и пальцев;
ü развитие связной, грамматически и фонетически правильной речи;
ü овладение знаниями, умениями и навыками по математике (счет прямой и обратный, работа с множествами предметов, работа над составом числа, пространственная ориентировка, решение стихотворных задач...);
ü развитие умственных способностей;
ü обучение грамоте (умение слышать звуки, оперировать ими, кодировать звуки);
ü развитие социально-психологической готовности к школе (умение общаться, слушать учителя и товарищей, действовать совместно с другими);
ü развитие волевой готовности ребенка.
Занятие 1
Знакомство.
Цель: Развитие речи, зрительной памяти, слухового внимания, микромоторики. Установление контакта с группой детей.
Оборудование: 7-8 резиновых игрушек, муляж апельсина, аудиокассета с записью 6 звуков.
Ход занятия
· Нравится ли вам в школе?
· Чем нравится заниматься больше всего?
· Кто не любит ходить в школу?
· Кто боится школы?
· Отгадай по описанию: круглый, оранжевый, сладкий. Муляж апельсина показать
- Какой апельсин?
Пальчиковая игра
“Мы
делили апельсин. Много нас, а он один.
Эта долька для ежа, эта долька для чижа,
Эта долька для утят, эта долька для котят,
Эта долька для бобра, а для волка - кожура.
Он сердит на нас. Беда! Разбегайтесь кто куда!”
Игра сопровождается различными движениями пальцев. При выполнении необходимо добиваться чёткости движений от детей.
· Расслабились, закрыли глаза. Слушание аудио кассеты( скрип открываемой двери, журчание воды, писк резиновой игрушки, шуршание бумаги, стук по металлическому предмету, стук по деревянному предмету.)
- Перечислите, какие звуки вы слышали?
Повторное слушание, запоминание.
- Назови все звуки, которые ты слышал. (1-3 ребёнка)
· Д/и “ Отгадай, кто сказал?”
Все в кругу, у водящего завязаны глаза. Дети по очереди называют имя водящего, он должен догадаться, кто его назвал 3 раза.
· Д/и “ Что изменилось?” 7-8 игрушек стоят в ряд.
Дети закрывают глаза, учитель меняет местами 2 игрушки. Необходимо восстановить порядок. (Проводится 3-4 раза).
- Похвалим себя. Правой рукой гладить себя по голове от затылка ко лбу, левой- круговыми движениями живот.
Занятие 2
Репка
Цель: Развивать вербальную память, мелкую моторику рук, Пассивный словарный запас. Познакомить с понятием «ряд». Учить понимать предлоги за, между, перед. Формировать учебную мотивацию.
Ход занятия
I. Вступление
Звучит музыка песни "АБВГДейка".
Учитель. Вы все сегодня стали учениками школы "АБВГДейка". У нас хотя и маленькая, но уже школа. А в школе есть спои правила. Хотите узнать, какие?
Ответить хочешь - не шуми.
А только руку подними.
Ответить хочешь - надо встать,
Когда же сесть позволят - сядь.
Парта - это не кровать
И на ней нельзя лежать.
Ты сиди за партой стройно
И веди себя достойно.
Звенит колокольчик.
II. Развитие речи.
Ø Сегодня мы с вами отправимся в одну всем вам известную сказку. А что это за сказка, помогут догадаться слова "Тянет - потянет, вытянуть не может". Давайте вспомним героев этой сказки.
Ø Дети называют героев сказки, а учитель в это время достает кукол из кукольного набора.
Ø Сейчас у нас будет кукольный спектакль, а вы станете артистами. Артисты должны не стесняться, говорить громко, четко.
Ø Дети проигрывают сказку.
Ø Почему семья вытащила репку?
III.Игра на развитие внимания и двигательной памяти.
Если я говорю "бабка" - то вы "вяжете", если говорю "внучка" - подпрыгиваете, если "дедка" - "рубите дрова", если "кошка"- умываетесь, если "Жучка"- лаете, если "мышка"- то пищите.
Сначала учитель говорит и показывает движения верно, а затем начинает путать. Говорит "бабка", а сам подпрыгивает.
IV. Моделирование (практическая работа)
Давайте попробуем изобразить героев при помощи схем. Репку мы покажем желтым треугольником, а остальных героев - отрезками разной длины.
Еще раз повторяется сказка, но в более сокращенном варианте. Затем дети сами рассказывают сказку, оперируя моделями.
V. Постановка руки
Ø Сейчас мы отправимся в гости к дедке и бабке. Но пройти к ним непросто. Открываем тетрадь со словами:
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу
Я от вас, друзья, не скрою,
Карандашик так держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.
Ø Вы видите в тетради дорожку. Она достаточно узкая. Ваша задача - пройти по тропке, не выходя за ее границы. А для того чтобы ваши пальчики слушались, их надо разогреть.
Ø Выполняется массаж пальчиков.
Этот пальчик самый толстый самый сильный и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный, и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, непоседливый самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.
VI. Перемена «Кот на крыше» (автоматизация звука "ш-ш-ш-ш")
Ø На скамейке сидит ребенок с закрытыми глазами. Он "кот". Остальные дети- "мышки". Они тихонько подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят вполголоса:
Тише, мыши, тише, мыши!
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись.
Ø Кот просыпается, говорит: "Мяу". Вскакивает и гонится за мышами.
VII. Математика.
Ø На доске рисунки с героями сказки "Репка".
Ø Давайте сосчитаем героев нашей сказки. Сколько всего героев?
VIII. Пространственная ориентировка.
Ø Кто стоит первым?
Ø Кто между бабкой и Жучкой?
Ø Перед внучкой?
¾ Положите перед собой столько кружочков, сколько героев в этой сказке. (Дети выкладывают шесть кружочков).
Ø Мышка убежала. Сколько героев осталось?
Ø А теперь снова прибежала. Сколько героев стало?
IX. Развитие внимания и памяти
Ø Запомните, кто за кем стоит. На доске:
бабка Жучка внучка дедка мышка кошка |
Ø А теперь закройте глаза. Дети кладут головы на парты и закрывают глаза. В это время учитель меняет героев местами. Дети поднимают головы и говорят, что изменилось.
X. Решение стихотворных задач.
Оказывается, у кошки есть три котенка.
У кошки три котенка.
Они мяучат громко.
В лукошко мы глядим:
Куда пропал один?
Вдруг видим: из-под лавки
Его выносит кошка.
Он первым встал на лапки
И вылез из лукошка.
А сколько котят еще не умеют ходить?
Ø Хорошо мы потрудились, Рисовали и резвились, Но прощаться нам пора, До свиданья, детвора! На память о занятии дети получают, картинку с героями сказки «Репка».
XI. Домашнее задание. Раскрасьте картинку.
Занятие 3
В гостях у репки
Цель: Развивать вербальную память, микромоторику, тренировать мимические мышцы.
Оборудование: плакат «рожицы», мяч, маски героев «репки», карточки с цифрами, зеркала.
Ход занятия
I. Игра «Снежный ком».
Ø Называем времена года. (Дети и взрослый стоят в кругу. Первый называет слово (зима) передаёт мяч, следующий называет предыдущее слово и добавляет своё, и т. д.)
II. В какую сказку играли на прошлом занятии?
· Изобразим героев: дед весёлый, злой, бабка обиженная, Жучка радостная, внучка плачущая, мышка удивлённая. Наблюдают за изменением мимики в зеркало.
· Рассмотреть плакат с «рожицами» и изобразить каждую эмоцию в зеркало.
· Пальчиковая игра по желанию детей: “Апельсин”, “Паучок”+ “Забор из веревочки”. Верёвочка поочерёдно пропускается между пальцами (под указательным, над средним, и т. д.), в обратном направлении наоборот.
· Тот кто интереснее изобразит: удивлённого деда, печальную бабку, весёлую внучку, злую жучку, ласковую кошку, удивлённую мышку – получает маску героя.
· По рассказу одного ребёнка восстановить сюжет сказки. Дети-герои используют только мимику и жесты.
- Кто стоит первый? Кто стоит второй? и т. д. Раздать карточки с цифрами.
- Внучка, ты какая стоишь по счёту? (Я стою третья)
Все герои пошли в лес и разбрелись, по команде встали в ряд и назвали свой порядковый номер.
III. Рефлексия.
Ø Что понравилось? Выберите ту рожицу, которая вам нравится именно сейчас, нарисуйте её.
Занятие 4
Школа. Школьные принадлежности
Цель: сформировать основные представления ребенка о школе и положительное отношение к ней.
Ход занятия
I. Вступление.
Учитель. К вам в гости пришел Мишка-Топтыжка. Он хочет вас пригласить в один чудесный дом.
В этом доме чудеса:
Много парт, звонок - оса.
Прозвенел и тишина.
Начинать урок пора.
Что это?
II. Формирование грамматического строя речи. Понятие о слове.
Ø Учитель читает загадку, дети называют отгадку. Учитель прикрепляет картинку с отгадкой на доску, рядом написано слово.
Кто вас встретит у порога
И научит вас писать,
Прочитает книжек много
И поставит всем вам "5"?
Вы теперь не просто дети,
Вы теперь... (ученики),
Форму новую надели,
Завязали все шнурки.
Со мною в дождик и в метель
Шагает в школу мой... (портфель)
Зимой он книжками набит,
А летом пуст и крепко спит.
Ø Предметы могут быть живыми и неживыми. Живые отвечают на вопрос кто?, а неживые - на вопрос что?
III. Игры на внимание
Игра «Возьмем - не возьмем?»
Ø Учитель показывает предметы, а дети хлопают в ладоши, если это школьные принадлежности. Предметы для показа: ручка, альбом, хлопушка, карандаш, резинка, пистолет, пенал, учебник.
Игра "Что изменилось?"
Дети рассматривают предметы, затем опускают головы на парты. Учитель в это время меняет предметы местами. Дети угадывают, что изменилось.
IV. Математика. Счет предметов
Дети считают сначала по порядку, затем начинают счет со второго, затем с третьего предмета, а после делают вывод: результат счета не зависит от порядка.
V. Двигательная память
На доске рисунки школьных принадлежностей. Если учитель показывает на ручку - то дети встают прямо, как солдатики. Если на альбом - руки в стороны, если на карандаш - руки вверх, на резинку - присесть, на пенал - руки вперед-назад, на учебник - прыжки.
VI. Постановка руки
То я в клетку, то в линейку,
Написать по мне сумей-ка.
Можешь и нарисовать,
Называюсь я...(Тетрадь).
Ø Перед детьми лежит лист, согнутый пополам, как тетрадь. Учитель поясняет, что такое лист, страница, клетка. Дети показывают верхний правый и левый углы, нижний левый и правый углы. Обводят клетку, ставят в верхнем правом углу кружок, в нижнем левом углу - треугольник, в середине страницы рисуют квадрат.
VII. Подвижная игра «У медведя во бору» (автоматизация звука [р])
У медведя во бору грибы,ягоды беру.
А медведь не спит, а медведь рычит.
Ø Когда медведь начинает «рычать», дети убегают.
VIII. Развитие мышления
Игра «Вопрос — ответ»
Ø Учитель задает вопрос и кидает ребенку мишку, ребенок отвечает на вопрос и бросает игрушку назад.
Ø Как в школе нужно обращаться к учительнице?
Ø Если тебе нужно о чем-нибудь спросить учительницу, как ты поступишь?
Ø Если тебе во время урока понадобится выйти в туалет, что ты скажешь?
Ø Что такое урок?
Ø Как ты узнаешь, что пора идти на урок?
Ø Для чего нужна перемена?
Ø Как в школе называется комната, где учатся дети?
Ø Как в школе называется стол, за которым дети сидят?
Ø Где пишет учитель, когда объясняет задание?
Ø Что такое отметка?
Ø Какие отметки плохие, а какие хорошие?
Ø Что такое каникулы?
Ø Какие бывают каникулы?
IX. После игры учитель задает домашнее задание и прощается до следующего занятия.
Занятие 5
Времена года
Цель: обобщить имеющие у ребенка знания о временах и месяцах года.
Ход занятия
Учитель. О каких четырех художниках говорится в стихотворении.
Четверо художников, столько же картин,
Белой краской выкрасил все подряд один.
Лес и поле белые, белые луга,
У осин заснеженных ветки, как рога.
У второго - синие небо и ручьи.
В синих лужах плещутся стайкой воробьи.
На снегу прозрачные льдинки - кружева.
Первые проталинки, первая трава.
На картине третьего красок и не счесть:
Желтая, зеленая, голубая есть.
Лес и поле в зелени, синяя река,
Белые, пушистые в небе облака.
А четвертый золотом расписал сады,
Нивы урожайные, спелые плоды...
Всюду бусы - ягоды зреют по лесам
Кто же тот художник? Догадайся сам.
Ø Дети отгадывают загадки и находят соответствующие картинки.
I. Весна.
1) Дети описывают весну. Дети произносят слово "весна", выделяя первый звук. Далее дети "собирают" слова со звуком [в], которые связаны с весной.
Ø Какие весенние месяцы вы знаете? Март, апрель, май.
Ø Есть в названиях этих месяцев буква в? Нет.
2) Далее следует игра на развитие словесно-логической памяти.
Учитель вводит символы каждого месяца. Затем называет месяц Январь, март, февраль, апрель, август, июнь, май, сентябрь. Дети хлопают, но если учитель называет весенние месяцы, то хлопать нельзя.
II. Лето
Ø За весной непременно приходит лето. Найдите картинки, которые соответствуют этому времени года. Дети выполняют задание. - Какие летние месяцы вы знаете? Июнь, июль, август.
Ø Летом все оживает, радуется жизни. У животных появляются детеныши. О каком животном пойдет речь? (Картинка лисы)
Дети описывают лису.
Ø Не только животные радуются лету, но и насекомые
Дети играют в подвижную игру «Жуки». Дети (жуки) говорят: "Я жук, я жук, я тут живу. Жужжу, жужжу: жжжж". По сигналу "дождь" жуки летят домой, а водящий их ловит.
III. Осень
Ø За летом следует...
Ø Какие осенние месяцы вы знаете? Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Листопад! Листопад!
Весь цветной стоит наш сад!
Ø Посмотрите на доску, сколько желтых листиков? Шесть.
Ø Сколько зеленых? Пять. У. Чего больше? Желтых листиков.
Ø На сколько? На один.
Ø А чем отличаются листики? (Цветом, формой, прожилками.)
Учитель раздает детям листочки.
Ø Первым положите листочек зеленого цвета, за ним положите желтый, между зеленым и желтым - красный, четвертым по счету - кленовый, последним - осиновый, предпоследним - оранжевого цвета.
IV. Зима.
Ø Вслед за осенью наступает...
Ø Назовите зимние месяцы. Январь, февраль, декабрь.
Учитель просит детей дорисовать снежинку.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Занятие 6
Дни недели
Цель: обобщить имеющие у ребенка знания о днях недели
Ход занятия
Учитель.
Жила-была муха - чистюха.
Все время купалась муха...
Купалась она в воскресенье
В отличном клубничном варенье.
В понедельник - в вишневой наливке.
Во вторник - в томатной подливке.
В среду - в лимонном желе.
В четверг - в киселе и смоле.
В пятницу - в простокваше, в компоте и каше.
В субботу - помывшись в чернилах, сказала: -
Я больше не в силах!
Ужасно - ужасно устала.
Но, кажется, чище не стала!
Ø Назовите дни недели. (После каждого ответа учитель прикрепляет к доске кружочек, каждому дню недели соответствует определенный цвет. Так получается пирамидка «Радуга».)
Ø Какой день предшествует пятнице? На доске.
|
Ø Какой день следует за вторником?
Ø Какой день недели находится между субботой и четвергом?
Ø Первый день недели?
Ø Последний день недели?
Ø Закройте на минутку глаза. (Дети закрывают глаза, учитель в это время меняет кружочки местами. После того как дети откроют глаза, они должны сказать, что изменилось.)
Игра «Муха».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Дети указывают движения мухи.
Ø Давайте навестим дни недели. Первыми в гости мы пойдем к понедельнику.
Понедельник – «День звуков».
Ø Ваша задача найти "заблудившийся звук".
Я рубашку сшила шишке,
Я сошью ему штанишки.
На глазах у детворы
Крысу красят маляры.
Ø Подвижная игра: «Если слышишь в слове звук [з], то хлопни в ладоши, друг». (Учитель называет слова: самолет, зайка, пожар, козленок, мороз, зима, кожа.)
Ø Давайте скажем понедельнику до свидания и отправимся ко вторнику.
Вторник – «День букв».
Ø Дети играют в игру «Буква – движение». Каждой букве соответствует определенное движение. Дети должны правильно их делать.
Ø Вот мы в гостях у среды.
Среда – «День ума».
Ø Повторите за мной скороговорку:
Сказал попугай попу гаю - сейчас я тебя попугаю.
Нас ждет четверг – «День математики».
Ø Дети выполняют упражнение «Волшебный квадрат», которое способствует развитию быстроты и внимательности.
Ø Затем считают от 1 до 9 и обратно, придумывают примеры, играют в игру на внимание «Цифра – движение».
День пятый - пятница. У нас она еще называется «День письма».
Ø Дети делают массаж пальцев и пишут графический диктант.
Суббота и воскресение – выходные дни. Поиграем от души.
Занятие 7
Временные представления.
Цель: Познакомить с понятиями сутки, время суток. Развивать тактильные ощущения, пространственно- временные представления, фонематический слух.
Оборудование: звёздочки разного цвета, квадратики (жёлтые, красные, синие, чёрные), карточки с тремя пройденными в классе буквами.
Ход занятия
I. Цветодиагностика. «Выбери звёздочку»
II. Беседа на тему: «Чем занимаемся от подъёма до отбоя».
Ø Просыпаемся, умываемся, одеваемся, завтракаем, идём в школу – утром (красный квадрат).
Ø Заканчиваются уроки, гуляем, готовим уроки, обедаем – днём (жёлтый квадрат)
Ø
Играем,
ужинаем, готовимся ко сну – вечером (синий квадрат)
Спим, видим сны – ночью (чёрный квадрат). Выкладываем квадраты по мере
выяснения событий.
III.Игра « Покажи как я».
Ø Руки вниз, в стороны – утро (солнце встаёт), руки вверх, пальцы раздвинуты – день (солнце светит),руки вниз, в стороны –вечер (солнце садится), руки вниз – ночь. Ведущий показывает, дети показывают и называют.
IV. Игра с мячом.
Ø Ведущий бросает мяч называет время суток, ребёнок – как называется приём пищи в это время суток.
V. Итог занятия.
Цветодиагностика.
Ø Выбери звёздочку.
Ø Почему выбрал именно эту?
Ø Что понравилось больше всего?
Ø Почему?
Итоговое занятие 8
Цель: учить ориентироваться во времени и пространстве. Развивать: фонематический слух, слухомоторные координации, тактильность, зрительную память.
Ход занятия
Учитель. Ребята, вы учились в школе АБВГДейка.
Ø Чем мы занимались на занятиях?
Звучит музыка.
Ø Итак, мы отправляемся в путешествие на поезде. На доске вагоны, нумерация нарушена.
Ø Сосчитайте вагоны. Сколько их? ( Девять).
Ø Наш поезд не может отправиться, так как нумерация вагонов нарушена. Ваша задача - расставить вагоны по порядку.
Дети выходят, берут по вагончику и формируют состав правильно.
Звучит музыка «Голубой вагон».
Ø Мы отправимся в путешествие не одни, а с героями одного известного мультфильма. Какого? Вы это узнаете, если правильно рассадите героев.
Вагоны на доске разного цвета.
Ø В вагоне красного цвета едет Чебурашка, в третьем по счету вагоне едет Крокодил Гена, справа от Крокодила едет Жирафа, слева от Чебурашки едет Обезьянка, в предпоследнем вагоне едет пес Тобик.
Дети выполняют задание.
Звучит музыка. Дети выполняют физкультминутку «Танец сидя».
Ø Наш поезд едет очень быстро, вот уже и первая станция – «Звук».
Ø Вокруг нас много разных звуков. Какие звуки вы можете услышать?
Ответы детей.
Ø На станции «Звук» нас встретил...
У неё четыре лапки.
Лапки цап-царапки.
Пара чутких ушей,
Она гроза для мышей.
Кто это?(кошка)
У кошки три котенка, они мяучат громко.
В лукошко мы глядим, куда пропал один?
Вдруг видим, из-под лавки его выносит кошка,
Он первым встал на лапки и вылез из лукошка.
А сколько котят не умеют ходить?
Под музыку «Голубой вагон» дети выполняют физкультминутку.
Ø Станция «Игровая». Поезд остановился. Выбегаем из вагонов. Смотрите, какой большой расчерченный квадрат. Давайте играть в классики.
Дети играют.
Ø А теперь начертим такой же квадрат у себя в тетради. Дети чертят квадрат под диктовку учителя: 6 клеток вверх, 6 клеток вправо...
Ø Теперь следующая игра. Познакомимся с ее правилами.
Учитель рассказывает правила игры (игра типа"Муха").
После игры следует физкультминутка "Буква - движение".
Ø Ой, слышите - это гудок поезда. Скорее по вагонам, а то поезд уедет без нас.
Жирафа прибежала быстрее Тобика, а Тобик быстрее Чебурашки.
Ø Кто прибежал самый первый? Кто последний?
Ø Все расселись по вагонам? А все ли сели на свои места?
Игра «Что изменилось?»
Звучит музыка.
Ø Наши герои отправляются к себе в сказку. Давайте им помашем на прощание.
Дети машут. Затем учитель награждает лучших.
Глава II. Работа с родителями будущих первоклассников.
Врачами и психологами выработаны критерии школьной успеваемости детей. Ребенок, переступающий порог школы, должен соответствовать определенному физическому, умственному, эмоциональному и социальному развитию.
Важную роль здесь играет семейное воспитание. Зная особенности своего ребенка, родители смогут скорее найти подход к нему и помочь учителю выбрать наиболее эффективные методы воздействия в каждом конкретном случае. В их силах предупреждать нежелательные проявления характера ребенка, совместно вырабатывать оптимальный стиль поведения для многих прогнозируемых ситуаций, тем самым создавая оптимальные условия для адаптации ребенка к школе, устраняя как внешние, так и внутренние причины проявления асоциального поведения детей: предупреждение неуспеваемости, отставания школьников в обучении, школьного невроза, агрессивного поведения, социально- педагогической запущенности и других проявлений асоциального поведения.
Занятия, которые проводит психолог, предназначены для родителей будущих первоклассников.
После каждого занятия проводится рефлексия (самоанализ).
Цель занятий:
• Повышение психолого-педагогической культуры родителей обучающихся.
• Коррекция детско-родительских отношений.
• Создание условий для адекватного развития ребенка, профилактика асоциального поведения детей младшего школьного возраста.
• Адаптация ребенка к школе.
Ожидаемые результаты:
• Уменьшение факторов риска школьной дезадаптации, оптимальная адаптация детей к школе.
• Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий у родителей и детей.
• Создание условий для адекватного развития ребенка.
• Овладение родителями методикой определения уровня сформированности психических процессов своего ребенка, методами контроля за динамикой развития детей в домашних условиях.
Встреча 1
Скоро в школу.
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
Оборудование и материалы:
Подготовительный этап
1. Важно своевременно оповестить родителей о предстоящей встрече. Оповещение родителей осуществляется с помощью индивидуальных приглашений (образец представлен в приложении 1), а также объявлений, которые вывешиваются в детском саду и на общественных зданиях микрорайона (поликлиника, магазин и т.п.).
2. Подготовка аудитории. Столы расставлены в виде большого круга. До начала собрания звучит тихая спокойная музыка. На экране демонстрируется слайд 1 презентации “Скоро в школу”.
Ход встречи
1. Этап знакомства.
Психолог: Здравствуйте, уважаемые родители, я искренне рада видеть Вас. Зовут меня………., я – школьный психолог.
Сегодняшняя наша встреча обусловлена событием, которое скоро произойдет в вашей семье - это поступление ребенка в школу.
Я с удовольствием представляю Вам будущего учителя Ваших детей …….
А сейчас давайте познакомимся друг с другом. Для начала возьмите любую фигуру из коробки (коробка участниками передаётся по кругу).
Пройдите по классу и найдите человека, у кого такая же как у Вас фигурка (по цвету и форме). Пожалуйста, сядьте вместе за парту. Сейчас вы партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга. (Слайд 2)
Обязательно задайте следующие вопросы:
Время для знакомства 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек).
Настало время каждому из вас представить своего соседа и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать этот пенал. У кого пенал, тот и представляет своего партнера по общению.
(Родители представляют друг друга)
Спасибо всем! Вы замечательно представили друг друга. В своих сообщениях большинство родителей отметили, что их волнует поступление ребенка в школу. И это, с одной стороны, очень хорошо, потому что это значит, что Вам небезразлично будущее ребенка и вы найдете время и силы, чтобы помочь своему ребенку избежать некоторых трудностей. А сейчас я хотела бы поговорить о трудностях первоклассников и их причинах.
2. Информирование.
Выступление психолога: “Трудности первоклассников, их причины, способы профилактики и коррекции”.
Психолог: В своем выступлении я хотела бы сделать акцент на школьных трудностях первоклассников, их причинах и способах их коррекции. Может быть, у кого-то возник вопрос, зачем сегодня говорить о школьных трудностях? Отвечаю: “Чтобы избежать их завтра. И если что-то вдруг окажется упущенным, то еще не поздно наверстать ”.
Давайте рассмотрим этап вхождения первоклассника в школьную жизнь.
Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть
И каждый без исключения ребенок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться.
Но для некоторых детей оказываются школьные требования слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание.
Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!”), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками (“со временем пройдет…»), на наличие или отсутствие желания учиться (“втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза. В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.
Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
Пока я буду раскрывать содержание каждого компонента готовности к школе, вы, пожалуйста, постарайтесь их “примерить” к своему ребенку и решить, на что вам надо уже сегодня обратить внимание, чтобы ваш ребенок был успешен в школе.
(Слайд 3)
Традиционно выделяются три аспекта школьной готовности:
В интеллектуальной сфере характеристиками достижения школьной зрелости являются: наличие у ребенка некоторого круга знаний и представлений о предметах окружающей действительности, развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, восприятия, воображения, речи и др.), сформированность предметно-специфических знаний, необходимых для школьного обучения (математические представления, речевая подготовка, пространственно-графическая подготовка).
Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Фактор интеллектуального развития является необходимым, но недостаточным условием успешного перехода ребенка к школьному обучению. Часто в практике встречаются «умненькие» дети, но с большими трудностями в поведении и общении.
В эмоциональном плане школьная зрелость характеризуется достижением определенного уровня эмоциональной устойчивости, снижением количества импульсивных реакций, на фоне которых осуществляется процесс обучения, а также умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Социальная зрелость определяется, прежде всего, сформированностью потребности ребенка общаться с другими детьми, участвовать в групповом взаимодействии, принимать и подчиняться интересам и обычаям детских групп.
Этот компонент школьной зрелости включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они могли бы эффективно общаться с другими участниками учебного процесса (одноклассниками и учителями).
В более широком понимании социальная зрелость – это способность ребенка выполнять социальную роль школьника.
Вернемся вновь к компонентам школьной готовности. Примерили их к своему ребенку? Не стоит отчаиваться, если что-то ещё пока развито недостаточно, ещё есть время наверстать упущенное.
Во-первых, нужно задаться вопросом «почему так получилось?», т.е. какова причина школьной незрелости?
Во-вторых, наметить конкретные действия по ликвидации проблем.
(Слайд 4)
Причинами школьной незрелости могут быть:
В своем выступлении я рассказала о трудностях первоклассников, о критериях готовности детей к школе, о причинах школьной незрелости и способах их коррекции.
3. Обсуждение
Пожалуйста, задайте свои вопросы. Может быть, именно ответ на Ваш вопрос остро необходим кому-то из присутствующих, но этот человек пока не решается его задать. Так будьте смелее и решительнее.
Поделитесь своими открытиями, мыслями, чувствами.
4. Информирование
Выступление учителя: «Что должен уметь первоклассник к концу 1 четверти».
Педагог: В своем выступлении я хотела бы развенчать миф о том, что «ребёнок пойдет в школу, там всему и научится без предварительной подготовки к школе». Сейчас я хотела бы довести до вас информацию, чему должен научиться ребенок за одну четверть.
(Слайды 5-6)
Как вы считаете, способен освоить эту информацию ребенок, с которым никто специально не занимался? Конечно же нет. Возможно, у некоторых из Вас уже внутри назрел вопрос: «А что я могу делать? Как помочь ребенку стать готовым к школе и избежать ряда трудностей?». Специально для Вас мы подготовили рекомендации и оформили их в виде буклета.
Демонстрируется (Слайд 7), раздаются буклеты родителям.
5. Рекомендации педагога для родителей.
Учитель подробно рассказывает о рекомендациях, изложенных в буклете, о необходимости применения игровой формы в ходе подготовки, возможности использования развивающих игр и книг.
6. Рекомендации психолога для родителей.
Психолог: Мне бы хотелось остановиться на рекомендациях, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться. (Слайд 9)
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Право на ошибку. Важно, чтобы ребенок не боялся ошибаться. Если у него что-то не получается, не ругайте. Иначе он будет бояться ошибаться, поверит в то, что ничего не может. Даже взрослому, когда он учиться чему-то новому, не всё сразу удаётся. Если заметили ошибку, обратите внимание ребенка на неё и предложите исправить. И обязательно хвалите. Хвалите за каждый даже совсем крошечный успех.
Не думайте за ребёнка. Помогая ребенку выполнять задание, не вмешивайтесь во все, что он делает. Иначе ребенок начнет думать, что он не способен справиться с заданием самостоятельно. Не думайте и не решайте за него, иначе он очень быстро поймет, что ему незачем заниматься, родители всё равно помогут всё решить.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить состояние ребенка. Если вас что-то беспокоит в поведении, не стесняйтесь, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Устраивайте праздники. Обязательно устраивайте маленькие праздники. Повод для этого придумать совсем не сложно. Радуйтесь его успехам. Пусть у Вас и вашего ребенка будет хорошее настроение.
7. Обратная связь.
Психолог: Нам очень хотелось бы выслушать Ваше мнение об услышанном сегодня.
Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
Ваши пожелания организаторам?
Спасибо всем за продуктивное и открытое общение. Всех Ваших детей ждем на развивающие занятия каждую субботу.
Встреча 2
Интеллектуальная готовность.
Цель: познакомить родителей с игровыми приемами интеллектуального развития дошкольников
Психолог: Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, ребенок должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Для того, чтобы Вы могли еще раз объективно оценить подготовленность ребенка к школе, предлагаем Вам короткий тест.
Тест для родителей «Готов ли ребенок к школе?»
1. Хочет ли Ваш ребенок идти в школу?
2. Привлекает ли Вашего ребенка в школе то, что в ней будет интересно учиться, и он многое узнает?
3. Может ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно каким-либо делом, требующим сосредоточенности в течение 30 минут (например, собирать конструктор)?
4. Верно ли, что Ваш ребенок в присутствии незнакомых нисколько не стесняется?
5. Умеет ли Ваш ребенок составлять рассказы по картинке не короче чем из 5 предложений?
6. Умеет ли Ваш ребенок рассказать наизусть несколько стихотворений?
Умеет ли он изменять существительные по числам?
8. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам или, что еще лучше, целыми словами?
9. Умеет ли Ваш ребенок считать до 10 и обратно?
10. Может ли он решать простые задачи на вычитание или прибавление единицы?
Верно ли, что Ваш ребенок имеет твердую руку?
Любит ли он рисовать и раскрашивать картинки?
13. Может ли Ваш ребенок пользоваться ножницами и клеем (например, делать аппликации)?
14. Может ли он собрать разрезанную картинку из 5 частей за 1 минуту?
15. Знает ли ребенок названия диких и домашних животных?
16. Может ли он обобщать понятия (например, назвать одним словом “овощи” помидоры, морковь, лук)?
17. Любит ли Ваш ребенок заниматься самостоятельно рисовать, собирать мозаику и т. д. ?
18. Может ли Ваш ребенок понимать и точно выполнять словесные инструкции?
Подсчитайте количество положительных ответов на вопросы теста.
Если оно составляет
15-18 баллов - можно считать, что ребенок вполне готов к тому, чтобы идти в школу. Вы не напрасно много с ним занимались, а школьные трудности, если и возникнут, будут легко преодолимыми;
10-14 баллов - Вы на правильном пути, ребенок многому научился, а содержание вопросов, на которые Вы ответили отрицанием, подскажет Вам точки приложения дальнейших усилий;
меньше 9 баллов – ребенку нужна ваша помощь, почитайте другую специальную литературу, постарайтесь уделять больше времени занятиям с ребенком и обратите особое внимание на то, чего он не умеет!
Если результаты теста Вас несколько тревожат, оценить подготовленность Вашего ребенка к школе и при необходимости провести с ним курс развивающего обучения помогут педагоги, психолог вашего детского сада.
Психолог: Сегодня на занятии мы рассмотрим игровые приемы развития интеллектуальной сферы будущего первоклассника. Игра основной вид деятельности дошкольников, не только удовольствие, радость, но важное средство самовыражения, проба сил. Игры, в которые мы попробуем поиграть, не требуют специальной подготовки, условий, главное интерес, желание. Играть в них можно по дороге в детский сад, в магазин, коротая время в ожидании автобуса, на прогулке и т. д.
Объяснение игры обязательно сопроводите примером или показом.
Родителям раздаются буклеты с описанием игр. Можно предложить поиграть в форме соревнований между родителями заранее разделив их на группы. При этом необходимо обратить внимание родителей на то, что, играя с ребенком, следует отмечать даже небольшое продвижение вперед, при этом форма соревнования не всегда может быть уместной.
В конце занятия необходимо отметить активных участников занятия, поблагодарить родителей за участие в работе курса, и предложить заполнить анкету для анализа эффективности совместной работы.
Встреча 3
Первые школьные трудности: как с ними справиться?
Цели:
¾ подготовить родителей к принятию новой социальной роли «родители ученика»;
¾ познакомить их с трудностями, которые могут возникнуть при поступлении ребенка в первый класс, обсудить варианты их решения;
¾ способствовать оптимизации детско-родительских отношений, развитию психологической культуры родителей.
Необходимые материалы: листы бумаги формата А4 на каждого участника, маркеры, фломастеры, ручки для каждого, по одному листу с наклейками на каждый стол (к упражнению «На ошибках учатся»); карточки к упражнениям «Что делать, если...», «Все равно ты молодец»; стилизованное изображение страниц дневника (на листе бумаги формата A3 или А2), самоклеящиеся звездочки четырех цветов в большом количестве.
Вступительная часть
Ведущий. Здравствуйте! Сегодня мы с вами поговорим о том, какие трудности могут встретиться у вас и ваших детей с началом их обучения в школе, и о том, что нужно для того, чтобы успешно с ними справиться.
Мини-лекция
1 сентября за школьные парты сядут вчерашние дошкольники. Первый день в школе — цветы, улыбки, поздравления и радостное волнение («Я уже школьник!»). Но все это проходит, и наступают школьные будни с маленькими победами, трудностями и неудачами, с радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определенное время для того, чтобы маленькие ученики стали настоящими школьниками, привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня, общению с педагогом и одноклассниками, новым способам деятельности и. поведению. Жизнь ребенка-школьника изменяется и дома, в семье.
Упражнение «Новые правила в семье»
Инструкция. Объединитесь в группы по 6-8 человек и напишите несколько (5-10) правил, которые необходимо будет соблюдать вам и (или) вашему ребенку, когда он пойдет в школу.
Обсудим правила:
· Какое правило вам кажется самым важным?
· Какое правило вам кажется наименее важным?
· Считаете ли вы, что дети должны участвовать в принятии правил?
· Как вы считаете, должны ли взрослые тоже неукоснительно соблюдать установленные правила?
Мини-лекция
Итак, с поступлением ребенка в школу изменяется жизнь не только детей, но и родителей (и, как правило, становится не легче, а труднее). Положение осложняется еще и тем, что 6,5-7 лет — это период нового кризиса развития. И поэтому, чтобы не обострять проявления кризиса, необходимо общаться с ребенком на «языке принятия». Давайте вспомним, что означает это понятие.
«Язык непринятия»:
· оценка личности («Ты очень жадный мальчик»);
· «постоянный» язык («У тебя никогда ничего не получается как следует»);
· невербальные проявления «языка непринятия» (нахмуренные брови, «жесткая» мимика, угрожающие позы, негативные интонации и др.).
«Язык принятия»:
· оценка поступка («Мне жаль, что ты не поделился с сестрой игрушками»);
· «временный» язык («Сегодня у тебя это задание не получилось»);
· невербальные проявления «языка принятия» (улыбка, доброжелательные интонации и др.).
Следует отметить, что «язык принятия» не означает согласия с ребенком, а показывает ему, что его понимают и признают его право испытывать те желания и чувства, о которых ребенок говорит.
Одна из трудностей обучения в школе — это необходимость выполнять домашнее задание. Надо ли помогать ребенку? Как ему помочь?
Упражнение «Аргументы»
Инструкция. Сейчас мы будем спорить друг с другом. Одна группа будет защищать мнение, что ребенку нужно помогать выполнять домашние задания, а другая — что не нужно.
Каждая группа должна привести как можно больше аргументов в поддержку той точки зрения, которую она защищает. При этом не имеет решающего значения, что вы на самом деле думаете о предмете спора.
Мини-лекция
Итак, подведем итог. Безусловный долг родителей состоит в том, чтобы наладить процесс приготовления домашнего задания. Сюда входит и организация рабочего места, и уточнение распорядка дня, с тем чтобы выделить на приготовление уроков необходимое время, и определение последовательности приготовления уроков.
Кроме того, на первых порах дети делают много ошибок и помарок от неумения распределить внимание, от чрезмерного напряжения, быстрого утомления. Присутствуя при приготовлении домашнего задания, родители подбадривают ребенка, объясняют, если он что-то не понял или забыл, но не подменяют его деятельности своей.
Постепенно ребенку будет требоваться все меньше времени для организации занятий, поэтому прямое участие родителей в выполнении уроков можно будет заменить только присутствием. В этом случае родители могут ограничиться контролем качества выполнения заданий.
В первое время первоклассников и их родителей может подстерегать еще одна трудность: ребенок может отказываться ходить в школу. Причин может быть несколько: трудности привыкания (адаптации) к новому образу жизни, к сверстникам, к учителю (процесс адаптации может длиться до нескольких месяцев); несформированность учебной и социальной мотивации к учению; низкий либо, наоборот, очень высокий уровень готовности к школе. Как вести себя с ребенком в таких случаях? Давайте попробуем проиграть эти ситуации.
Упражнение «Что делать, если...»
Инструкция. Представьте, что ваш ребенок после нескольких дней учебы говорит вам, что не хочет больше ходить в школу (причины нежелания указаны на карточках). Ваша задача — ответить ему так, чтобы желание учиться у него появилось вновь.
Возможные ситуации
¾ Не пойду больше в школу! Мне там неинтересно: надо все время сидеть и слушать, а поиграть некогда.
¾ Не пойду больше в школу! Я уже и так умею всё, чему там учат.
¾ Не пойду больше в школу! Я там ничего не понимаю, у меня ничего не получается.
¾ Не пойду больше в школу! Меня там ребята обижают.
¾ Не пойду больше в школу! Мне учительница не нравится.
Мини-лекция
Родителям первоклассников следует быть готовыми и к тому, что в 6-7 лет у детей родительский авторитет уже не так высок и непререкаем, как в то время, когда дети были дошкольниками. Теперь для ребенка учительница — безусловный авторитет. И обязанность родителей — всячески его поддерживать.
Еще одна проблема - как относиться к отметкам ребенка, к его успехам и неуспехам?
Так же как не следует делать трагедии из «двойки», не стоит и слишком восторгаться «пятерками». Ребенок ходит в школу не за «пятерками», а за знаниями. Только в них смысл и цель учения. Отметки — не плата за выполненную работу. Это вехи, указывающие, какой участок пути пройден благополучно, а где остались недоработки.
В настоящее время отметки в 1-м классе не ставят. В этом есть и положительное, и отрицательное (например, то, что родителям иногда трудно понять, что их ребенок усвоил, а что — не очень). Но несмотря на отсутствие отметок, родители все же видят, когда их ребенок совершает ошибку. И нередко сердятся на ребенка, считая, что ошибки «глупые», недоумевают, как можно не понимать «таких простых вещей» и ошибаться. В этом случае родителям нужно помнить о том, что каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему-то научиться. Каждый из вас знает, что он время от времени делает ошибки. Можете ли вы сейчас вспомнить какую-либо свою ошибку?
Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем из того, что у них что-то сразу не вышло.
Мы, взрослые, должны следить за тем, чтобы дети, совершив ошибку, не начинали себя принижать. Дети неизбежно будут делать много ошибок. В результате у некоторых из них может сложиться негативное ценностное суждение о самих себе. Если ребенок к тому же часто слышит от взрослых, что он сделал недопустимую, глупую ошибку, что он бестолковый, безмозглый, тупой, у него появится внутренний протест.
У ребенка повышается тревожность, растет напряжение, возникает чувство страха перед дальнейшей работой. А состояние тревоги, напряжения блокирует мышление, память и другие психические процессы; следовательно, ребенок совершает все больше новых ошибок (и часто не замечает этого). Получается замкнутый круг. Либо второй вариант — ребенок, постоянно слыша от взрослых, какой он «баран» и «тупица», начинает таким себя и чувствовать и поэтому перестает стараться.
Таким образом, если мы замечаем, что это происходит, необходимо скорректировать позицию ребенка (а иногда и позицию родителей). Немецкий психолог К. Фопель в подобном случае рекомендует сделать вот что.
Упражнение «На ошибках учатся»
Инструкция. Возьмите большой лист бумаги и маркером или фломастером напишите на нем очень крупно: «Делать ошибки — это нормально. На своих ошибках мы учимся».
Теперь украсьте этот лист (у вас на столах имеются наклейки, или вы можете просто разрисовать его), чтобы было приятно на него смотреть. Эти плакаты вы возьмете с собой. Поместите лист дома, там, где ребенок будет постоянно его видеть. А если к ошибкам ребенка болезненно относитесь вы, родители, то тогда этот плакат имеет смысл поместить перед вашими глазами.
Мини-лекция
Дети идут к родителям как к защитникам, к друзьям, к опоре, надеясь, что мама и папа в любом случае их поймут, поддержат и помогут (если не делом, то хоть словом). И поэтому, даже если хвалить ребенка (казалось бы) не за что, все равно необходимо найти что-то, заслуживающее поощрения. Лучше не ругать за то, что не получается, а похвалить за мизерный успех.
Рефлексия
Ведущий. В 1-м классе учитель каждого ребенка за достигнутые успехи, за приложенные усилия каким- то образом поощряет, например — приклеивает в дневник или тетрадку звездочку, цветочек, сердечко и др. Сейчас я предлагаю вам оценить свои успехи во время сегодняшней встречи, прикрепив в наш общий «дневник» звездочки разных цветов.
Цвета обозначают:
· красный — возможные школьные трудности меня уже не пугают, мы с ребенком вместе с ними справимся;
· желтый — говорить легко, но получится ли так в реальной жизни;
· зеленый — то, о чем мы здесь говорили, все равно не поможет справиться со школьными трудностями;
· синий — да какие могут быть в 1-м классе трудности?!
Подведение итогов
Ведущий. На этом наша встреча завершается. Я благодарю всех вас за внимание, за работу. И пусть кто-то был более активен, кто-то менее, кому-то полученные здесь знания помогут больше, а кому-то меньше, но все равно вы все молодцы, потому что если вы пришли сюда, значит, ваши дети вам небезразличны, значит, вы беспокоитесь о том, какой будет их школьная жизнь; значит, вы сделаете все, что от вас зависит (или, по крайней мере, постараетесь сделать), чтобы в течение всех одиннадцати предстоящих лет они чувствовали себя в школе как можно лучше.
Желаю успехов вам и вашим детям!
Каждому родителю выдаются памятки «Ваш ребенок первоклассник»
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.